ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-1776/20 от 09.09.2020 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Гнеушева Е.Н.

Дело № 33-1776/2020

№ 2-1-290/2020

9 сентября 2020 года

г. Орел

Судья Гнеушева Е.Н.

Дело № 33-1776/2020

№ 2-1-290/2020

9 сентября 2020 года

г. Орел

Орловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №5» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области (далее по тексту ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области) о понуждении к совершению действий по выполнению работ, связанных с оборудованием радиоточками жилых помещений.

В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области и установлено, что на территории колонии в жилой зоне расположены отдельно стоящие здания жилых корпусов с размещенными в них общежитиями отрядов. В общежитиях отрядов № на <дата> проживает <...> осужденный, отбывающий наказание в данном учреждении. В нарушение требований ч. 4 ст. 94 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) в вышеуказанных общежитиях отсутствуют радиоточки. Указанные нарушения были выявлены прокуратурой ранее при проверке, проведенной в ноябре 2019 года, и отражались в представлении, внесенном прокурором администрации учреждения <дата>. Проведенная <дата> проверка показала, что исчерпывающих мер по устранению нарушений администрацией ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области принято не было, указанные в представлении прокурора нарушения ч.4 ст. 94 УИК РФ не устранены.

По изложенным основаниям истец просил суд обязать ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области в срок до <дата> выполнить работы по оборудованию радиоточками жилых помещений отрядов №

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области (далее УФСИН России по Орловской области).

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области ставит вопрос об изменении решения суда в части срока выполнения работ по оборудованию радиоточками жилых помещений отрядов.

Просит установить срок для оборудования отрядов радиоточками в течение трех месяцев с даты поступления необходимого объема денежных средств из федерального бюджета или централизованного поступления из Федеральной службы исполнения наказаний России (далее ФСИН России) оборудования для организации радиовещания (радиоточек) в исправительных учреждениях Орловской области.

Ссылается, что материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе исправительных колоний, осуществляет ФСИН России, которая к участию в деле не привлекалась.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

При рассмотрении апелляционной жалобы ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области судебная коллегия установила, что ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области является казенным учреждением, а функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний (далее ФСИН России), которая не была привлечена к участию в деле, что в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, как постановленного с нарушением норм процессуального права.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19 августа 2020 года было постановлено перейти к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства суда первой инстанции. К участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России.

После перехода к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства суда первой инстанции Орловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области исковые требования уточнил, дополнив их требованиями о возложении на ФСИН России субсидиарной ответственности в случае недостаточности денежных средств у ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области на выполнение работ по оборудованию радиоточками жилых помещений отрядов.

Представитель ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области по доверенности ФИО4 и представитель ФСИН России и УФСИН России по Орловской области ФИО5, действующий на основании доверенностей, полагали, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, против удовлетворения исковых требований прокурора не возражали.

Рассматривая исковое заявление Орловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области к ФКУ «Исправительная колония №5» УФСИН России по Орловской области, ФСИН России о понуждении к совершению действий по правилам суда первой инстанции, судебная коллегия, приходит к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьями 1, 3 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека. Правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Согласно пункту 1 статьи 13 вышеуказанного закона учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической и социальной сферы.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 110 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению, для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством РФ.

Согласно пункта 4 статьи 94 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения.

Как следует из материалов дела, Орловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области, в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора РФ от <дата> «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в апреле 2020 года проведена проверка соблюдения законодательства в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области.

В ходе проверки установлено, что в нарушение части 4 статьи 94 УИК РФ в общежитиях отрядов № отсутствуют радиоточки.

<дата> Орловским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ответом ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области о результатах рассмотрения представления от <дата> для реализации части 4 статьи 94 УИК РФ в план закупок на 2020 год включено приобретение радиоточек для размещения в жилых помещениях отрядов для транслирования осужденным радиопередач в свободные от работы часы.

Согласно сообщению ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области от <дата> в отрядах проживания осужденных радиоточки отсутствуют, в связи с чем направлен запрос в УФСИН России по Орловской области для выделения денежных средств на приобретение необходимого оборудования для радиовещания.

Из ответа ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области от <дата> следует, что в отрядах проживания осужденных № в настоящее время отсутствуют радиоточки. Для организации работы радиоточек требуется провод связи, громкоговорители настенные, цифровой усилитель общей стоимостью 158 000 рублей, в связи с чем, <дата> направлен запрос в УФСИН России по Орловской области для выделения денежных средств на приобретение необходимого оборудования для радиовещания в отрядах проживания осужденных.

Доказательств устранения выявленных нарушений, а именно оборудования помещений отрядов № радиоточками, ответчиками не представлено.

Оценив представленные доказательства в совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области не выполняются возложенные на нее законом обязанности по оборудованию помещений отрядов радиоточками, в связи с чем исковые требования Орловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях об обязании ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области оборудовать помещений отрядов № радиоточками подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено. В случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года № 7 разъяснено, что при установлении указанного срок суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Учитывая объемы работ, которые необходимо произвести с целью исполнения требований прокурора, судебная коллегия считает необходимым установить ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области срок для исполнения решения суда до <дата>.

В силу статьи 9 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

В силу статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (часть 2).

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (часть 7).

Согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Согласно пунктам 1.2, 1.6 Устава ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ). По смыслу указанных норм кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.

С учетом изложенного, на ФСИН России, осуществляющую функции главного распорядителя средств федерального бюджета, подлежит возложению субсидиарная ответственность при недостаточности у ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области денежных средств на выполнение работ по оборудованию радиоточками жилых помещений отрядов №.

Принимая во внимание, что по делу установлены безусловные основания для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Орловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области, ФСИН России о понуждении к совершению действий.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Урицкого районного суда Орловской области от 04 июня 2020 года – отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Орловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №5» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области, Федеральной службе исполнения наказаний о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №5» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области в срок до <дата> года выполнить работы по оборудованию радиоточками жилых помещений отрядов №№.

При недостаточности у Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №5» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области денежных средств на выполнение работ по оборудованию радиоточками жилых помещений отрядов №№ субсидиарную ответственность по данным обязательствам возложить на Федеральную службу исполнения наказаний России.

Председательствующий

Судьи

1версия для печатиДело № 33-1776/2020 (Определение)