Дело № 3а-403/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 29 мая 2019 года
Воронежский областной суд в составе председательствующего судьи Лесничевской Е.В.,
при секретаре Свечниковой В.В.,
с участием прокурора Сергеевой О.А.,
представителя административного истца Асьмачко Ю.В. по доверенности Саранской Н.И.,
представителя административного ответчика правительства <адрес> по доверенности ФИО6,
представителей административного ответчика департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Кравченко А.Ю., Метельской К.С., Кривошеева В.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению
ФИО2 о признании недействующим нормативного правового акта в части,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО2 обратился в суд с названным выше административным иском, в котором просит признать недействующими абзацы 1 и 3 п. «б» раздела V Подпрограммы № «Оказание содействия добровольному переселению в <адрес> соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1201 «Об утверждении государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения» вместе с абзацами 1 и 3 п.п. «б» раздела VI постановления правительства Воронежской области от 30.03.2018 № 292 «О внесении изменений в постановление правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1201» в части включения в число лиц не соответствующих требованиям подпрограммы по профессионально-квалификационным, образовательным и иным характеристикам в случае: отсутствие профессионального образования и (или) опыта работы по специальности (профессии), востребованной на рынке труда Воронежской области (за исключением соотечественников, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования); наличие у соотечественника либо членов его семьи сведений о судимости (судимостях) за совершение преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации в привлечении к уголовной ответственности или нахождения их в различных видах розыска со дня их вступления в силу, как несоответствующие п.п. 25, 26 Указа Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» в части оснований отказа в выдаче свидетельства участника Государственной программы, аннулирования ранее выданного свидетельства участнику Государственной программы, утрате статуса члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление об участии в Государственной программе.
В обоснование заявленных исковых требований административный истец ФИО2 указывает, что 22 января 2019 г. им было подано заявление в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области о включении его в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. 18 февраля 2019 года административным истцом получен ответ департамента труда и социального развития Воронежской области, согласно которому его заявление было рассмотрено постоянно действующей Комиссией по рассмотрению информации о потенциальных участниках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Комиссией принято решение об отказе административному истцу в участии в Подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом» с учетом профессионально-квалификационных, образовательных и иных характеристик. Административный истец полагает данный отказ со ссылкой на норму региональной программы незаконным, оспариваемые нормы нарушают его право на участие в Государственной программе по поддержке переселения соотечественников, реализуемое ими добровольно на основе осознанного выбора места проживания, работы или учебы и реализации своих потенциальных, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637. Оспариваемые положения противоречат гарантиям, предусмотренным данным Указом, устанавливают чрезмерные препятствия для участия в Государственной и региональной программах. Пунктами 25 и 26 названного Указа Президента Российской Федерации закреплен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче свидетельства участника государственной программы, который не подлежит расширительному толкованию. Основания отказа, изложенные в п.п. «б» раздела VI постановления правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1201 противоречат пунктам 25 и 26 Указа Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637, ст. 13.1, 22 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 № 818 «О порядке согласования проекта программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
Административный истец ФИО2 в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался.
Учитывая изложенное, суд в силу части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 по доверенности ФИО10 заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.
Представители административных ответчиков правительства <адрес> и департамента труда и занятости населения <адрес> по доверенности ФИО6, ФИО7, ФИО8 возражали против удовлетворения иска, считая оспариваемый нормативный правовой акт вынесенным в пределах компетенции правительства <адрес> с соблюдением законодательства, имеющего большую юридическую силу (л.д. 61-70).
Прокурор ФИО9 полагала административное исковое заявление подлежащим удовлетворению частично.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный акт, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иным правовым актам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении судом административного дела об оспаривании нормативного правового акта, помимо нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, подлежат выяснению обстоятельства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Постановлением Правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1201 утверждена государственная программа Воронежской области «Содействие занятости население», которой предусмотрена Подпрограмма № 3 «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом» (далее – Подпрограмма № 3).
Постановлением Правительства Воронежской области от 30.03.2018 № 292 «О внесении изменений в постановление правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1201» Подпрограмма № 3 «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом» изложена в действующей редакции.
Названные постановления размещены в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» http://www.gowrn.ru 04.04.2018, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 04.04.2018.
В разделе V Подпрограммы № 3 «Оценка планируемой эффективности и риски реализации подпрограммы» предусмотрено, что в целях минимизации возможных рисков при ее реализации на этапе рассмотрения заявления об участии в Государственной программе применяются следующие критерии несоответствия соотечественников: отсутствие профессионального образования и (или) опыта работы по специальности (профессии) (за исключением соотечественников, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования); наличия у соотечественника, либо членов его семьи сведений о судимости (судимостях) за совершение преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации в привлечении к уголовной ответственности или нахождения их в различных видах розыска.
Как следует из материалов дела, ФИО2 является гражданином Республики Узбекистан, с 22 февраля 2013 года состоит в браке с гражданкой Республики Молдова Бордиан М., получил разрешение на временное проживание сроком действия до 03 октября 2019 года (л.д. 11-12).
22 января 2019 года Асьмачко Ю.В. обратился в УВМ ГУ МВД России по Воронежской области с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Согласно протоколу № 6 от 13.02.2019 комиссией по рассмотрению информации о потенциальных участниках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в ФИО1 соотечественников, проживающих за рубежом, желающих переехать в Воронежскую область принято решение об отказе ФИО2 в участии в Подпрограмме № 3 «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом»; причины отказана – с учетом профессионально-квалификационных, образовательных и иных характеристик (л.д. 18-21).
Учитывая изложенное, ФИО2, в отношении которого применены абзацы 1 и 3 п. «б» раздела V Подпрограммы № 3 «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1201 «Об утверждении государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения» (в ред. постановления правительства Воронежской области от 30.03.2018 № 292), на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
Проанализировав нормы Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.1.2012 № 2570-р «Об утверждении типовой программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», Закона Воронежской области от 07.07.2006 № 86-ОЗ «О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации», Устава Воронежской области, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что постановления правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1201 и от 30.03.2018 № 292, являющиеся нормативными правовыми актами органа исполнительной власти Воронежской области, приняты как в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, так и в соответствии с компетенцией правительства Воронежской области, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
При этом доводы представителя административного истца о том, что оспариваемые им изменения, внесенные в п. «б» раздела V Подпрограммы № 3 «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом», не были согласованы с Правительством Российской Федерации опровергаются представленными суду документы, подтверждающие соблюдение указанной процедуры (л.д. 45-49).
Проверив оспариваемые положения Подпрограммы № 3 на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Принципы, цели и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации указанной политики установлены Федеральным законом от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (далее - Федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ, Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»), в силу статьи 13.1 которого органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.
Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ предусмотрено, что основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников определяет Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками данный федеральный закон относит, в том числе, разработку и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, разработку, принятие и реализацию программ субъектов Российской Федерации (статья 191 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»).
Реализуя предусмотренное приведенным выше законоположением полномочие, Президент Российской Федерации в целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом от 22.06.2006 № 637 утвердил Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа).
Основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию согласно пункту 5 Государственной программы являются: обеспечение баланса интересов переселенцев, принимающего сообщества, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также предпринимателей (подпункт «в»); взаимосвязь содержания мероприятий, предусмотренных Государственной программой, с задачами государственного, социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации в целом и ее субъектов (подпункт «е»). Для достижения этих целей Государственной программой предусмотрена, помимо прочих задач, разработка региональных программ переселения и проектов переселения (пункт 8).
В соответствии с пунктом 15 Государственной программы решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания. Соотечественник и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и перечень документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 528 утверждено Положение о выдаче на территории Российской Федерации свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которым определены условия и порядок выдачи соотечественникам, являющимся иностранными гражданами, постоянно или временно проживающим на законном основании на территории Российской Федерации либо прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанным беженцами на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации, свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Указанным Положением определено, что для получения свидетельства заявитель представляет в территориальный орган копии документов об образовании, о профессиональной подготовке, стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность заявителя и членов его семьи, включенных в заявление, его профессиональные навыки и умения (если такие имеются) (подпункт «д» пункта 3).
В свою очередь, согласно пункту 25 Государственной программы свидетельство участника не выдается, ранее выданное свидетельство аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление об участии в Государственной программе, утрачивается в случае, если соотечественник (член его семьи): выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации; финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность; в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления об участии в Государственной программе, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии; представляет поддельные или подложные документы либо сообщает о себе заведомо ложные сведения; осужден вступившим в законную силу приговором суда Российской Федерации за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным; имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом; неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания; находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев после постановки на учет в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, в котором реализуется региональная программа переселения, по месту пребывания в субъекте Российской Федерации, выбранном для переселения участником Государственной программы.
Помимо указанных выше случаев, пунктом 26 Государственной программы предусмотрены такие же последствия в случае принятия в установленном порядке решения: о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации; об административном выдворении иностранного гражданина из Российской Федерации; о неразрешении въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.
Целями Государственной программы являются стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, содействие социально-экономическому развитию регионов и решение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения (пункт 7).
Согласно пункту 27 Государственной программы соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется.
При этом типовой программой субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2570-р и рекомендованной органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке соответствующих программ субъектов Российской Федерации, предусмотрена необходимость анализа проблем в сфере социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, в том числе социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации программы, включая иные риски в соответствии с особенностями субъекта Российской Федерации.
Разработка Подпрограммы № 3 Воронежской области «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом» обусловлена потребностью области в дополнительных трудовых ресурсах и нормализации демографической ситуации. Целями Подпрограммы определены обеспечение реализации Государственной программы, обеспечение социально-экономического развития Воронежской области, улучшение демографической ситуации, а ее задачами являются сокращение дефицита трудовых ресурсов, увеличение миграционного притока населения (разделы I и II Подпрограммы).
Из представленных суду документов следует, что из общего числа безработных в Воронежской области процент лиц, не имеющих профессионального образования, составил: в 2017 году – 51,4%, в 2018 году – 47,9%, в первом квартале 2019 года – 26,8% (л.д. 117).
Как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Кривошеев В.Г., достижению поставленных Подпрограммой целей помогает решение ряда задач, в том числе: сокращение дефицита трудовых ресурсов за счет привлечения населения в трудоспособном возрасте, высококвалифицированных специалистов и молодежи, включая молодежь, получающую образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. В ходе реализации Подпрограммы выделены возможные риски, среди которых безработица среди участников Государственной программы при условии увеличения доли лиц, не имеющих профессионального опыта, с низкой трудовой мотивацией, длительно не работавших, молодежи, не имеющей опыта работы, что ведет к не востребованности на рынке труда. В отношении ФИО2 принято решение об отказе в участии в Государственной программе, поскольку тот имеет высшее образование по специальности – инженер гидравлических машин, но по данной специальности он не работал, работал аппаратчиком ВРУ, слесарем-ремонтником, автослесарем и механиком, вместе с тем, какого-либо профессионального образования по указанным профессиям ФИО2 не имеет, возможность подтвердить квалификацию, разряд отсутствует, что значительно затрудняет его трудоустройство.
Суд находит данные доводы представителя административного ответчика обоснованными.
Установление пунктом 27 Государственной программы в качестве основания для отказа в выдаче (аннулирования) свидетельства участника Государственной программы несоответствия соотечественника требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного им для переселения, не означает наделения органов государственной власти субъекта Российской Федерации правом предусмотреть в региональной программе противоречащие пунктам 25 и 26 Государственной программы критерии не соответствия, предъявляемые к претендентам. Не предусмотрено такое право для субъекта Российской Федерации и другими положениями федерального законодательства, напротив, в силу, в частности, статьи 191 Федерального закона от 24.05.1999№ 99-ФЗ разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками, в том числе разработка, принятие и реализация программ субъектов Российской Федерации, должны осуществляться в соответствии с федеральными законами, а равно принятыми в их исполнение иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, федеральным законодателем органы государственной власти субъекта Российской Федерации наделены полномочием при подготовке указанной программы регулировать только те вопросы, которые не урегулированы на федеральном уровне.
Подпункт «д» пункта 3 Положения о выдаче на территории Российской Федерации свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом предусматривает учет личностных характеристик претендента при решении вопроса о выдаче свидетельства участника Государственной программы, при этом в пунктах 25 и 26 Государственной программы данный критерий в качестве основания к отказу в выдаче свидетельства участника не регламентирован, что позволяет в соответствии с пунктом 27 Государственной программы регулировать данный вопрос на региональном уровне.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предусмотренный абзацем первым пункта «б» раздела V Подпрограммы критерий несоответствия соотечественника в случае отсутствия у него профессионального образования и (или) опыта работы по имеющейся специальности (профессии) не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в указанной части не имеется.
Подпункты «д» и «е» пункта 25 Государственной программы предусматривают, что свидетельство участника государственной программы не выдается в случае, если соотечественник (член его семьи) осужден вступившим в законную силу приговором суда Российской Федерации за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным; имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, на федеральном уровне установлено основание для отказа в выдаче свидетельства участника Государственной программы, связанное с осуждением лица и наличием у него нестятой или непогашенной судимости по определенным категориям преступлений и виду рецидива преступлений.
Оспариваемый ФИО2 абзац третий пункта «б» раздела V Подпрограммы в качестве основания для отказа в получении свидетельства участника Подпрограммы в нарушение приведенных выше федеральных норм устанавливает в качестве критерия несоответствия наличие у лица судимости (в том числе, погашенной), а также сведений о привлечении к уголовной ответственности и нахождении лица в различных видах розыска, что не предусмотрено на федеральном уровне. Кроме того, в Подпрограмме № 3 не указан механизм применения данного критерия, он не содержит соответствующего обоснования, в связи с чем, при его применении создается правовая неопределенность, что противоречит целям и задачам как Государственной программы, так и Подпрограммы № 3 Воронежской области.
На основании изложенного суд находит обоснованным довод административного истца о противоречии федеральному законодательству установленного в абзаце 3 п. «б» раздела V Подпрограммы № 3 «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом» в редакции постановления правительства Воронежской области от 30.03.2018 № 292, критерия несоответствия соотечественника в оспариваемой части, в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Исходя из положений части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку судом при рассмотрении данного дела выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, то административный ответчик вправе принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим в вышеуказанной части.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.
Учитывая, что оспариваемые положения Подпрограммы № 3 применяются до настоящего времени, на их основании реализуются права граждан и организаций, то их следует признать не действующими и не подлежащими применению со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск ФИО2 удовлетворить частично.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац 3 п. «б» раздела V Подпрограммы № 3 «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом» в редакции постановления правительства Воронежской области от 30.03.2018 № 292 в части включения в число лиц не соответствующих требованиям Подпрограммы по профессионально-квалификационным, образовательным и иным характеристикам в случае: наличие у соотечественника либо членов его семьи сведений о судимости (судимостях) за совершение преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации в привлечении к уголовной ответственности или нахождения их в различных видах розыска.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 отказать.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в Информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» http://www.govvrn.ru.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий: Е.В. Лесничевская
Решение в окончательной форме изготовлено 03. 06.2019 г.