ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 320029-01-2019-000272-98 от 08.07.2019 Суземского районного суда (Брянская область)

Дело №2а-123/2019

УИД № 32RS0029-01-2019-000272-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 июля 2019 г. пос. Суземка

Суземский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Шпырко Н.О.,

при секретаре судебного заседания Стародубцевой О.В.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного истца адвоката Кизеева А.А. (удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ., ордер от ДД.ММ.ГГГГ.), рассмотрев административное исковое заявление ФИО1 к УМВД России по Брянской области о признании незаконным и отмене заключения по результатам проверки обоснованности выдачи паспорта гражданина РФ на имя ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене заключения по результатам проверки обоснованности выдачи паспорта гражданина РФ на имя ФИО1 В обоснование своих требований ФИО1 указывает, что ДД.ММ.ГГГГ. он обратился с заявлением в МФЦ Суземского района о замене паспорта гражданина РФ. Однако, в установленный законом 10-дневный срок паспорт ему не выдан. ДД.ММ.ГГГГ истец получил заключение по результатам проверки обоснованности выдачи паспорта гражданина РФ на имя ФИО1, в котором сделан вывод о том, что истец не является гражданином РФ. Из содержания оспариваемого заключения следует, что к выводам о недействительности паспортов серии и должностное лицо УВМ ВМВД России по Брянской области пришло, исходя из того, что при документировании истца не проводилась проверка документов, свидетельствующих о его принадлежности к гражданству РФ, а также то, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. истец на территории РФ не проживал, регистрации по месту жительства не имел, в связи с чем, на основании ч.1 ст.13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О гражданстве РФ» гражданство РФ не приобрел. По имеющимся базам АС ЦБД УИГ «Мигрант» ФМС России истец не значится, соответственно первоначально выданный ему паспорт признан необоснованно выданным. Вместе с тем административным органом не учтено, что ранее основания и порядок приобретения гражданства устанавливались Законом РФ от 28.11.1991г. №1948-1 в соответствии со ст.12 которого гражданство РФ приобретается не только в порядке признания гражданства РФ, но и по другим основаниям, в частности в порядке регистрации.

ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в республике на территории государства СССР (ныне территория Республики Узбекистан). ДД.ММ.ГГГГ<адрес> ГОВД Республики Узбекистан ему выдали паспорт гражданина СССР. Летом ДД.ММ.ГГГГ истец вместе с родителями прибыл из Р. Узбекистан в <адрес> для постоянного проживания и зарегистрировался по месту жительства. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в рядах Российской армии. В ДД.ММ.ГГГГ. совместно с родителями, на основании Закона РФ от 28.11.1991 №1948-1, к паспорту СССР он получил бланк вкладыша о принадлежности к гражданству РФ. В силу норм закона «О гражданстве Российской Федерации» №62-ФЗ от 31.05.2002 паспорт гражданина СССР с вкладышем признавался документом, удостоверяющим гражданство РФ. 23.01.2001 г. в связи с обменом паспортов СССР он был документирован паспортом гражданина РФ. ДД.ММ.ГГГГ он документирован паспортом, удостоверяющим личность гражданина РФ за пределами территории РФ, чем еще раз административный орган подтвердил его принадлежность к гражданству РФ.

Кроме этого, на день вступления в силу Закона РФ от 28.11.1991г. №1948-1 мать истца являлась гражданкой РФ в силу своего рождения на территории РФ, гражданство Р.Узбекистан ею не приобреталось, каких – либо заявлений о приеме в гражданство Узбекистана не подавалось, заявление о выходе из гражданства РФ его матерью не оформлялось. Она выехала ранее на постоянное жительство за пределы РФ (РСФСР), но в пределах бывшего СССР, не имела гражданства другого государства и впоследствии вернулась на постоянное жительство в пределы РФ. Оба его родителя приобрели гражданство РФ в ДД.ММ.ГГГГ Соответственно на момент приезда в РФ и ФИО1, как и его мать, мог быть гражданином РФ, т.к. гражданство Р.Узбекистан им не приобреталось, каких-либо заявлений о приеме в гражданство Узбекистана им не подавалось, следовательно, истец мог быть документирован паспортом и как лицо, у которого родственник (мать) по прямой восходящей линии является гражданином РФ. С момента проживания ФИО1 на территории РФ у него возникла устойчивая правовая связь с государством РФ, поскольку на территории данного государства он получил образование, занимается предпринимательской деятельностью в установленном законом порядке как гражданин РФ, исполнил возложенную государством РФ ДД.ММ.ГГГГ обязанность по прохождению военной службы по призыву в составе Российских войск на территории РФ.

Административным ответчиком тщательной проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии, либо отсутствии у истца гражданства РФ не проводилось.

Виновных действий в связи с приобретением гражданства РФ при получении паспорта истцом не допущено. Доказательств того, что ФИО1 имеет гражданство другого государства нет, ссылка на судебное решение о предоставлении им в УФМС для получения паспорта заведомо ложных сведений или подложных документов в оспариваемом заключении отсутствует. Изложенные в оспариваемом заключении выводы об отсутствии сведений о приобретении ФИО1 гражданства РФ сделаны без учета законности выдачи ему паспорта и вкладыша гражданина РФ, следовательно, он не мог быть признан не состоящим в гражданстве РФ и лишен документа, удостоверяющего гражданство РФ.

В соответствии с уточненными требованиями, ФИО1 просит признать заключение УВМ УМВД России по Брянской области о проверке обоснованности выдачи паспорта гражданина РФ на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., незаконным и отменить в том числе:

- признать незаконным действие административного ответчика о признании паспорта серии , выданный ОВД Суземского района Брянской области на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выданным в нарушение установленного порядка;

- признать незаконным действие административного ответчика о признании паспорта серии , выданный МП Отд. П «Суземское» МО МВД России «Трубчевский» на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим уничтожению;

- признать незаконным действие административного ответчика о принятии мер к снятию ФИО1 с регистрационного учета;

- обязать административного ответчика снять с электронного учета в АИС «Российский паспорт»;

- обязать административного ответчика направить в избирательную комиссию по Брянской области сведения о внесении его в списки избирателей;

- признать незаконным бездействие административного ответчика в части невыдачи ему паспорта гражданина РФ в связи с достижением 45 – летнего возраста;

обязать административного ответчика в течение 10 дней после вступления в законную силу решения суда, выдать (заменить) ему паспорт, удостоверяющий личность гражданина РФ, в связи с достижением ДД.ММ.ГГГГ возраста.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель Кизеев А.А. настаивали на заявленных ФИО1 исковых требованиях по изложенным в иске доводам.

Представитель ответчика УМВД России по Брянской области уведомленный надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении иска в отсутствие представителя УМВД России по Брянской области, в удовлетворении требований ФИО1 просил отказать. Как следует из отзыва, административный ответчик полагает доводы, изложенные в административном исковом заявлении ФИО1 не обоснованными и ошибочными, так как они основаны на неверном толковании законодательства РФ.

Привлеченные к участию в деле в качестве соответчиков заместитель начальника ОРГ РФ УВМ УМВД России по Брянской области ФИО2, начальник ОВГ УВМ УМВД России по Брянской области ФИО3, врио начальника УВМ УМВД России по Брянской области ФИО4, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

Изучив доводы административного искового заявления, выслушав доводы и пояснения административного истца ФИО1 и его представителя Кизеева А.А., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из заключения УВМ УМВД России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении истца было принято решение по результатам проверки обоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, согласно которому сведения о принадлежности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес> Узбекской СССР, к гражданству РФ отсутствуют. Решено: паспорт серии , выданный ОВД Суземского района Брянской области на имя ФИО1, а также паспорт серии на имя ФИО1 признаны выданными в нарушение установленного порядка и подлежащими изъятию; копию заключения направить в МП Отд.П «Суземское» МО МВД России «Трубчевский» для сведения, принятия мер к уничтожению паспорта серии и снятию ФИО1 с регистрационного учета в соответствии с пп. ж) п.31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. №713; в соответствии с указанием МВД России от 30.09.2017г. №1/12100 произвести сканирование данного заключения для оформления электронного учета в АИС «Российский Паспорт»; сведения направить в избирательную комиссию по Брянской области для внесения изменений в списки избирателей.

Как следует из текста заключения от ДД.ММ.ГГГГ, к такому выводу должностные лица УМВД России по Брянской области пришли, установив в ходе проверки обоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации на имя ФИО1, факт отсутствия у ФИО1 гражданства Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством, гражданами РФ считаются граждане, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации по состоянию на 06.02.1992г.(дату вступления в силу Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации»), либо приобретшие гражданство в соответствии с действующим законодательством. Материалами проверки установлено, что ФИО1 прибыл в Российскую Федерацию позднее 06.02.1992г., сведений о приобретении ФИО1 российского гражданства в полномочных органах на территории РФ, а также фактов обращения ФИО1 с заявлением о приеме в российское гражданство в установленном порядке в полномочные органы на территории Брянской области, не установлено.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 документирован ОВД Суземского района Брянской области паспортом серии на основании паспорта гражданина СССР серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ Каршинским ГОВД Республики Узбекистан.

ДД.ММ.ГГГГ. в МП Отд.П «Суземское» МО МВД России «Трубчевский» поступили принятые сотрудниками МБУ многофункционального центра Суземского района документы и личные фотографии ФИО1, для замены паспорта гражданина Российской Федерации по месту жительства в связи с достижением ДД.ММ.ГГГГ возраста. По заявлению ФИО1 оформлен паспорт гражданина РФ на имя ФИО1, серия , который владельцу не выдан.

Как следует из домовой книги на жилое помещение по адресу <адрес>, имеется запись о регистрации ФИО1 по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ., в графе «откуда прибыл» указано «<адрес>». ФИО1 выписан с указанного адреса на период службы по призыву (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

В силу ст. 10 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.

Согласно п. "а" ст. 5 ФЗ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно части 6 статьи 13, статьи 32 того же Закона установлен заявительный порядок оформления приобретения гражданства РФ.

В силу ч. 7 ст. 4 данного Закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.

Пунктом 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 (в дальнейшем - Положение) определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона.

Согласно п. 52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.

Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.

Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. № 232 в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации издало 8 июля 1997 г. Постановление N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации".

В силу п. 7 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" паспорт, выданный в нарушение установленного порядка подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.

В соответствии с Положением об организации деятельности территориальных органов ФМС России по изъятию паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской федерации (Утверждены приказом ФМС России от 11.03.2014г. №178), выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию признается, в том числе паспорт, выданный лицу, в отношении которого установлен факт отсутствия гражданства Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 года № 2007 было установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации считались бывшие граждане РСФСР, возвратившиеся на жительство в Россию до вступления в силу указанного Закона (6 февраля 1992 года), не имевшие подтверждения приобретения гражданства Российской Федерации в результате признания и продолжающие проживать на территории России на законных основаниях. Оформление документов о российском гражданстве производилось при их личном волеизъявлении.

В судебном заседании установлено, и не оспаривалось административным истцом, что вышеназванные положения законодательства на него не распространяются, так как он прибыл для проживания позднее 6-го февраля 1992 г., что подтверждается материалами дела.

Ст.18 Закона РСФСР от 28.11.1991 № 1948-1 "О гражданстве РСФСР" устанавливала основания для приобретения гражданства в порядке регистрации.

Ст.1 Федерального закона от 6 февраля 1995 года № 13-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" срок заявления о желании указанных категорий лиц приобрести гражданство Российской Федерации был продлен до 31 декабря 2000 года.

Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ Закон РСФСР от 28.11.1991 № 1948-1 "О гражданстве РСФСР" признан утратившим силу с 1 июля 2002 года.

Как следует из заключения и подтверждается материалами проверки, при проверке по электронным учетам СМЭВ (системы межведомственного электронного взаимодействия), а также АС ЦБД УИГ «Мигрант» ФМС России сведений о приобретении ФИО1 российского гражданства в полномочных органах на территории России, а также за ее пределами, не установлено. По имеющимся учетам УВМ УМВД России по Брянской области установлено, что ФИО1 с заявлением о приеме в Российское гражданство в установленном порядке в полномочные органы на территории г.Брянска и Брянской области, не обращался.

Доказательства, свидетельствующие о принадлежности ФИО1 к российскому гражданству, в материалах дела отсутствуют. Доказательств приобретения гражданства РФ либо обращения за получением гражданства в установленном порядке, ФИО1, не представлено.

Рассматривая доводы административного иска о незаконности оспариваемого заключения в связи с наличием у ФИО1 правовых оснований для приобретения гражданства в соответствии со ст. 18 Закона РСФСР от 28.11.1991 № 1948-1 "О гражданстве РСФСР" в порядке регистрации, суд приходит к выводу о том, что указанные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих правоотношения в указанной сфере.

Исходя из характера спорных правоотношений, при установлении факта отсутствия российского гражданства у истца, наличие либо отсутствие у ФИО1 законных оснований для приобретения гражданства не является юридически значимым обстоятельством для данного спора и не может свидетельствовать о незаконности заключения.

Как следует из материалов проверки обоснованности выдачи паспорта, с заявлениями и ходатайствами по вопросам приобретения гражданства Российской Федерации в порядке регистрации в установленной главой VI Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" процедуре ФИО1 не обращался, и решений по данному вопросу компетентными органами не принималось. Факт прохождения ФИО1 срочной военной службы по призыву в российских войсках в ДД.ММ.ГГГГ годах, проживание и осуществление предпринимательской деятельности на территории РФ в течение длительного периода, не является доказательством приобретения истцом гражданства РФ в установленном порядке и не свидетельствует о незаконности оспариваемого заключения.

В силу ст. 22 Федерального закона РФ от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в случае, если будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, либо в случае отказа заявителя от принесения Присяги.

Суд считает несостоятельным довод административного истца о нарушении ответчиком положений ст.22 Федерального закона РФ от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Указанные нормы права не применимы к спорным правоотношениям, так как оспариваемое заключение не является решением об отмене решения о приобретении гражданства.

На основании изложенного, суд, применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной им законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения, имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Фактов нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО1 в судебном заседании не установлено, доказательств таких нарушений истцом не предоставлено.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным и отмене решения (заключения) о проверке обоснованности выдачи паспорта на имя Сучилина от ДД.ММ.ГГГГ В связи с выводом суда об отказе в иске о признании заключения незаконным, требования ФИО1 о признании незаконным действий о признании паспорта серии на имя ФИО1, выданным в нарушение установленного порядка; о признании незаконным действия о признании паспорта серии , выданного на имя ФИО1, выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим уничтожению; о признании незаконным действия административного ответчика о принятии мер к снятию ФИО1 с регистрационного учета; об обязании административного ответчика снять с электронного учёта в АИС «Российский паспорт»; об обязании административного ответчика направить в Избирательную комиссию по Брянской области сведения о внесении истца в списки избирателей; о признании незаконным бездействия в части невыдачи истцу паспорта гражданина РФ в связи с достижением ДД.ММ.ГГГГ возраста; об обязании административного ответчика в течение 10 дней после вступления в законную силу решения суда выдать (заменить) истцу паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, в связи с достижением 45-летнего возраст, удовлетворению также не подлежат, так как являются производными от требований о признании заключения незаконным.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным и отмене заключения по результатам проверки обоснованности выдачи паспорта гражданина РФ на имя ФИО1, в том числе о признании незаконным действия административного ответчика о признании паспорта серии , выданного ОВД Суземского района Брянской области на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.рождения, выданным в нарушение установленного порядка; о признании незаконным действия административного ответчика о признании паспорта серии , выданного МП Отд. П «Суземское» МО МВД России Трубчевский» на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.рождения, выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим уничтожению; о признании незаконным действия административного ответчика о принятии мер к снятию ФИО1 с регистрационного учета; об обязании административного ответчика снять с электронного учёта в АИС «Российский паспорт»; об обязании административного ответчика направить в Избирательную комиссию по Брянской области сведения о внесении истца в списки избирателей; о признании незаконным бездействия административного ответчика в части невыдачи истцу паспорта гражданина РФ в связи с достижением 45-летнего возраста; об обязании административного ответчика в течение 10 дней после вступления в законную силу решения суда выдать (заменить) истцу паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, в связи с достижением ДД.ММ.ГГГГ возраста – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суземский районный суд в течение месяца.

Судья Н.О.Шпырко