Дело № 3а-437/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 09 июля 2018 года
Воронежский областной суд в составе председательствующего Привалова А.А., при секретаре Юрловой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Арена» к Правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной
установил:
административный истец обратился в суд с названным выше административным иском, указывая, что обществу с ограниченной ответственностью «Арена» на праве собственности принадлежат земельные участки:
- с кадастровым номером №, площадью 3 087 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 645 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 3 119 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 2 998 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенный по адресу: <...>;
- с кадастровым номером №, площадью 3 138 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 4 649 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 1 620 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 5 957 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенный по адресу: <адрес>;
на праве общей долевой собственности (844/1000 долей в праве) принадлежит земельный участок:
- с кадастровым номером №, площадью 5 028 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенный по адресу: <адрес>.
Установленная кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2014 года, составляет соответственно 7 491 161,16 руб., 1 563 628,35 руб., 7 597 229,01 руб., 7 281 932,14 руб., 7 610 873,82 руб., 11 314 503,75 руб., 3 934 234,80 руб., 14 638 850 руб., 12 227 392,08 руб.
Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку необоснованно увеличивается уплачиваемый им земельный налог исходя из размера кадастровой стоимости земельных участков.
Административный истец просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, установленной в отчете ООО «Рада» № 58-12-17 от 26 декабря 2017 года, в размере: 2 699 797,59 руб., 564 097,65 руб., 2 727 783,83 руб., 2 621 960,86 руб., 2 744 400,66 руб., 4 065 875,93 руб., 1 416 803,40 руб., 5 209 813,49 руб., 4 397 337,96 руб. соответственно.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле на стороне административного истца привлечен сособственник земельного участка ООО «ВМС», на стороне административных ответчиков - администрация городского округа город Воронеж, федеральное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Закон об оценочной деятельности в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Постановлением правительства Воронежской области от 11.12.2015 г. № 970 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области, в том числе средний уровень кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области.
Из материалов дела следует, что у ООО «Арена» в собственности находятся земельные участки:
- с кадастровым номером №, площадью 3 087 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 645 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 3 119 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 2 998 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 3 138 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 4 649 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенный по адресу: <...>;
- с кадастровым номером №, площадью 1 620 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенный по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером № площадью 5 957 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенный по адресу: <адрес>;
на праве общей долевой собственности (844/1000 долей в праве) принадлежит земельный участок:
- с кадастровым номером №, площадью 5 028 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности административного истца на данные земельные участки зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, о чем сделаны записи о регистрации:
- на земельный участок с кадастровым номером № - 23 июня 2008 года № 36-36-01/008/2008-753;
- на земельный участок с кадастровым номером № - 12 марта 2008 года № 36-36-01/008/2008-123;
- на земельный участок с кадастровым номером № - 21 января 2011 года № 36-36-01/310/2010-653;
- на земельный участок с кадастровым номером № - 21 января 2011 года № 36-36-01/310/2010-652;
- на земельный участок с кадастровым номером № - 21 января 2011 года № 36-36-01/310/2010-654;
- на земельный участок с кадастровым номером № - 24 февраля 2012 года № 36-36-01/194/2011-263;
- на земельный участок с кадастровым номером № - 14 декабря 2011 года № 36-36-01/152/2011-702;
- на земельный участок с кадастровым номером № - 23 июня 2008 года № 36-36-01/008/2008-753; 25 мая 2012 года № 36-36-01/025/2012-740, 745, 747 (л.д. 30-44).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 06 февраля 2018 года кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 01 января 2014 года в размере: 7 491 161,16 руб., 1 563 628,35 руб., 7 597 229,01 руб., 7 281 932,14 руб., 7 610 873,82 руб., 11 314 503,75 руб., 3 934 234,80 руб., 14 638 850 руб., 12 227 392,08 руб. соответственно (л.д. 21- 29).
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложены отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков: № 58 - 12 -17 от 26 декабря 2017 года выполненный оценщиком ООО «РАДА» ФИО1, являющейся членом саморегулируемой некоммерческой организации – Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков» (л.д.45-121).
Указанным отчетом определена рыночная стоимость земельных участков: - с кадастровым номером № - 2 699 797,59 руб.; с кадастровым номером № - 564 097, 65 руб.; с кадастровым номером № - 2 727 783,83 руб.; с кадастровым номером № - 2 621 960,86 руб.; с кадастровым номером № - 2 744 400,66 руб.; с кадастровым номером № - 4 065 875,93 руб.; с кадастровым номером № - 1 416 803,40 руб.; с кадастровым номером № - 5 209 813,49 руб.; с кадастровым номером № - 4 397 337,96 руб.
Согласно абзацам тридцать седьмому и тридцать восьмому статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, а также бездействие Комиссии, выразившееся в нерассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в установленный законом срок, являются для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления условием для обращения в суд с требованием о пересмотре кадастровой стоимости и не могут быть предметом оспаривания при рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости.
ООО «Арена» с соблюдением требований статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности 28 декабря 2017 года обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области (далее - Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Комиссии от 25 января 2018 года № 72 заявление отклонено. Основанием для отказа, как указано в решениях Комиссии, стало то, что отличие рыночной стоимости объектов недвижимости от кадастровой стоимости составляет более 30 процентов, а именно 64 процента по каждому из земельных участков, оформление и содержание отчетов об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки (л.д. 122-127).
Для устранения возникших сомнений в правильности установленной в отчете рыночной стоимости земельных участков определением Воронежского областного суда от 23 марта 2018 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В соответствии с заключением эксперта № 3644/6-4 от 14 мая 2018 года рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2014 года составляет: с кадастровым номером № – 4 013 100 рублей; с кадастровым номером № – 838 500 рублей; с кадастровым номером № – 4 054 700 рублей; с кадастровым номером № – 3 897 400 рублей; с кадастровым номером № - 4 079 400 рублей; с кадастровым номером № – 6 043 700 рублей; с кадастровым номером № – 2 106 000 рублей; с кадастровым номером № – 7 744 100 рублей; с кадастровым номером № – 6 536 400 рублей (л.д. 163-194).
Заключение судебной экспертизы никем не оспаривалось, составлено лицом, обладающим правом на проведение судебных экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, и на основании этого исследования даны ответы на поставленные вопросы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Оценив заключение эксперта по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами.
Существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение размера земельного налога исчисляемого из кадастровой стоимости земельных участков, что нарушает его права.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельных участков определена на дату определения их кадастровой стоимости.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Поскольку общество обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 28 декабря 2017 года, данную дату следует считать датой подачи заявления.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости объектов недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно требованиям пункта 4 части 6 статьи 180, 103, 106 КАС РФ резолютивная часть решения суда должна содержать указание на распределение судебных расходов, которые состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, в том числе сумм, подлежащих уплате экспертам, расходов на оплату услуг представителей, других признанных судом необходимыми расходов.
Исходя из содержания статей 111, 114, 247 КАС РФ в их системной связи, разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28, а также с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в Постановлении 11.07.2017 № 20-П, в пользу административного истца с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, в том числе средний уровень кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области, которым в данном случае является правительство Воронежской области, подлежат взысканию судебные расходы по оплате ООО «Арена» государственной пошлины в размере 18 000 руб. (платежные поручения №№ 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42 от 01 февраля 2018 года (л.д. 12-20).
Разрешая заявление ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации о возмещении расходов на проведение судебной экспертизы в размере 165 492 руб. (из расчета 18 388 руб. за оценку одного земельного участка), суд исходит из следующего.
В силу ч. 5 ст. 247, ст. 248 КАС РФ обязанность доказывания в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, лежит на административном истце. В этой связи, при вынесении определения о назначении по делу судебной экспертизы по определению рыночной стоимости спорного земельных участков суд возложил обязанность по оплате ее проведения на административного истца.
Определение суда вступило в законную силу, однако, в части оплаты расходов на проведение экспертизы осталось неисполненным.
Принимая во внимание изложенное, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о невозможности возложения на административного истца некомпенсируемого бремени несения судебных расходов при установленном судом значительном превышении кадастровой оценки над рыночной стоимостью, а также то, что Управление Росреестра по Воронежской области, в данном случае, выступает в качестве регистрирующего органа, к компетенции которого не относится утверждение результатов определения кадастровой стоимости, в том числе, среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области, исходя из содержания ч. 1 ст. 111 и ч. 1 ст. 114 КАС РФ в их совокупности, суд полагает возможным взыскать расходы за производство судебной экспертизы с административного ответчика в лице правительства Воронежской области.
При этом суд принимает во внимание, что ранее определенная кадастровая стоимость спорного объекта значительно превышает его рыночную стоимость, что может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Арена» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 087 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере 4 013 100 (четыре миллиона тринадцать тысяч сто) рублей, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 645 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере 838 500 (восемьсот тридцать восемь тысяч пятьсот) рублей, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 119 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере 4 054 700 (четыре миллиона пятьдесят четыре тысячи семьсот) рублей, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 998 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере 3 897 400 (три миллиона восемьсот девяносто семь тысяч четыреста) рублей, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 138 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере 4 079 400 (четыре миллиона семьдесят девять тысяч четыреста) рублей, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4 649 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере 6 043 700 (шесть миллионов сорок три тысячи семьсот) рублей, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 620 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере 2 106 000 (два миллиона сто шесть тысяч) рублей, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5 957 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере 7 744 100 (семь миллионов семьсот сорок четыре тысячи сто) рублей, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5 028 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: складская база, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере 6 536 400 (шесть миллионов пятьсот тридцать шесть тысяч четыреста) рублей, на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 28 декабря 2017 года.
Взыскать с правительства Воронежской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Арена» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 18 000 (восемнадцать тысяч) рублей.
Взыскать с правительства Воронежской области в пользу федерального бюджетного учреждения Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации расходы по производству судебной экспертизы в сумме 165 492 (сто шестьдесят пять тысяч четыреста девяносто два) рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Привалов
Мотивированное решение составлено 10 июля 2018 года.