ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-157/20 от 07.10.2020 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-385/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 октября 2020 года город Воронеж

Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Дёминой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аристовой Л.С.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Воронежской области Трухачевой А.В.,

административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3,

представителя административных истцов ФИО4,

представителя заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Агроэко-Восток» по доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Совету депутатов Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, администрации Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о признании недействующим в части решения Совета народных депутатов Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области № 3 от 04 марта 2020 года «Об утверждении Генерального плана Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»,

установил:

решением Совета депутатов Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области от 23 марта 2012 года № 9 утверждён Генеральный план Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области (далее также - Генеральный план).

Решением Совета депутатов Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области от 04 марта 2020 года № 3 внесены изменения в решение Совета депутатов Гороховского сельского поселения от 23 марта 2012 года № 9 «Об утверждении Генерального плана Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области».

Пунктами 2.3.7, 3.3.1 Генерального плана предусмотрено размещение свиноводческого комплекса (Ферма-1) на 4000 голов свиноматок при условии соблюдения требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», земельный участок площадью 124,4 га с кадастровым номером , расположенный севернее <адрес> (п/п 18/а).

ФИО1, ФИО2, ФИО3, являясь собственниками земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, обратились в Воронежский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими положений решения Совета депутатов Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области от 04 марта 2020 года № 3, которым внесены изменения в решение Совета депутатов Гороховского сельского поселения от 23 марта 2012 года № 9 «Об утверждении Генерального плана Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» в части пунктов 2.3.7, 3.3.1, предусматривающих размещение объекта «Ферма-1-Свиноводческого комплекса» на 4000 голов свиноматок, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , общей площадью 124,4 га.

Требования мотивированы тем, что оспариваемое решение является незаконным, поскольку в нарушение п. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» общество с ограниченной ответственностью «Агроэко-Восток» стало собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , общей площадью 124,4 га. Указывают, что стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года было установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путём предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий. Также указывают, что, несмотря на то, что жители Верхнемамонского района Воронежской области на общих собраниях в селах Мамон, Гороховка и Осетровка и двух митингах, проведённых в селе Верхний Мамон, высказались против строительства свинокомплексов на территории районов, ООО «Агроэко-Восток» продолжает реализовывать свои планы по строительству свинокомплекса. Между тем, согласно п. 1.4 Положения «Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду» правовую основу оценки составляет законодательство Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации, международные договоры и соглашения, стороной которых является Российская Федерации, а также принятые гражданами на референдумах и в результате осуществления иных форм непосредственной демократии. Кроме того, по мнению административных истцов, допущены грубые нарушения при проведении публичных слушаний по внесению изменений в Генеральный план Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области.

В ходе рассмотрения административного дела административные истцы неоднократно уточняли административные исковые требования (т. 1 л.д. 119-120, 141-146) и просили суд признать незаконным и недействующим с момента его принятия решение Совета народных депутатов Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области № 3 от 04 марта 2020 года «Об утверждении Генерального плана Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» в части пунктов 2.3.7 и 3.3.1 по строительству объекта «Ферма 1-Свиноводческого комплекса» на 4000 голов свиноматок на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , общей площадью 124,4 га. В обоснование уточненного административного искового заявления указали, что решение совета народных депутатов Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области № 3 от 04 марта 2020 года нарушает права административных истцов на благоприятные условия жизнедеятельности, на благоприятную окружающую среду. Административные истцы являются собственниками жилых домов и земельных участков в с. Гороховка Верхнемамонского района Воронежской области, и в случае возведения свинокомплекса возникнет реальная угроза жизнедеятельности жителей района и обесценивание их недвижимости.

В возражениях на административное исковое заявление представитель административных ответчиков Совета депутатов Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, администрации Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области по доверенностям ФИО6 просит отказать в удовлетворении административных требований, поскольку оспариваемое решение не нарушает права административных истцов. Решение принято в рамках компетенции, опубликовано в официальном периодическом печатном издании (т. 1 л.д. 172-174).

В судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, их представитель по доверенностям и по заявлению ФИО4 поддержали заявленные требования с учетом уточнений по указанным выше основаниям.

Представитель административных ответчиков Совета депутатов Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, администрации Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области по доверенностям ФИО6 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащем образом, представил возражения на административное исковое заявление (т. 1 л.д. 172-174), а также заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, В дополнительно представленных письменных объяснениях (т. 4 л.д. 86) указал, что решением Павловского районного суда Воронежской области от 25 сентября 2020 года по административному делу № 3а-385/2020 по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 и других отказано в удовлетворении административных исковых требований к администрации Гороховского сельского поселения о признании незаконными и недействительными публичных слушаний по обсуждению проекта изменений в Генеральный план. Кроме того, по результатам неоднократных прокурорских проверок нарушений законодательства при проведении публичных слушаний в Гороховском поселении не выявлено, требования законодательства соблюдены.

Представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Агроэко-Восток», привлеченный к участию в деле определением Воронежского областного суда от 22 сентября 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление (т. 4 л.д. 95-97).

При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося представителя административных ответчиков.

Заслушав объяснения административных истцов и их представителя, исследовав материалы дела, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, учитывая заключение прокурора отдела прокуратуры Воронежской области Трухачевой А.В., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии со статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как установлено частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Как следует из материалов дела, административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 являются собственниками земельных участков и жилых домов, расположенных в селе Гороховка Верхнемамонского района Воронежской области.

Герману А.И. на праве собственности принадлежат жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 153-154).

ФИО3 на праве собственности принадлежат земельный участок, склады № 1, № 2, расположенные по адресу: <адрес>, жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 155-160).

ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 148-149).

Таким образом, судом установлен факт применения в отношении административных истцов оспариваемого нормативного правового акта.

В этой связи судом должна быть проверена законность решения Совета народных депутатов Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области № 3 от 04 марта 2020 года «Об утверждении Генерального плана Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» в оспариваемой части.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности, что закреплено в части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ утверждение генеральных планов городского округа относится к вопросам местного значения.

Согласно части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления.

Гороховское сельское поселение Верхнемамонского муниципального района Воронежской области наделено статусом сельского поселения (пункт 2 статьи 4 Устава Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, принятого решением Совета народных депутатов Гороховского сельского поселения от 20 марта 2015 года № 4) (т. 1 л.д. 175-205).

Как следует из положений пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, пункта 19 статьи 9 Устава Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области (далее – Устав Гороховского сельского поселения), утверждение генеральных планов сельского поселения, правил землепользования и застройки сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.

В соответствии со статьями 25, 27 Устава Гороховского сельского поселения Совет народных депутатов Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области является представительным органом местного самоуправления, к полномочиям которого относится, в том числе, принятие нормативных правовых актов в сфере земельных отношений в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством и законодательством Воронежской области.

Согласно частям 1, 2, 4 статьи 45 Устава правовые акты Совета народных депутатов Гороховского сельского поселения принимаются на его заседаниях. Нормативный правовой акт, принятый Советом народных депутатов Гороховского сельского поселения направляется главе Гороховского сельского поселения для подписания и обнародования в течение 10 дней. Решения Совета народных депутатов Гороховского сельского поселения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Гороховского сельского поселения, принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Совета народных депутатов Гороховского сельского поселения, если иное не установлено Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном периодическом печатном издании «Информационный бюллетень Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» или в газете «Донская новь». Муниципальные правовые акты Гороховского сельского поселения опубликовываются не позднее чем через 15 дней со дня принятия (издания) муниципальных правовых актов, если иное не предусмотрено федеральными законами, законами Воронежской области, настоящим Уставом.

В данном случае решение Совета народных депутатов Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области № 3 от 04 марта 2020 года «Об утверждении Генерального плана Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» было принято Советом народных депутатов, подписано главой Гороховского сельского поселения и опубликовано в официальном периодическом печатном издании «Информационный бюллетень Гороховского сельского поселения» от 04 марта 2020 года № 7 (т. 2 л.д. 1-99).

Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным органом местного самоуправления, в установленной форме, в пределах компетенции, установленной нормами федерального и регионального законодательства, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие, официально опубликован для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.

Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 18, частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования и содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития, что должно обусловливать высокий уровень стабильности данного документа. Утверждение документов территориального планирования является проявлением дискреционных полномочий органов местного самоуправления, что, однако, не предполагает произвольных действий данных органов.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана муниципального образования, а также внесения в него изменений определен статьёй 24 ГрК РФ, согласно которой подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц (часть 3).

Согласно части 11 статьи 24 ГрК РФ проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 28 ГрК РФ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи.

Частью 4 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ дополнительно установлено, что порядок организации и проведения публичных слушаний должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования (часть 3 статьи 28 ГрК РФ). Уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления в обязательном порядке принимают меры по доведению до сведения населения информации о содержании проекта генерального плана, в частности, путем организации выставок, экспозиций демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступлений представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению (часть 5 статьи 28 ГрК РФ). В свою очередь, участники публичных слушаний вправе представить в данные органы свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 6 статьи 28 ГрК РФ).

Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 8 статьи 28 ГрК РФ).

Целью правового института публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений является обеспечение участия жителей муниципального образования в открытом обсуждении принимаемых органами местного самоуправления решений по вопросам, которые могут затронуть права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности, права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 июля 2010 года № 931-О-О.

Проверяя соблюдение указанных процедур, судом установлено, что главе администрации Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области поступило обращение ООО «Агроэко-Восток» о внесении изменений в Генеральный план Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области в части предполагаемого строительства объекта «Ферма-1-Свиноводческого комплекса» на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 1244906 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащем ООО «Агроэко-Восток» на праве собственности, изложенное в письме от 29 октября 2019 года № 351 (т. 2 л.д. 125-129).

Комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области 01 ноября 2019 года подготовлено заключение о целесообразности внесения изменений в Генеральный план Гороховского сельского поселения (т. 2 л.д. 152-153).

05 ноября 2019 года администрацией Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области издано постановление № 42 «О подготовке проекта изменений Генерального плана Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» в части предполагаемого строительства объекта «Ферма-1 Свиноводческого комплекса» на земельном участке с кадастровым номером (т. 2 л.д. 154-155).

Распоряжением главы Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области от 12 ноября 2019 года № 5-р «О назначении публичных слушаний по обсуждению проекта изменений в Генеральный план Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» назначено проведение публичных слушаний по обсуждению проекта изменений в Генеральный план Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области. Определено провести публичные слушания по обсуждению проекта изменений в Генеральный план с 12 ноября 2019 года по 17 декабря 2019 года (т. 2 л.д.123-124).

Оповещение о начале публичных слушаний по обсуждению изменений в Генеральный план Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области от 12 ноября 2019 года опубликовано в печатном издании «Информационный бюллетень Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» № 43 от 12 ноября 2019 года (т. 2 л.д. 117-122).

Кроме того, данные оповещение и распоряжение о назначении публичных слушаний дополнительно было размещено на сайте администрации Гороховского сельского поселения https://gorohovskoe.ru в день их принятия.

Указанным распоряжением было предусмотрено место, дата и время проведения публичных слушаний (17 декабря 2019 года в 10 часов 00 минут по адресу: <...>), заблаговременное оповещение жителей о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом изменений в Генеральный план, меры по доведению до сведения населения информации о содержании проекта генерального плана, в частности, путем организации экспозиции с 19 ноября 2019 года по 16 декабря 2019 года на информационном стенде в администрации сельского поселения.

Таким образом, населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, была обеспечена возможность ознакомиться с проектом изменений в Генеральный план Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области.

По итогам публичных слушаний подготовлены соответствующие протокол (т. 3 л.д. 1-7) и заключение о результатах публичных слушаний, опубликованное 23 декабря 2019 года в печатном издании «Информационный бюллетень Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» № 47 от 23 декабря 2019 года (т. 2 л.д. 100-108).

Следовательно, установленный частью 8 статьи 28 ГрК РФ минимальный срок проведения публичных слушаний был соблюден.

Возможность участвовать в обсуждении проекта Генерального плана, представить свои замечания и предложения была реализована всеми заинтересованными лицами, в том числе административными истцами. Поступившие в ходе проведения публичных слушаний замечания и предложения были обсуждены при подготовке проекта Генерального плана.

Таким образом, в ходе проведения публичных слушаний право административных истцов на участие в них не было нарушено.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении прав административных истцов на участие в публичных слушаниях по проекту Генерального плана, а также получения дополнительной информации, материалы дела не содержат.

Публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал (Постановление от 28 марта 2017 года № 10-П и Определение от 15 июля 2010 года № 931-О-О), что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Заключение о результатах публичных слушаний по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера, а является основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует.

Согласно положениям части 7 статьи 9 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта) органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до их утверждения.

Приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года № 460 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования» установлено, что орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, размещает проект документа территориального планирования и материалы по его обоснованию в ФГИС ТП и направляет в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, уведомление об обеспечении доступа к такому проекту и материалам по его обоснованию в ФГИС ТП (далее - уведомление) в электронной форме и (или) посредством почтового отправления и размещает уведомление в ФГИС ТП в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа (пункт 1.4 Порядка).

Судом установлено, что в Федеральной государственной системе территориального планирования размещены проект Генерального плана и материалы по его обоснованию, что подтверждается скриншотом интернет-страницы с официального сайта ФГИС ТП.

В силу изложенного суд приходит к выводу о соблюдении уполномоченным органом местного самоуправления порядка организации и проведения публичных слушаний. Оспариваемый Генеральный план принят уполномоченным на дату его принятия органом с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 24 - 25 ГрК РФ, официально опубликован в установленном порядке.

Генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.

При этом суд учитывает правовые позиции Европейского Суда по правам человека, согласно которым политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса.

Административные истцы не являются правообладателями рассматриваемого земельного участка с кадастровым номером , на котором планируется размещение свиноводческого комплекса, и на нём не расположены объекты недвижимого имущества административных истцов.

Каких-либо доказательств о том, что размещение свиноводческого комплекса создаст препятствия административным истцам по использованию принадлежащих им земельных участков, материалы дела не содержат.

Ссылка на противоречие Генерального плана законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в связи с планируемым размещением свиноводческого комплекса на земельном участке с кадастровым номером и нахождением в нескольких километрах от него населенного пункта не свидетельствуют о недействительности оспариваемого нормативного правового акта.

На момент рассмотрения спора свиноводческий комплекс не возведен, разрешение на его строительство не получено, в эксплуатацию не введен.

Доказательств того, что использованием спорного участка нарушены права заявителей на благоприятную окружающую среду и нанесен вред природной среде, не представлено.

Кроме того, доводы административных истцов о нарушении законодательства об охране окружающей среды относятся к строительству комплекса и не свидетельствуют о нарушениях градостроительного законодательства при принятии Генерального плана.

Обстоятельства передачи земельного участка с кадастровым номером в собственность юридического лица и последующее осуществление на нем экономической деятельности юридическими лицами не относятся к обстоятельствам, подлежим установлению при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта (часть 8 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Доводы административных истцов о противоречии оспариваемого нормативного правового акта положениям статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» основанием для признания недействующим в части решения Совета народных депутатов Гороховского сельского поселения не являются.

ООО «Агроэко-Восток» с момента его создания и по настоящее время является российским юридическим лицом. Кроме того, из буквального содержания статьи 3 Федерального закона № 101-ФЗ следует, что данная норма подлежит применению для случаев доли прямого участия одной организации в другой организации.

Доводы административных истцов о противоречии оспариваемого в части решения Совета народных депутатов Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области № 3 от 04 марта 2020 года Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации не могут быть приняты во внимание судом, так как в силу статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность нормативного правового акта на предмет его соответствия федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Таким образом, решение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, издано компетентным органом с соблюдением порядка и не нарушает прав административных истцов, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Оснований для удовлетворения ходатайства представителя административных ответчиков ФИО6 о прекращении производства по административному делу, исходя из положений пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО15 к Совету депутатов Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, администрации Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о признании недействующим в части решения Совета народных депутатов Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области № 3 от 04 марта 2020 года «Об утверждении Генерального плана Гороховского сельского поселения Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Дёмина

Мотивированное решение суда изготовлено 12 октября 2020 года.