ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 300014-01-2021-000159-53 от 05.04.2021 Харабалинского районного суда (Астраханская область)

УИД № 30RS0014-01-2021-000159-53 № 2а-211/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Харабали, Астраханская область 05 апреля 2021 года

Харабалинский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Елизаровой И.В.,

с участием помощника прокурора Харабалинского района Астраханской области Мехтиева Э.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Исенбаевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Харабалинского района Астраханской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к администрации муниципального образования «Воленский сельсовет» о признании незаконным действия (бездействия) по неприятию мер по приведению детских игровых площадок в соответствии с требованиями их устройства, содержания, а также безопасности размещения на них объектов для досуга и отдыха детей, обязании совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Харабалинского района Астраханской области обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Воленский сельсовет» о признании незаконным действия (бездействия) по неприятию мер по приведению детских игровых площадок в соответствии с требованиями их устройства, содержания, а также безопасности размещения на них объектов для досуга и отдыха детей, обязании совершить определенные действия, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего устройство, содержание, использование детских игровых площадок. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории МО «Воленский сельсовет» имеется 5 детских игровых площадок, расположенных по адресу: <адрес>. Проверкой выявлено несоответствие этих детских игровых площадок Национальному стандарту РФ «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (ГОСТ Р 52301-2013, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.2013 № 182-ст), который применяется совместно с ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ 18322-78 и регулирует вопросы устройства и содержания детских игровых площадок, соответствия требованиям безопасности размещения на них объектов для досуга и отдыха детей.

В нарушение требований ГОСТа все горки на игровых площадках травмоопасны для детей, поскольку либо полностью отсутствуют ударопоглощающее покрытие, либо его недостаточно для безопасности детей. На горках отсутствует маркировка, обозначающая требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов.

В целях контроля периодичности, полноты и правильности выполняемых работ при осмотрах различного вида владелец игрового оборудования должен разрабатывать графики проведения осмотров. Однако в нарушение указанных требований должностными лицами, в чьем оперативном управлении находятся детские площадки, осмотры игрового оборудования не проводят; графики таких осмотров не составляют, журнал регистрации проведенных мероприятий по контролю за техническим состоянием игрового оборудования не заведен, акты ежегодного осмотра игрового оборудования не составлялись.

На игровых площадках отсутствуют информационные таблички или доски, содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.

Все игровые детские площадки расположены в административных границах муниципального образования, однако до настоящего времени меры к постановке указанного имущества на баланс и признания его муниципальным имуществом не приняты, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения ч. 3 ст. 225 ГПК РФ.

Также в ходе проверки установлено, что не все оборудование на детских игровых площадках имеет соответствующие документы (паспорт), что также препятствует безопасному использованию.

Проверкой выявлено несоответствие детских игровых площадок требованиям, изложенным Национальным стандартом РФ, ГОСТ Р 55679-2013 «Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность при эксплуатации», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.10.2013г. № 1284-ст.

ДД.ММ.ГГГГ по фактам выявленных нарушений в адрес главы администрации МО «Воленский сельсовет» внесено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего устройство, содержание, использование игровых детских площадок. Согласно полученному ответу, администрацией МО «Воленский сельсовет» приняты меры к устранению выявленных нарушений.

В ходе проведенной в ДД.ММ.ГГГГ проверки установлено, что фактически нарушения, указанные в представлении, не устранены.

Игровые детские площадки, расположенные по адресу: <адрес> не соответствуют требованиям Национального стандарта РФ «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (ГОСТ Р 52301-2013, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.2013 № 182-ст), который применяется совместно с ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ 18322-78 и регулирует вопросы устройства и содержания детских игровых площадок, соответствия требованиям безопасности размещения на них объектов для досуга и отдыха детей.

Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Воленский сельсовет» по непринятию мер по приведению детских игровых площадок, расположенных на территории МО «Воленский сельсовет» незаконным; обязать администрацию МО «Воленский сельсовет» принять в муниципальную собственность 5 игровых площадок, расположенных по адресу: <адрес>, а также поставить их на баланс; обязать администрацию МО «Воленский сельсовет» привести детские игровые площадки, расположенные по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями Национального стандарта РФ «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (ГОСТ Р 52301-2013, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.2013 № 182-ст), который применяется совместно с ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ 18322-78 и регулирует вопросы устройства и содержания детских игровых площадок, соответствия требованиям безопасности размещения на них объектов для досуга и отдыха детей.

Представитель административного истца – помощник прокурора Харабалинского района Астраханской области Мехтиев Э.А. заявленные административные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Белоусов В.В., извещенный о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явился, предоставив возражение на исковое заявление, в котором указывает, что детские игровые площадки по адресу: <адрес>, переданы ИП К. и Астраханским фондом поддержки регионального сотрудничества и развития в дар администрации МО «Воленский сельсовет» Харабалинского района. Указанные детские игровые площадки являются муниципальной собственностью. Остальные игровые площадки, расположенные по адресу: <адрес>, не имеют собственника и находятся в неисправном состоянии. Элементы данной игровой площадки практически демонтированы.

В соответствии со ст. 150 КАС Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствии представителя ответчика.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплены права каждого на жизнь и охрану здоровья.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей, при этом, в соответствии с ч. 2 данной статьи в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Целями государственной политики в интересах детей, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 124-ФЗ, является защита детей от фактов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 124-ФЗ) социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей.

В соответствии со ст.12 указанного Федерального закона, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.

В соответствии с пунктами 12, 15 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1148-ст от 23.11.2012г. утвержден для добровольного применения национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования".

Пунктом 4 ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования" установлены требования безопасности.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 182-ст от 24.06.2013г. утвержден для добровольного применения национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52301-2013 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования". Настоящий стандарт распространяется на оборудование детских игровых площадок, предназначенное для индивидуального и коллективного пользования. Стандарт устанавливает общие требования безопасности при монтаже или эксплуатации оборудования всех типов.

В соответствии с п. 4.2 Национального стандарта, оборудование монтируют и устанавливают так, чтобы была обеспечена безопасность играющих детей. Запрещается пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей (п.4.3).

Согласно п.п. 5.1-5.2 Национального стандарта, изготовитель (поставщик) предоставляет паспорт на оборудование по ГОСТ 2.601 на русском языке. Паспорт предоставляют на комплекс оборудования или на оборудование, которое может быть установлено отдельно и использовано как самостоятельная единица. На оборудование, которое не может быть установлено отдельно и использовано как самостоятельная единица, паспорт не предоставляют. Для такого оборудования необходима лишь запись в разделе «Комплектность» паспорта на игровой комплекс в составе которого монтируется это оборудование. Из п. 7.4 Стандарта следует, что вся эксплуатационная документация (в том числе паспорт, акт осмотра и проверки, графики осмотров и т.п.) подлежит постоянному хранению.

Согласно п. 6.1-6.4.1 Национального стандарта, оборудование и его элементы осматривают и обслуживают в соответствии с инструкцией изготовителя с периодичностью, установленной изготовителем. Контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец). Результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в журнале, который хранится у эксплуатанта (владельца). Контроль технического состояния оборудования включает: осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию; регулярный визуальный осмотр; функциональный осмотр; ежегодный основной осмотр. По результатам ежегодного основного осмотра составляют акт. Из п. 6.5 Стандарта следует, что в целях контроля периодичности, полноты и правильности выполняемых работ при осмотрах различного вида эксплуатант (владелец) разрабатывает графики проведения осмотров. При обнаружении в процессе осмотра оборудования дефектов, влияющих на безопасность оборудования, дефекты немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимают меры, обеспечивающие невозможность пользоваться оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки. После удавления оборудования оставшийся в земле фундамент также удаляют или огораживают и закрывают сверху так, чтобы участок игровой площадки был безопасным.

В соответствии с п. 7.5 Национального стандарта, для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.

Неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки (п.7.7).

Согласно п. 7.8 Национального стандарта, регулярное обслуживание включает мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки. Мероприятия по регулярному обслуживанию оборудования включают: проверку и подтягивание узлов крепления; обновление окраски оборудования; обслуживание ударопоглощающих покрытий; смазку подшипников; нанесение на оборудование маркировок, обозначающих требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов; обеспечение чистоты оборудования и покрытий; восстановление ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов и корректировки их уровня; обслуживание пространства зон безопасности.

Согласно п. 7.1-7.2 Национального стандарта, эксплуатант (владелец) разрабатывает и обеспечивает исполнение комплекса мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования на основе учета; конструкции оборудования; требований эксплуатационных и иных документов, предоставленных изготовителем; установки, обслуживания и ремонта оборудования; климатических условий и условий эксплуатации оборудования. Эксплуатант (владелец) детской игровой площадки должен периодически, не менее одного раза в 12 месяцев оценивать эффективность мероприятий по обеспечению безопасности на основе опыта или при изменении условий эксплуатации корректировать комплекс мероприятий по обеспечению безопасности.

Решением Совета муниципального образования «Воленский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила благоустройства территории МО «Воленский сельсовет».

Согласно п. 4.2 Правил благоустройства территории муниципального образования «Воленский сельсовет» Все виды и материалы покрытия должны отвечать техническим требованиям к содержанию и эксплуатации территорий, обеспечивать удобство и безопасность пешеходного и транспортного движения, соответствовать назначению отдельных территорий. На площадках для отдыха должны использоваться набивные, плиточные, комбинированные покрытия, на детских игровых и спортивных площадках – мягкие виды покрытий.

Согласно п. 4.3 Правил благоустройства территории муниципального образования «Воленский сельсовет» оборудование спортивно-игровых площадок должно соответствовать установленным стандартам. Детские площадки должны оборудоваться прочными конструкциями, соответствующими современным требованиям дизайна. Игровое оборудование должно быть сертифицировано, соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм, безопасности, удобства эксплуатации, эстетической привлекательности. При обустройстве детских игровых площадок необходимо учитывать нормативные требования по соблюдению расстояний от инженерных коммуникаций до элементов игрового и спортивного оборудования, а также соблюдать минимальные расстояния оборудования, скамей, урн, бортовых камней, твердых видов покрытия, веток, стволов, корней деревьев.

Согласно п. 4.8 Правил благоустройства территории муниципального образования «Воленский сельсовет», при совмещении площадок отдыха и детских площадок не допускается устройство твердых видов покрытия в зоне детских игр. Детские игровые площадки должны размещаться на территориях в зависимости от имеющихся территориальных возможностей, максимально свободных от инженерных сетей, изолированных от транспортных проездов, автостоянок, транзитных пешеходных путей, хозяйственных площадок в соответствии с требованиями установленных технических и санитарных норм.

Прокуратурой Харабалинского района Астраханской области проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего устройство, содержание, использование детских игровых площадок.

В ходе проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на территории МО «Воленский сельсовет» имеется 5 детских игровых площадок, расположенных по адресу: <адрес>.

В нарушение требований ГОСТ все горки на игровых площадках травмоопасны для детей, поскольку либо полностью отсутствуют ударопоглощающее покрытие, либо его недостаточно для безопасности детей. На горках отсутствует маркировка, обозначающая требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов.

В целях контроля периодичности, полноты и правильности выполняемых работ при осмотрах различного вида владелец игрового оборудования должен разрабатывать графики проведения осмотров. Однако в нарушение указанных требований должностными лицами, в чьем оперативном управлении находятся детские площадки, осмотры игрового оборудования не проводят; графики таких осмотров не составляют, журнал регистрации проведенных мероприятий по контролю за техническим состоянием игрового оборудования не завели, акты ежегодного осмотра игрового оборудования не составляют.

На игровых площадках отсутствуют информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номера телефонов для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.

Не все оборудование на детских игровых площадках имеет соответствующие документы (паспорт), что также препятствует безопасному использованию.

Проверкой выявлено несоответствие детских игровых площадок требованиям, изложенным Национальным стандартам РФ «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (ГОСТ Р 52301-2013, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.2013 № 182-ст), который применяется совместно с ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ 18322-78 и регулирует вопросы устройства и содержания детских игровых площадок, соответствия требованиям безопасности размещения на них объектов для досуга и отдыха детей.

В связи с этим в адрес главы администрации муниципального образования «Воленский сельсовет», и.о. прокурора района было внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства в сфере охраны здоровья несовершеннолетних, на которое дан ответ о том, что в настоящее время муниципальным образованием проводятся меры по нанесению ударопоглощающих покрытий, установление информационных табличек, составляются графики осмотра площадок, журнал регистрации, а также принимаются меры к постановке на учет детских игровых площадок на баланс администрации МО «Воленский сельсовет».

Проведенной прокуратурой района в ДД.ММ.ГГГГ проверкой установлено, что фактически нарушения, указанные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ не устранены. Детские игровые площадки, расположенные по адресу: <адрес>, не соответствуют требованиям Национального стандарта РФ «Оборудование и покрытия детских игровых площадок». Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (ГОСТ Р 52301-2013, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.2013 № 182-ст), который применяется совместно с ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ 18322-78 и регулирует вопросы устройства и содержания детских игровых площадок», соответствия требованиям безопасности размещения на них объектов для досуга и отдыха детей.

Детские игровые площадки расположены в административных границах муниципального образования, однако меры к постановке указанного имущества на баланс и признания его муниципальным имуществом в полной мере не приняты, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положения ч. 3 ст. 225 ГПК РФ.

Как следует из представленных представителем административного ответчика акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от ДД.ММ.ГГГГ, платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ, договора пожертвования от ДД.ММ.ГГГГ., акта приема-передачи пожертвования от ДД.ММ.ГГГГ., реестра муниципального имущества администрации МО «Воленский сельсовет», детские игровые площадки по адресу: <адрес>, в настоящее время являются муниципальной собственностью.

При этом, доказательств демонтажа иных игровых площадок, расположенных на территории муниципального образования «Воленский сельсовет», суду не представлено.

В условиях состязательности судебного процесса, в соответствии с положениями ст. 62 КАС Российской Федерации, стороной ответчика не представлено надлежащих доказательств необоснованности заявленных требований и/или невозможности их исполнения в случае удовлетворения иска.

При указанных обстоятельствах, в целях защиты здоровья, прав и законных интересов неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных требований прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Харабалинского района Астраханской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к администрации муниципального образования «Воленский сельсовет» о признании незаконным действия (бездействия) по неприятию мер по приведению детских игровых площадок в соответствии с требованиями их устройства, содержания, а также безопасности размещения на них объектов для досуга и отдыха детей, обязании совершить определенные действия – удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Воленский сельсовет» по непринятию мер по приведению детских игровых площадок, расположенных на территории МО «Воленский сельсовет» в соответствие с требованиями Национального стандарта РФ «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (ГОСТ Р 52301-2013, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.2013 № 182-ст).

Обязать администрацию МО «Воленский сельсовет» принять в муниципальную собственность игровые площадки, расположенные по адресу: <адрес>, и поставить их на баланс.

Обязать администрацию МО «Воленский сельсовет» в срок до 30 сентября 2021 года привести детские игровые площадки, расположенные по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями Национального стандарта РФ «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (ГОСТ Р 52301-2013, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.06.2013 № 182-ст), который применяется совместно с ГОСТ Р 52169-2012, ГОСТ 18322-78 и регулирует вопросы устройства и содержания детских игровых площадок, соответствия требованиям безопасности размещения на них объектов для досуга и отдыха детей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд через Харабалинский районный суд Астраханской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 08 апреля 2021 года.

Председательствующий