ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 310009-01-2022-000309-53П от 23.06.2022 Грайворонского районного суда (Белгородская область)

дело (УИД) № 31RS0009-01-2022-000309-53 производство № 2а-167/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Грайворон

23 июня 2022 г.

Грайворонский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Фенько Н. А.,

при секретаре Волковой К. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Грайворонского района в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Грайворонского района Белгородской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет-ресурсах:

содержащую сведения о продаже дистанционным способом трудовых книжек со стажем работы без осуществления трудовой деятельности, справок по форме 2-НДФЛ, а также иных документов, связанных с осуществлением трудовой деятельности информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включить Интернет-ресурсы в Единый реестр запрещенной информации.

Представители административного истца и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что в результате проведенного прокурором Грайворонского района мониторинга сети «Интернет» и Интернет-ресурсов выявлен факт открытого доступа в сети «Интернет» к Интернет-ресурсам с сетевыми адресами:

, содержащим сведения о продаже дистанционным способом трудовых книжек со стажем работы без осуществления трудовой деятельности, справок по форме 2-НДФЛ, а также иных документов, связанных с осуществлением трудовой деятельности (л. д. 9, 26).

При этом вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием сайтов и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь сети «Интернет».

Информация на Интернет-ресурсах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствует. При открытии Интернет-ресурса появляется графическое и текстовое изображение с предложением покупки трудовых книжек, справок 2-НДФЛ и иных документов, информация не носит справочно-информационный и аналитический характер.

Форма сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц «Справка о доходах и суммах налога физического лица» (форма 2-НДФЛ) утверждена приказом ФНС России от 2 октября 2018 г. № ММВ-7-11/566@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме, а также порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц» (зарегистрировано в Минюсте России 22 октября 2018 г. № 52491).

В соответствии с пунктом 2 Приложения № 4 к приказу ФНС России от 2 октября 2018 г. № ММВ-7-11/566@ справки представляют налоговые агенты - российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, в налоговый орган по месту своего учета.

В силу статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется).

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

Таким образом, ведение трудовой книжки является исключительной обязанностью работодателя, который в соответствии с действующим законодательством вносит сведения о трудовой деятельности работника в его трудовую книжку, а также выдает справки по форме 2-НДФЛ о полученных работником доходах.

Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.

Административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт, предусмотрена статьей 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, размещение информации на Интернет-ресурсах способно побудить пользователей оплачивать противоправные действия по получению трудовых книжек, справок формы 2-НДФЛ и иных документов, связанных с осуществлением трудовой деятельности, а должностных лиц предпринимать противоправные действия по их незаконной выдаче.

Использование такого рода документов может являться способом совершения мошеннических действий, за которые установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями 159.1, 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно статье 4 Федерального закона от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовного наказуемых деяний, распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

Пунктами 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством; запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 названного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, предлагающей способы получения документов о трудовой деятельности и доходах в нарушение установленного законом порядка фактически способствует совершению гражданами и должностными лицами преступлений и административных проступков, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе права граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.

Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения преступления.

Из статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ следует, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» (часть 1). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2). Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, являются в частности вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5).

В целях ограничения доступа к указанным Интернет-ресурсам, содержащим запрещенную информацию, их необходимо внести в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» по основаниям, предусмотренным статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2014 г. № 1101.

Согласно информации, предоставленной Управлением Роскомнадзора по Белгородской области, по состоянию на 23 июня 2022 г. указанные выше интернет - ресурсы в Едином реестре отсутствуют.

При таких данных, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска и признании информации, размещенной на Интернет-ресурсах с указанными сетевыми адресами, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 265.5 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокурора Грайворонского района в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную на Интернет-ресурсе с сетевым адресом:

, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Включить Интернет-ресурс с сетевым адресом:

в Единый реестр запрещенной информации с ограничением доступа.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Грайворонский районный суд Белгородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 23 июня 2022 г.

Судья подпись Н. А. Фенько

Решение23.06.2022