ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 30/2021 от 05.04.2021 Косинского районного суда (Пермский край)

Дело – 30/2021

УИД 81RS0-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 апреля 2021 года с. Коса

ФИО2 районный суд Пермского края в составе председательствующего Зубовой Е.А.

при секретаре судебного заседания Кочкуровой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Косинского муниципального округа о признании права на получение социальной выплаты без передачи жилого помещения органу местного самоуправления

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском.

В обоснование иска указано на то, что ФИО1 является участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в категории Инвалиды 1-2 группы, инвалиды детства по дате очередности ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ письмом администрации Косинского муниципального округа он был поставлен в известность о том, что выдача сертификата невозможна, поскольку невозможно произвести расчет размера социальной выплаты в связи с тем, что отказавшись ДД.ММ.ГГГГ от участия в приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>2, он обязательство о сдаче жилого помещения представить не может, т.к. не является собственником квартиры. Кроме этого, после смерти Т он отказался от права на наследство по закону. Вопрос о праве на получение жилищного сертификата без предоставления обязательства Министерство строительства Пермского края рекомендовало решить в судебном порядке. Считает, что поскольку приватизация квартиры проведена в соответствии с действующим законодательством, его права при приватизации нарушены не были, отказ от участия в приватизации и в праве на наследство по закону не является основанием для лишения его права на получение социальной выплаты без передачи органу местного самоуправления жилого помещения. Просит признать за ним право на получение социальной выплаты без передачи жилого помещения органу местного самоуправления.

Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истцов по ордеру М исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Администрации Косинского муниципального округа К с иском не согласилась, пояснив, что <адрес> подготовила и направила учетное дело к выдаче государственного жилищного сертификата в 2021 году, однако Министерство строительства <адрес> было принято решение об отказе в выдаче сертификата, поскольку невозможно произвести расчет размера социальной выплаты в связи с тем, что ФИО1 имеет жилое помещение для постоянного проживания по адресу: <адрес> края, а обязательство о сдаче жилого помещения представить не может, т.к. не является собственником квартиры, поскольку не участвовал в приватизации. В данном случае Администрация Косинского муниципального округа не является надлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика Министерства строительства Пермского края в судебное заседание не явился, в отзыве, направленном в суд, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с иском не согласен, просил в его удовлетворении отказать.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Абзац первый статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиям гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» закрепляет право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывшими в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющими общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющими других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели.

В силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту жительства таких граждан. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 (далее - Положение).

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1085 «О неотложных мерах по социально-экономическому развитию Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской области» Гайнский, ФИО2 и Кочевский районы Коми-Пермяцкого автономного округа с 1 июля 1992 года отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Судом установлено, что ФИО1 является участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в категории Инвалиды 1-2 группы, инвалиды детства по дате очередности ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Министерства строительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в оформлении и выдаче жилищного сертификата в 2021 году, рекомендовано решить в судебном порядке вопрос о праве ФИО1 на получение жилищного сертификата и о порядке определения размера социальной выплаты в случае наличия такого права.

ДД.ММ.ГГГГ письмом администрации Косинского муниципального округа ФИО1 был поставлен в известность о том, что ему отказано в выдаче сертификата, поскольку невозможно произвести расчет размера социальной выплаты в связи с тем, что он имеет жилое помещение для постоянного проживания, а обязательство о сдаче жилого помещения представить не может, т.к. не является собственником квартиры, что служит препятствием для Министерства произвести расчет размера социальной выплаты и выдать жилищный сертификат.

По смыслу ст. 6 Федерального закона N 125-ФЗ и вышеназванных норм условия выдачи государственного жилищного сертификата относительно обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность распространяются на граждан, проживающих в жилом помещении по договору социального найма жилого помещения, по договору специализированного жилого помещения либо в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности.

Из изложенного следует, что передача жилого помещения, принадлежащего гражданину и/или членам его семьи, в котором указанные лица проживают, в государственную или муниципальную собственность не является обязательным условием предоставление жилищного сертификата. Данное обстоятельство влияет на размер жилищной субсидии, но само по себе не свидетельствует о прекращении права гражданина на ее получение.

Судом установлено, что ФИО1 проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое ДД.ММ.ГГГГ было передано в безвозмездную собственность ему матери Т, сам ФИО1 отказался от участия в приватизации.

В настоящее время данное жилое помещение принадлежит Б на основании свидетельства о праве на наследство по закону, ФИО1 от права на наследство по закону на данное жилое помещение отказался, проживает в нем на основании договора найма.

Таким образом, судом установлено, что ФИО1 не имеет на праве собственности жилых помещений, не занимает жилое помещение на условиях договора социального найма.

Следовательно, ФИО1 не должен предоставлять обязательство о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Учитывая, что право пользования жилым помещением, возникающее у лица в связи с его отказом от приватизации и от права на наследование по закону, не предусмотрено в качестве основания для отказа гражданину в реализации его прав на получение жилищной субсидии, решение Министерства строительства <адрес> о невозможности предоставления истцу жилищного сертификата не соответствует требованиям законодательства.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований ФИО1 о признании за ним как за участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» права на получение социальной выплаты без передачи органу местного самоуправления жилого помещения по адресу: <адрес> края.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить.

Признать за ФИО1 участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» право на получение социальной выплаты без передачи органу местного самоуправления жилого помещения по адресу: <адрес> края.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через ФИО2 районный суд в течение одного месяца.

Судья Е.А.Зубова