ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-112/2021 от 07.07.2021 Воронежского областного суда (Воронежская область)

дело № 3а-310/2021

УИД 36OS0000-01-2021-000125-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2021 года город Воронеж

Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Дёминой О.В.,

при секретаре судебного заседания Жуковской И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «АВС Фарбен» к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

установил:

закрытое акционерное общество «АВС Фарбен» (далее по тексту - ЗАО «АВС Фарбен», общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Воронежской области, в котором административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих обществу на праве собственности, равной рыночной стоимости:

1) с кадастровым номером , площадью 1951 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, по состоянию на 03 декабря 2019 года на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, в размере 4 212 200 руб.;

2) с кадастровым номером , площадью 897 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины продовольственные и промтоварные, по состоянию на 20 июля 2017 года на период с 20 июля 2017 года по 31 декабря 2020 года, в размере 1 560 800 руб.;

3) с кадастровым номером , площадью 1168 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, по состоянию на 27 октября 2017 года на период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 года, в размере 2 014 800 руб.;

4) с кадастровым номером , площадью 1062 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под магазин, по состоянию на 22 августа 2016 года на период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2020 года, в размере 2 115 500 руб.;

5) с кадастровым номером , площадью 11864 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под промышленные предприятия, по состоянию на 01 января 2014 года на период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2020 года, в размере 3 654 100 руб.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником вышеуказанных земельных участков.

Кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена постановлением правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года № 970 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области»:

- с кадастровым номером по состоянию на 03 декабря 2019 года в размере 11 696 596,18 руб.,

- с кадастровым номером по состоянию на 20 июля 2017 года в размере 4 875 051,48 руб.,

- с кадастровым номером по состоянию на 27 октября 2017 года в размере 4 666 206,72 руб.,

- с кадастровым номером по состоянию на 22 августа 2016 года в размере 5 212 306,62 руб.,

- с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2014 года в размере 8 053 639,12 руб.

Вместе с тем согласно отчету об оценке оценщика ИП Трюшникова Е.С. № 14/12/20-03 от 18 декабря 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 03 декабря 2019 года определена в размере 4 212 200 руб.

Согласно отчету об оценке оценщика ИП Трюшникова Е.С. № 14/12/20-04 от 18 декабря 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 20 июля 2017 года определена в размере 1 560 800 руб., земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 27 октября 2017 года определена в размере 2 014 800 руб.

Согласно отчету об оценке оценщика ИП Трюшникова Е.С. № 14/12/20-05 от 18 декабря 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 22 августа 2016 года определена в размере 2 115 500 руб.

Согласно отчету об оценке оценщика ИП Трюшникова Е.С. № 14/12/20-06 от 18 декабря 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2014 года определена в размере 3 654 100 руб.

21 декабря 2020 года ЗАО «АВС Фарбен» обращалось с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости № 19 от 19 января 2021 года отклонено заявление ЗАО «АВС Фарбен» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.

Установленная постановлением правительства Воронежской области кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца, вынужденного уплачивать налоговые платежи в завышенном размере.

В связи с изложенным, административный истец просит изменить в отношении спорных земельных участков кадастровую стоимость, установив ее равную рыночной стоимости.

Определением Воронежского областного суда от 28 апреля 2021 года по делу была назначена судебная экспертиза на предмет соответствия представленных отчетов оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости объектов оценки, производство по делу приостановлено.

Определением заместителя председателя Воронежского областного суда от 17 июня 2021 года данное административное дело в порядке статьи 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации передано на рассмотрение судье Дёминой О.В.

Определением Воронежского областного суда от 07 июля 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, производство по административному делу возобновлено в связи с поступлением в адрес суда заключения судебного эксперта № 3304/6-3 от 20 мая 2021 года.

В настоящем судебном заседании судом в порядке части 1 статьи 46 КАС РФ приняты уточнения административных исковых требований, поступившие в суд 06 июля 2021 года, согласно которым административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков:

1) с кадастровым номером , площадью 1951 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, по состоянию на 03 декабря 2019 года на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, в размере 4 126 365 руб.;

2) с кадастровым номером , площадью 897 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины продовольственные и промтоварные, по состоянию на 20 июля 2017 года на период с 20 июля 2017 года по 31 декабря 2020 года, в размере 1 756 326 руб.;

3) с кадастровым номером , площадью 1168 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, по состоянию на 27 октября 2017 года на период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 года, в размере 2 034 656 руб.;

4) с кадастровым номером , площадью 1062 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под магазин, по состоянию на 22 августа 2016 года на период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2020 года, в размере 1 856 376 руб.;

5) с кадастровым номером , площадью 11864 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под промышленные предприятия, по состоянию на 01 января 2014 года на период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2020 года, в размере 4 887 968 руб.

Возложить обязанность по оплате судебной экспертизы на административного ответчика правительство Воронежской области.

Административный истец ЗАО «АВС Фарбен» и представитель административного истца по доверенности Давыдов М.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались.

Представители административных ответчиков правительства Воронежской области, Управления Росреестра по Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом и в установленном порядке, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались, возражений по существу заявленных требований, заключения судебной экспертизы, доказательств наличия иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости не представлено, ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом и в установленном порядке, о причинах неявки не сообщил. В ранее поступивших письменных пояснениях на административное исковое заявление указал, что кадастровая стоимость спорных земельных участков определена с применением удельных показателей кадастровой стоимости, которые утверждены правительством Воронежской области. В соответствии с действующим законодательством ФГБУ «ФКП Росреестра» и его филиалы не являются государственными органами и органами местного самоуправления, утвердившими результаты определения кадастровой стоимости, в связи с чем филиал является лишь техническим органом, осуществляющим функции по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (т. 1 л.д. 196-201).

Представители заинтересованных лиц администрации Каменского городского поселения Каменского муниципального района Воронежской области, администрации городского поселения город Калач Калачеевского муниципального района Воронежской области, администрации Ольховатского городского поселения Ольховатского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом и в установленном порядке, о причинах неявки не сообщили.

Представитель заинтересованного лица администрации Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом и в установленном порядке, представлено письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие.

Учитывая изложенное, суд в силу части 2 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу пункта 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон № 237-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 4, 7 и 9 статьи 22 Закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов административного дела, подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, свидетельством о государственной регистрации права от 20 октября 2008 года, ЗАО «АВС Фарбен» на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:

1) с кадастровым номером , площадью 1 951 +/- 15 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины (т. 1 л.д. 23-25);

2) с кадастровым номером , площадью 897 +/- 21 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины продовольственные и промтоварные (т. 1 л.д. 26-32);

3) с кадастровым номером , площадью 1 168 +/- 12 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины (т. 1 л.д. 33-35);

4) с кадастровым номером , площадью 1 062 +/- 11 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под магазин (т. 1 л.д. 36-40);

5) с кадастровым номером площадью 11 864 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под промышленные предприятия (т. 1 л.д. 41).

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18 декабря 2020 года следует, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков:

- с кадастровым номером определена по состоянию на 03 декабря 2019 года в размере 11 696 596,18 руб. (т. 1 л.д. 21),

- с кадастровым номером определена по состоянию на 20 июля 2017 года в размере 4 875 051,48 руб. (т. 1 л.д. 20),

- с кадастровым номером определена по состоянию на 27 октября 2017 года в размере 4 666 206,72 руб. (т. 1 л.д. 19),

- с кадастровым номером определена по состоянию на 22 августа 2016 года в размере 5 212 306,62 руб. (т. 1 л.д. 18),

- с кадастровым номером определена по состоянию на 01 января 2014 года в размере 8 053 639,12 руб. (т. 1 л.д. 17).

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области были утверждены постановлением правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года № 970 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области».

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 06 ноября 2020 года № 2562 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области» по состоянию на 01 января 2020 года утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории региона.

Постановление правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года № 970 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области» признано утратившим силу с 01 января 2021 года.

Таким образом, на дату рассмотрения спора по существу оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость является архивной ввиду утверждения новых результатов очередной государственной кадастровой оценки.

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13 мая 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пунктом 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457, установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.

Подведомственным бюджетным учреждением Росреестра, осуществляющим государственный кадастровый учет и определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, является Учреждение в лице его филиалов (Приказ Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210).

В соответствии с пунктом 2.1.3 Положения о филиале федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области, утвержденного приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 30 декабря 2016 года, к основным видам деятельности Филиала отнесено определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Из представленных суду письменных пояснений представителя ФГБУ «ФКП Росреестра», актов определения кадастровой стоимости земельных участков (т. 1 л.д. 196-201, 205-210) судом установлено следующее.

1. Земельный участок с кадастровым номером был образован в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами и Кадастровая стоимость земельного участка составила 1 104 246 руб. 49 коп., удельный показатель 565,99 руб./кв.м, сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 14 января 2019 года, дата определения кадастровой стоимости 14 января 2019 года.

03 декабря 2019 года на основании заявления заинтересованного лица был осуществлен кадастровый учет изменений в части вида разрешенного использования земельного участка с «для индивидуального жилищного строительства» на «магазины продовольственные и промтоварные торговой площадью не более 50 кв.м». Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составила 11 696 596 руб. 18 коп., удельный показатель 5995,18 руб./кв.м, сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 03 декабря 2019 года, дата определения кадастровой стоимости 03 декабря 2019 года.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером была определена в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, пункта 18 приказа Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года № 514 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости».

2. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составила 4 875 051 руб. 48 коп., удельный показатель 5434,84 руб./кв.м, сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 20 июля 2017 года, дата определения кадастровой стоимости 20 июля 2017 года.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером установлена на основании пункта 2.4 приказа Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», действовавших на момент постановки земельного участка на кадастровый учет.

3. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составила 4 666 206 руб. 72 коп., удельный показатель 3995,04 руб./кв.м, сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 27 октября 2017 года, дата определения кадастровой стоимости 27 октября 2017 года.

27 октября 2017 года на основании заявления заинтересованного лица был осуществлен кадастровый учет изменений в части вида разрешенного использования земельного участка с «для размещения производственных объектов» на «магазины».

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером установлена на основании пункта 2.3.2 приказа Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», действовавших на момент постановки земельного участка на кадастровый учет.

4. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составила 5 212 306 руб. 62 коп., удельный показатель 4908,01 руб./кв.м, сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 23 августа 2016 года, дата определения кадастровой стоимости 22 августа 2016 года.

22 августа 2016 года на основании заявления заинтересованного лица был осуществлен кадастровый учет изменений в части вида разрешенного использования земельного участка с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «магазины».

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером установлена на основании пункта 2.3.2 приказа Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка».

5. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составила 8 053 639 руб. 12 коп., удельный показатель 678,83 руб./кв.м, сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 29 декабря 2015 года, дата определения кадастровой стоимости 01 января 2014 года.

Кадастровая стоимость земельных участков была определена при проведении работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Результаты государственной кадастровой оценки были утверждены постановлением правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года № 970 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области».

На основании изложенного суд признает несостоятельными доводы представителя административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что ФГБУ «ФКП Росреестра» и его филиалы не являются государственным органом или органом местного самоуправления, утвердившими результаты определения и поэтому не могут являться административным ответчиком.

Само по себе утверждение правительством Воронежской области значений удельных показателей кадастровой стоимости объекта недвижимости не опровергает то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка была утверждена не правительством Воронежской области, а учреждением, применившим соответствующие удельные показатели.

Итоговым документом, содержащим результаты расчета оспоренной кадастровой стоимости, являются соответствующие акты учреждения.

В силу абзаца первого статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в суде только после обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).

21 декабря 2020 года ЗАО «АВС Фарбен» обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была определена их кадастровая стоимость.

Решением Комиссии от 19 января 2021 года № 19 вышеназванное заявление было отклонено, после чего административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением (т. 1 л.д. 43-48).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

При этом рыночная стоимость, в силу прямого указания цитируемого закона, может быть установлена в результате оценочной деятельности, то есть профессиональной деятельности субъектов оценочной деятельности, направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

С учетом положений статьи 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки.

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, который составляется по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет об оценке объекта оценки должен содержать точное описание объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата.

Обязанность по доказыванию размера действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости возложена законом на административного истца (часть 5 статьи 247, пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Административный истец, оспаривая установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки кадастровую стоимость земельных участка, в обоснование своих требований представил в суд отчеты об оценке рыночной стоимости № 14/12/20-03, № 14/12/20-04, № 14/12/20-05, № 14/12/20-06 от 18 декабря 2020 года, составленные ИП Трюшниковым Е.С., согласно которым рыночная стоимость земельных участков:

1) с кадастровым номером определена по состоянию на 03 декабря 2019 года в размере 4 212 200 руб. (т. 1 л.д. 49-74);

2) с кадастровым номером определена по состоянию на 20 июля 2017 года в размере 1 560 800 руб. (т. 1 л.д. 75-103);

3) с кадастровым номером определена по состоянию на 27 октября 2017 в размере 2 014 800 руб. (т. 1 л.д. 75-103);

4) с кадастровым номером определена по состоянию на 22 августа 2016 года в размере 2 115 500 руб. (т. 1 л.д. 105-128);

5) с кадастровым номером определена по состоянию на 01 января 2014 года в размере 3 654 100 руб. (т. 1 л.д. 130-154).

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Представленные административным истцом отчеты вызвали у суда сомнения в их обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объектов оценки по причине наличия существенной разницы между определенной оценщиком рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью.

В связи с этим судом назначена судебная оценочная экспертиза, в которой эксперту предложено ответить на вопросы, соответствуют ли отчеты об оценке требованиям действующего законодательства в области оценочной деятельности, и, если не соответствуют, определить рыночную стоимость объектов недвижимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.

Заключением судебной оценочной экспертизы № 3899/6-4 от 11 июня 2021 года, выполненной экспертом Федерального бюджетного учреждения Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста России, установлено наличие нарушений требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки при составлении ИП Трюшниковым Е.С. отчетов об оценке № 14/12/20-03 от 18 декабря 2020 года, № 14/12/20-04 от 18 декабря 2020 года, № 14/12/20-05 от 18 декабря 2020 года, № 14/12/20-06 от 18 декабря 2020 года, которые существенно повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости.

Одновременно экспертом определена рыночная стоимость земельных участков:

1) с кадастровым номером по состоянию на 03 декабря 2019 года в размере 4 126 365 руб.,

2) с кадастровым номером по состоянию на 20 июля 2017 года в размере 1 756 326 руб.,

3) с кадастровым номером по состоянию на 27 октября 2017 года в размере 2 034 656 руб.,

4) с кадастровым номером по состоянию на 22 августа 2016 года в размере 1 856 376 руб.,

5) с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2014 года в размере 4 887 968 руб. (т. 2 л.д. 1-44).

В силу статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» в заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.

Таким образом, заключение эксперта, содержащее вывод о рыночной стоимости объекта оценки, должно быть выполнено с соблюдением требований Закона об оценочной деятельности и обязательных для применения федеральных стандартов оценки, а также других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.

Заключение эксперта ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста РФ соответствует законодательству об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки, в качестве ценообразующих факторов экспертом отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения, оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.

Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Вся необходимая информация в отношении объектов-аналогов оценщиком приведена в отчете. Экспертом проанализированы элементы сравнения, установленные в подпункте «е» пункта 22 Федерального стандарта оценки № 7, «Оценка недвижимости (ФСО № 7»), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611 (далее - ФСО № 7).

Экспертом применен сравнительный подход при расчете стоимости объектов оценки, отказ от затратного и доходного подходов мотивированно обоснован.

Поиск информации производился в сети Интернет на сайтах объявлений, скриншоты которых отражены в заключении, что свидетельствует о возможности проверки данных сведений.

В результате анализа характеристик сравнительным подходом выбраны аналоги с наиболее подходящими своим функциональным, физическим и экономическим характеристикам с объектами оценки, имеющие схожее местоположение, площадь и назначение, сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик и произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога, составил таблицу корректировок и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.

В силу положений, закрепленных в части 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 КАС РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение судебной оценочной экспертизы ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста РФ соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Закона об оценочной деятельности, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденных приказами Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, № 298 и от 25 сентября 2014 года № 611.

Заключение эксперта основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости; определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.

Выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.

С учетом изложенного суд считает возможным принять названное экспертное заключение в качестве надлежащего доказательства определения действительной рыночной стоимости объектов недвижимости.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что экспертное заключение является недостоверным, содержит ничем необоснованные научные выводы и математические и методологические ошибки, сторонами по делу не представлено, об их наличии суду не заявлялось.

Участвующие в деле лица заключение судебной экспертизы не оспаривали, с ходатайством о проведении повторной либо дополнительной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельных участков не обращались.

На основании изложенного суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую была установлена их кадастровая стоимость, определенной заключением судебного эксперта.

В силу статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 25 постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления является дата обращения в Комиссию, датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.

В соответствии с положениями части 1 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Поскольку административный истец обращался в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области 21 декабря 2020 года, то указанную дату следует считать датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, решение суда, вступившее в законную силу, будет являться основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснений, изложенных в абзаце 2 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Принимая во внимание, что приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 06 ноября 2020 года № 2562 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области» по состоянию на 01 января 2020 года утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории региона, и учитывая, что постановлением правительства Воронежской области от 20 ноября 2020 года № 1044 «О признании утратившими силу постановлений правительства Воронежской области и администрации Воронежской области» постановление правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года № 970 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области» признано утратившим силу с 01 января 2021 года, т.е. на дату рассмотрения спора по существу оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость является архивной ввиду утверждения новых результатов очередной государственной кадастровой оценки, суд полагает необходимым указать в резолютивной части решения о том, что сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по 31 декабря 2020 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление закрытого акционерного общества «АВС Фарбен» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 951 +/- 15 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, по состоянию на 03 декабря 2019 года в размере 4 126 365 (четыре миллиона сто двадцать шесть тысяч триста шестьдесят пять) руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 897 +/- 21 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины продовольственные и промтоварные, по состоянию на 20 июля 2017 года в размере 1 756 326 (один миллион семьсот пятьдесят шесть тысяч триста двадцать шесть) руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 168 +/- 12 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, по состоянию на 27 октября 2017 года в размере 2 034 656 (два миллиона тридцать четыре тысячи шестьсот пятьдесят шесть) руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 1 062 +/- 11 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под магазин, по состоянию на 22 августа 2016 года в размере 1 856 376 (один миллион восемьсот пятьдесят шесть тысяч триста семьдесят шесть) руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 11 864 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под промышленные предприятия, по состоянию на 01 января 2014 года в размере 4 887 968 (четыре миллиона восемьсот восемьдесят семь тысяч девятьсот шестьдесят восемь) руб.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по 31 декабря 2020 года.

Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать 21 декабря 2020 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Дёмина

Решение в окончательной форме изготовлено 09 июля 2021 года.