ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 320029-01-2023-000376-44 от 01.02.2024 Суземского районного суда (Брянская область)

Дело № 2а-35/2024

УИД № 32RS0029-01-2023-000376-44

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01.02.2024г. пос. Суземка

Суземский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Семенова И.А.,

при секретаре судебного заседания Коротченковой Е.В.,

с участием:

представителя административного истца-

помощника прокурора Суземского района

Брянской области Перевозчикова А.В.,

представителей административного ответчика - Суземского районного Совета народных депутатов - Матросова А.В. (председатель Суземского районного Совета народных депутатов) и Комара В.Н. (на основании доверенности),

представителей заинтересованного лица - администрации Суземского района Брянской области – Слипухова Б.П. (глава администрации Суземского района) и Комара В.Н. (на основании доверенности),

заинтересованного лица – Слипухова Б.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Суземского района Брянской области в защиту интересов Российской Федерации к Суземскому районному Совету народных депутатов о признании незаконным бездействия и расторжении контракта о прохождении муниципальной службы,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Суземского района Брянской области обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, ссылаясь на то, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой района, в действиях Суземского районного Совета народных депутатов выявлены нарушения действующего законодательства о муниципальной службе в виде бездействия по расторжению контракта о прохождении муниципальной службы с главой администрации Суземского района Слипуховым Б.П., достигшим предельного возраста пребывания по замещаемой должности. В связи с чем просил признать незаконным бездействие Суземского районного Совета народных депутатов по непринятию мер, предусмотренных ст.19 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» по расторжению вышеназванного контракта, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Суземским районным Советом народных депутатов и Слипуховым Б.П., и расторгнуть данный контракт.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Перевозчиков А.В. поддержал требования административного искового заявления, просил их удовлетворить. При этом пояснил, что прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ. в адрес главы Суземского района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, выразившегося в не расторжении муниципального контракта с муниципальным служащим Слипуховым Б.П., достигшим предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однако решением Совета от ДД.ММ.ГГГГ представление прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ. оставлено без удовлетворения. В связи с чем представитель административного истца считает, что в настоящее время отсутствуют правовые основания для нахождения Слипухова Б.П. в должности главы администрации Суземского района Брянской области, поэтому настаивает на расторжении контракта о прохождении муниципальной службы, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Слипуховым Б.П. и Суземский районным Советом народных депутатов.

В судебном заседании представитель административного ответчика- Суземского районного Совета народных депутатов и заинтересованного лица– администрации Суземского района Брянской области Комар В.Н. просил отказать в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на отсутствие для этого законных оснований.

Представитель административного ответчика - Суземского районного Совета народных депутатов Матросов А.В. просил отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Заинтересованное лицо Слипухов Б.П., являющийся также представителем заинтересованного лица – администрации Суземского района Брянской области, в судебном заседании полагал, что административный иск является необоснованным, в связи с чем просил отказать в его удовлетворении.

Из письменных возражений на иск представителя административного ответчика - Суземского районного Совета народных депутатов Комара В.Н. следует, что с заявленными требованиями он не согласен по следующим причинам. ДД.ММ.ГГГГ. между Слипуховым Б.П. и Советом был заключен контракт, в соответствии с которым Слипухов Б.П. был назначен на должность главы администрации Суземского района до начала работы Совета народных депутатов нового созыва, то есть на 5 лет, который еще не истек. Считает, что согласно положениям ст.19 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» установленный в п.2 ст.13 указанного закона 65-летний возраст не является безусловным основанием для прекращения муниципальной службы. Решение о продлении срока трудового договора либо о его прекращении принимается работодателем. Указывает, что порядок замещения должности главы местной администрации по контракту, а также порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на эту должность по контракту, определяются Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ). Поэтому на главу местной администрации не распространяются основания прекращения муниципально-служебных отношений, установленных ст.19 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ». Кроме того, исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения главы местной администрации предусмотрен п.10 ст.37 Федерального закона №131-ФЗ, в который не входит достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. В связи с чем в рассматриваемой ситуации применение иных оснований, в том числе предусмотренных Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом «О муниципальной службе в РФ», является неправомерным.

Суд, выслушав представителя административного истца- помощника прокурора Суземского района, представителей административного ответчика- Суземского районного Совета народных депутатов, представителей заинтересованного лица - администрации Суземского района Брянской области, заинтересованного лица Слипухова Б.П., изучив письменные материалы административного дела, приходит к следующему.

Статья 2 Федерального закона №131-ФЗ определяет должностное лицо местного самоуправления как выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрации руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (ч.1 ст.37 Федерального закона №131-ФЗ).

Согласно ч.2 ст.37 Федерального закона №131-ФЗ, главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

Статьей 2 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» установлено, что муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, представитель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Из содержания ст.10 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» следует, что муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанностей по должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Согласно ст.ст.6,7 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность, которые устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекта РФ, утверждаемым законом субъекта РФ. Реестр должностей муниципальной службы в субъекта РФ представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления.

Приложением №1 Реестра должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах в Брянской области к закону Брянской области от 16.11.2007 №156-З «О муниципальной службе в Брянской области», определено, что глава местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) муниципального района, является высшей должностью.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» установлено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.

Аналогичные положения содержатся в абзаце 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ, согласно которым на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной службе и муниципальной службе.

Согласно п.3 ч.1 ст.11 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

В соответствии с ч.7 ст.16 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяется Федеральным законом №131-ФЗ. Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта РФ.

Из приведенных нормативных положений следует, что глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых распространяются положения Федерального закона №131-ФЗ, Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», а также нормативные правовые акты субъектов РФ о муниципальной службе, регулирующие основания, порядок, сроки, условия замещения должности муниципальной службы и прекращения полномочий по занимаемой должности муниципальной службы, в том числе и социальные гарантии муниципальным служащим. При этом нормы трудового законодательства распространяются на муниципальных служащих в случаях, не урегулированных нормами муниципального законодательства.

В соответствии с требованиями, установленными ч.2 ст.13 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет- предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

При этом согласно п.1 ч.1 ст.19 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе нанимателя (работодателя) в случае достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

В соответствии с ч.2 ст.19 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.

Согласно статьи 40 Устава муниципального образования «Суземский муниципальный район Брянской области», глава администрации Суземского района назначается на должность по контракту, заключенному по результатам замещения конкурса на замещение главы администрации Суземского района. Данный контракт заключается на срок полномочий Суземского районного Совета народных депутатов, принявшего решение о назначении лица на должность главы администрации и действует до начала работы районного Совета народных депутатов нового созыва, но не менее чем на два года. Контракт с главой администрации Суземского района заключается с главой Суземского района.

Как видно из материалов дела, решением Суземского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены кандидаты, претендующие на должность главы администрации Суземского района, одним из которых был Слипухов Б.П..

В этот же день Решением конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности на замещение главы администрации Суземского района Суземскому районному Совету народных депутатов были представлены две кандидатуры, в том числе кандидатура Слипухова Б.П..

Решением Совета от ДД.ММ.ГГГГ на должность главы администрации Суземского района Брянской области был назначен Слипухов Б.П. на срок полномочий, установленный Уставом муниципального образования «Суземский муниципальный район».

ДД.ММ.ГГГГ. между Суземским районным Советом народных депутатов и Слипуховым Б.П. подписан контракт с лицом, назначаемым на должность главы администрации Суземского района. Дата начала исполнения должностных обязанностей – ДД.ММ.ГГГГ Срок действия контракта – до дня начала работы Совета народных депутатов нового созыва – 5 лет.

Прокурором Суземского района Брянской области по результатам проведенной прокуратурой проверки ДД.ММ.ГГГГ. в адрес главы Суземского района (являющегося председателем Суземского районного Совета народных депутатов) внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, обусловленных достижением ДД.ММ.ГГГГ. муниципальным служащим Слипуховым Б.П. предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы, и непринятием Суземский районным Советом народных депутатов мер, предусмотренных ст.19 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ».

Решением Суземского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ представление прокуратуры Суземского района от ДД.ММ.ГГГГ. об устранении нарушения законодательства о муниципальной службе оставлено без удовлетворения.

Таким образом, контракт, заключенный ДД.ММ.ГГГГ. между Суземский районным Советом народных депутатов и Слипуховым Б.П., на дату подачи административного искового заявления остается не расторгнутым.

Суд не может согласиться с позициями административного ответчика и заинтересованных лиц, изложенных в возражениях и приведенных в судебном заседании, по следующим основаниям.

При разрешении дела на основании исследованных материалов дела и позиций сторон суд исходит из установленной законодательством возможности расторжения представителем нанимателя трудового договора с муниципальным служащим в связи с достижением последним предельного возраста и наличием права у представителя нанимателя продлевать срок нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, не более, чем на один год (п.1 ч.1 и ч.2 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ»).

Указанные нормы обязывают работодателя по достижении муниципальным служащим 65-летнего возраста (предельного возраста для нахождения на муниципальной службе) принять решение либо о продлении трудового договора сроком на один год, либо о расторжении трудового договора.

Как видно из материалов дела, Слипухов Б.П., занимающий должность главы администрации Суземского района, ДД.ММ.ГГГГ. достиг предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

Однако Суземским районным Советом народных депутатов в нарушение статьи 19 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» не приняты меры, обязывающие его как нанимателя принять решение либо о расторжении трудового договора со Слипуховым Б.П. как с муниципальным служащим, достигшим предельного возраста нахождения на муниципальной службе (65 лет), либо о продлении этого трудового договора сроком на один год.

Данное обстоятельство говорит о незаконном бездействии Суземского районного Совета народных депутатов по непринятию мер, предусмотренных статьей 19 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» по расторжению контракта о прохождении муниципальной службы с главой администрации Суземского района Брянской области Слипуховым Б.П..

При установленных выше обстоятельствах, с учетом приведенных и проанализированных требований закона, представленных сторонами доводов и доказательств в их обоснование, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Суземского района Брянской области являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковые требования прокурора Суземского района Брянской области в интересах Российской Федерации к Суземскому районному Совету народных депутатов о признании незаконным бездействия и расторжении контракта о прохождении муниципальной службы удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Суземского районного Совета народных депутатов по непринятию мер, предусмотренных ст.19 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» по расторжению контракта о прохождении муниципальной службы с главой администрации Суземского района Брянской области Слипуховым Б.П.

Обязать Суземский районный Совет народных депутатов расторгнуть контракт с главой администрации Суземского района Брянской области, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Слипуховым Б.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> (паспорт , выдан ОВД <адрес>ДД.ММ.ГГГГ), и Суземским районным Советом народных депутатов (<данные изъяты>).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суземский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья И.А. Семенов

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.