ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-164/2022 от 02.08.2022 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-438/2022

УИД 36OS0000-01-2022-000220-18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж 2 августа 2022 г.

Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Сошиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горбоконь А.С.,

с участием прокурора Бескакотова А.А.,

представителя административного истца – Общества с ограниченной ответственностью «Квартал» по доверенности Попковой Н.Г.,

представителей административного ответчика – департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области по доверенности Сноповой И.М., Хицковой Е.В.,

представителя заинтересованного лица – Публичного акционерного общества «Россети Центр» по доверенности Зинковской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Квартал» к департаменту государственного регулирования тарифов Воронежской области о признании недействующим нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Квартал» обратилось в суд с административным иском к департаменту государственного регулирования тарифов Воронежской области о признании недействующим со дня принятия приказа от 29.12.2021 № 78/14 «О внесении изменений в приказ ДГРТ ВО от 28.12.2020 № 61/35 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Квартал» и ПАО «Россети Центр» на территории Воронежской области, определенных на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2021 – 2025 годы».

В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемым приказом установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между Обществом и ПАО «Россети Центр», определенные на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальной сетевой организации, на долгосрочный период регулирования 2021-2025 годы. Экспертами ДГРТ ВО был определен понижающий коэффициент в размере -2%, корректирующий необходимую валовую выручку сетевой организации в 2022 году. Полагают, что указанный коэффициент посчитан неверно. В 2020 году по отношению к Обществу с ограниченной ответственностью «Квартал» были зафиксированы факты непредставления организацией в Министерство энергии РФ отчетных данных и данных о перерывах электроснабжения за сентябрь и ноябрь 2020 года, что повлекло недостоверное определение фактического показателя средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии <данные изъяты> и средней частоты прекращения передачи электроэнергии <данные изъяты> по рассчитанным в системе определения показателей надежности и качества услуг, оказываемых сетевыми организациями. При расчете <данные изъяты> индикатор выполнения соответствующих показателей <данные изъяты> принимается равным <данные изъяты> С учетом выполнения показателей <данные изъяты> и перевыполнения показателей <данные изъяты> значение обобщенного показателя уровня надежности и качества оказываемых услуг для Общества должно быть рассчитано по формуле <данные изъяты><данные изъяты> Расчет коэффициента, корректирующего необходимую валовую выручку сетевой организации, осуществляется по формуле <данные изъяты><данные изъяты> Ввиду неправильного определения понижающего коэффициента размер необходимой валовой выручки регулируемой организации был занижен на 477,54 тыс. руб., что влечет финансовые потери для общества.

В судебном заседании представитель административного истца – Общества с ограниченной ответственностью Квартал» по доверенности Попкова Н.Г. поддержала заявленные требования.

Представители административного ответчика – департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области по доверенности Снопова И.М., Хицкова Е.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, позиция по делу изложена в письменных возражениях на административное исковое заявление, указали на то, что понижающий коэффициент, корректирующий необходимую валовую выручку сетевой организации в 2022 году, определен регулятором в соответствии с требованиями закона.

Представитель заинтересованного лица – Публичного акционерного общества «Россети Центр» по доверенности Зинковская А.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска, поскольку заявлен необоснованно.

Представитель заинтересованного лица – Федеральной антимонопольной службы в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Выслушав объяснения представителей сторон, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Приказом департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 28.12.2020 № 61/35 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Квартал» и ПАО «Россети Центр» на территории Воронежской области, определенных на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2021-2025 годы» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между указанными сетевыми организациями.

Приказом департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 29.12.2021 № 78/14 «О внесении изменений в приказ ДГРТ ВО от 28.12.2020 № 61/35 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Квартал» и ПАО «Россети Центр» на территории Воронежской области, определенных на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2021-2025 годы» внесены изменения указанный приказ в части размера необходимой валовой выручки ООО «Квартал» и индивидуальных тарифов на 2022 год.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон об электроэнергетике).

Статьей 3 Закона об электроэнергетике определено, что территориальная сетевая организация это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством РФ критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с названным Федеральным законом.

В силу абзаца 7 пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законом основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

Согласно пункту 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 названного Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством РФ или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике в отношении территориальных сетевых организаций, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии на территории Воронежской области, осуществляется государственное регулирование на основании долгосрочных параметров регулирования.

Постановлением правительства Воронежской области от 31.03.2020 № 283 утверждено Положение о департаменте государственного регулирования тарифов Воронежской области, согласно пункту 1.1 которого к полномочиям департамента относится государственное регулирование цен (тарифов) и контроль за их применением на территории области.

Наличие у административного ответчика полномочий на принятие оспариваемого нормативного правового акта и процедура его принятия административный истец не оспаривает. Полномочия и процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта судом проверены и признаны соблюденными.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме приказа, опубликован 30.12.2021 в Информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет (www.govvrn.ru), номер опубликования 3606202124364.

Порядок и процедуры установления регулируемых тарифов регламентированы Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее Постановление № 1178).

В соответствии с Постановлением № 1178 государственное тарифное регулирование осуществляется по методологии, утвержденной приказами Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее МУ № 98-э), от 30.03.2012 № 228-э «Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала», от 18.03.2015 № 421-э «Об утверждении Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов и внесении изменений в приказы Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э и от 30.03.2012 № 228-э», от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» (далее МУ № 20-э/2).

Для Общества с ограниченной ответственностью «Квартал» (ООО «Квартал») тарифное регулирование на 2022 год является вторым годом долгосрочного периода регулирования 2021-2025 годов.

Регулирование организации осуществляется в соответствии с Постановлением № 1178, МУ № 98-э методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением № 1178, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по качеству активов, определяемый в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой; уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 настоящего документа и применяемый при регулировании тарифов с даты вступления в силу методических указаний по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

Как отражено в экспертном заключении по результатам проведенной корректировки необходимой валовой выручки ООО «Квартал» и установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО «Россети Центр» - «Воронежэнерго» и ООО «Квартал» на 2021-2025 г.г. от 29.12.2021 (далее Экспертное заключение от 29.12.2021), при использовании метода долгосрочной индексации необходимая валовая выручка (НВВ) регулируемой организации устанавливается на долгосрочный период на основе долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются: базовый уровень подконтрольных расходов (ОПР); индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, необходимых для осуществления деятельности по передаче электроэнергии; уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; плановые значения показателей уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг), определенных в соответствии с Методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

Административным ответчиком плановые показатели надежности и качества для ООО «Квартал» на долгосрочный период 2018-2020 г.г. установлены приказом УРТ от 28.12.2017 № 59/14.

В соответствии с пунктом 12(1) Положения об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1220 «Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг», (далее Положение) для определения показателей надежности, в том числе индикативных показателей надежности, для территориальных сетевых организаций используется информация (оперативная информация об авариях в электроэнергетике и отчет об авариях в электроэнергетике, включая информацию о прекращении подачи электрической энергии, связанных с проведением ремонтных и внерегламентных работ), представляемая указанными организациями Министерству энергетики РФ, а также подведомственному Министерству энергетики РФ государственному бюджетному учреждению в соответствии с Правилами расследования причин аварии в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.10.2009 № 846 «Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике» (далее правила расследования причин аварий в электроэнергетике, данные о перерывах электроснабжения).

Контроль полноты и своевременности представления данных о перерывах электроснабжения, а также проверка их достоверности осуществляется Министерством энергетики РФ путем сопоставления данных, содержащихся в журнале учета данных первичной информации по всем прекращениям передачи электрической энергии, произошедшим на объектах сетевой организации (далее журнал учета данных), и корректирующей ведомости журнала учета данных, форма и порядок заполнения которых определяются методическими указаниями, с информацией, полученной в соответствии с настоящим Положением и Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике от организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, а также от иных организаций и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом понятия, используемые в настоящем документе, означают следующее:

«своевременность представления данных о перерывах электроснабжения» - представление данных о перерывах электроснабжения в сроки, устанавливаемые в соответствии с порядком передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике и формой отчета об авариях в электроэнергетике и порядком ее заполнения, утвержденными Министерством энергетики РФ;

«полнота представления данных о перерывах электроснабжения» - отражение информации о перерывах электроснабжениях в журнале учета данных, корректирующей ведомости журнала учета данных, а также проведение расчета показателей надежности, в том числе индикативных показателей надежности, в соответствии с методическими указаниями без арифметических или логических ошибок.

В соответствии с пунктом 14 Положения территориальные сетевые организации, а также Министерство энергетики РФ предоставляют регулирующим органам до 1 апреля года, следующего за отчетным, отчетные данные, используемые при расчете фактических значений показателей надежности и качества, а также заключение о результатах осуществления контроля полноты, достоверности и своевременности представления данных о перерывах электроснабжения, соответственно.

Согласно пункту 14(3) Положения орган регулирования на основании представленного Министерством энергетики РФ заключения о результатах осуществления контроля полноты, достоверности и своевременности представления данных о перерывах электроснабжения определяет фактическое значение показателей надежности, в том числе индикативных показателей надежности, и (или) обобщенного показателя надежности и качества в соответствии с Методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденными приказом Министерства энергетики РФ от 29.11.2016 № 1256 (далее Приказ № 1256).

Порядок также предусматривает учет регулирующими органами при определении фактических значений показателей надежности и качества, а также индикативных показателей уровня надежности следующую информацию: отчетные данные, предоставляемые организациями; информацию, которая подлежит раскрытию организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации; данные, предоставляемые Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и их территориальными органами; данные, предоставляемые системным оператором; информацию, предоставляемую органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, гарантирующими поставщиками, энергосбытовыми (энергоснабжающими) и сетевыми организациями.

Согласно изменениям, внесенным Постановлением Правительства РФ от 24.05.2017 № 619 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования системы сбора, передачи, обработки и проверки достоверности исходных данных, используемых для определения показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг сетевыми организациями» в Постановление № 1220, территориальные сетевые организации представляют ежемесячно в Министерство энергетики РФ информацию о количестве точек присоединения к электрической сети организации и точек поставки согласно заключенным договорам об оказании услуг по передаче электрической энергии, а также ведомость присоединений потребителей услуг по передаче электрической энергии, а также оперативную информацию об авариях в электроэнергетике и отчет об авариях в электроэнергетике, включая информацию о прекращениях передачи электрической энергии, связанных с проведением ремонтных и внерегламентных работ.

Во исполнение норм действующего законодательства при определении фактических показателей надежности и качества оказываемых ООО «Квартал» услуг департаментом государственного регулирования тарифов Воронежской области произведен их расчет исходя из предоставленных регулируемой организацией расчетных и обосновывающих материалов по фактическому исполнению показателей надежности и качества реализуемых товаров (услуг) за 2020 год, в том числе отчетных материалов, размещенных в системе определения показателей надежности и качества услуг, оказываемых сетевыми организациями Минэнерго России (личный кабинет РЭК https://nadezhnost.minenergo.gov.ru/).

Вместе с тем, органом регулирования в отношении ООО «Квартал» было выявлено непредставление до 01.04.2021 формы 8.1 за 2 месяца 2020 года и информации по количеству точек поставки по форме 8.3 для расчета индикативных показателей уровня надежности (подпункт «а» пункт 14(2) Положения), также факты нарушения сроков предоставления информации, установленных порядком передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике за сентябрь и ноябрь 2020 года (подпункт «в» пункта 14(2) Положения), что видно из скриншотов отчетной информации ООО «Квартал» и не отрицалось административным истом.

Кроме того, департаментом было установлено, что ООО «Квартал» была предоставлена недостоверная информация за 2020 год по формам 3.1, 3.2 для расчета показателя качества оказываемых услуг.

Изложенные выше нарушения (подпункт «а» пункта 14(2) Положения), факты нарушения сроков предоставления информации, установленных порядком передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике (подпункт «в» пункта 14(2) Положения), явились основанием для принятия департаментом государственного регулирования тарифов Воронежской области решения о применении понижающего коэффициента, корректирующего необходимую валовую выручку ООО «Квартал».

Административный истец не оспаривает основания применения понижающего коэффициента, а выражает несогласие с его размером, полагает, что при его расчете неверно применено действующее законодательство.

Из экспертного заключения от 29.12.2021 видно, что от ООО «Квартал» не поступало предложения о корректировке НВВ с учетом надежности и качества оказываемых услуг.

Уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг) для электросетевых организаций устанавливается органами регулирования на долгосрочный период регулирования в соответствии с Приказом № 1256.

Согласно пункту 8 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением № 1178, регулирующие органы ежегодно корректируют необходимую валовую выручку организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в соответствии с Методическими указаниями по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг), утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 26.10.2010 № 254-э/1 (далее Методические указания № 254-э/1).

Как отражено в Оценке исполнения показателей качества и надежности за 2020 год ООО «Квартал», орган регулирования указал, что для административного истца долгосрочными параметрами являются следующие показатели, отражающие уровень надежности реализуемых товаров (услуг):

<данные изъяты> – показатель средней продолжительности прекращения передачи электроэнергии на точку поставки;

<данные изъяты> – показатель средней частоты прекращения передачи электроэнергии на точку поставки;

<данные изъяты> – показатель уровня качества осуществляемого технологического присоединения в сети,

которые на 2020 год были утверждены в размере 0,2624, 0,0968 и 0,6000 соответственно.

Административным ответчиком произведен расчет корректировки НВВ с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) по итогам 2020 года в соответствии с требованиями Приказа № 1256 и Методических указаний № 254-э/1.

При этом органом регулирования при оценке показателей уровня надежности оказываемых услуг <данные изъяты> их значения приняты равными «-1», поскольку не были достигнуты плановые значения. В то же время, коэффициент достижения уровня качества оказываемых услуг <данные изъяты> принят равным «1», поскольку плановое значение признано достигнутым со значительным улучшением; показатель качества исполнения Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций признан достигнутым <данные изъяты> поскольку за отчетный период со стороны ООО «Квартал» отсутствовали нарушения стандартов раскрытия информации в соответствии с Приложением № 1 и 7 приказа Минэнерго России от 15.04.2014 № 186.

Согласно пункту 5.1.4. Приказа № 1256 значение обобщенного показателя уровня надежности и качества оказываемых услуг для территориальных сетевых организаций, долгосрочные периоды регулирования которых начались с 2018 года, рассчитываются по формуле:

<данные изъяты>

где:

<данные изъяты> – коэффициенты значимости показателей надежности и качества оказываемых услуг: <данные изъяты>

<данные изъяты> – коэффициент достижения (недостижения, перевыполнения) уровня надежности оказываемых услуг;

<данные изъяты> – коэффициенты достижения (недостижения, перевыполнения) уровня качества оказываемых услуг,

<данные изъяты> – показатель качества исполнения Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 15.04.2014 № 186 с изменениями, внесенными приказом Минэнерго России от 06.04.2015 № 217.

Таким образом, значение обобщенного показателя уровня надежности и качества оказываемых услуг рассчитан по формуле (22) пункта 5.1.4. Приказа № 1256.

<данные изъяты>

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний № 254-э/1 расчет понижающих (повышающих) коэффициентов производится по следующей формуле:

<данные изъяты>

где:

<данные изъяты> – понижающий (повышающий) коэффициент, корректирующий необходимую валовую выручку сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) в году i ;

<данные изъяты> – обобщенный показатель надежности и качества оказываемых услуг в году i, используемый при осуществлении корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, связанной с отклонением фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг от плановых (далее обобщенный показатель, который определяется в соответствии с Методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденными Приказом Министерства энергетики РФ от 29.06.2010 № 296 (утратили силу 27.02.2014);

<данные изъяты> – максимальный процент корректировки, определяемый:

начиная с 2013 года: <данные изъяты>

Соответственно, исходя из обобщенного показателя надежности и качества оказываемых услуг в 2020 году в размере -0,3, рассчитанного в соответствии с Приказом № 1256, исходя из фактический значений показателей надежности и качества, понижающий коэффициент <данные изъяты> составил бы <данные изъяты>

В судебном заседании достоверно установлено, что органом регулирования были выявлены существенные нарушения ООО «Квартал» порядка определения фактических показателей надежности и качества, указанные в подпунктах «а» (факт непредставления территориальной сетевой организацией регулирующему органу и (или) в Минэнерго России отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества и данных о перерывах электроснабжения до 1 апреля года, следующего за отчетным) и «в» (неоднократное, более 2 раз в течение месяца отчетного года нарушение организацией сроков представления информации, установленных порядком передачи оперативной информации об авариях и в электроэнергетике, утвержденным Минэнерго России) пункта 14(2) Положения.

Согласно пункту 6 Методических указаний № 254-э/1 корректировка тарифов (цен), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае предоставления сетевой организацией недостоверных отчетных данных или их непредставления, осуществляется с учетом следующих особенностей расчета <данные изъяты>

1) в случае непредоставления регулируемыми организациями отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг, по всем показателям, коэффициент <данные изъяты> признается понижающим и устанавливается равным (-3%). В этом случае формула (1), указанная в пункте 5, не применяется;

2) в случае предоставления для расчета какого-либо показателя недостоверных отчетных данных (имеется существенное расхождение данных, оцениваемое исходя из отклонения фактического значения данного показателя, рассчитанного на основе отчетных данных, предоставленных организацией, от значения, рассчитанного на основе данных, указанных в подпунктах 3, 4 пункта 13 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ 31.12.2009 № 1220 «Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг», более чем: на 10% - начиная с 2013 года, - и что установлено по итогам проведения действий, указанных в пункте 3 Положения) или непредставления отчетных данных для расчета какого-либо показателя надежности или качества, при расчете <данные изъяты> индикатор выполнения соответствующего показателя принимается равным (-1) и расчет <данные изъяты> осуществляется по формуле (1), указанной в пункте 5.

Если отклонение фактического значения какого-либо показателя менее приведенного в данном пункте значения для соответствующего года, то используемый при расчете Коб индикатор выполнения соответствующего показателя определяется в соответствии с Методическими указаниями по надежности и качеству.

На основании требований Методических указаний № 254-э/1 и с учетом нарушений пункта 14(2) Положения экспертами департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области был определен понижающий коэффициент в размере -2%, корректирующий необходимую валовую выручку сетевой организации 2022 году.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э величина корректировки НВВ 2022 год с учетом фактических показателей уровня надежности и качества оказываемых услуг 2022 года определена как произведение необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей за предыдущий период на понижающий коэффициент, корректирующий НВВ сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг), и составила 34 110,22 тыс. руб. х -2% = - 682,2 тыс. руб.

В данном случае понижающий коэффициент, корректирующий НВВ сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг), рассчитан в соответствии с пунктом 5 Методических указаний № 254-э/1 по формуле (1):

<данные изъяты>максимальный процент корректировки) = -2%

Административный истец полагает, что используемый при расчете Коб индикатор выполнения соответствующего показателя должен определяться в соответствии с Приказом № 1256, исходя из фактических показателей качества и надежности, и, соответственно, понижающий коэффициент должен составлять -0,6%, что нельзя признать заслуживающим внимания. Такая позиция основана на ошибочном толковании закона.

В соответствии с абзацем 4 пункта 6 Методических указаний № 254-э/1, если отклонение фактического значения какого-либо показателя менее приведенного в указанном пункте значения для соответствующего года (10% начиная с 2013 года), то используемый при расчете индикатор выполнения соответствующего показателя определяется в соответствии с Приказом № 1256. Соответственно, применение цифровых значений формулы (22) Приказа № 1256 будет оправдано при условии, что по итогам проверки отчетных данных организации будет выявлено расхождение менее 10%. Таким образом, в абзаце 4 пункта 6 Методических указаний № 254-э/1 содержится исключение из общего правила, указанного в подпункте 2 данного пункта, обязывающее при расчете Кобi индикатор выполнения соответствующего показателя принимать равным (-1) и расчет КНКi осуществлять по формуле (1), указанной в пункте 5.

В обоснование своей позиции сторона административного истца ссылалась на позицию Верховного Суда РФ, изложенную в Определении от 22.09.2020 № 302-ЭС20-12440, и выраженную в следующем: согласно подпункту 2 пункта 6 Методических указаний № 254-э/1 в случае предоставлении недостоверных данных индикатор выполнения соответствующего показателя надежности и качества реализуемых товаров принимается равным (-1). Указанное значение индикатора свидетельствует, что при расчете понижающего коэффициента и обобщенного показателя надежности и качества оказываемых услуг по формулам соответственно пункта 5 Методических указаний № 254-э/1 и пункта 5.1 Методических указаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 29.06.2010 № 296, соответствующий показатель надежности и качества реализуемых товаров (услуг) считается недостигнутым. Числовое значение такого показателя не требуется.

В данном случае административным ответчиком были выявлены факты непредставления организацией отчетных данных для расчета показателя надежности и качества, что не оспаривалось административным истцом, в связи с чем в соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 6 Методических указаний № 254-э/1 используемые при расчете обобщенного показателя (Коб) показатели надежности и качества оказываемых услуг правомерно признаны равными (-1), в связи с чем его значение определено в размере (-1), а понижающий коэффициент (КНК) принят органом регулирования в размере (-2). Такой размер понижающего коэффициента суд находит проверяемым, соответствующим требованиям закона, а также позиции Верховного Суда РФ.

В подтверждение заявленных требований сторона административного истца указала на письменную консультацию специалиста от 07.06.2022, выполненную доцентом кафедры общего языкознания и стилистики ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», кандидатом филологических наук Соломатиной М.С. на основании обращения директора ООО «Квартал», которым сделан вывод о том, что в подпункте 2 пункта 6 Приложения к Приказу Федеральной службы по тарифам от 26.10.2010 № 254-э/1 «Об утверждении Методических указаний по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг» под индикатором выполнения соответствующего показателя имеется в виду индикатор выполнения показателя надежности или показателя качества, также в данном пункте указаны условия, при которых для расчета Коб индикатор выполнения соответствующего показателя (качества или надежности) принимается равным (-1), а именно, предоставление для расчета показателя надежности или качества недостоверных отчетных данных, непредставление отчетных данных для расчета какого-либо показателя надежности или качества.

Между тем, данные письменные пояснения специалиста не направлены на разрешение вопроса о соответствии оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а содержат толкование положений Методических указаний № 254-э/1, что, в свою очередь, требует наличия правовых знаний, которыми указанное лицо не обладает, в связи с чем не подлежат принятию в качестве допустимого письменного доказательства.

Кроме того, суд отмечает, что предметом лингвистической экспертизы является выявление и устранение лингвистических дефектов, однако в оспариваемом нормативном правовом акте таковые не установлены и административным истцом не указаны.

Признавая заявленными требования необоснованными, основанными на неверном толковании правовых норм, суд исходит из следующего.

Согласно Методическим указаниям по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций», утвержденным Приказом Минэнерго России от 29.11.2016 № 1256, которые используются при определении показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг при установлении долгосрочных тарифов для территориальных сетевых организаций, показатели надежности и качества услуг состоят из показателей уровня надежности оказываемых услуг и показателей уровня качества оказываемых услуг (пункт 1.4.), при этом уровень надежности и качества оказываемых услуг определяется обобщенным показателем уровня надежности и качества оказываемых услуг (пункт 1.5.).

Обобщенный показатель уровня надежности и качества оказываемых услуг <данные изъяты> рассчитывается на основании сопоставления фактических значений показателей надежности и качества услуг с их плановыми значениями и учитывает результаты достижения плановых значений показателей с учетом соответствующих коэффициентов значимости для данной сетевой организации. Значение обобщенного показателя <данные изъяты> определяется по формуле (22).

Утвержденные Приказом Федеральной службой по тарифам от 26.10.2010 № 254-э/1 «Об утверждении Методических указаний по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг» Методические указания устанавливают особенности корректировки тарифов (цен), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае предоставления организациями, для которых такие тарифы (цены) установлены, недостоверных отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, или непредставления таких данных.

В пункте 6 Методических указаний № 254-э/1 определены особенности корректировки тарифов (цен), установленных на долгосрочный период регулирования, которая осуществляется в случае предоставления сетевой организацией недостоверных отчетных данных или их непредставления.

Наличие оснований для применения органом регулирования пункта 6 Методических указаний № 254-э/1 судом установлено, административным истцом не оспаривалось. Применение административным ответчиком для расчета понижающего коэффициента формулы (1), указанной в пункте 5 Методических указаний № 254-э/1, допустимо с учетом фактических обстоятельств дела.

В данном случае особенность расчета <данные изъяты> состоит в том, что не требуются фактические значения показателей надежности и качества услуг, также не определяются результаты достижения плановых значений показателей надежности и качества, поскольку значения показателей надежности и качества признаются равными (-1). Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что административным истцом были допущены нарушения, указанные в пунктах «а» и «в» пункта 14(2) Положения, что давало основание для применения понижающего коэффициента в размере (-3). Вместе с тем, применение подпункта 1 пункта 6 Методических указаний № 254-э/1 ухудшит положение регулируемой организации. Поскольку Обществом с ограниченной ответственностью «Квартал» не были представлены отчетные данные по всем показателям надежности и качества, то все показателя считаются недостигнутыми и признаются равными (-1). Если обратиться к формуле (22) Приказа № 1256, то значение обобщенного показателя в таком случае будет равняться -1.

<данные изъяты>

Соответственно, понижающий коэффициент составит -<данные изъяты>

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что приказ департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 29.12.2021 № 78/14 в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, в связи с чем не подлежит признанию недействующим.

Таким образом, оснований для удовлетворения административного искового заявления о признании недействующим нормативного правового акта не имеется.

Руководствуясь статьями 175, 215, 217 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Квартал» о признании недействующим приказа департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 29.12.2021 № 78/14 «О внесении изменений в приказ департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 28.12.2020 № 61/35 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Квартал» и ПАО «Россети Центр» на территории Воронежской области, определенных на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2021-2025 годы» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий Л.А. Сошина

Мотивированное решение составлено 16.08.2022.