ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 32-2014 от 26.08.2014 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

  Дело № 3-32-2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 26 августа 2014 года Новосибирский областной суд в составе:

 председательствующего судьи Петруниной И.Н.

 при секретаре Б.

 рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене постановления Избирательной комиссии Новосибирской области от 7 августа 2014 года № 38/282-5

установил:

 постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области от 11 июня 2014 года № 110 «О назначении даты выборов Губернатора Новосибирской области» на 14 сентября 2014 года назначены выборы Губернатора Новосибирской области.

 Постановлением Избирательной комиссии Новосибирской области от 7 августа 2014 года № 38/282-5 ФИО1 отказано в регистрации кандидатом на должность Губернатора Новосибирской области.

 ФИО1 обратился в Новосибирский областной суд с заявлением в котором, с учетом уточненных требований, просит об отмене принятого постановления об отказе в регистрации кандидатом на должность Губернатора Новосибирской области и обязании Избирательной комиссии Новосибирской области зарегистрировать его в качестве кандидата на должность Губернатора Новосибирской области, ссылаясь на несоответствие Закона Новосибирской области от 28 июня 2012 года № 243-ОЗ «О выборах Губернатора Новосибирской области» нормам Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Кроме того, указывает, что им подписи в листе поддержки кандидата были представлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, а Законом Новосибирской области «О выборах Губернатора Новосибирской области» не предусмотрены меры защиты кандидата за допущенные нарушения главами местных администраций поселений при совершении нотариальных действий (76 подписей); у кандидата нет возможности проверить, не поддержал ли депутат ранее выдвижение другого кандидата (10 подписей); из 54 заявленных кандидатом подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных районов и городских округов Новосибирской области подписи 2 депутатов являются подписями депутатов представительных органов сельских поселений, но при этом заявитель представлял в Избирательную комиссию Новосибирской области иные подписи депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов.

 В судебном заседании ФИО1 и его представитель, действующий на основании доверенности, ФИО2 поддержали заявленные требования.

 Представители заинтересованного лица Избирательной комиссии Новосибирской области, действующие на основании доверенностей Благо О.А. и ФИО3 возражали против удовлетворения заявления, полагая отказ в регистрации кандидата - правомерным, поскольку заявителем представлено недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов необходимых для регистрации кандидата на должность Губернатора Новосибирской области.

 Выслушав объяснения заявителя и его представителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Козловой М.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Новосибирский областной суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд исходит из следующего.

 В пунктах 3 и 3.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 года № 32-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» установлено, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет в пунктах 17 – 20 статьи 37 и подпункте «д.1» пункта 24 статьи 38 порядок сбора и проверки достоверности подписей, а также предусматривает, что недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), является основанием отказа в регистрации кандидата.

 Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации применительно к вопросам, связанным с осуществлением на уровне субъектов Российской Федерации законодательного регулирования в сфере избирательных прав граждан (Постановление от 11 марта 2008 года № 4-П, Определение от 17 июня 2008 года № 436-О-О), соответствующие законы субъектов Российской Федерации выступают в качестве конкретизирующего нормативного регулятора избирательных прав граждан, носят вторичный характер и производны от базового правового регулирования, устанавливаемого Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в частности Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; законодатель субъекта Российской Федерации, вводя конкретные избирательные процедуры, должен - с учетом особенностей предмета правового регулирования - предусматривать и необходимые дополнительные гарантии избирательных прав граждан; при этом он связан требованием статьи 76 (часть5) Конституции Российской Федерации, в силу которого законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, и во всяком случае не должен снижать уровень федеральных гарантий избирательных прав, обеспечиваемый в Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; законодатель субъекта Российской Федерации не вправе также вводить какие-либо ограничения конституционных прав и свобод и тем более - устанавливать такие процедуры и условия, которые затрагивают само существо права на свободные выборы.

 Приведенная правовая позиция в полной мере распространяется на регулирование, предусмотренное рассматриваемыми положениями федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которые, закрепляя в качестве обязательного условия выдвижения и регистрации кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) поддержку со стороны выборных лиц местного самоуправления, предоставляют субъекту Российской Федерации возможность определять их число в пределах минимального и максимального пороговых значений, установленных на уровне от 5 до 10 процентов.

 Избирательная комиссия Новосибирской области отказала ФИО1 в регистрации кандидатом на должность Губернатора Новосибирской области на основании подпункта «д.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 6 части 2 статьи 29 Закона Новосибирской области «О выборах Губернатора Новосибирской области» согласно которым, недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образовании, представленных для регистрации является основанием для отказа в регистрации кандидата.

 Доводы представителя заявителя о необходимости применения судом положений части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении данного дела, в виду того, что часть 7 статьи 28 Закона Новосибирской области «О выборах Губернатора Новосибирской области» дает расширительное толкование недостоверности подписи и вступает в противоречие с пунктом 6.3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяющим, что недостоверной может быть признана подпись выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, правильными признаны быть не могут, так как основаны на ошибочном толковании положений закона и не соответствуют обстоятельствам настоящего дела.

 Частью 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации регламентировано, что суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

 Суд не усматривает несоответствия в оспариваемой части Закона Новосибирской области «О выборах Губернатора Новосибирской области» с пунктом 6.3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 Положениями пункта 6.3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено правовое регулирование недостоверности подписей избирателей, участников референдума при оформлении подписных листов.

 В то время как часть 7 статьи 28 Закона Новосибирской области «О выборах Губернатора Новосибирской области» определяет основания для признания подписи депутата представительного органа муниципального образования и (или) избранных на муниципальных выборах главой муниципального образования, проставленной в листе поддержки кандидата.

 При этом «подписной лист» и «лист поддержки» не являются тождественным понятиями.

 Признание подписи недостоверной возможно только по основаниям, прямо вытекающим из требований федерального законодательства.

 Региональный законодатель в части 7 статьи 28 Закона Новосибирской области «О выборах Губернатора Новосибирской области», не устанавливает новые (дополнительные) основания для признания подписи в листе поддержки недостоверной, а воспроизводит положения пунктов 18 и 20 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта 3 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», что само по себе не свидетельствует о несоответствии Закона Новосибирской области «О выборах Губернатора Новосибирской области», в указанной части, нормам Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Этому корреспондируют и разъяснения содержащиеся в абзаце 6 пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48.

 С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для применения части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Абзацами 8 и 9 пункта 3 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что выдвижение кандидата политической партией должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидатов на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации.

 В силу пункта 20 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представляемых в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, может превышать число подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на 5 процентов.

 Во исполнение названных требований закона, региональный законодатель в части 1 статьи 26 Закона Новосибирской области «О выборах Губернатора Новосибирской области» установил, что число таких подписей должно составлять 5 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Новосибирской области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований Новосибирской области.

 Руководствуясь требованиями части 6 статьи 26 Закона Новосибирской области «О выборах Губернатора Новосибирской области» Избирательная комиссия Новосибирской области постановлением от 11 июня 2014 года № 29/204-5 «О числе лиц, подписи которых необходимо собрать в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Новосибирской области на выборах 14 сентября 2014 года, определила, что в поддержу выдвижения кандидата на должность Губернатора Новосибирской области должно быть собрано 297 подписей представительных органов муниципальных образований Новосибирской области и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных образований Новосибирской области, в числе которых должно быть собрано 53 подписи депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов Новосибирской области. Максимальное количество подписей, которое может предоставить кандидат составляет 311 подписей, в том числе 55 подписей глав и депутатов муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.

 Как следует из материалов дела, кандидат на должность Губернатора Новосибирской области ФИО1 в свою поддержку представил 311 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Новосибирской области, в их числе было заявлено 54 подписи депутатов муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, собранных в 27 муниципальных районах и городских округах Новосибирской области (подтверждение о приеме документов от 30 июля 2014 года л.д. 30, т.1).

 Доводы заявителя о том, что им было собрано 342 подписи муниципальных депутатов из которых 70 подписей - это подписи депутатов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, не имеют правового значения, поскольку и пунктом 20 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и частью 4 статьи 27 Закона Новосибирской области «О выборах Губернатора Новосибирской области» установлены ограничения по максимальному числу подписей как депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, так и числу подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных образований представляемых в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, которые не могут превышать число подписей, необходимое для регистрации кандидата, более чем на 5 процентов.

 В результате проверки избирательной комиссией 2 подписи представленные кандидатом в числе 54 подписей депутатов и глав муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, не были зачтены, в качестве таковых, по тому основанию, что они проставлены в листах поддержки кандидата лицами, не являющимися депутатами и главами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, а являются подписями депутатов представительных органов сельских поселений Новосибирской области.

 Так, ФИО4 и ФИО5 в листах поддержки указали, что являются депутатами Сокурского Совета депутатов Мошковского района Новосибирской области (л.д.191,192 т.2), в то время как фактически они являются депутатами Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области (л.д. 94, 95 т.1).

 Данное обстоятельство подтверждается результатами проверки сведений, содержащихся в листах поддержки кандидата на выборах Губернатора Новосибирской области с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» от 31 июля 2014 года (л.д. 93-96, т.1) и итоговым протоколом проверки подписей от 2 августа 2014 года (л.д.83, т.1), в связи с чем, эти подписи были учтены и проверены на предмет достоверности Избирательной комиссией Новосибирской области в числе подписей депутатов представительных органов сельских поселений Новосибирской области.

 Кроме того, 10 подписей (из которых 6 подписей глав и депутатов муниципальных районов и городских округов) не засчитаны, так как они проставлены одними и теми же главами и депутатами ранее в поддержку выдвижения других кандидатов на должность Губернатора Новосибирской области, чем за кандидата ФИО1:

 - 1 подпись за кандидата ФИО6, поставлена ФИО7 11 июля 2014 года в 12-05 часов (л.д. 99, т.1) в то время как за кандидата ФИО1 свою подпись в лист поддержки она внесла 17 июля 2014 года в 11-25 часов (л.д.40, т.20);

 - 9 подписей за кандидата ФИО8: ФИО9 подпись внесена 26 июня 2014 года (л.д. 102, т.1), а за кандидата ФИО1 – 18 июля 2014 года (л.д.65, т.2), ФИО10 подпись внесена 17 июля 2014 года (л.д. 103, т.1), а за кандидата ФИО1 – 18 июля 2014 года (л.д.73, т.2), ФИО11 подпись внесена 10 июля 2014 года (л.д. 104, т.1), а за кандидата ФИО1 – 22 июля 2014 года (л.д.128, т.2), ФИО12 подпись внесена 10 июля 2014 года (л.д. 105, т.1), а за кандидата ФИО1 – 22 июля 2014 года (л.д.73, т.2), ФИО13 подпись внесена 19 июня 2014 года (л.д. 106, т.1), а за кандидата ФИО1 – 17 июля 2014 года (л.д.6, т.3), ФИО14 подпись внесена 8 июля 2014 года (л.д. 107, т.1), а за кандидата ФИО1 – 25 июля 2014 года (л.д.27, т.3), ФИО15 М-о. подпись внесена 27 июня 2014 года (л.д. 108, т.1), а за кандидата ФИО1 – 22 июля 2014 года (л.д.58, т.3), ФИО16 подпись внесена 27 июня 2014 года (л.д. 110, т.1), а за кандидата ФИО1 – 19 июля 2014 года (л.д.91, т.1), ФИО17 подпись внесена 17 июля 2014 года (л.д. 111, т.1), а за кандидата ФИО1 – 18 июля 2014 года (л.д.63, т.2).

 Согласно пункту 20 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если при проверке подписи будет выявлено, что депутат либо глава муниципального образования поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше.

 Судом исследованы листы поддержки кандидатов ФИО1, а также кандидатов ФИО6 (л.д.97-99, т.1) и ФИО8 (л.д. 100-111 т.1) и указанные обстоятельства нашли подтверждение в судебном заседании.

 С учетом требований пункта 3 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункта 18 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» одним из оснований, по которым подпись депутата и (или) главы муниципального образования может быть признана недостоверной является нотариальное не засвидетельствование подпись депутата и (или) главы муниципального образования.

 Статьей 1 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» регламентировано, что в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района.

 Порядок совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов устанавливается инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2007 года № 256.

 Таким образом, при отсутствии на территории населенного пункта нотариуса законодательство допускает свидетельствование подписи главой местной администрации муниципального образования (специально уполномоченного должностного лица местного самоуправления поселения).

 В соответствии с требованиями пункта 17 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов, при свидетельствовании подлинности подписи на документах совершаются удостоверительные надписи в соответствии с формами, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 99 «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах» за подписью должностного лица местного самоуправления с приложением оттиска печати местной администрации. При этом в указанных удостоверительных надписях вместо слова «нотариус» (в соответствующем падеже) и наименования государственной нотариальной конторы или нотариального округа указывается полное наименование должности должностного лица местного самоуправления, включающее также наименование поселения или муниципального района.

 При совершении нотариального действия должностным лицом местного самоуправления на документы проставляется собственноручная подпись указанного лица и оттиск печати местной администрации поселения или муниципального района с изображением Государственного герба Российской Федерации (пункт 8 Инструкции).

 Каждому нотариальному действию присваивается отдельный порядковый номер. Номер, под которым нотариальное действие зарегистрировано в реестре, указывается в выдаваемых должностным лицом местного самоуправления документах и в удостоверительных надписях (абзац 2 пункта 21 Инструкции).

 Приложением № 54 к Приказу Минюста России от 10 апреля 2002 года № 99 «Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах» утверждена форма удостоверительной надписи о засвидетельствовании подлинности подписи, в которой должно быть отражено: наименование города (села, поселка, района, края, области, республики); дата (число, месяц, год) прописью; полное наименование должности должностного лица местного самоуправления, включающее также наименование поселения или муниципального района; указание на засвидетельствование подлинности подписи гражданина (фамилии, имени, отчества подписавшего документ с установлением его личности) которая делается в присутствии должностного лица; номер регистрации в реестре нотариальных действий, и тариф взысканной госпошлины; печать местной администрации поселения или муниципального района с изображением Государственного герба Российской Федерации и подпись должностного лица, совершившего нотариальное действие.

 В нарушение вышеназванных требований Инструкции в 65 подписях удостоверительные надписи выполнены с нарушениями вышеназванных требований, а именно:

 1.Лист поддержки ФИО18 (л.д.4, т.2) отсутствует оттиск гербовой печати.

 2. Лист поддержки Куцый А.А. (л.д.5, т.2) отсутствует оттиск гербовой печати.

 3. Лист поддержки ФИО19 (л.д.33, т.2) отсутствует оттиск гербовой печати, отсутствует в удостоверительной надписи запись о том, что личность обратившегося за совершением нотариального действия установлена.

 4. Лист поддержки ФИО20 (л.д.34, т.2) отсутствует оттиск гербовой печати, отсутствует в удостоверительной надписи запись о том, что личность обратившегося за совершением нотариального действия установлена.

 5. Лист поддержки ФИО21 (л.д.35, т.2) отсутствует оттиск гербовой печати, отсутствует в удостоверительной надписи запись о том, что личность обратившегося за совершением нотариального действия установлена.

 6. Лист поддержки ФИО22 (л.д.36, т.2) отсутствует оттиск гербовой печати, отсутствует в удостоверительной надписи запись о том, что личность обратившегося за совершением нотариального действия установлена.

 7. Лист поддержки ФИО23 (л.д.37, т.2) отсутствует оттиск гербовой печати, отсутствует в удостоверительной надписи запись о том, что личность обратившегося за совершением нотариального действия установлена.

 8. Лист поддержки ФИО24 (л.д.38, т.2) отсутствует оттиск гербовой печати, отсутствует в удостоверительной надписи запись о том, что личность обратившегося за совершением нотариального действия установлена.

 9. Лист поддержки ФИО25 (л.д.49, т.2) отсутствует текст удостоверительной надписи.

 10. Лист поддержки ФИО26 (л.д.50, т.2) отсутствует текст удостоверительной надписи и гербовая печать.

 11. Лист поддержки ФИО27 (л.д.51, т.2) отсутствует текст удостоверительной надписи и гербовая печать.

 12. Лист поддержки ФИО28 (л.д.52, т.2) отсутствует текст удостоверительной надписи и гербовая печать.

 13. Лист поддержки ФИО29 (л.д.53, т.2) отсутствует текст удостоверительной надписи и гербовая печать.

 14. Лист поддержки ФИО30 (л.д.54, т.2) отсутствует текст удостоверительной надписи и гербовая печать.

 15. Лист поддержки ФИО31 (л.д.69, т.2) удостоверительная надпись неустановленной формы, отсутствует гербовая печать.

 16. Лист поддержки ФИО32 (л.д.70, т.2) удостоверительная надпись неустановленной формы, отсутствует гербовая печать.

 17. Лист поддержки ФИО33 (л.д.71, т.2) удостоверительная надпись неустановленной формы, отсутствует гербовая печать.

 18. Лист поддержки ФИО34 (л.д.74, т.2) отсутствует текст удостоверительной надписи и гербовая печать.

 19. Лист поддержки ФИО35 (л.д.111, т.2) отсутствует гербовая печать, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 20. Лист поддержки ФИО36 (л.д.112, т.2) отсутствует гербовая печать, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 21. Лист поддержки ФИО37 (л.д.113, т.2) отсутствует гербовая печать, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 22. Лист поддержки ФИО38 (л.д.117, т.2) отсутствует гербовая печать, удостоверительная надпись не подписана должностным лицом, совершившим нотариальное действие.

 23. Лист поддержки ФИО39 (л.д.118, т.2) отсутствует гербовая печать, удостоверительная надпись не подписана должностным лицом, совершившим нотариальное действие.

 24. Лист поддержки ФИО40 (л.д.119, т.2) отсутствует гербовая печать, удостоверительная надпись не подписана должностным лицом, совершившим нотариальное действие.

 25. Лист поддержки ФИО41 (л.д.130, т.2) отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 26. Лист поддержки ФИО42 (л.д.131, т.2) отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 27. Лист поддержки ФИО43 (л.д.132, т.2) отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 28. Лист поддержки ФИО44 (л.д.133, т.2) отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 29. Лист поддержки ФИО45 (л.д.134, т.2) отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 30. Лист поддержки ФИО46 (л.д.200, т.2) отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 31. Лист поддержки ФИО47 (л.д.201, т.2) отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 32. Лист поддержки ФИО48 (л.д.202, т.2) отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 33. Лист поддержки ФИО49 (л.д.203, т.2) отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 34. Лист поддержки ФИО50 (л.д.204, т.2) отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 35. Лист поддержки ФИО51 (л.д.210, т.2) отсутствует гербовая печать.

 36. Лист поддержки ФИО52 (л.д.14, т.3) удостоверительная надпись неустановленной формы, отсутствует гербовая печать.

 37. Лист поддержки ФИО53 (л.д.15, т.3) удостоверительная надпись неустановленной формы, отсутствует гербовая печать.

 38. Лист поддержки ФИО54 (л.д.16, т.3) отсутствует гербовая печать, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 39. Лист поддержки ФИО55 (л.д.17, т.3) отсутствует гербовая печать, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 40. Лист поддержки ФИО56 (л.д.23, т.3) отсутствует гербовая печать, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 41. Лист поддержки Мартиросян (л.д.24, т.3) отсутствует гербовая печать, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 42. Лист поддержки ФИО57 (л.д.25, т.3) отсутствует гербовая печать, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 43. Лист поддержки ФИО58 (л.д.28, т.3) удостоверительная надпись неустановленной формы, отсутствует гербовая печать.

 44. Лист поддержки ФИО59 (л.д.62, т.3) отсутствует удостоверительная надпись и гербовая печать.

 45. Лист поддержки ФИО60 (л.д.63, т.3) отсутствует удостоверительная надпись и гербовая печать.

 46. Лист поддержки ФИО61 (л.д.64, т.3) отсутствует удостоверительная надпись и гербовая печать.

 47. Лист поддержки ФИО62 (л.д.79 т.3) удостоверительная надпись неустановленной формы и отсутствует гербовая печать.

 48. Лист поддержки ФИО63 (л.д.80 т.3) удостоверительная надпись неустановленной формы и отсутствует гербовая печать.

 49. Лист поддержки ФИО64 (л.д.81 т.3) удостоверительная надпись неустановленной формы и отсутствует гербовая печать.

 50. Лист поддержки ФИО65 (л.д.83, т.3) удостоверительная надпись неустановленной формы, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 51. Лист поддержки ФИО66 (л.д.84, т.3) удостоверительная надпись неустановленной формы, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 52. Лист поддержки ФИО67 (л.д.85, т.3) удостоверительная надпись неустановленной формы, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 53. Лист поддержки ФИО68 (л.д.86, т.3) удостоверительная надпись неустановленной формы, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 54. Лист поддержки ФИО69 (л.д.93, т.3) отсутствует гербовая печать, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 55. Лист поддержки ФИО70 (л.д.94, т.3) отсутствует гербовая печать, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 56. Лист поддержки ФИО71 (л.д.95, т.3) отсутствует гербовая печать, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 57. Лист поддержки ФИО72 (л.д.96, т.3) отсутствует гербовая печать, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 58. Лист поддержки ФИО73 (л.д.97, т.3) отсутствует гербовая печать, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 59. Лист поддержки ФИО74 (л.д.102, т.3) отсутствует гербовая печать, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 60. Лист поддержки ФИО75 (л.д.122, т.3) отсутствует гербовая печать, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий, отсутствует в удостоверительной надписи записи о том, что личность обратившегося за совершением нотариального действия установлена.

 61. Лист поддержки ФИО76 (л.д.123, т.3) отсутствует гербовая печать, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий, отсутствует в удостоверительной надписи записи о том, что личность обратившегося за совершением нотариального действия установлена.

 62. Лист поддержки ФИО77 (л.д.125, т.3) отсутствует гербовая печать, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий, отсутствует в удостоверительной надписи записи о том, что личность обратившегося за совершением нотариального действия установлена.

 63. Лист поддержки ФИО78 (л.д.150, т.3) отсутствует гербовая печать, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 64. Лист поддержки ФИО79 (л.д.151, т.3) отсутствует гербовая печать, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 65. Лист поддержки ФИО80 (л.д.152, т.3) отсутствует гербовая печать, отсутствует номер, за которым свидетельствование подлинности подписи зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий.

 В ходе проверки Избирательной комиссией были выявлены еще 13 подписей, которые были засвидетельствованы с нарушением установленного порядка: ФИО81 ( л.д. 3, т.2), ФИО82 (л.д.6, т.2), ФИО83 (л.д.7, т.2), ФИО84 (л.д.39, т.2), ФИО85 (л.д.72, т.2), ФИО86 (л.д.116, т.2), ФИО87 (л.д.77 т.3), ФИО88 (л.д.78 т.3), ФИО89 (л.д.87, т.3), ФИО90 (л.д.119, т.3), ФИО91 (л.д.120, т.3), ФИО92 (л.д.121, т.3), ФИО93 (л.д.124, т.3).

 В силу пункта 20 статьи 37 Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в случае возникновения сомнения в достоверности подписи, в том числе в связи с недостатками в оформлении листа поддержки кандидата, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе провести опрос лица, достоверность подписи которого вызвала сомнение. Письменное заявление этого лица, представленное в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации до окончания срока проверки, является основанием для признания его подписи в листе поддержки кандидата достоверной. Аналогичная норма содержится в части 6 статьи 28 Закона Новосибирской области «О выборах Губернатора Новосибирской области».

 В связи с поступлением в Избирательную комиссию Новосибирской области заявлений глав сельских советов и специалиста о недействительности названных подписей (л.д.11-123,т.1), Избирательная комиссия Новосибирской области проверила достоверность этих подписей, путем опроса депутатов поставивших свою подпись в поддержку кандидата ФИО1 (л.д. 124-136, т.1) и признала их достоверными.

 В отношении остальных недостоверных подписей Избирательная комиссия Новосибирской области была лишена возможности проверить достоверность этих подписей, поскольку других заявлений о недействительности подписей в Избирательную комиссию Новосибирской области не поступало.

 Как пояснила в судебном заседании представитель Избирательной комиссии Новосибирской области Благо О.А., Избирательная комиссия Новосибирской области предпринимала меры для проведения опроса, в связи с чем было передано более 50 телефонограмм депутатам представительных органов муниципального образования и главам муниципальных образований, поддержавшим кандидата ФИО1, однако последние на опрос не явились.

 Доводы представителя заявителя о том, что письменное требование Избирательной комиссии Новосибирской области об устранении недостатков в подписных листах, является неправомерным, поскольку проведением опроса и истребованием заявлений у депутатов наделена только избирательная комиссия, являются несостоятельны.

 Частью 10 статьи 28 Закона Новосибирской области «О выборах Губернатора Новосибирской области» установлено право кандидата, в случае признания подписи депутата представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования в листе поддержки кандидата недостоверной, заменить этот лист поддержки иным листом, оформленным в соответствии с настоящим Законом, с подписью того же депутата представительного органа, главы муниципального образования,  не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии Новосибирской области, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

 Для соблюдения прав кандидата ФИО1, избирательная комиссия Новосибирской области 2 августа 2014 года направила в адрес кандидата уведомление о выявленных недостоверных подписях и предложила ему в срок до 6 августа 2014 года (включительно) произвести замену листов поддержки, достоверность подписей в которых вызвала сомнение, иными листами, оформленными в соответствии с требованиями закона, с подписями тех же депутатов представительных органов, глав муниципальных образований Новосибирской области ( л.д.114,т.1).

 Поручений по проведению опроса депутатов и глав муниципальных образований с истребованием у них заявлений, Избирательная комиссия Новосибирской области кандидату ФИО1 не давала.

 Заявитель – кандидат на должность Губернатора Новосибирской области не воспользовался правом на исправление недостатков в листах поддержки.

 Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами Избирательной комиссии Новосибирской области о недостоверности подписей ФИО94 (л.д.109, т.2) в виду неправильности написания им даты рождения (вместо 26 сентября 1982 года записано 29 сентября1982 года) и ФИО95 (л.д.116,т.3) дата рождения которого в листе поддержки не указана.

 В соответствии с Федеральными законами «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» поддержка кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации осуществляется путем представления депутатом представительного органа муниципального образования и (или) избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата.

 Списки указанных лиц, поддержавших кандидатов, публикуются в региональных государственных периодических печатных изданиях.

 Информация о лице, поставившем свою подпись в поддержку выдвижения кандидата, может быть проверена с использованием данных, содержащихся в Государственной автоматизированной системе «Выборы», что и было сделано избирательной комиссией Новосибирской области (л.д. 93-96, т.1).

 Следовательно, данные о депутатах и главах муниципальных образований, содержащиеся в листах поддержки кандидатов, позволяют с достоверностью идентифицировать этих лиц.

 Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не предусмотрено в качестве основания для признания подписи недостоверной - неполнота сведений, содержащихся в листах поддержки.

 Кроме того, не являются безусловным основанием для признания недостоверной подписи такие нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные при нотариальном свидетельствовании подписи, как: несовпадение в датах внесения подписи и ее удостоверения, не указание места и даты совершения нотариального действия, а также не дословное воспроизведение текстового содержания удостоверительной надписи, указанной в Приложении № 54 к Приказу Минюста России от 10 апреля 2002 года № 99 «Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах», при отсутствии документа нотариуса (должностного лица) подтверждающего, что такое нотариальное действие не совершалось, либо при отсутствии иных нарушений, допущенных при выполнении удостоверительной надписи.

 В связи с чем, у Избирательной комиссии Новосибирской области не было правовых оснований для признания недостоверными 9 подписей: ФИО96 (л.д.48, т.3), ФИО97 (л.д.49, т.3), ФИО98 (л.д.51, т.3), ФИО99 (л.д.52, т.3), ФИО100 (л.д.156, т.3), ФИО101 (л.д.157, т.3), ФИО102 (л.д.158, т.3), ФИО103 (л.д.159, т.3), ФИО104 (л.д.160, т.3.)

 Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что количество достоверных подписей, проставленных в листах поддержки кандидата ФИО1 составляет 236 подписей, в том числе количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав и муниципальных районов и городских округов Новосибирской области составляет 46 подписей, собранных в 24 муниципальных районах и городских округах области, что является недостаточным для регистрации кандидата на должность Губернатора Новосибирской области.

 Доводы ФИО1 и его представителя о том, что кандидат не вправе давать указания главам местных администраций и специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления поселений о порядке совершения нотариальных действий; не имеет возможности и законом на него не возложена обязанность проверять, не поддержал ли ранее депутат выдвижение другого кандидата, при том, что Законом Новосибирской области «О выборах Губернатора Новосибирской области» не предусмотрены меры защиты кандидата от действий лиц, не влияют на законность принятого Избирательной комиссией Новосибирской области постановления.

 Учитывая специфику избирательных правоотношений и соглашаясь с его выдвижением Региональным отделением Всероссийской политической партии «Гражданская инициатива» в Новосибирской области, ФИО1 должен был действовать с той степенью осмотрительности, которая исключала бы любую возможность для признания недостоверными представленных им в Избирательную комиссию подписей, с учетом того, что ответственность за представление необходимых для выдвижения и регистрации документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата.

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у Избирательной комиссии Новосибирской области имелись основания для отказа ФИО1 в регистрации кандидатом на должность Губернатора Новосибирской области.

 Согласно пункта 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

 Исходя из того, что судом таких нарушений не установлено, заявленные требования ФИО1 не подлежат удовлетворению в полном объеме.

 Руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

 заявление ФИО1 об отмене постановления Избирательной комиссии Новосибирской области от 7 августа 2014 года № 38/282-5 об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом на должность Губернатора Новосибирской области, и обязании Избирательной комиссии Новосибирской области зарегистрировать ФИО1 кандидатом на должность Губернатора Новосибирской области оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в пятидневный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

 Председательствующий по делу /подпись/ Петрунина И.Н.

 КОПИЯ ВЕРНА

 Судья Петрунина И.Н.