ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 320029-01-2021-000549-75 от 01.04.2022 Суземского районного суда (Брянская область)

Дело № 2а-29/2022

УИД № 32RS0029-01-2021-000549-75

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 апреля 2022 года пос. Суземка

Суземский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Шпырко Н.О.,

при секретаре судебного заседания Кучуриной Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора Суземского района Потаповой С.А.,

административного ответчика главы Суземского района Матросова А.В.,

представителя заинтересованного лица главы администрации Суземского района Слипухова Б.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Суземского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования «Суземский муниципальный район» к главе Суземского района Матросову А.В. о признании незаконным бездействий главы Суземского района по непринятию мер по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства пункта 5 «Положения о премировании главы администрации Суземского района», пункта 3 постановления главы Суземского района от 22.07.2020 года №14 «Об утверждении Положения о премировании главы администрации Суземского района» и по исключению из «Положения о премировании главы администрации Суземского района» коррупциогенного фактора,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Суземского района Брянской области обратился в суд с указанным административным исковым заявлением. Согласно уточненному административному исковому заявлению просит суд признать незаконным бездействие главы Суземского района по непринятию мер по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства пункта 5 «Положения о премировании главы администрации Суземского района», утвержденного постановлением главы Суземского района от 22.07.2020 года №14 в редакции постановления №27 от 30.06.2021 года, постановления №29 от 25.10.2021 года главы Суземского района, в части неустановления ограничения выплаты главе администрации Суземского района премии за выполнение особо важных и сложных заданий в пределах предусмотренных законодательством Брянской области предельных нормативов формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих. Обязать главу Суземского района принять меры по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства пункта 5 «Положения о премировании главы администрации Суземского района», утвержденного постановлением главы Суземского района от 22.07.2020 года №14 в редакции постановлений главы Суземского района №27 от 30.06.2021 года, №29 от 25.10.2021 года в части неустановления ограничения выплаты главе администрации Суземского района премии за выполнение особо важных и сложных заданий в пределах предусмотренных законодательством Брянской области предельных нормативов формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих. Признать незаконным бездействие главы Суземского района по непринятию мер по исключению из «Положения о премировании главы администрации Суземского района», утвержденного постановлением главы Суземского района от 22.07.2020 года №14 в редакции постановления №27 от 30.06.2021 года, постановления №29 от 25.10.2021 года главы Суземского района, коррупциогенного фактора, выразившегося в отсутствии сведений о том, каким должностным лицом принимается решение о выплате главе администрации Суземского района премии за выполнение особо важных и сложных заданий за месяц. Обязать главу Суземского района исключить коррупциогенный фактор, выразившийся в отсутствии сведений о том, каким должностным лицом принимается решение о выплате главе администрации Суземского района премии за выполнение особо важных и сложных заданий за месяц. Признать незаконным бездействие главы Суземского района по непринятию мер по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства пункта 3 постановления главы Суземского района от 22.07.2020 года №14 «Об утверждении Положения о премировании главы администрации Суземского района». Обязать главу Суземского района принять меры по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства пункта 3 постановления главы Суземского района от 22.07.2020 года №14 «Об утверждении Положения о премировании главы администрации Суземского района».

В судебном заседании старший помощник прокурора Суземского района Брянской области Потапова С.А. административные исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить административное исковое заявление. При этом пояснила, что Положение о премировании главы администрации не содержит определенной формулировки о должностном лице, которое может принимать решение о выплате ежемесячной премии главе администрации, что является коррупциогенным фактором – отсутствует один элемент порядка совершения должностным лицом определенных действий. Пункт 5 Положения противоречит закону, так как действующая формулировка предоставляет органам местного самоуправления широкую свободу в расходовании средств местного бюджета в размере, превышающем предельные нормативы, что противоречит положениям ст.86, ч.2 ст.136 Бюджетного кодекса РФ. Пункт 3 постановления главы Суземского района от 22.07.2020 года №14 «Об утверждении Положения о премировании главы администрации Суземского района» противоречит нормам трудового законодательства, так как распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до введения его в действия.

Административный ответчик Глава Суземского района Матросов А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления, полагает его необоснованным, так как оспариваемые правовые акты соответствуют требованиям закона.

Представитель заинтересованного лица Глава администрации Суземского района Слипухов Б.П. возражал против удовлетворения административных исковых требований. При этом пояснил, что максимальные выплаты главе администрации в год ограничены 79 окладами, больше 75 окладов в год он никогда не получал. Премия не ограничена в том, что она может быть в размере оклада, может составлять половину оклада или другую сумму, но в пределах фонда. По поводу лица, которое подписывает распоряжение о выдаче главе администрации премии, то в распоряжении главы Суземского района о приеме на работу прописывается премия в размере 25%, которая входит в фонд оплаты труда, и поэтому, полагает, что распоряжений главы района в части назначения ежемесячно указанной премии не требуется. В части вступления в силу нормативного правового акта и придания ему обратной силу полагает, что в этом нет противоречия закону.

Изучив доводы искового заявления, выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Часть 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (подпункт "ж" пункта 3), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 прямо относят к коррупциогенным факторам нормы, устанавливающие отсутствие или неполноту административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, а также юридико-лингвистическую неопределенность.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 г. N 3-П, от 15 июля 1999 г. N 11-П, от 11 ноября 2003 г. N 16-П и от 21 января 2010 г. N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

Согласно п.1 ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.

В соответствии с ч.2 ст.136 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

В соответствии с разделом IV типовой формы контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту (приложение 4 к Закону Брянской области от 16.11.2007 № 156-З «О муниципальной службе в Брянской области») в муниципальных образованиях, которым предоставляются дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности в случаях и порядке, установленных федеральными законами, размер оплаты труда главы местной администрации устанавливается в соответствии с предельными нормативами, предусмотренными законом Брянской области.

Согласно ст.12 Трудового кодекса Российской Федерации локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением Главы Суземского района №14 от 22.07.2020 года утверждено Положение о премировании главы администрации Суземского района, которое вступило в силу с даты его принятия и распространено на правоотношения, возникшие с 01.12.2019 года.

В соответствии с пунктами 3,4 Положения премия за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается ежемесячно в размере 25 % должностного оклада Главы администрации Суземского района в пределах фонда оплаты труда на соответствующий год. Премия может выплачиваться за иные периоды работы (квартал, год) либо за выполнение конкретного особо важного и сложного задания в процентном отношении к должностному окладу или в твердой денежной сумме за счет экономии фонда оплаты т руда на соответствующий год.

В соответствии с пунктом 5 Положения премия максимальными размерами не ограничивается.

Согласно пункту 7 Положения в редакции постановления главы Суземского района №29 от 25.10.2021 года премия за выполнение особо важных и сложных заданий, премия за периоды работы: квартал, год, а также иное разовое премирование выплачивается на основании распоряжения главы Суземского района.

Из предоставленной администрацией Суземского района справки от 28.03.2022 года следует, что бюджет Суземского муниципального района Брянской области является дотационным.

В ходе проведения антикоррупционной экспертизы прокуратурой установлено, что пункт 5 указанного Положения противоречит федеральному законодательству, так как не устанавливает ограничения выплат главе администрации Суземского района в пределах, предусмотренных законодательством Брянской области. В Положении выявлен коррупциогенный фактор, выразившийся в отсутствии определения должностного лица, принимающего решение о выплате главе администрации Суземского района премии за выполнение особо важных и сложных заданий за месяц. Пункт 3постановления главы Суземского района от 22.07.2020 года №14, которым утверждено указанное Положение, противоречит действующему законодательству в части придания локальному акту обратной силы.

Прокуратурой Суземского района принесен протест от 05.10.2021 года, по результатам рассмотрения которого указанные нарушения устранены не были.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями вышеуказанного законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.

При этом суд исходит из того, что механизм действия муниципального нормативного правового акта должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений, прежде всего из содержания конкретного нормативного положения. Формулировка пункта 7 Положения с учетом буквального значения содержащихся в нем слов и выражений и применительно к указанным выше нормам федерального законодательства не отвечает критерию формальной определенности, ведет к ее неоднозначному пониманию, так как не устанавливает порядок выплаты ежемесячной премии Главе администрации Суземского района в размере 25 %,в то время как для иных периодов премирования такой порядок установлен в указанной норме.

Более того, пункт 6 Положения, предусматривающий критерии ежемесячного премирования, подразумевает необходимость определения должностного лица, которое будет оценивать результаты работы главы администрации Суземского района согласно указанным критериям и принимать соответствующее решение о выплате ежемесячной премии. Однако указанное Положение не содержит норм, определяющих должностное лицо, в полномочии которого входит принятие решения о выплате главе администрации Суземского района премии за выполнение особо важных и сложных заданий за месяц.

Анализируя пункт 5 Положения, предусматривающий, что премия максимальными размерами не ограничивается, суд находит его противоречащим федеральному и региональному законодательству. При этом суд учитывает, что поскольку бюджет Суземского муниципального района Брянской области является дотационным, то согласно ст.ст. 86,136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закону Брянской области от 16.11.2007 № 156-З «О муниципальной службе в Брянской области» размер оплаты труда главы местной администрации, в том числе размер премии, должен ограничиваться предельными нормативами, предусмотренными законом Брянской области. Вместе с тем формулировка оспариваемой нормы создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения.

Оспариваемый пункт 3 постановления главы Суземского района от 22.07.2020 года №14 «Об утверждении Положения о премировании главы администрации Суземского района», определяющий порядок вступления в силу муниципального нормативного правового акта, противоречит трудовому законодательству, так как допускает его применение к правоотношениям, возникшим до принятия указанного постановления, что прямо запрещено законом.

Доводы административного ответчика Матросова А.В. и представителя администрации Суземского района Слипухова Б.П. об отсутствии в указанных выше нормах коррупциогенных факторов и соответствии оспариваемого муниципального нормативного правового акта действующему законодательству, суд считает несостоятельными, так как они противоречат содержанию оспариваемого нормативного правового акта, основаны на субъективном толковании действующего законодательства.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Суземского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования «Суземский муниципальный район» к главе Суземского района Матросову А.В.о признании незаконным бездействий главы Суземского района по непринятию мер по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства пункта 5 «Положения о премировании главы администрации Суземского района», пункта 3 постановления главы Суземского района от 22.07.2020 года №14 «Об утверждении Положения о премировании главы администрации Суземского района» и по исключению из «Положения о премировании главы администрации Суземского района» коррупциогенного фактора – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие главы Суземского района по непринятию мер по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства пункта 5 «Положения о премировании главы администрации Суземского района», утвержденного постановлением главы Суземского района от 22.07.2020 года №14 в редакции постановления №27 от 30.06.2021 года, постановления №29 от 25.10.2021 года главы Суземского района, в части неустановления ограничения выплаты главе администрации Суземского района премии за выполнение особо важных и сложных заданий в пределах предусмотренных законодательством Брянской области предельных нормативов формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих.

Обязать главу Суземского района принять меры по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства пункта 5 «Положения о премировании главы администрации Суземского района», утвержденного постановлением главы Суземского района от 22.07.2020 года №14 в редакции постановлений главы Суземского района №27 от 30.06.2021 года, №29 от 25.10.2021 года в части неустановления ограничения выплаты главе администрации Суземского района премии за выполнение особо важных и сложных заданий в пределах предусмотренных законодательством Брянской области предельных нормативов формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих.

Признать незаконным бездействие главы Суземского района по непринятию мер по исключению из «Положения о премировании главы администрации Суземского района», утвержденного постановлением главы Суземского района от 22.07.2020 года №14 в редакции постановления №27 от 30.06.2021 года, постановления №29 от 25.10.2021 года главы Суземского района, коррупциогенного фактора, выразившегося в отсутствии сведений о том, каким должностным лицом принимается решение о выплате главе администрации Суземского района премии за выполнение особо важных и сложных заданий за месяц.

Обязать главу Суземского района исключить коррупциогенный фактор, выразившийся в отсутствии сведений о том, каким должностным лицом принимается решение о выплате главе администрации Суземского района премии за выполнение особо важных и сложных заданий за месяц.

Признать незаконным бездействие главы Суземского района по непринятию мер по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства пункта 3 постановления главы Суземского района от 22.07.2020 года №14 «Об утверждении Положения о премировании главы администрации Суземского района».

Обязать главу Суземского района принять меры по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства пункта 3 постановления главы Суземского района от 22.07.2020 года №14 «Об утверждении Положения о премировании главы администрации Суземского района».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суземский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Н.О. Шпырко

Решение суда в окончательной форме изготовлено 11 апреля 2022 года.