ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30-2-99/19 от 05.02.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 30-2-99/2019

РЕШЕНИЕ

город Ярославль 5 февраля 2019 года

Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Ошмариной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Интертрансстрой» по доверенности ФИО1 на постановление начальника отдела федерального государственного надзора Департамента лесного хозяйства Ярославской области – старшего государственного инспектора Ярославской области от 3 октября 2018 года и решение судьи Пошехонского районного суда Ярославской области от 13 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Интертрансстрой»,

установила:

3 октября 2018 года начальником отдела федерального государственного надзора Департамента лесного хозяйства Ярославской области в отношении общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Интертрансстрой» вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей. ООО «Интертрансстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Из постановления следует: ООО «Интертрансстрой» осуществляет лесопользование на основании договора аренды лесного участка № 76 от 21 июля 2009 года, заключенного с Департаментом лесного хозяйства Ярославской области сроком на 49 лет в целях заготовки древесины.

29 мая 2018 года лесными инспекторами государственных казенных учреждений Ярославской области Пошехонское, Большесельское и Ярославское лесничество в ходе мероприятий по текущему контролю за исполнением обязанностей федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах лесными инспекторами ГКУ Ярославской области «Пошехонское лесничество» было установлено, что в кварталах 9, 10 Люксембургского участкового лесничества ГКУ Ярославской области «Пошехонское лесничество» шириной 15 метров, длиной 300 метров, площадью 0,45 га ООО «Интертрансстрой» осуществило разрубку квартальной просеки, на момент осмотра рубка завершена.

При этом, лесосека после рубки не очищена от порубочных остатков, что является нарушением пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года N 417, пункта 9 Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, утвержденных приказом Минприроды России от 27.06.2016 года N 367, пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 года № 474.

Данное бездействие допущено в условиях особого противопожарного режима, установленного указом Губернатора Ярославской области от 10 мая 2018 года № 107 на период с 11 по 31 мая 2018 года.

Таким образом, ООО «Интертрансстрой» совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.

Решением судьи Пошехонского районного суда Ярославской области от 13 декабря 2018 года постановление начальника отдела федерального государственного надзора Департамента лесного хозяйства Ярославской области – старшего государственного инспектора Ярославской области от 3 октября 2018 года изменено: из числа обстоятельств, отягчающих административную ответственность, исключено указание на характер правонарушения, размер административного штрафа снижен до 350 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменений.

На указанные акты по делу об административном правонарушении принесена жалоба защитником ООО «Интертрансстрой» по доверенности ФИО1 в Ярославской областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления начальника отдела федерального государственного надзора Департамента лесного хозяйства Ярославской области – старшего государственного инспектора Ярославской области от 3 октября 2018 года и решения судьи Пошехонского районного суда Ярославской области от 13 декабря 2018 года и прекращении производства по делу.

В жалобе приводятся доводы о нарушении процессуальных норм при возбуждении дела об административном правонарушении и сборе доказательств по делу, поскольку нарушен установленный нормативными актами порядок осмотра лесного участка; указывается на необоснованное искусственное разделение допущенных при лесопользовании нарушений правил заготовки древесины на отдельные дела об административных правонарушениях в зависимости от выдела, в котором обнаружено данное нарушение, тогда как рассмотрение данных дел подведомственно одному лицу, составление протоколов об административных правонарушениях имело место в один день. Кроме того, в жалобе приводятся доводы о том, что ни протокол об административном правонарушении, ни постановление о назначении административного наказания не содержат сведений о времени и месте совершения административного правонарушения, а также конкретизации правонарушения путем указания на способ очистки лесосеки от порубочных остатков.

В судебном заседании защитник ООО «Интертрансстрой» по доверенности ФИО2 жалобу поддержала.

Представитель Департамента лесного хозяйства Ярославской области ФИО3 в удовлетворении жалобы возражала.

Заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что постановление начальника отдела федерального государственного надзора Департамента лесного хозяйства Ярославской области – старшего государственного инспектора Ярославской области от 3 октября 2018 года и решение судьи Пошехонского районного суда Ярославской области от 13 декабря 2018 года подлежат отмене, производство по делу – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

Из протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания следует, что в вину ООО «Интертрнасстрой» вменяется нарушение пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года N 417, пункта 9 Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, утвержденных приказом Минприроды России от 27.06.2016 года N 367, пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 года № 474.

Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года N 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Пунктом 17 указанных правил определены способы очистки мест рубок, в том числе а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;

б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;

в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.Пункт 9 Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, утвержденных приказом Минприроды России от 27.06.2016 года N 367, содержит аналогичные положения.

Ни протоколом об административном правонарушении, ни постановлением о назначении административного наказания не установлено, когда осуществлялась рубка в кварталах 9, 10 Люксембургского участкового лесничества ГКУ Ярославской области «Пошехонское лесничество» (квартальная просека). Указанные акты по делу об административном правонарушении содержат лишь вывод о том, что на момент проверки с 21 по 25 мая 2018 года рубка завершена.

Вышеприведенными положениями пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что очистка лесосеки проводится одновременно с рубкой. Таким образом, обязанность по очистке не исполнена тогда, когда осуществлялась рубка.

Однако, таких сведений ни протокол об административном правонарушении, ни постановление о назначении административного наказания не содержат.

Таким образом, время совершения административного правонарушения по делу не установлено.

При этом, указание в нормативном акте на одновременную с рубкой очистку лесосеки, как часть лесосечных работ, свидетельствует о том, что нарушение пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах не является длящимся нарушением и совершено тогда когда обязанное лицо завершило рубку, не выполнив обязанности по очистке лесосеки.

Кроме того, подпунктом «а» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах лесопользователю предоставлена возможность весенней доочистки лесосеки при производстве рубки в зимнее время.

Факт рубки ООО «Интернтрансстрой» в кварталах 9, 10 Люксембургского участкового лесничества ГКУ Ярославской области «Пошехонское лесничество» (квартальная просека) в зимнее время материалами дела не опровергнут.

При таких обстоятельствах, на момент осмотра лесосеки у ООО «Интертрансстрой» сохранялась возможность весенней доочистки лесосеки.

Следовательно, при таких обстоятельствах, вывод о нарушении данным лицом Правил пожарной безопасности в лесах неочисткой лесосеки от порубочных остатков является преждевременным.

В протоколе об административном правонарушении и в постановлении о назначении административного наказания отсутствует вывод должностного лица Департамента лесного хозяйства Ярославской области о том, каким способом подлежала очистке квартальная просека.

При этом вышеприведенными положениями пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах установлена возможность для лесопользователя очистки лесосеки как путем укладки порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания, так и путем разбрасывания их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.

Из акта выездной проверки выполнения ГКУ Ярославской области «Пошехонское лесничество» мероприятий по осуществлению федерального государственного лесного надзора от 29 мая 2018 года следует, что в кварталах 9, 10 Люксембургского участкового лесничества ГКУ Ярославской области «Пошехонское лесничество» (квартальная просека) на площади 0, 45 га лесного участка порубочные остатки не уложены в волока, а разбросаны в пасеках.

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностному лицу административного органа, составившему протокол об административном правонарушении и вынесшему по делу постановление о назначении административного наказания, следовало дать анализ установленных актом обстоятельств и определить: является ли установленное актом разбрасывание порубочных остатков в пасеках способом очистки лесосеки, предусмотренным в подпункте «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах (разбрасывание порубочных остатков в измельченном виде по площади места рубки).

Таких выводов ни протокол об административном правонарушении, ни постановление о назначении административного наказания не содержат. В частности в указанных актах по делу об административном правонарушении отсутствуют выводы должностного лица о том, каким способом должна быть осуществлена очистка, возможна ли очистка путем разбрасывания порубочных остатков, возможно ли признать то «разбрасывание» остатков, которое установлено в результате проверки, надлежащим способом очистки лесосеки, в том числе путем оценки размеров тех остатков, которые обнаружены проверяющими инспекторами.

Ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о назначении административного наказания оценки данным фактам не дано и возможность признания действий ООО «Интертрансстрой» по разбрасыванию порубочных остатков надлежащим способом очистки не исключена.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что как протокол об административном правонарушении, так и постановление о назначении административного наказания не содержат надлежащего описания правонарушения, вменяемого в вину ООО «Интертрнасстрой» как в части времени его совершения, так и в части определения тех действий, которые подлежали совершению ООО «Интертрнасстрой» в целях очистки лесосеки, но не были выполнены данным обществом.

Указанные недостатки вынесенных по данному делу процессуальных актов свидетельствуют об их несоответствии требованиям статьи 26.1, части 2 статьи 28.2, части 1 статьи 29.10 КоАП РФ и являются существенными.

При этом, приведенные существенные недостатки протокола об административном правонарушении не могут быть устранены на настоящей стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ протокол подлежал возращению лицу, его составившему, должностным лицом, на рассмотрение которого он поступил.

Процессуальные положения КоАП РФ не предусматривают возможности возвращения протокола об административном правонарушении в целях устранения его недостатков после принятия его к рассмотрению уполномоченным должностным лицом.

В настоящем деле об административном правонарушении должностное лицо Департамента лесного хозяйства Ярославской области требований пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ не выполнил и принял к рассмотрению протокол об административном правонарушении, не соответствующий положениям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

Таким образом, дело об административном правонарушении в отношении ООО «Интертрансстрой» возбуждено с существенным нарушением процессуальных норм, протокол об административном правонарушении, являющийся также доказательством по делу, процессуальным требованиям КоАП РФ не соответствует. Следовательно, собранные по делу доказательства нельзя признать допустимыми.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что правонарушение в действиях ООО «Интертрансстрой» не доказано. Вынесенные по делу постановление начальника отдела федерального государственного надзора Департамента лесного хозяйства Ярославской области – старшего государственного инспектора Ярославской области от 3 октября 2018 года и решение судьи Пошехонского районного суда Ярославской области от 13 декабря 2018 года подлежат отмене, производство по делу – прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

Постановление начальника отдела федерального государственного надзора Департамента лесного хозяйства Ярославской области – старшего государственного инспектора Ярославской области от 3 октября 2018 года и решение судьи Пошехонского районного суда Ярославской области от 13 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Интертрансстрой» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Судья Е.Ю. Щеголькова