№ 30 августа 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Краснокамский суд Пермского края
В составе председательствующего Теплоуховой И.М.
При секретаре Фроловой О.В.
С участием прокурора Самигуллина З.Н.
Соистца ФИО1
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску прокурора г.Краснокамска, действующего в интересах ФИО1 к Правительству Пермского края, ТУ Минсоцразвития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма
У с т а н о в и л:
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения относится к категории дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Родители ФИО1 - ФИО3 ( мама) умерла ДД.ММ.ГГГГ., отец- ФИО4, умер ДД.ММ.ГГГГ
ФИО1 решением комиссии ТУ Минсоцразвития по Краснокамскому и Нытвенскому районам ДД.ММ.ГГГГ. ( с уточнением в решении от ДД.ММ.ГГГГ. ) поставлен на учет в список очереди граждан нуждающихся в жилых помещениях, по тем основаниям, что жилое помещение – комната в двухкомнатной квартире, расположена в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.
Прокурор г.Краснокамска обратился в суд с заявлением в защиту жилищных прав ФИО1 с требованием о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору специализированного найма площадью не менее 33 кв.м. на территории Краснокамского муниципального района. Обязанность по предоставлению жилья просит возложить на Правительство Пермского края, Министерство социального развития и Территориальное Управление Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам.
В заявлении указал, что ФИО1 достиг совершеннолетия, имеет регистрацию места жительства в жилом помещении, которое признано непригодным для проживания. Поскольку у ФИО1 возникло право на получение жилого помещения по договору специализированного найма, он подлежит обеспечению жильем ответчиками.
ФИО1 исковые требования прокурора поддержал. Суду пояснил, что зарегистрирован по адресу <адрес> У него есть договор социального найма на данное жилое помещение, но в нем он не проживает длительное время. К тому же квартира, по вине проживавших там лиц, сгорела.
После смерти отца ФИО4 в 2002г., мама проживала с сожителем по адресу <адрес>. Данная квартира была предоставлена отчиму- ФИО5. ОН зарегистрировал маму и его ( соистца), с условием, чтоб мама продала квартиру в г.Краснокамске. Продажа квартиры осуществлялась риелтором ФИО6, который совершил в отношении мамы мошенничество. Был осужден. По приговору суда никакие деньги взысканы не были, а потом ему никто не подсказал, что нужно сделать. После смерти мамы, ему опекун назначен не был, он уехал к сестре в Соликамск.
ФИО5 перед смертью в 2002г. успел прописать в квартиру своих родственников ( ФИО7 с детьми), которые после его смерти выгнали маму из квартиры. Поэтому с 2002г. он( соистец) с мамой проживали по разным адресам, снимали жилье. В квартире в <адрес> с 2002г. он не проживал.
В наследство после смерти мамы не вступал, ему никто не объяснил этого.
До 18 лет он жил у сестры, затем был призван в Армию. Демобилизовался в 2012г. Вернулся к сестре, прожил там год и вместе с сестрой приехали в г.Краснокамск. Снимали жилье. Тут он встретил ФИО8, у которой имеется своя квартира, где проживают и ее трое детей. С ней зарегистрировали брак и с 2014г. он проживает в г.Краснокамске постоянно. Сестра уехала обратно в Соликамск. Фактически у него своего жилья нет. Если, что то не получится в браке, то он останется на улице. ФИО7 сказала, что жилья он от нее не получит.
Ему известно, что у ФИО7 тоже на руках договор социального найма, на это же жилье.
Жилое помещение по договору специализированного найма просит предоставить только на территории Краснокамска, здесь у него работа, семья.
Представитель Правительства Пермского края просил о рассмотрении дела без представителя. По заявленным требованиям возражает. В отзыве отражено, что Правительство исполнило свои обязательства в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разработки соответствующего Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края.
Полагает, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям сиротам на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица из данной категории, т.е. на территории всего Пермского края. А потому у ФИО1 появляется право выбора жилого помещения в ином муниципальном образовании Пермского края.
Кроме того, указал, что процедура формирования специализированного жилищного фонда, а также строительство жилья и проведение конкурсных процедур носит объективно длительный характер. Согласно Плана формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2016г.- регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах в г.Краснокамске запланирована на сентябрь 2016г. / л.д.38-44/.
Представитель Министерства социального развития Пермского края поддерживает отзыв Правительства Пермского края, просит о рассмотрении дела без представителя. При этом не согласен с требованиями прокурора о возложении обязанности по предоставлению жилья соистцу на ТУ МСР ПК по Краснокамскому и ФИО9 /л.д.45-47/.
В соответствии с п.6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. « О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» осуществляет формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и не уполномочено функцией предоставления и обеспечения жилыми помещениями.
Представитель Министерства строительства и ЖКХ Пермского края просил о рассмотрении дела без представителя, поддерживает отзыв Правительства Пермского края.
С 01.03.2015г. функции управления специализированным жилищным фондом возложены на ГКУ Пермского края « Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края».
Представитель Управления просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя, мнения по иску в ходатайстве не изложено.
Представитель ТУ МСР по Краснокамскому и ФИО9 в суд не явился, мнения по иску не направлено.
Суд считает, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 149 СК РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 1 ст. 5 ЖК РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В силу ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
Как следует из п. 3 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (ред. от 02.07.2014 N 350-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи: 1) по достижении возраста 18 лет; 2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; 3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 2 ст. 6 указанного Закона условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Суд установил, что ФИО1 ( до брака Петухов) является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг 18 летнего возраста. Родители умерли / л.д.11-13/ Местом жительства было определено жилое помещение по адресу: <адрес> / л.д.14/.
В материалах дела имеется договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. на жилое помещение <адрес> двухкомнатная квартира, площадью <данные изъяты>.м., в котором члены семьи не указаны./ л.д.21-23/. Согласно справки Администрации Оверятского городского поселения =- в квартире зарегистрированы 5 человек / л.д.28/.При этом ДД.ММ.ГГГГ. подписано дополнительное соглашение, согласно которого в пользовании ФИО10 находится комната, жилой площадью <данные изъяты> кв.м. / л.д.24/.
Согласно акта обследования и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> – непригодна для проживания : в квартире обгорели все стены и потолок во всех комнатах, имеются повреждения штукатурки стен и потолка, окна заколочены досками, нуждается в капитальном ремонте./ л.д.16-17/.
Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ. весь жилой дом по <адрес> признан непригодным для проживания / л.д.18-20/, срок расселения -2019г.
В судебном заседании не установлено доказательств того, что ФИО1 обеспечен жилым помещением.
ФИО10 и ФИО8 брак зарегистрировали ДД.ММ.ГГГГ
В собственности ФИО8, совместно с детьми имеется однокомнатная квартира на праве долевой собственности в г.Краснокамске по <адрес>. Сособственниками ( по 1/3 доле у каждого) являются и несовершеннолетние дети. Данный факт подтверждают свидетельства о государственной регистрации права собственности.
А потому имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором требований о предоставлении соистцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы представителя Правительства Пермского края о том, что законодательством предоставление жилья детям-сиротам предусмотрено на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица данной категории, то есть на территории всего Пермского края, а не в границах отдельного муниципального района, суд находит не состоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Системное толкование положений п.п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п), свидетельствует в том числе о том, что жилое помещение гражданину предоставляется по месту его жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Вышеприведенные требования свидетельствуют о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилого помещения по месту их жительства, и лишь с согласия гражданина - в другом муниципальном образовании, ближайшем к месту жительства. Вопрос о возможном предоставлении жилья в другом населенном пункте может быть решен в порядке исполнения судебного решения.
На момент рассмотрения дела ФИО1 настаивает на требованиях о месте предоставления жилого помещения – территория Краснокамского муниципального района.
Согласно ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст. 23 Устава Пермского края обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Правительство Пермского края, как орган исполнительной власти Пермского края, а потому в требованиях прокурора к Министерству социального развития и ТУ МСР по Краснокамскому и ФИО9 следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Обязать Правительство Пермского края предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м. на территории Краснокамского муниципального района.
В удовлетворении исковых требований к Министерству социального развития Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Краснокамскому и Нытвенскому муниципальным районам отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение месяца через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.М. Теплоухова.