УИД № 30RS0014-01-2021-000889-94 №2а-621/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Астраханская область, г. Харабали 07 сентября 2021 года
Харабалинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Елизаровой И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Анисимовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области о признании незаконным бездействия по организации и проведению аукциона,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Харабалинский район» о признании незаконным бездействия по организации и проведению аукциона, указав, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации - <данные изъяты>, было опубликовано извещение о предоставлении в аренду, а также о приеме заявлений от граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельных участков:
с кадастровым номером: №, площадью 237329 кв.м., расположенного относительно ориентира: <адрес> для сельскохозяйственного производства, цель предоставления земельного участка: осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, номер извещения – №, дата и время публикации извещения: ДД.ММ.ГГГГ, 14:17, дата и время окончания приема заявок: ДД.ММ.ГГГГ, 17:00, срок подведения итогов: ДД.ММ.ГГГГ;
из категории земель – земли населенных пунктов, площадью 606 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, номер извещения – №, дата и время публикации извещения: ДД.ММ.ГГГГ, 09:10, дата и время окончания приема заявок: ДД.ММ.ГГГГ, 17:00, срок подведения итогов: ДД.ММ.ГГГГ;
из категории земель – земли населенных пунктов, площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, номер извещения – №, дата и время публикации извещения: ДД.ММ.ГГГГ, 14:27, дата и время окончания приема заявок: ДД.ММ.ГГГГ, 17:00, срок подведения итогов: ДД.ММ.ГГГГ;
с кадастровым номером №, из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, площадью 2054009 кв.м., расположенного относительно ориентира: <адрес>, для сельскохозяйственного производства (пашня), номер извещения – №, дата и время публикации извещения: ДД.ММ.ГГГГ, 09:32, дата и время окончания приема заявок: ДД.ММ.ГГГГ, 17:00, срок подведения итогов: ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 на компьютере оформил заявление о своем намерении принять участие в аукционе по продаже права аренды на указанные земельные участки, подписал квалифицированной цифровой электронной подписью и направила его посредством электронной почты на адреса <данные изъяты>, <данные изъяты>. В заявлении он просил при наличии нескольких заявлений на указанный земельный участок организовать и провести торги, в которых намерен принять участие. Однако, на его почтовый адрес поступил ответ-отказ, в котором разъяснено, что подача заявления в форме электронного документа не предусмотрена, в связи с чем его заявление не может быть рассмотрено.
Действия по отказу в рассмотрении его заявления «О намерениях» является незаконным, бездействие по организации и проведению аукциона па право аренды земельных участков после получения заявления является незаконным.
Направленное заявление «О намерениях» подписано квалифицированной ЭЦП. Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ниминормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Подача такого заявления, подписанного квалифицированной ЭЦП, влечет такие же юридические последствия, как и на бумажном носителе.
Считает, что администрацией МО «Харабалинский район» нарушены положения ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций и их должностным лицам.
Правила о недопущении ограничения конкуренции регулируют не только отношения, связанные с обеспечением конкурентной среды хозяйствующих субъектов, но и устанавливают основу обеспечения добросовестной конкуренции при предоставлении государственных или муниципальных услуг. Администрация ограничила возможность участия в процедуре лиц, которые находятся на удалении и могли бы направить заявление без личного посещения, тем самым ограничила круг, которые могли бы выразить желание и подать заявление, ограничила конкуренцию, нарушив в т.ч. ФЗ «О защите конкуренции».
Предоставление преимуществ отдельным лицам противоречит принципу юридического равенства участников гражданских правоотношений, незаконно установленное законом преимущество одного лица ставить в его более выгодное положение перед другими. Уклонение от проведения торгов сделало невозможной реализацию его гражданских прав на участие в торгах, создало необоснованные преимущества и льготы лицам, возможно получившим права на земельные участки без торгов перед другими участниками гражданских правоотношений, в т.ч. и перед ним, что повлекло нарушение его прав.
При подаче иным претендентом заявки до истечения разумного срока право аренды земельного участка подлежит выставлению на торги независимо от принятия органом местного самоуправления решения об утверждении акта выбора земельного участка.
С заявлениями о предоставлении земельного участка он обратился своевременно.
Администрацией МО «Харабалинский район» нарушены его права, незаконно бездействует и уклоняется от организации проведения аукциона.
Просит суд признать незаконным действия администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области по отказу в рассмотрении его заявления «О намерении участвовать в аукционе», подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью и направленного на адреса электронной почты: <данные изъяты>, <данные изъяты>, в отношении:
земельного участка, с кадастровым номером: №, площадью 237329 кв.м., расположенного относительно ориентира: <адрес>, в границах МО «Город Харабали» для сельскохозяйственного производства, цель предоставления земельного участка: осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
земельного участка, из категории земель – земли населенных пунктов, площадью 606 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства;
земельного участка, из категории земель – земли населенных пунктов, площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства;
земельного участка, с кадастровым номером №, из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, площадью 2054009 кв.м., расположенного относительно ориентира: <адрес>, для сельскохозяйственного производства (пашня), выразившиеся в письме за № от ДД.ММ.ГГГГ;
обязать администрацию муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области рассмотреть его заявление «О намерении участвовать в аукционе», поступившее посредством электронной почты ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства; признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области по организации и проведению аукциона по продаже права аренды указанных земельных участков; обязать администрацию муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области организовать и провести аукцион по продаже права аренды данных земельных участков.
Определениями Харабалинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (в протокольной форме) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО2 ФИО3, ФИО4
Административный истец ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители административного ответчика администрации МО «Харабалинский район» ФИО5 и ФИО6 в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, предоставив возражения на административное исковое заявление, в котором просили отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, указав, что действия администрации МО «Харабалинский район» в отказе в приеме заявления ФИО1 по причине нарушения способа подачи заявления о намерении участвовать в аукционе соответствуют нормам действующего законодательства.
Заинтересованные лица ФИО2 ФИО3, ФИО4, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений относительно заявленных требований суду не представили.
Суд рассматривает дело в отсутствие сторон в порядке ст.150 КАС Российской Федерации.
Исследовав материалы административного дела, а также представленные материалы исполнительного производства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации - torgi.gov.ru, администрацией МО «Харабалинский район» было опубликовано извещение о предоставлении в аренду, а также о приеме заявлений от граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельных участков:
с кадастровым номером: №, площадью 237329 кв.м., расположенного относительно ориентира: <адрес>, в границах МО «Город Харабали» для сельскохозяйственного производства, цель предоставления земельного участка: осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, номер извещения – №, дата и время публикации извещения: ДД.ММ.ГГГГ, 14:17, дата и время окончания приема заявок: ДД.ММ.ГГГГ, 17:00, срок подведения итогов: ДД.ММ.ГГГГ;
из категории земель – земли населенных пунктов, площадью 606 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, номер извещения – №, дата и время публикации извещения: ДД.ММ.ГГГГ, 09:10, дата и время окончания приема заявок: ДД.ММ.ГГГГ, 17:00, срок подведения итогов: ДД.ММ.ГГГГ;
из категории земель – земли населенных пунктов, площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, номер извещения – №, дата и время публикации извещения: ДД.ММ.ГГГГ, 14:27, дата и время окончания приема заявок: ДД.ММ.ГГГГ, 17:00, срок подведения итогов: ДД.ММ.ГГГГ;
с кадастровым номером №, из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, площадью 2054009 кв.м., расположенного относительно ориентира: <адрес>, для сельскохозяйственного производства (пашня), номер извещения – №, дата и время публикации извещения: ДД.ММ.ГГГГ, 09:32, дата и время окончания приема заявок: ДД.ММ.ГГГГ, 17:00, срок подведения итогов: ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные извещения содержали полную информацию о земельных участках, право заключения договоров аренды которых выставлялось на аукцион, условия участия в аукционе, порядок проведения аукциона. Порядок заключения договоров аренды по итогам аукциона, а также проект договоров аренды земельных участков, содержащие все условия, на которых предлагалось заключить договоры аренды земельных участков.
Административный истец ФИО1 составил в электронном виде заявление о своем намерении принять участие в аукционе по продаже права аренды на указанные земельные участки, которое подписал квалифицированный цифровой электронной подписью и ДД.ММ.ГГГГ направил его посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на электронные адреса: <данные изъяты>, <данные изъяты>. В заявлении просил при наличии нескольких заявлений на указанные земельные участки организовать и провести торги, в которых намерен принять участие.
Администрацией МО «Харабалинский район» в принятии заявления ФИО1 о намерении участвовать в аукционе отказано на основании ст.39.18 Земельного кодекса РФ, Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи с несоблюдением порядка и способов подачи заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
Как видно из письма администрации МО «Харабалинский район» Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрен порядок и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе в форме электронных документов.
В соответствии с п. 5 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и требования к их формату утверждены приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с п. 8 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, адрес и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка и аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка определяется уполномоченным органом.
Статьей 39.2 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего кодекса.
Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п.2 ст. 11 Земельного кодекса РФ).
Уставом МО «Харабалинский район», принятым Решением Совета МО «Харабалинский район» от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что к вопросам местного значения Харабалинского района относится управление и распоряжение земельными участками (п.3 ч.4 статьи 43).
Постановлением администрации МО «Харабалинский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о постоянно действующей комиссии по проведению аукционов по продаже земельных участков или аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности МО «Харабалинский район», а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории МО «Харабалинский район».
Пунктом 4.1 указанного Положения установлено, что для участия в аукционе заявитель представляет организатору аукциона (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении аукциона срок заявку по установленной форме.
Таким образом, уполномоченный орган наделен правом определения способа подачи заявлений лично или через своего представителя о намерении участвовать в аукционе для целей, предусмотренных ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.
Для участия в аукционе администрацией МО «Харабалинский район» установлен особый порядок обращения, что соответствует п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, Уставу МО «Харабалинский район».
Вышеуказанные нормы закона административным истцом не выполнены.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС Российской Федерации суд удовлетворяет полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Совокупности обстоятельств, установленных вышеуказанными нормами закона, являющихся основанием для признания незаконным отказа в рассмотрении обращения ФИО1 о намерении участвовать в аукционе, по делу не имеется.
Реализация права заявителя в административном порядке связана с соблюдением установленного административным ответчиком порядка проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. Сведений о невозможности при осуществлении права на обращение заявителем реализовать предусмотренную законом возможность участия в аукционе по заключению договора аренды земельного участка суду не представлено.
При этом, суд считает необоснованными доводы административного истца о применении к рассматриваемым отношениями положений Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку регулирование указанных административных правоотношений основано на нормах земельного законодательства, предусматривающих особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, а специальные норм, устанавливающие особенности предоставления таких земельных участков определяются органами местного самоуправления.
Учитывая выше изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований истца.
руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации муниципального образования «Харабалинский район» Астраханской области о признании незаконным бездействия по организации и проведению аукциона, отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Харабалинский районный суд Астраханской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей 17 сентября 2021г.
Председательствующий