ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-165/2022 от 20.06.2022 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-410/2022

УИД 36OS0000-01-2022-000224-06

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж 20 июня 2022 г.

Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Сошиной Л.А.,

при секретаре Высоцкой Е.А.,

с участием прокурора Гурьевой Ю.А.,

представителя административного истца – Общества с ограниченной ответственностью «СНАБТОРГ» по доверенности Давыдова М.В.,

представителя административного ответчика – департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Шамариной А.Г.,

представителя административного ответчика – департамента предпринимательства и торговли Воронежской области по доверенности Ельянц А.Д.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «СНАБТОРГ» к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, департаменту предпринимательства и торговли Воронежской области об оспаривании нормативных правовых актов,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «СНАБТОРГ» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующими со дня принятия

пункт 3486 Перечня, утвержденного приказом департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 23.12.2019 № 70-06/163 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год»,

пункт 3287 перечня, утвержденного приказом предпринимательства и торговли Воронежской области от 28.12.2020 № 158 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».

В обоснование административного иска указано, что в Перечни необоснованно включены пункты в отношении принадлежащего обществу на праве собственности объекта недвижимого имущества – здания площадью 570,2 кв. м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, назначение – нежилое, которое не обладает признаками объекта налогообложения, для которого законодательно определена кадастровая стоимость в качестве налоговой базы. Необоснованное включение здания в Перечни, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы, поскольку приводит к завышению подлежащего уплате налога на данное имущество.

В судебном заседании представитель административного истца – Общества с ограниченной ответственностью «СНАБТОРГ» по доверенности Давыдов М.В. поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика – департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Шамарина А.Г. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленные требований, позицию по делу изложили в письменных возражениях на административное исковое заявление, полагали, что департамент является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель административного ответчика – департамента предпринимательства и торговли Воронежской области по доверенности Ельянц А.Д. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, позиция по делу изложена в письменном отзыве на административное исковое заявление, указав на то, что здание включено в Перечень объектов на 2020 год и на 2021 год по сведениям Управления Росреестра по Воронежской области, согласно которым наименованием объекта капитального строительства является «павильон «Ветерок». На момент включения в Перечни спорного здания данный объект соответствовал положениям Налогового кодекса Российской Федерации и закону Воронежской области от 27.11.2003 № 62-ОЗ «О налоге на имущество организаций».

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Проверяя полномочия департамента предпринимательства и торговли Воронежской области на принятие оспариваемых нормативных актов, суд нарушений не установил.

23.12.2019 принят приказ № 70-06/163 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», которым на 2020 год утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

28.12.2020 утвержден приказ № 158 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», которым на 2021 год утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Как указано в пункте 1 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Как следует из пункта 3.1.8. Положения о департаменте предпринимательства и торговли Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 11.03.2015 № 149, в редакции постановления правительства Воронежской области от 30.12.2016 № 1014, департамент предпринимательства и торговли Воронежской области среди государственных функций занимался определением перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением правительства Воронежской области от 18.11.2021 № 659 «О внесении изменений в некоторые постановления правительства Воронежской области» полномочия по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, были переданы департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области.

В свою очередь, департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области был утвержден на 2022 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (приказ от 22.12.2021 № 2948).

Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия и публикации оспариваемых нормативных правовых актов, судом не установлено и в указанной части административным истцом не оспаривается.

На момент рассмотрения настоящего административного дела оспариваемые приказы департамента предпринимательства и торговли Воронежской области являются действующими, административное исковое заявление подано в суд в период их действия.

Относительно доводов административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов административного дела, Общество с ограниченной ответственностью «СНАБТОРГ» является собственником нежилого здания – <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости данному объекту недвижимости присвоен кадастровый номер

Указанный объект включен в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 и 2021 год.

В силу пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на момент издания спорных нормативных правовых актов) налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включению в Перечень подлежат нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Статьей 1.1 закона Воронежской области от 27.11.2003 № 62-ОЗ «О налоге на имущество организаций», введенной в действие законом Воронежской области от 25.11.2016 № 163-ОЗ, закреплены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, (в редакции закона, действующего на момент издания приказа от 23.12.2019 № 70-06/163) отнесены, в частности, торговые центры (комплексы) и помещения в них общей площадью до 2000 квадратных метров (пункт 1 части 1); нежилые помещения общей площадью до 2000 квадратных метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, либо которые фактически используются для размещения торговых объектов (пункт 2 части 1).

Законом Воронежской области от 27.11.2019 № 128-ОЗ пункт 2 части 1 статьи 1.1 закона Воронежской области от 27.11.2003 № 62-ОЗ изложен в следующей редакции: налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении нежилых помещений общей площадью до 2000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение торговых объектов, либо фактически используются для размещения торговых объектов.

Положения пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Оспаривая пункт 3486 Перечня на 2020 год, пункт 3287 Перечня на 2021 год, административный истец исходит из того, что на основании документации на спорный объект недвижимости и с учетом фактического использования условия для включения его в Перечень согласно положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствовали.

В судебном заседании установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования спорного объекта на момент включения его в Перечень на 2020 год, в перечень на 2021 год департаментом предпринимательства и торговли Воронежской области не проводилось.

Кроме того, в отзыве на административное исковое заявление данного административного ответчика отражено, что порядок определения фактического использования объектов недвижимости в Воронежской области на момент формирования Перечня на 2020 год и на 2021 год установлен не был.

Основанием включения спорного объекта недвижимости, как достоверно установлено в судебном заседании, послужили документы, полученные департаментом предпринимательства и торговли Воронежской области посредством межведомственного взаимодействия с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, согласно которым в Едином государственном реестре недвижимости нежилое здание с кадастровым номером 36:16:0102011:765 площадью 570,2 кв. м значилось как павильон «Ветерок», поэтому, по мнению указанного административного ответчика, из наименования здания следует, что оно предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Суд не может согласиться с доводами административного ответчика – департамента предпринимательства и торговли Воронежской области о том, что наименование здания административного истца как «павильон» позволяло признать данный объект предназначенным для размещения торговых объектов и, соответственно, включить его в Перечень.

Статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает наименования здания (строения, сооружения) как условие его признания нежилым помещением, предназначенным или фактически используемым для размещения торговых объектов, устанавливая иные критерии.

Из содержания предоставленного в материалы административного дела технического паспорта по состоянию на 12.06.2013 следует, что на земельном участке по адресу: <адрес> расположены административное здание с торгово-выставочным залом с пристройками, обозначенные литерами А, А1, А2, А3, павильон под литером Б и незавершенный строительством объект под литером В.

Павильон под литером Б имеет следующее техническое описание: по наружному обмеру длина 11,75 м и ширина 50,0 м, площадь 587,5 кв. м, фундамент бетонный, стены и крыша металлические.

Согласно экспликации к поэтажному плану павильон литер Б состоит из складского помещения площадью 216,3 кв. м, кладовой площадью 6,3 кв. м, складского помещения площадью 262,8 кв. м, складского помещения площадью 84,9 кв. м.

Кроме того, экспертом Общества с ограниченной ответственностью «ЭкспертТехПроект» было произведено техническое обследование <данные изъяты> по адресу: <адрес>, по результатам которого даны следующие технические характеристики объекта: объект представляет собой неотапливаемое каркасное строение из металлоконструкций, разделенное внутренними кирпичными стенами на три части; заглубленный или малозаглубленный фундамент отсутствует, под наружными стенами имеется бетонное основание глубиной заложения до 0,3 м от уровня пола; конструкции объекта исследования представляют собой металлический каркас, состоящий из металлических стоек, металлических конструкций покрытия (наклонные прогоны); стены выполнены из металлических щитов, кровля выполнена из двухскатной из асбестоцементных волнистых листов по деревянной обрешетке; полы выполнены грунтовыми (смесь строительного мусора с грунтом, уплотненная асфальтовая крошка); инженерные сети отсутствуют.

Согласно экспертному исследованию от 14.12.2021 № 12/21-09 объект – <данные изъяты> имеет признаки временного строения (отсутствие капитального фундамента, инженерных сетей, облегченная конструктивная схема), относится к объектам пониженного класса ответственности (КС-1) согласно ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований» и Федеральному закону от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; перемещение объекта технически возможно, так как он по конструктивному исполнению не является неразборным, конструктивные характеристики позволяют выполнить его перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик.

Как видно из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером снят с кадастрового учета 27.12.2021.

Суд считает возможным принять данное экспертное исследование в качестве надлежащего доказательства, поскольку технические характеристики объекта, указанные экспертом, полностью согласуются с данными технического учета, что свидетельствует об их неизменности, и которые делают невозможным размещение в нем торговых объектов.

Иных сведений, позволяющих определить принадлежность указанного здания к торговым объектам, в материалах административного дела не содержится.

По данным Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> в государственном кадастре недвижимости значится с 10.02.2005 под кадастровым номером , имеет следующие основные характеристики: площадь 8465 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для производственных целей.

Таким образом, в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах и документах технического учета (инвентаризации) здания не содержится сведений, которые позволяли бы отнести спорный объект к торговым объектам или к иным видам объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Данные обстоятельства в судебном заседании подтвердила представитель административного ответчика – департамента имущественных и земельных отношений по Воронежской области по доверенности Шамарина А.Г., которая указала, что по итогам проведенного анализа сведений Единого государственного реестра недвижимости учреждение не нашло оснований для включения спорного объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.

Кроме того, наличие слова «павильон» в наименовании спорного здания нельзя считать достаточным основанием для формального включения его в Перечни.

В статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации среди основных понятий, используемых настоящим Кодексом, значится павильон, которым считается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговый объект – здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Исходя из позиций 14, 20, 21 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» (далее Национальный стандарт), устанавливающего термины и определения основных понятий в области торговли, торговый объект – здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (по типу торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности, различают стационарные торговые объекты и нестационарные торговые объекты); торговое предприятие (предприятие торговли) – имущественный комплекс, расположенный в торговом объекте и вне торгового объекта, используемый торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями для осуществления продажи товаров и/или оказания услуг торговли (к торговым предприятиям относят предприятия розничной торговли, оптовой торговли и оптово-розничной торговли); предприятие розничной торговли – торговое предприятие, используемое для осуществления розничной торговли (к предприятиям розничной торговли относят магазины, павильоны, киоски и т.п.).

Кроме того, Национальный стандарт содержит, в том числе, такие термины и определения, как торговый зал предприятия розничной торговли (позиция 112), склад (позиция 33), складское помещение (позиция 91), фасовочное помещение и/или участки (позиция 92), административно-бытовое помещение торгового предприятия (позиция 96), подсобное помещение торгового предприятия (позиция 97), фасование в торговле (фасовка, предпродажное фасование) (позиция 125), предпродажная подготовка товаров (позиция 125а), торгово-технологический процесс (позиция 147).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что спорный объект, исходя лишь из сведений, содержащихся только в Едином государственном реестре недвижимости о наименовании объекта недвижимости, не может быть однозначно отнесен к торговым объектам.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Между тем, в деле отсутствуют относимые и допустимые доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие спорного объекта критериям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения указанного объекта в Перечни на 2020 год и 2021 год, на их отсутствие представители административных ответчиков указали в судебном заседании.

Соответственно, у департамента предпринимательства и торговли Воронежской области не имелось правовых оснований, предусмотренных действующим на период формирования оспариваемых Перечней законодательством, для отнесения здания с кадастровым номером к объектам налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в оспариваемые Перечни противоречит закону, нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество, поскольку соответствующий порядок определения налоговой базы налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов, установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.

Следовательно, установленные по делу обстоятельства указывают на то, что требования Обществом с ограниченной ответственностью «СНАБТОРГ» заявлены обоснованно.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя дату признания приказов департамента предпринимательства и торговли Воронежской области недействующими в части, суд исходит из того обстоятельства, что установление иной даты, чем день их принятия, не устранит выявленные судом при рассмотрении настоящего дела нарушения прав административного истца.

Доводы представителя департамента предпринимательства и торговли Воронежской области по доверенности Ельянц А.Д. об отсутствии у учреждения в настоящее время полномочий на принятие нормативных правовых актов об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, также по внесению дополнений в Перечень, в том числе по внесению в него изменений, судом не учитываются, поскольку оснований для применения положений части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не имеется, порядок исчисления налоговой базы в отношении объектов налогообложения предусмотрен налоговым законодательством.

В то же время суд находит заслуживающими внимания возражения департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области о том, что учреждение не является надлежащим административным ответчиком.

Постановлением правительства Воронежской области от 18.11.2021 № 659 полномочия по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, переданы департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области.

В силу пункта 1 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяется уполномоченным органом не позднее первого числа очередного налогового периода.

Соответственно, передача полномочий по формированию перечня объектов недвижимости для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации после первого числа очередного налогового периода предполагает возможность их реализации лишь в отношении следующего налогового периода.

В соответствии с частью 1 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается один год.

Таким образом, из системного толкования приведенных норм следует, что департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области переданы полномочия по определению перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на следующий налоговый период, то есть на 2022 год.

Следовательно, органом, уполномоченным по определению перечней объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год и 2021 год, и ответственным за их ведение является департамент предпринимательства и торговли Воронежской области, поэтому в административном иске к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, которым оспариваемые нормативные правовые акты не принимались, следует отказать.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на департамент предпринимательства и торговли Воронежской области обязанности опубликовать сообщение о настоящем решении в течение месяца со дня вступления его в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействующим со дня принятия пункт 3486 Перечня, утвержденного приказом департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 23.12.2019 № 70-06/163 «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

Признать недействующим со дня принятия пункт 3287 перечня, утвержденного приказом департамента предпринимательства и торговли Воронежской области от 22.12.2020 № 158 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».

В административном иске к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения в течение месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению на официальном сайте департамента предпринимательства и торговли Воронежской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Председательствующий Л.А. Сошина

Мотивированное решение составлено 30.06.2022.