ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-116/2022 от 16.06.2022 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-367/2022

УИД 36OS0000-01-2022-000138-70

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж 16 июня 2022 г.

Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Сошиной Л.А.,

при секретаре Высоцкой Е.А.,

с участием административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к государственному бюджетному учреждению Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области», департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об оспаривании решения, принятого по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что решением государственного бюджетного учреждения Воронежской области от 03.02.2022 № 52/3-11/266 ему отказано в исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами и

Административный истец полагает, что указанное решение государственного бюджетного учреждения Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» противоречит Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.05.2017 № 226, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами и , имеющие вид разрешенного использования «обслуживание жилой застройки», должны быть отнесены к сегменту 13 «Садоводство и огородничество, малоэтажная жилая застройка» и необоснованно отнесены при проведении государственной кадастровой оценке к сегменту 6 «Производственная деятельность». Поскольку величина кадастровой стоимости земельных участков рассчитывалась методом моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости, то неправильное определение сегмента при проведении государственной кадастровой оценки привело к значительному увеличению кадастровой стоимости, так как удельные показатели кадастровой стоимости в 6-м сегменте значительно выше, чем в 13-м сегменте, что приводит к увеличению земельного налога.

С учетом уточнения заявленных требований просил признать незаконным и отменить решение государственного бюджетного учреждения Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» от 03.02.2022 № 52/3-11/266 об отмене решения об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости от <данные изъяты> и обязать исправить ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости и выявленные решением от 03.12.2021 в отношении земельного участка площадью 7390 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> и земельного участка площадью 12 591 кв. м, расположенного по адресу: <...>, внести изменения в приказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами и

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал заявленные требования.

Представители административных ответчиков – государственного бюджетного учреждения Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области», департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, позиция по делу изложена в письменных возражениях на административное исковое заявление, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представители заинтересованных лиц – администрация городского поселения – город Острогожск Острогожского муниципального района Воронежской области, федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (на момент проведения государственной кадастровой оценки спорных объектов) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (на момент проведения государственной кадастровой оценки спорных объектов) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и другими федеральными законами.

Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 248, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее – заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии (пункт 2). При рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценка. Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости (пункт 13).

Процедура рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, установлена статьей 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»:

бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (часть 1);

ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются, в частности, несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке (часть 2);

заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 5);

заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть подано в течение пяти лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о соответствующей кадастровой стоимости (часть 6);

форма заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, и требования к его заполнению утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (часть 12);

по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты: - решение об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, - решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14);

решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства (часть 23).

В части 21 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» закреплено, что в случае, если ошибка допущена в рамках проведения государственной кадастровой оценки, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения от бюджетного учреждения сведений о кадастровой стоимости, определенной в результате исправления такой ошибки, обеспечивает внесение соответствующих изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Как следует из материалов административного дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 7390 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> запись государственной регистрации права № 36<данные изъяты> от <данные изъяты>, и земельного участка с кадастровым номером площадью 12 591 кв. м, расположенного по адресу: Воронежская <адрес> запись государственной регистрации права № <данные изъяты> от <данные изъяты>

По данным Единого государственного реестра недвижимости (на момент проведения государственной кадастровой оценки спорных земельных участков) земельные участки с кадастровыми номерами и отнесены к категории земель: земли населенных пунктов и имеют вид разрешенного использования «обслуживание жилой застройки».

В судебном заседании достоверно установлено, что на территории Воронежской области государственная кадастровая оценка объектов недвижимости – земельных участков категории земель населенных пунктов была проведена в 2020 г.

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области, по состоянию на 1 января 2020 г. утверждены приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 06.11.2020 № 2562. На данный орган исполнительной власти Воронежской области возложены полномочия по принятию решений о проведении государственной кадастровой оценки и утверждению результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (пункт 3.1.34 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365 в редакции постановления от 22.10.2020 № 996).

Постановлением правительства Воронежской области от 14.02.2018 № 144 с целью осуществления на территории Воронежской области полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, предусмотренных Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», создано государственное бюджетное учреждение Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области», на которое возложены функции определения кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках государственной кадастровой оценки; рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

В судебном заседании было подтверждено сторонами, что установленная на основании приказа департамента имущественных и земельных отношений от 06.11.2020 № 2562 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категории земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области» кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 1 января 2020 г. составила 13 047 414,5 руб.; земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2020 г. составила 22 041 552,78 руб.

Согласно материалам дела 10.11.2021 ФИО1 обратился в государственное бюджетное учреждение Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами и , с указанием на то, что земельные участки отнесены 6-му сегменту, хотя должны быть отнесены к 13-му сегменту с учетом вида разрешенного использования – для объектов жилой застройки, обслуживание жилой застройки, при этом строений на участках не имеется.

03.12.2021 государственным бюджетным учреждением Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» вынесено решение за <данные изъяты> об удовлетворении заявления ФИО1 и проведении перерасчета кадастровой стоимости в связи с наличием единичной ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами и , с отнесением к группе расчета «02:010.01.02 ГНП6» сегмента 13 «Садоводство и огородничество, малоэтажная жилая застройка» с присвоением кода расчета вида использования 02:013 «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка в целом», со ссылкой на то обстоятельство, что в предоставленном регистрирующим органом для проведения государственной кадастровой оценки в 2020 г. перечне содержались по документам Единого государственном реестре недвижимости сведения о виде использования земельных участков с кадастровыми номерами и как «обслуживание жилой застройки», то отнесение указанных земельных участков к сегменту 6 «Производственная деятельность» являлось ошибочным.

Из материалов дела видно, что 28.12.2021 в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области поступили материалы в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и для внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.

В заключение от <данные изъяты> поступившем в государственное бюджетное учреждение Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» 19.01.2022 вх. № 52/3-12/40, руководителем департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области указано на отсутствие оснований для отнесения земельных участков с кадастровыми номерами и к сегменту 13 «Садоводство и огородничество, малоэтажная жилая застройка» с присвоением кода расчета вида использования 02:013 – «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка в целом» и перерасчета кадастровой стоимости данных земельных участков (том 1 л.д. 76-78).

Решением от 03.02.2022 № 52/3-11/266 государственное бюджетное учреждение Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» отменил ранее принятое учреждением решение от 03.12.2021 № 52/3-11/1272 об удовлетворении заявления и необходимости перерасчета кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами и , аннулировал акт об определении кадастровой стоимости от 15.12.2021 № <данные изъяты>, в котором кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 5 356 641,50 руб., земельного участка с кадастровым номером в размере 9 039 456,63 руб. (том 1 л.д. 150).

В обоснование отказа в перерасчете кадастровой стоимости указано на то, что сегментация объектов оценки осуществляется с присвоением кодов расчета вида использования с учетом кодов вида разрешенного использования в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (действовавший на дату проведения государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель населенных пунктов, далее – Классификатор) разделяет виды разрешенного использования земельных участков, среди которых в отдельные группы выделены виды разрешенного использования – «обслуживание жилой застройки» и «малоэтажная многоквартирная жилая застройка». В соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка – «обслуживание жилой застройки» включают в себя размещение объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.4.1, 3.5.1, 3.6, 3.7, 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4, 4.6, 5.1.2, 5.1.3 Классификатора, если их размещение необходимо для обслуживания жилой застройки, а также связано с проживанием граждан, не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не нарушает права жителей, не требует установления санитарной зоны. Вид разрешенного использования «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» предусматривает размещение малоэтажных многоквартирных жилых домов, а также размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома, малоэтажных многоквартирных жилых домов (код 2.1.1 Классификатора). По данным публичной кадастровой карты Росреестра на участках отсутствуют какие-либо строения, в том числе, жилого назначения. Смежные земельные участки имеют разрешенное использование «производственная деятельность», а жилая застройка отсутствует в непосредственной близости.

В судебном заседании представитель административного ответчика – государственного бюджетного учреждения Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» по доверенности ФИО2 указала на то, что оспариваемое решение было принято учреждением в порядке «самоконтроля» по аналогии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (часть 1 статьи 48), при этом исходили из того, что до внесения соответствующих изменений в приказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 в части размера кадастровой стоимости спорных земельных участков принятые учреждением решения не влекут для заявителя и иных лиц правовых и финансовых последствий.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд отмечает, что оспариваемый административным истцом отказ в перерасчете кадастровой стоимости спорных земельных участков принят государственным бюджетным учреждением Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» в пределах полномочий, определенных статьей 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ и уставом данного учреждения. Следует отметить, что обращение административного истца было разрешено в срок, предусмотренный частью 16 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ, с принятием соответствующего решения, последующая отмена которого стала следствием отказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области во внесении изменения в приказ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков. В свою очередь, государственное бюджетное учреждение Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» находится в ведомственном подчинении департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, который осуществляет координацию и регулирование деятельности учреждения. С учетом изложенного суд полагает, что решение государственного бюджетного учреждения Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» от 03.02.2022 не выходит за пределы полномочия учреждения, принято надлежащим лицом, в связи с чем в силу требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации может быть признано незаконным в случае установления нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.

Проверяя доводы административного истца о неправильном определении кадастровой стоимости спорных земельных участков, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ государственное регулирование проведения государственной кадастровой оценки в части нормативно-правового регулирования осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, который разрабатывает и утверждает методические указания о государственной кадастровой оценке, вносит изменения в методические указания о государственной кадастровой оценке (часть 1, пункт 3 части 2).

Таким органом в силу пункта 1 и подпункта 5.2.2. пункта 5 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437, является Министерство экономического развития Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 были утверждены методические указания о государственной кадастровой оценке (далее – Методические указания), которые действовали на момент проведения государственной кадастровой оценки спорных земельных участков.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется на основе ценообразующих факторов в соответствии с указанным Законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Методические указания определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости (земельные участки и иные объекты недвижимости, в том числе объекты капитального строительства (ОКС) (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (ОНС), помещения, машино-место, единый недвижимый комплекс (ЕНК)), и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее – бюджетное учреждение) (пункт 1.1).

Пунктом 1.2 Методических указаний предусмотрено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект. Определение кадастровой стоимости предполагает расчет наиболее вероятной цены объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен, исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом недвижимости. Для целей Методических указаний под видом использования объекта недвижимости понимается использование в соответствии с его фактическим разрешенным использованием, то есть фактическим (текущим) использованием объекта недвижимости, не противоречащим установленным требованиям к использованию объекта недвижимости.

При этом в силу пункта 1.8 Методических указаний при определении кадастровой стоимости объект недвижимости оценивается исходя из допущения о продолжении сложившегося фактического использования такого объекта недвижимости. В случае, если имеются документы, подтверждающие невозможность продолжения фактического использования объекта недвижимости, такой объект оценивается в индивидуальном порядке на основе его наиболее эффективного использования.

В соответствии с пунктом 1.8 Методических указаний определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется на основе того из определенных (установленных) для него видов использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости.

Согласно пункту 7.1 Методических указаний при определении кадастровой стоимости бюджетным учреждением проводится группировка объектов недвижимости. Для целей определения кадастровой стоимости методами массовой оценки объекты недвижимости объединяются в группы и подгруппы (при необходимости) в соответствии с Методическими указаниями. Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в рамках каждой из групп (подгрупп). В рамках одной группы (подгруппы) должны быть использованы одни и те же подходы и методы, а также критерии взвешивания полученного результата.

Пунктом 9.2.2 Методических указаний закреплено, что для целей определения кадастровой стоимости земельные участки группируются в соответствии с кодами расчета видов использования независимо от категории земель на 14 основных сегментов в соответствии с приложением № 1 к Методическим указаниям.

В судебном заседании достоверно установлено, что при проведении государственной кадастровой оценки с использованием сравнительного подхода методом статистического моделирования в ходе массовой оценки государственное бюджетное учреждение Воронежская область «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» отнесло спорные земельные участки с кадастровыми номерами и к 6 сегменту «Производственная деятельность» с присвоением кода расчета вида использования 06:090 «Склады. Размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, за исключением железнодорожных перевалочных складов».

Из приложения № 1 к Методическим указаниям следует, что к указанной категории относились земельные участки, на которых допускалось размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов, имеющие значение вида разрешенного использования - 6.9 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (далее Классификатор) (в редакции, действовавшей на момент проведения государственной кадастровой оценки спорных земельных участков).

По сведениям федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области по состоянию на 6 мая 2016 г. (на момент регистрации права собственности ФИО1 в отношении спорных земельных участков) земельные участки с кадастровыми номерами и имели вид разрешенного использования – «для строительства и обслуживания складских помещений» (том 1 л.д. 140-141, 143-144).

Органом кадастрового учета подтверждено, что вид разрешенного использования спорных земельных участков был изменен по заявлению ФИО1 от 23.10.2019 на основании Правил землепользования и застройки городского поселения город Острогожск Воронежской области в редакции решений Совета народных депутатов городского поселения – город Острогожск от 23.11.2017 № 175, предусматривающих в качестве основных видов разрешенного использования для зоны П2 Зона промышленно-коммунальных предприятий IV-V классов санитарной вредности такой вид разрешенного использования земельных участков как «обслуживание жилой застройки» (том 4 л.д. 10-38).

В связи с изменением вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами и кадастровая стоимость данных объектов была определена на основании постановления правительства Воронежской области от 11.12.2015 № 970 с применением удельного показателя в размере 454,23 руб./кв. м в размере 3 356 759,7 руб. и, соответственно, в размере 5 719 209,93 руб., о чем свидетельствуют акты определения кадастровой стоимости земельных участков от 29.10.2019, вынесенные специалистом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области (том 4 л.д. 1-4).

Как видно из приложения № 1 к Методическим указаниям сегмент 13 «Садоводство, огородничество и малоэтажная жилая застройка» включает в себя такие виды использования как индивидуальное жилищное строительство в целом с кодом расчета вида использования 02:010; размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей), размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений, исходя из минимальных норм отвода земельных участков для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) с кодом расчета вида использования 02:013; размещение малоэтажного многоквартирного жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой до 4 этажей, включая мансардный), размещение индивидуальных гаражей и вспомогательных сооружений исходя из минимальных норм отвода участков для малоэтажных многоквартирных жилых домов с кодом расчета вида использования 02:014; ведение личного подсобного хозяйства с правом застройки в целом с кодом расчета вида использования 02:020; ведение личного подсобного хозяйства. Размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей), размещение гаража и иных вспомогательных сооружений, в том числе зданий и сооружений для содержания сельскохозяйственных животных с кодом расчета вида использования 02:021; блокированная жилая застройка в целом с кодом расчета вида использования 02:030; блокированная жилая застройка. Размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры, имеющего одну или несколько общих стен с соседними жилыми домами (количеством этажей не более чем три, при общем количестве совмещенных домов не более десяти, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений с кодом расчета вида использования 02:031; ведение огородничества. Осуществление отдыха и (или) деятельности, связанной с выращиванием гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур с кодом расчета вида использования 13:011; ведение садоводства. Осуществление отдыха и (или) деятельности, связанной с выращиванием гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение садовых домов, жилых домов, размещение для собственных нужд гаражей и иных хозяйственных построек с кодом расчета вида использования 13:021.

В соответствии с Классификатором к категориям с кодом 02:010 и 02:011 относились земельные участки, на которых допускалось размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек (код 2.1);

к категориям с кодом 02:013 и 02:014 относились земельные участки, на которых допускалось размещение малоэтажных многоквартирных домов (многоквартирные дома высотой до 4 этажей, включая мансардный); обустройство спортивных и детских площадок, площадок для отдыха; размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома, если общая площадь таких помещений в малоэтажном многоквартирном доме не составляет более 15% общей площади помещений дома (код 2.1.1);

к категориям с кодом 02:020 и 02:021 относились земельные участки, на которых допускалось размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных (код 2.2);

к категориям с кодом 02:030 и 02:031 относились земельные участки, на которых допускалось размещение жилого дома, имеющего одну или несколько общих стен с соседними жилыми домами (количеством этажей не более чем три, при общем количестве совмещенных домов не более десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним домом или соседними домами, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); разведение декоративных и плодовых деревьев, овощных и ягодных культур; размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений; обустройство спортивных и детских площадок, площадок для отдыха (код 2.3);

к категории с кодом 13:011 относились земельные участки, на которых допускалось осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур (код 13.1);

к категории с кодом 13:021 относились земельные участки, на которых допускалось осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей (код 13.2).

Таким образом, код расчета вида использования 02:013 соответствует коду вида разрешенного использования 2.1.1 в соответствии с Классификатором, под которым значится вид разрешенного использования «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка», который предполагает использование земельного участка для размещения малоэтажных многоквартирных домов, обустройство спортивных и детских площадок, площадок для отдыха, размещение объектов обслуживания жилой застройки в помещениях малоэтажного многоквартирного дома.

Согласно Правилам землепользования и застройки городского поселения – город Острогожск Воронежской области земельные участки с кадастровыми номерами и расположены в зоне П2 Зона промышленно-коммунальных предприятий IV-V классов санитарной вредности (основные виды разрешенного использования – промышленные и коммунальные объекты с санитарно-защитной зоной 50-100 м с широким спектром коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность (в соответствии с СанПиН 2.2.1./2.1.1. 1200-03 выбирается требуемое для проектируемого поселения); производственная деятельность; земельные участки (территории) общего пользования; обслуживание жилой застройки).

По данным Единого государственного реестра недвижимости (по состоянию на 29.11.2021) на земельном участке с кадастровым номером значится объект незавершенного строительства, степень готовности 42%, назначение проектируемого объекта – нежилое, кадастровый номер , запись государственной регистрации права собственности от <данные изъяты> (том 1 л.д. 79-81).

Как видно из дела правоустанавливающих документов, по договору купли-продажи от 09.11.2015 ФИО1 приобрел в собственность земельный участок с объектом незавершенного строительства (нежилое здание) (том 3 л.д. 171-174).

В судебном заседании административный истец указал, что по факту на участке не имелось и не имеется никакого объекта, в подтверждение данных объяснений предоставил опись документов, принятых филиалом АУ «МФЦ» в Левобережном районе г. Воронежа для снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером от 05.04.2022 и акт обследования объекта, подготовленный 01.04.2022 кадастровым инженером ФИО12 (том 1 л.д. 110, 111-114).

Согласно подпунктам 1-3 пункта 3.4 Методических указаний вид использования объекта недвижимости для целей Указаний определяется с учетом вида разрешенного использования земельного участка; вида разрешенного использования объекта капитального строительства, в том числе на основе технической документации на него; фактического использования земельного участка и (или) расположенных на нем объектов капитального строительства.

В судебном заседании достоверно установлено, что по документам изначально земельные участки с кадастровыми номерами и имели вид разрешенного использования – для строительства и обслуживания складских помещений, после изменения вида разрешенного использования участков по заявлению ФИО1 значатся как предназначенные для обслуживания жилой застройки.

В соответствии с установленным видом разрешенного использования земельные участки административным истцом не используются, жилой застройки на участках не имеется, иные объекты нежилого назначения также отсутствуют.

Доводы ФИО1 о возможном строительстве на участке жилых объектов не согласуются с фактическими обстоятельствами дела, а именно, спорные земельные участки находятся в зоне П2 Зона промышленных, коммунальных предприятий и транспортных хозяйств IV-V класса санитарной опасности (П2), а также расположены в границах зон с особыми условиями использования (зона ограничений передающегося радиотехнического объекта РТС «Острогожск»), что исключает размещение на них дачных и садово-огородных участков и использование их в качестве территории жилой застройки.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ (решение от 28.11.2019 № АКПИ19-786) Методические указания предусматривают необходимым при определении кадастровой стоимости земельных участков основываться на том, какое использование из перечня предусмотренных законодательством является наиболее эффективным, то есть Методические указания предусматривают механизмы определения кадастровой стоимости как для случаев, когда земельный участок используется в соответствии с видами разрешенного использования, указанным в Едином государственном реестре недвижимости, так и для случаев, когда земельный участок используется не по назначению либо не используется.

В судебном заседании достоверно установлено, что в связи с изменением вида разрешенного использования спорных земельных участков Федеральной кадастровой палатой данные объекты были отнесены к земельным участкам, предназначенным для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, однако для такого вида разрешенного использования земельных участков в кадастровом квартале постановлением правительства Воронежской области от 11.12.2015 № 970 не было утверждено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости, поскольку объекты оценки с видами использования (размещение домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки) в указанном кадастровом квартале на момент проведения государственной кадастровой оценки основного тура в 2014 г. отсутствовали, поэтому было применено среднее значение удельного показателя для смежного кадастрового квартала На данные обстоятельства указал специалист ФИО14 также они отражены в письменных пояснениях государственного бюджетного учреждения Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области», при этом согласуются с положениями Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514, обязывающего, как в указанном случае, определять кадастровую стоимость с применением наименьшего из средний значений удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования земельного участка для кадастровых кварталов, смежных с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, в случае, если он был предоставлен, в том числе, для жилищного строительства.

Согласно материалам дела правоустанавливающих документов прежним собственником ФИО13 объект незавершенного строительства был приобретен у муниципального образования Острогожский муниципальный район Воронежской области в лице председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Острогожского муниципального района по договору купли-продажи от 23.05.2006, который в реестре муниципальной собственности и по данным технического учета по состоянию на 23.09.2005 значился как незавершенное строительством пожарное депо (том 3 л.д. 4, 10-11, 23-27).

В то же время, как видно из материалов административного дела, строительство данного объекта продолжено не было, напротив, было полностью разрушено, поэтому не имеют правового значения обстоятельства того, какой объект изначально предполагался к строительству, тем более, что он находился на земельном участке, предназначенном для производственных целей (кадастровый паспорт земельного участка от 22.11.2005 № 19-2/05-2857 (том 3 л.д. 12-13)). Кроме того, на кадастровый учет данный объект был поставлен 22.08.2012 как объект незавершенного строительства с проектируемым назначением – нежилое, иные данные в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

В данном случае необходимо учитывать Методические указания, согласно которым определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется на основе того из определенных (установленных) для его видов использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости (пункт 1.8).

В свою очередь, в материалах дела правоустанавливающих документов имеется заключение МУП «Городская архитектура» г. Острогожска за 2007 г. по выбору земельного участка под строительство складских помещений, в котором отражено, что земельный участок по <адрес>, расположен в северной части города Острогожск в зоне промышленно-производственной застройки и примыкает к северной стороне земельного участка по <адрес>, который, как указано, выкуплен с недостроенным строением для организации оптовой продажи ФИО13 и возникла необходимость дополнительной территории для размещения складских помещений (том 2 л.д. 25).

Несмотря на то, что ФИО1 не использует спорные земельные участки с целью осуществления производственной деятельности, в материалах административного дела имеются доказательства того, что, земельные участки с кадастровыми номерами и , несмотря на изменение вида разрешенного использования, предназначались и могут в дальнейшем использоваться для размещения складских помещений, на что объективно указывают данные градостроительного зонирования, местоположение участков, отсутствие жилой застройки, в том числе, на смежных земельных участках и в самом кадастровом квартале. Доказательств обратного материалы административного дела не содержат. В судебном заседании административный истец неоднократно указывал, что изменение вида разрешенного использования земельных участков было вызвано только желанием уменьшить размер земельного налога.

Исходя из установленных по делу обстоятельств и с учетом действующего на период спорных отношений правового регулирования, суд приходит к выводу о том, что при определении оспариваемой кадастровой стоимости земельные участки с кадастровыми номерами и справедливо отнесены административным ответчиком к сегменту 6 «Производственная деятельность» (код 06:090).

Следует обратить вниманием, что в силу положений статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» административный истец не лишен возможности обратиться с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости с учетом индивидуальных особенностей спорных участков, которые не могли быть учтены при массовой оценке.

Также в судебном заседании установлено, что 31.07.2018 ФИО1 обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области, решением которой от 16.08.2018 № 218 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , определенная по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 13 952 467,80 руб., установлена равной рыночной стоимости в размере 9 755 000 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , определенная по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 23 661 510,84 руб., установлена равной рыночной стоимости в размере 15 814 000 руб. (том 3 л.д. 193-197). С учетом установленных по делу обстоятельств сторона административного ответчика – государственного бюджетного учреждения Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» суду подтвердила, что при обращении административного истца с соответствующим заявлением кадастровая стоимость спорных земельных участков может быть определена в порядке статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ сравнительным подходом методом индексации прошлых результатов с учетом отнесения земельных участков в сегмент 14 «Иное использование», группа расчета 14:000, с применением индекса 1,07777850035768, которая будет применяться с 1 января 2021 г. В то же время данные обстоятельства не указывают на наличие ошибки, допущенной при определении сегмента, к которому относятся спорные земельные участки, поскольку сведения об этой кадастровой стоимости не являлись актуальными. Специалист ФИО14 показала суду, что при получении перечня объектов недвижимости для дальнейшей государственной кадастровой оценки от регистрирующего органа сотрудниками учреждения анализируются объекты, проверяется информация о предыдущей кадастровой стоимости, документе, на основании которого была утверждена, дате определения предыдущей кадастровой стоимости, особое внимание обращается на объекты недвижимости, в отношении которых кадастровая стоимость была пересмотрена на основании судебного акта или решения Комиссии, в данном случае предыдущая кадастровая стоимость была определена кадастровой палатой.

Оценивая представленные сторонами доказательства в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности применительно к закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных оснований для удовлетворения заявленного ФИО1 административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к государственному бюджетному учреждению Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области», департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения от 03.02.2022 об отмене решения об удовлетворении заявления и необходимости перерасчета кадастровой стоимости от <данные изъяты>, об обязании административных ответчиков исправить ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами и , – отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Л.А. Сошина

Мотивированное решение составлено 27.06.2022.