ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-110/2013 от 29.11.2013 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3-68/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«29» ноября 2013 года Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Селиверстовой И.В.

при секретаре Юрловой Л.В.

с участием прокурора Б.

заявителей П.

Б.,

представляющего также интересы П. на основании доверенности,

представителя Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области Н.,

представителя территориальной избирательной комиссии Рамонского района Воронежской области Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже дело по заявлению П. и Б. о признании неправомочным состава Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области 5 созыва, и заявлению Б. о назначении выборов в Совет народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области,

у с т а н о в и л:

28 октября 2013 года П., житель Рамонского района Воронежской области, обратился в суд с заявлением и просил признать неправомочным состав Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области 5 созыва (далее – Совет).

6 ноября 3013 года Б., проживающий в границах Рамонского муниципального района, обратился в суд с аналогичным требованием, а также просил определить порядок назначения выборов депутатов Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области, в том числе: избирательную комиссию, которая должна назначить выборы, и срок, в течение которого должна быть назначена дата выборов; нормативный правовой акт, на основании которого будут проводиться выборы; срок полномочий и число депутатов представительного органа местного самоуправления.

В обоснование требований заявителями, с учетом дополнений, указано, что Совет народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области предыдущего созыва был избран на муниципальных выборах 12 октября 2008 года сроком на 5 лет. В соответствии с действующим законодательством очередные прямые выборы на основе свободного, всеобщего, равного и тайного голосования должны были быть назначены на единый день голосования 8 сентября 2013 года, однако, они не назначались и не проводились. Из публикаций в районной газете «Голос Рамони» от 25 октября 2013 года заявителям стало известно, что 23 октября 2013 года состоялось первое заседание Совета 5 созыва, в состав которого вошли лица, которые не были избраны путем свободного, равного, всеобщего и тайного голосования, что является нарушением прав заявителей на участие в формировании представительного органа местного самоуправления Рамонского муниципального района. Полагают, что в настоящем деле подлежат применению статьи 3, 13 Европейской хартии местного самоуправления (далее – Европейская хартия), ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления», исходя из взаимосвязанных положений которых формирование представительных органов муниципальных районов наравне с представительными органами поселений и городов должно осуществляться из лиц, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования; а также нормы статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации; статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; положения пунктов 1,2,3,5,8,9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»; пункта 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года №
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении). Заявитель Б., кроме того, указывает, что поскольку в статьях 3, 13 Европейской хартии установлены иные принципы формирования представительного органа всех без исключения категорий муниципальных образований (в том числе для муниципальных районов), пункт 1 части 4, часть 5 статьи 35 Закона о местном самоуправлении и принятые в соответствии с данными нормами муниципальные правовые акты представительных органов местного самоуправления и представительных органов местного самоуправления поселений, входящих в состав Рамонского муниципального района, не подлежат применению. При этом полагает, что газета «Муниципальный вестник» не может считаться средством массовой информации для официального опубликования нормативных правовых актов Рамонского района в целях введения их в действие; а решения Советов народных депутатов шестнадцати поселений об избрании депутатов из своего состава, принятые в отсутствие аналогичных норм в Законе и Уставе о порядке выдвижения и избрания депутата для представительства, и решение СНД Рамонского муниципального района от 25 апреля 2013 года не являются действующими, поскольку в установленном порядке (в газете «Голос Рамони») не опубликованы, и, следовательно, не введены в действие.

При таких обстоятельствах, поскольку все без исключения лица, участвовавшие в первом заседании Совета 23 октября 2013 года, назвали себя депутатами самостоятельно, без участия населения в их избрании, то есть в нарушение статей 3, 13 Европейской хартии, заявители считают, что Совет подлежит признанию неправомочным. Также Б. полагает, что поскольку истек срок полномочий Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области 4 созыва, в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления, уполномоченными органами в установленные законом сроки выборы не назначены и не реализуются конституционные права проживающих в Рамонском районе граждан избирать и быть избранными, то имеются основания для принятия судом решения о назначении выборов (т. 1, л.д. 4-5, 102-103, 159-160).

Определением Воронежского областного суда от 15 ноября 2013 года гражданские дела по вышеуказанным заявлениям объединены в одно производство с № 3-68/2013 (т. 1, л.д. 94-95).

В судебном заседании заявители П. и Б., являющийся одновременно представителем заявителя П. по доверенности, заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлениях.

Представители заинтересованных лиц Н. и Д. возражали против заявленных требований, пояснив, что порядок формирования представительного органа соответствует действующему законодательству и не противоречит нормам международного права.

Выслушав П., Б., представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора Б., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявлений, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований.

Судом установлено, что заявители являются гражданами Российской Федерации, зарегистрированы и постоянно проживают на территории Рамонского муниципального района Воронежской области (т. 1, л.д. 165, 166), а потому в соответствии с пунктами 26, 27 статьи 2, пунктами 4, 8 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обладают активным и пассивным избирательным правом и на основании статей 3, 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 10 названного Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ вправе обратиться в суд с заявлениями, если считают, что их избирательное право нарушено.

Дела о признании неправомочным состава представительных органов местного самоуправления, об определении срока назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, членов выборного органа местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования, а также об установлении порядка и субъекта их назначения относятся к подсудности областных и соответствующих им судов, что следует из пунктов 4, 5 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 75 вышеуказанного Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», части 17 статьи 15 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», пункта 6 разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 2 части 16 статьи 35 Закона о местном самоуправлении.

Из материалов дела следует, что 12 октября 2008 года состоялись выборы депутатов Рамонского муниципального района четвертого созыва и были избраны 25 депутатов Совета на пятилетний срок полномочий - до 12 октября 2013 года (решение территориальной избирательной комиссии Рамонского района Воронежской области от 13 октября 2008 года № 78). Решений о признании выборов несостоявшимися либо недействительными, а также о признании состава Совета народных депутатов 4 созыва неполномочным, нелегитимным не принималось (т. 2, л.д. 6-16).

Решением Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области от 25 апреля 2013 года № 419 признано, что поддержана не менее чем двумя третями представительных органов поселений, входящих в состав Рамонского муниципального района Воронежской области (с 23 мая по 18 июня 2012 года), инициатива Совета народных депутатов Скляевского сельского поселения от 19 апреля 2012 года об изменении порядка формирования Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области и переходе от избрания его депутатов путем муниципальных выборов к формированию из глав поселений, входящих в состав данного муниципального района, и депутатов представительных органов этих поселений. Пунктами 3, 4 данного решения установлено, что представительный орган муниципального района - Совет народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области следующего созыва формируется в порядке, установленном пунктом 1 части 4 статьи 35 Закона о местном самоуправлении, и состоит из глав поселений, входящих в состав Рамонского муниципального района Воронежской области, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава по норме представительства: один депутат от каждого поселения. При этом днем начала работы нового созыва Совета народных депутатов является следующий день после истечения срока полномочий действующего состава Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области, избранного на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании 12 октября 2008 года (т. 1, л.д. 84-87).

Указанное решение опубликовано в официальном издании органов местного самоуправления Рамонского муниципального района - «Муниципальный вестник» (от 29 апреля 2013 года № 5) и является действующим (т. 1, л.д. 148-149).

Решением Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области от 23 октября 2013 года № 1 признаны полномочия депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области пятого созыва: К., Б., Ф., Д., К., Г., Р., Д., М., Г., Т., Л., К., К., Б., Е., С., П., К., Н., Р., В., П., С., Г., П., В., М., В., С., Ш., С.; и признана правомочность Совета. Данное решение опубликовано в официальном издании органов местного самоуправления - «Муниципальный вестник» (от 25 октября 2013 года № 13) и также является действующим (т. 1, л.д. 76-80, 81-83, 150).

Понятие местного самоуправления закреплено в Европейской хартии, и в частности, в статье 3 указано: «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».

В силу статей 4, 13 Европейской хартии основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом. Принципы местного самоуправления, содержащиеся в настоящей Хартии, распространяются на все существующие на территории Стороны категории органы местного самоуправления.

Европейская хартия ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления».

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Гарантированное частью 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления должно реализовываться исходя из предусмотренных законодательством общих принципов организации местного самоуправления, в том числе относящихся к формам осуществления местного самоуправления, способам и процедурам формирования органов муниципальной власти, их полномочиям.

Общие правовые и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также гарантии его осуществления, включая порядок формирования представительных органов муниципальных образований, закреплены в Законе о местном самоуправлении, согласно части 1 статьи 3 которого граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

В силу положений части 4 статьи 35 Закона о местном самоуправлении представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей; либо избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Из изложенного выше следует, что федеральное законодательство не требует, чтобы представительные органы муниципальной власти на всех территориях, в границах которых осуществляется местное самоуправление, формировались по единым (универсальным) правилам, безотносительно к особенностям осуществления местного самоуправления в конкретных пространственных (поселенческих или иных территориальных) пределах.

Таким образом, предполагается, что представительные органы местного самоуправления, призванные обеспечивать формирование и выражение воли населения при решении вопросов местного значения и осуществлять основную функцию муниципального правотворчества, могут быть сформированы населением, в том числе, и в ином, отличном от муниципальных выборов, порядке, если им обеспечивается формирование соответствующего органа муниципальной власти как органа народного представительства, что возможно и на основе вхождения в его состав лиц из числа ранее избранных населением на муниципальных выборах - глав поселений и депутатов представительных органов поселений.

При этом в рамках действующего правового регулирования выбор способа формирования представительного органа муниципального района из представителей поселений и его закрепление в уставе муниципального района не препятствуют тому, чтобы вновь перейти к формированию представительного органа муниципального района на муниципальных выборах.

Согласно статье 25 Устава Рамонского муниципального района Воронежской области (далее - Устав) Совет народных депутатов входит в структуру органов местного самоуправления и является представительным органом Рамонского муниципального района.

В соответствии с частью 5 статьи 35 Закона о местном самоуправлении представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи, если иное не установлено в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящей части, согласно которому представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района.

Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи. Данное решение направляется в представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, и подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его принятия в порядке, предусмотренном уставом муниципального района.

Установленный в соответствии с настоящей частью порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение трех месяцев со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района. В этот же срок представительный орган муниципального района принимает решение о приведении устава муниципального района в соответствие с требованиями части 2 статьи 36 настоящего Федерального закона… В случае принятия в порядке, установленном настоящей частью, решения о формировании представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи выборы в представительный орган муниципального района не назначаются.

Согласно частям 1, 3 статьи 7 Закона о местном самоуправлении по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

В соответствии с частью 8 статьи 44 Закона о местном самоуправлении устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Согласно части 1 статьи 57 Устава официальное опубликование (первая публикация полного текста муниципального правового акта) осуществляется в официальном издании органов местного самоуправления Рамонского муниципального района «Муниципальный вестник» либо в районной общественно-политической газете «Голос Рамони».

Официальное периодическое издание «Муниципальный вестник» было учреждено для обнародования (официального опубликования) муниципальных правовых актов местного самоуправления решением Совета народных депутатов Рамонского муниципального района от 16 мая 2006 года № 177 (т. 2, л.д. 5).

Как следует из имеющихся в деле документов, решение Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области от 25 апреля 2013 года № 419 об изменении порядка формирования представительного органа из глав поселений, входящих в состав Рамонского муниципального района, и из депутатов представительных органов этих поселений с указанием нормы представительства и дня начала работы сформированного представительного органа муниципального района, которым определен следующий день после истечения срока полномочий действующего состава Совета народных депутатов, было опубликовано 23 апреля 2013 года в официальном периодическом издании «Муниципальный вестник» и было доступно для жителей указанного муниципального образования. Выдвинутая инициатива по формированию представительного органа Рамонского муниципального района путем представительства решениями советов депутатов поселений, входящих в состав муниципального района, была поддержана в порядке части 5 статьи 35 Закона о местном самоуправлении (т. 1, л.д. 53-55, 84-87, 148-149).

В связи с этим суд также находит установленным, что в силу статьи 35 Закона о местном самоуправлении представительный орган Рамонского муниципального района был сформирован в соответствии с вышеуказанным решением в количестве 32 депутатов по нормам представительства от поселений, входящих в состав Рамонского муниципального района, на основании решений Советов народных депутатов данных поселений «Об избрании депутата в Совет народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области», опубликованных в установленном Уставом порядке, - из глав данных поселений и депутатов представительных органов поселений (т. 1, л.д. 172-233) - и приступил к работе после истечения срока полномочий Совета народных депутатов предыдущего – четвертого созыва, то есть формирование состава депутатов Совета проведено в предусмотренном законом порядке.

Из материалов дела следует, что прошедшим официальное опубликование в «Муниципальном вестнике» и «Голосе Рамони» решением Совета от 23 октября 2013 года № 23 был утвержден проект изменений и дополнений в Устав, Порядок учета предложений по проекту и участия граждан в его обсуждении и назначены публичные слушания по обсуждению проекта, состоявшиеся 11 ноября 2013 года, по результатам которых было принято решение об одобрении проекта решения Совета (т. 1, л.д. 120-177).

Нарушение своих конституционных прав Б. и П. усматривают в том, что представительный орган муниципального района был сформирован не путем муниципальных выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, а в ином порядке, в связи с чем заявители были лишены возможности избирать и быть избранными в Совет и участвовать в осуществлении местного самоуправления, что, по их мнению, противоречит Европейской Хартии и корреспондирующим ей положениям законодательства Российской Федерации.

Между тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 18 мая 2011 года № 9-П, в действующем правовом регулировании имеет место дифференцированный подход к порядку формирования представительных органов муниципальных образований в зависимости от их принадлежности к поселенческому или районному уровням, а именно обязательный порядок избрания непосредственно населением представительных органов поселений и возможность формирования представительного органа муниципального района как путем прямого волеизъявления населения, так и в ином, отличном от муниципальных выборов, порядке.

Такой подход соотносится с положениями Европейской хартии местного самоуправления, устанавливающей демократические стандарты в области местного самоуправления, но не преследующей при этом цель их универсального распространения на все возможные территориальные уровни самоуправления, формирующиеся на основе исторических и иных традиций в рамках национальных правовых систем. Будучи ориентированной на организацию коммунального (поселенческого) самоуправления, Хартия закрепляет в качестве стандарта осуществление права на местное самоуправление советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования (пункт 2 статьи 3), т.е. прежде всего определяет в качестве обязательного условия, при соблюдении которого лицо может состоять членом представительного органа местного самоуправления и, соответственно, претендовать на вхождение в состав муниципального совета (собрания), его избрание населением путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.

Таким образом, положения Конституции Российской Федерации и корреспондирующие им положения Европейской хартии местного самоуправления не исключают возможность формирования представительного органа муниципального образования, созданного по территориальному принципу, путем вхождения в его состав представителей поселенческих муниципальных образований, избранных населением на муниципальных выборах, если решение об этом принимается с учетом мнения населения.

С учетом изложенного, доводы заявителя Б. о том, что пункт 1 части 4, часть 5 статьи 35 Закона о местном самоуправлении и принятые в соответствии с данными нормами муниципальные правовые акты представительных органов местного самоуправления и представительных органов местного самоуправления поселений, входящих в состав Рамонского муниципального района, не подлежат применению, поскольку противоречат статьям 3, 13 Европейской хартии, устанавливающей, по мнению заявителя, иные принципы формирования представительного органа, суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

Кроме того, вышеназванным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2011 года № 9-П законоположения пункта 1 части 4, части 5 статьи 35 Закона о местном самоуправлении признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку в системе действующего правового регулирования предполагают при выдвижении и поддержке представительными органами поселений инициативы о переходе к формированию представительного органа муниципального района из представителей поселений учет мнения населения в порядке, устанавливаемом в уставах и иных нормативных правовых актах муниципальных образований.

Также несостоятельны и доводы Б. о том, что «Муниципальный вестник» не может считаться средством массовой информации для официального опубликования нормативных правовых актов Рамонского района в целях введения их в действие, а потому решение Совета народных депутатов Рамонского муниципального района от 25 апреля 2013 года и решения Советов народных депутатов шестнадцати поселений об избрании депутатов из своего состава не являются действующими, поскольку в установленном порядке (в газете «Голос Рамони») не опубликованы, и, следовательно, не введены в действие.

Как указывалось ранее, данные правовые акты были опубликованы в установленном законом порядке в официальном издании органа местного самоуправления Рамонского муниципального района - «Муниципальный вестник», что прямо предусмотрено частью 1 статьи 57 Устава.

Признавая несостоятельными доводы заявителей о нарушении при формировании Совета 5 созыва требований закона, суд принимает во внимание, что на момент прекращения полномочий Совета депутатов 4 созыва принятым муниципальным правовым актом – решением от 23 апреля 2013 года № 419 был закреплен порядок формирования представительного органа из глав городских и сельских поселений, избранных на муниципальных выборах на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также депутатов Советов депутатов городских и сельских поселений, избранных Советами депутатов соответствующих поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселений нормой представительства.

Суд приходит к выводу, что предоставленная муниципальному образованию возможность самостоятельно выбирать вид избирательной системы согласуется с установленным Конституцией Российской Федерации принципом самостоятельности местного самоуправления и не нарушает равенства избирательных прав граждан.

Разрешение одновременно вопросов о внесении изменений в регламент и выборе депутата в Совет (т. 2, л.д. 23-33) действующему законодательству не противоречит.

Таким образом, судом установлено, что Совет 5 созыва был сформирован в соответствии с частью 5 статьи 35 Законом о местном самоуправлении на основании вступившего в законную силу муниципального правового акта, которым установлены изменения порядка формирования представительного органа, процедура его формирования соблюдена, в связи с чем правовые основания для признания состава Совета неправомочным отсутствуют и в удовлетворении заявленных требований в данной части надлежит отказать.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» данный Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в том числе в случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки.

В силу пункта 5 вышеуказанного Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 указанного Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Такое решение суда принимается в случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки (пункт 6 статьи 3 указанного Федерального закона).

Как установлено судом, 23 октября 2013 года новый состав Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области 5 созыва был сформирован в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 35 Закона о местном самоуправлении, и в этот же день состоялось его первое заседание, на котором из состава депутатов на основании решения № 7 был избран Глава Рамонского муниципального района – М., а также утвержден проект изменений и дополнений в Устав (решение № 23) относительно порядка формирования представительного органа. Данный проект на очередном заседании Совета, состоявшемся 11 ноября 2013 года, по результатам публичных слушаний был одобрен. Указанные решения опубликованы в официальных изданиях - «Муниципальный вестник» и «Голос Рамони» в общей доступности для населения (т. 1, л.д. 119-147, 150-157).

Поскольку на настоящее время не предусмотрено формирование состава Совета посредством проведения муниципальных выборов, основания для определения порядка назначения выборов депутатов Совета отсутствуют.

Исходя из содержания статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вопрос о соответствии нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации находится за пределами компетенции областного суда, заявленные в этой части требования к производству суда не принимались, поэтому суд не входит в их обсуждение.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Совет 5 созыва был сформирован в установленном законом порядке и приступил к осуществлению своих полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» оснований для удовлетворения заявленных требований об определении порядка назначения выборов депутатов Совета депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области также не имеется.

Принимая во внимание, что каких-либо нарушений прав заявителей избирать и быть избранными в органы местного самоуправления судом не установлено, в удовлетворении требований Б. и П. надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении заявления П. и Б. о признании неправомочным состава Совета народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области 5 созыва, и заявления Б. о назначении выборов в Совет народных депутатов Рамонского муниципального района Воронежской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 4 декабря 2013 года.

Председательствующий И.В. Селиверстова