Дело № 2а-241/2021 г.
УИД № 32RS0029-01-2021-000314-04
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 августа 2021 г. пос. Суземка
Суземский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Шпырко Н.О.,
при секретаре судебного заседания Кучуриной Е.В.,
с участием помощника прокурора Суземского района Брянской области Сахарова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Суземского района Брянской области в защиту интересов МО «Суземское городское поселение», неопределенного круга граждан к администрации Суземского района о признании незаконным бездействия администрации Суземского района, выразившегося в непринятии мер по внесению сведений, предусмотренных пунктом 4 «Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 года №424, в раздел 1 и 2 Реестра муниципального имущества муниципального образования «Суземское городское поселение» и обязании администрации Суземского района внести указанные сведения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Суземского района Брянской области обратился с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Суземского района, выразившееся в непринятии мер по внесению всех сведений, предусмотренных пунктом 4 «Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 года №424 в раздел 1 «Реестр недвижимого имущества» и Раздел 2 «Реестр движимого имущества» Реестра муниципального имущества муниципального образования «Суземское городское поселение». Просит обязать администрацию Суземского района в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда внести все сведения, предусмотренные пунктом 4 «Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» в указанные разделы.
В судебном заседании помощник прокурора Суземского района Брянской области Сахаров А.А. административные исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Суземского района Брянской области в суд не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате и месте судебного заседания, возражений по существу исковых требований не представил.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, административное дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав представителя прокуратуры, изучив доводы искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1, 2, 5 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии федеральными законами. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 «Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», утвержденного приказом Минэкономразвития от 30.08.2011 г. № 424, Порядок устанавливает правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее также - реестр, реестры), в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требованиям к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам (далее - правообладатель) и подлежащем учету в реестрах.
В соответствии с п. 5 «Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», утвержденного Минэкономразвития от 30.08.2011 г. № 424, реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях.
Ст.216 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что вещными наряду с правом собственности, в частности, являются: право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265); право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268); сервитуты (статьи 274, 277); право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296). Вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона № 218-Ф3 от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно пунктов 3,4 «Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», утвержденного приказом Минэкономразвития от 30.08.2011 г. № 424, ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра. Реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе: наименование недвижимого имущества; адрес (местоположение) недвижимого имущества; кадастровый номер муниципального недвижимого имущества; площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
В судебном заседании установлено, что в нарушение пункта 4 «Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 года №424 раздел 1 «Реестр недвижимого имущества» и Раздел 2 «Реестр движимого имущества» Реестра муниципального имущества муниципального образования «Суземское городское поселение» в электронной форме ведется с нарушениями порядка, а именно:
- в разделе 1 реестра недвижимого имущества МО «Суземское городское поселение» в отношении автодорог, артезианских скважин и другого недвижимого имущества, указанного с №5, 31, 32, 81, 82, 88-97, 100, 102-111 по № 113 не заполнены графы: кадастровая стоимость, в реквизитах документовоснований возникновения права муниципальной собственности не указаны номера документов, дата возникновения права муниципальной собственности на недвижимое имущество, сведения об ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения, а в ряде случаев кроме отсутствия названных сведений отсутствуют сведения о кадастровом номере, площади, протяженности, точном адресе (№ 5, 31, 32, 76, 93- автодороги в <адрес>, а также недвижимое имущество, указанное за №№ 81,82,91-93, 97, 102-111,112);
- в разделе 1 реестра недвижимого имущества МО «Суземское городское поселение» в отношении недвижимого имущества - квартир, указанного с № 115 по № 161, № 165-№ 167, № 169, № 173 (ЗТП), площадка для пожарных автомашин в д. Смелиж (без порядкового номера между № 181 и № 182), № 195-197 (горка, карусели, качалка-балансир) отсутствуют сведения: о точном адресе (нет названия населенного пункта в отношении квартир, в отношении комнат указано только название населенного пункта), о кадастровом номере (кроме квартир с № 115 по № 120 и № 122), о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); сведения о кадастровой стоимости недвижимом имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимом имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения;
- в отношении отдельных квартир (№ 117, 127, 133-136), не указана площадь;
- не заполнены отдельные графы в разделе 1 реестра недвижимом имущества МО «Суземское городское поселение» в отношении недвижимого имущества с № 200 по №221: реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; дата возникновения права муниципальной собственности на недвижимое имущество, точный адрес (указан только населенный пункт либо только название улицы) и другие;
- разделе 1 реестра недвижимом имущества МО «Суземское городское поселение» в нумерации имеются пропуски, нарушение последовательности (например, после № 186 указан № 194, после № 211 указан № 213) и другие.
Согласно пункту 4 «Порядка ведения органами местном самоуправления реестров муниципального имущества», утвержденном приказом Минэкономразвития от 30.08.2011 г. № 424, в раздел 2 включаются сведения о муниципальном движимом и ином имуществе, не относящемся к недвижимым и движимым вещам, в том числе: наименование движимого имущества; сведения о балансовой стоимости движимого имущества и начисленной амортизации (износе); даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество; реквизиты документов оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество; сведения о правообладателе муниципального движимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
В разделе 2 «Реестр движимого имущества» реестра имущества муниципального образования «Суземское городское поселение» не заполнены графы реквизиты документов оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество; сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
В соответствии с пунктом 8 «Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», утвержденного приказом Минэкономразвития от 30.08.2011 года №424, сведения об объектах учёта, содержащихся в реестрах, носят открытый характер и предоставляются любым заинтересованным лицам в виде выписок из реестров. Предоставление сведений об объектах учета осуществляется органом местного самоуправления, уполномоченным на ведение реестра, на основании письменных запросов в 10 –дневный срок со дня поступления запроса.
Прокурором Суземского района Брянской области внесено представление об устранении выявленных нарушений. Выявленные прокурором нарушения администрацией Суземского района не устранены.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение требований действующего законодательства ответчик не принял мер по устранению нарушений законодательства о муниципальной собственности.
Отсутствие сведений, предусмотренных пунктом 4 «Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», утвержденного приказом Минэкономразвития от 30.08.2011 г. № 424, в Разделе 1 «Реестр недвижимого имущества» и Разделе 2 «Реестр движимого имущества» Реестра муниципального имущества муниципального образования «Суземское городское поселение» может повлечь необеспечение надлежащего учета и сохранности муниципального имущества муниципального образования «Суземское городское поселение», что влечет нарушение интересов муниципального образования «Суземское городское поселение», а также нарушает права неопределенного круга граждан на получение сведений из реестра муниципального имущества.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора Суземского района по принятию мер по внесению всех сведений, предусмотренных пунктом 4 «Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 года №424, в раздел 1 «Реестр недвижимого имущества» и Раздел 2 «Реестр движимого имущества» Реестра муниципального имущества муниципального образования «Суземское городское поселение», является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
С учётом объёма мероприятий и финансовых затрат, необходимых для исполнения решения суда, суд приходит к выводу об установлении срока исполнения решения суда в соответствии со ст.178 КАС РФ – в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Суземского района Брянской области в защиту интересов МО «Суземское городское поселение», неопределенного круга граждан к администрации Суземского района - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Суземского района Брянской области выразившееся в непринятии мер по внесению всех сведений, предусмотренных пунктом 4 «Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 года №424, в раздел 1 «Реестр недвижимого имущества» и Раздел 2 «Реестр движимого имущества» Реестра муниципального имущества муниципального образования «Суземское городское поселение».
Обязать администрацию Суземского района Брянской области в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда внести все сведения, предусмотренные пунктом 4 «Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 года №424, в раздел 1 «Реестр недвижимого имущества» и Раздел 2 «Реестр движимого имущества» Реестра муниципального имущества муниципального образования «Суземское городское поселение».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суземский районный суд в течение месяца.
Судья Н.О. Шпырко