ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 31О0000-01-2021-000062-19П от 26.07.2021 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело (УИД) № 31OS0000-01-2021-000062-19 Производство № 3а-67/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2021 г. г. Белгород

Белгородский областной суд в составе

судьи Сотниковой Е.В.

при секретаре Грущенко Е.П.

с участием прокурора прокуратуры Белгородской области Мелиховой Н.Н., представителя административного истца Микуровой В.Г. - Каверина И.А., участвовавшего в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи на базе Брянского областного суда, представителей административного ответчика администрации города Белгорода Сергеевой Т.И., заинтересованных лиц Правительства Белгородской области, департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области Шляхова С.И.,

в отсутствие административного истца Микуровой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Микуровой Валентины Геннадиевны о признании недействующим в части постановления администрации города Белгорода от 27.11.2014 № 236 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории городского округа «Город Белгород»,

установил:

27.11.2014 администрацией города Белгорода принято постановление № 236 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории городского округа «Город Белгород». Нормативный правовой акт опубликован в газете «Наш Белгород», выпуск от 29.11.2014 № 90.

Согласно строке указанного постановления установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере <данные изъяты> руб., под порядковым номером утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> руб., по состоянию на 01.01.2014.

Микурова В.Г., являясь с 12.02.2015 собственником земельных участков с кадастровым номером площадью 2 490 кв.м, с кадастровым номером площадью 24 951 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, обратилась в Белгородский областной суд с административным иском о признании недействующим постановления администрации города Белгорода от 27.11.2014 № 236, усматривая нарушение своих прав как плательщика земельного налога, в исчислении последнего (налога) от кадастровой стоимости, утвержденной оспариваемым нормативным правовым актом, при принятии которого допущено как нарушение срока проведения государственной кадастровой оценки (статья 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), так и конституционного положения о невозможности применения нормативных правовых актов, не опубликованных официально для всеобщего сведения.

По мнению административного истца, действие во времени оспариваемого нормативного правового акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в отношении принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимости для целей налогообложения должно распространяться не ранее 2018 г., а государственная кадастровая оценка могла быть произведена не ранее 2017 г., то есть по истечении минимум трех лет с момента внесения в ГКН (ЕГРН) сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , , установленной решением Арбитражного суда Белгородской области от 23.05.2016 по делу № А08-2056/2014. Несоблюдение же этого срока, по мнению Микуровой В.Г., повлекло необоснованное взыскание с нее решениями Брянского районного суда Брянской области от 25.11.2020, от 10.02.2021 в пользу МИФНС № 6 по Белгородской области задолженности по обязательным платежам и санкциям.

В судебное заседание административный истец, будучи извещенной надлежащим образом и своевременно посредством направления заказной корреспонденции (РПО № 30800061743103, возвращено в адрес суда) не явилась. Ее представитель Каверин И.А., участие которого в судебном заседании обеспечено путем использования систем видеоконференц-связи на базе Брянского областного суда, требования административного иска поддержал по вышеуказанным основаниям.

Представители административного ответчика администрации города Белгорода, заинтересованных лиц Правительства Белгородской области, департамента имущественных и земельных отношений области возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт принят исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к принятию нормативных правовых актов, их опубликованию, соответствует законодательству Российской Федерации, не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Выслушав объяснения представителей административного истца Каверина И.В., административного ответчика администрации города Сергеевой Т.И., заинтересованных лиц правительства области, департамента имущественных и земельных отношений области Шляхова С.И., заслушав заключение прокурора прокуратуры Белгородской области Мелиховой Н.Н., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно пунктам «в» и «к» Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ).

Согласно статье 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, государственная кадастровая оценка представляет собой совокупность действий, включающих: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости, экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости, утверждение результатов определения кадастровой стоимости, внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления.

В соответствии с вышеприведенным положением статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности, Белгородской областной Думой принят Закон Белгородской области от 05.03.2014 № 263 «О случае проведения государственной кадастровой оценки по решению органа местного самоуправления», который установил возможность проведения государственной кадастровой оценки по решению органа местного самоуправления городского округа при принятии положительного решения Правительством Белгородской области по результатам поданного органом местного самоуправления заявления о проведении государственной кадастровой оценки в пределах территории соответствующего городского округа.

Воспользовавшись предоставленным законодателем правом, администрация городского округа «Город Белгород» обратилась с ходатайством «О проведении государственной кадастровой оценки земель» (исх. № 231-исх от 30.04.2014), которое было согласовано распоряжением Правительства Белгородской области от 02.06.2014 № 228-рп. Администрации города Белгорода рекомендовано обеспечить проведение указанных работ в 2014 году с учетом введения в действие результатов кадастровой оценки с 01.01.2015; результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов до их утверждения надлежит представить на рассмотрение межведомственной комиссии, утвержденной постановлением Губернатора Белгородской области от 20.11.2012 № 91.

Как того требуют положения статьей 24.14, 24.15, 24.16 (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного акта) Закона об оценочной деятельности для определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов на территории муниципального образования городской округ «Город Белгород», по состоянию на 01.01.2014, с ООО «Земельные ресурсы» заключен муниципальный контракт от 07.08.2014 № 0126300035814000894-0342942-01, последним составлен отчет от 24.09.2014 № 31-ГКОЗ-НП-2014, получивший положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости.

На состоявшемся 06.11.2014 заседании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с проведением государственной кадастровой оценки земельных участков и иных объектов недвижимости на территории Белгородской области, планируемые к утверждению результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории городского округа «Город Белгород», определенные ООО «Земельные ресурсы» в вышеуказанном отчете, единогласно согласованы всеми присутствовавшими членами комиссии (таким образом соблюдены рекомендации пункта 2 части 2 распоряжения Правительства Белгородской области от 02.06.2014 № 228-рп).

Администрация города Белгорода, наделенная Уставом городского округа «Город Белгород» (принятым решением Белгородского городского Совета депутатов от 29.11.2005 № 197), полномочиями, в том числе, и для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Белгородской области, издает при их реализации постановления (пункт 1 статьи 44 Устава), вступающие в силу со дня их подписания, если иное не установлено самим актом (пункт 2 статьи 44 Устава).

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории городского округа «Город Белгород» утверждены постановлением администрации города Белгорода от 27.11.2014 № 236.

Исполнение предписаний статьи 24.11, абзаца 3 статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности о внесении результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости обеспечено путем возложения на комитет имущественных и земельных отношений администрации города обязанности по направлению в течение трех рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости копии акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, экземпляра отчета об определении кадастровой стоимости, составленного в форме электронного документа, и положительного экспертного заключения на отчет в Управление Росреестра по Белгородской области (пункт 2 оспариваемого постановления).

С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что процедура проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренная статьями 24.11 – 24.17 Закона об оценочной деятельности, соблюдена.

Частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Ввиду чего часть 4 оспариваемого постановления предусматривает, что вступает в силу постановление администрации от 27.11.2014 № 236 лишь после его официального опубликования.

Необходимо так же отметить, что безусловность обнародования акта об утверждении кадастровой стоимости прямо предусмотрена положениями абзаца первого статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности.

Согласно статье 9 Устава городского округа «Город Белгород» официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в газете «Наш Белгород».

Полный текст оспариваемого муниципального правового акта, содержащий табличные приложения, опубликован в выпуске газеты «Наш Белгород» от 29.11.2014 № 90 (1575), на страницах 26 – 176. Размещен в официальном сетевом издании https://gazetanb.ru/, что так же предусмотрено Уставом городского округа.

Месячный срок опубликования муниципального правового акта со дня его подписания главой администрации соблюден (подписано 27.11.2014, опубликовано 29.11.2014).

Кроме того следует отметить, что для размещения информации о деятельности администрации города Белгорода в сети «Интернет» используется официальный сайт органов местного самоуправления города Белгорода: www.beladm.ru, и согласно представленному в материалы дела принтскрину указанной интернет-страницы, оспариваемое постановление также размещалось на указанном ресурсе.

Представленной в материалы дела копией страницы 26 выпуска № 90 (1575) газеты «Наш Белгород», размещенным в открытом доступе в сети Интернет в сетевом издании «Газета «Наш Белгород» (https://gazetanb.ru/media/uploads/2014/11/90-11575-29.11.2014) полным текстом оспариваемого муниципального правового акта, с учетом вышеприведенных положений статьи 9 Устава городского округа о единственном официальном источнике обнародования муниципальных правовых актов, в полном объеме подтверждается соблюдение порядка официального опубликования постановления администрации города Белгорода от 27.11.2014 № 236 и опровергаются доводы административного истца об обратном.

Как следует из материалов дела, Микурова В.Г. с 12.02.2015 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , , расположенных по адресу: <адрес>. Бывшим собственником участков, что усматривается из представленной в материалы дела копии решения Арбитражного суда Белгородской области от 23.05.2016 по делу № А08-2056/2014, являлся ИП Г.

Определением судьи от 24.04.2014 к производству Арбитражного суда Белгородской области принято заявление ИП Г. об оспаривании кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами , , определенной на основании и с применением коэффициентов, установленных постановлением Правительства Белгородской области от 12.11.2012 № 448-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Белгородской области» и внесенной в ГКН актами от 19.06.2013 и от 25.06.2013. Поскольку датой образования (образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером ) спорных земельных участков и соответственно их постановки на кадастровый учет является - 03.08.2011, определением суда от 10.12.2015 принято уточнение истцом исковых требований, об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию именно на 03.08.2011.

Следует отметить, что постановлением Правительства Белгородской области от 12.11.2012 № 448-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Белгородской области по состоянию на 01.01.2011, а внесение сведений в ГКН и расчет кадастровой стоимости спорных земельных участков осуществлены в соответствии с положениями статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 23.05.2016 исковые требования ИП Г. удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 03.08.2011. Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города Белгорода – без удовлетворения.

В соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции, действовавшей на момент принятия указанного решения арбитражного суда, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьёй 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Заявление ИП Г. подано в 2014 году, соответственно применению, оспоренная им по состоянию на 03.08.2011 кадастровая стоимость, подлежала с 01.01.2014.

В этой связи необходимо обратить внимание, что в период рассмотрения дела А08-2056/2014 на территории городского округа «Город Белгород» уже действовала новая кадастровая оценка земель по состоянию на 01.01.2014, результаты которой подлежали применению с 01.01.2015, в соответствии с постановлением от 27.11.2014 № 236. Указанное обстоятельство было исследовано арбитражным судом, и в решении по делу нашло свое отражение, что новая кадастровая стоимость спорных земельных участков истцом не оспаривается (стр. 12 решения от 23.05.2016).

В рамках же настоящего спора административный истец Микурова В.Г. в обоснование заявленных требований сослалась на то, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в нарушение правил периодичности проведения государственной кадастровой оценки, установленных статьёй 24.12 Закона об оценочной деятельности. Полагала, что с учетом решения Арбитражного суда Белгородской области по делу № А08-2056/2014, переоценка принадлежащих ей земельных участков должна быть произведена не ранее 2017 г., а применяться для целей налогообложения может не ранее 2018 г., поскольку установленная указанным решением арбитражного суда кадастровая стоимость подлежала применению с 01.01.2014 (с учетом даты обращения с иском).

Данные доводы административного истца основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Статья 24.12 Закона об оценочной деятельности предусматривает проведение государственной кадастровой оценки не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта).

При этом ключевым в вопросе определения периодичности кадастровой оценки является момент ее исчисления. А исчисление срока начинается с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Таким образом, законодатель в целях упорядочивания данных общественных отношений унифицирует момент проведения кадастровой оценки на территории региона, либо муниципального образования, не ставя его в зависимость от даты начала применения кадастровой стоимости в отношении конкретного земельного участка.

Постановлением Правительства Белгородской области от 12.11.2012 № 448-пп утверждались результаты очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Белгородской области по состоянию на 01.01.2011.

Оспариваемым постановлением администрации города Белгорода от 27.11.2014 № 236 утверждена кадастровая стоимость, определенная в ходе государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2014.

Указанное со всей очевидностью свидетельствует о соблюдении законодательно установленной периодичности (не чаще чем один раз в течение трех лет) проведения государственной кадастровой оценки при принятии оспариваемого нормативного правового акта.

Судом не установлено несоответствие постановления в оспариваемой части какому-либо нормативному правовому акту, который имеет большую юридическую силу.

Нарушений порядка проведения государственной кадастровой оценки, которые препятствовали бы принятию оспариваемого нормативного правового акта или ставили его вне закона, в судебном заседании не установлено.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Принимая во внимание, что оспариваемое в части постановление администрации города Белгорода от 27.11.2014 № 236 нормативным актам, на нарушение которых указано в административном исковом заявлении, а равно иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения, не противоречит, права и законные интересы административного истца не нарушает, оснований для признания его недействующим у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Микуровой Валентины Геннадиевны о признании недействующим в части постановления администрации города Белгорода от 27.11.2014 № 236 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории городского округа «Город Белгород» отказать.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете «Наш Белгород», а так же подлежит размещению на официальном сайте органов местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Белгородский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Е.В. Сотникова

В окончательной форме решение принято 06.08.2021

Решение06.08.2021