Дело № 3а-484/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«27» июля 2017 года Воронежский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Раковой В.Е.
при секретаре Юрловой Л.В., -
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному иску ООО УК «Перспектива» к Правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
07 апреля 2017 года представитель административного истца по доверенности ФИО1 обратилась в суд с названным выше административным иском, указывая, что административный истец является собственником земельных участков:
- с кадастровым номером *, расположенного по адресу: Воронежская обл., Новоусманский район, в северо-восточной части кадастрового квартала *, площадью 267 591кв.м, категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование – для строительства промышленно-индустриального парка, что подтверждается копией свидетельства о праве собственности *от 19 декабря 2013 года;
- с кадастровым номером *, расположенного по адресу: Воронежская обл., Новоусманский район, в северо-восточной части кадастрового квартала *, площадью 117 930 кв.м, категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование – для строительства промышленно-индустриального парка, что подтверждается копией свидетельства о праве собственности *от 19 декабря 2013 года;
- с кадастровым номером *, расположенного по адресу: Воронежская обл., Новоусманский район, в северо-восточной части кадастрового квартала *, площадью 216 755 кв.м, категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для строительства промышленно-индустриального парка, что подтверждается копией свидетельства о праве собственности *от 13 июля 2012 года.
Кадастровая стоимость земельных участков, установленная по состоянию на 01 января 2014 года, составляет 144 365 344,50 руб., 62 850 793,50 руб. и 116 939 322,50 руб. соответственно.
Ссылаясь на то, что в настоящее время административный истец как собственник земельных участков обязан уплачивать земельный налог исходя из размера их кадастровой стоимости, установленной постановлением правительства Воронежской области от 11.12.2015 г. № 970 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области», которая значительно превышает размер их рыночной стоимости на дату оценки, просит установить в отношении указанных земельных участков кадастровую стоимость, равную их рыночной стоимости, установленной оценщиком ООО «Агентство независимой оценки» в отчете №44-9/16 от 30 сентября 2016 года, в размере 36 927 558 руб., 16 274 340 руб. и 29 912 190 руб. соответственно.
В качестве заинтересованных лиц по иску привлечены администрация Новоусманского муниципального района Воронежской области и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области.
В порядке подготовки к судебному разбирательству по делу была проведена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости. На время проведения экспертизы производство по делу приостанавливалось.
В настоящем судебном заседании производство по делу возобновлено определением, вынесенным в протокольной форме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
В представленных ранее письменных пояснениях на заявленные требования филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области против заявленных требований не возражал.
25 июля 2017 года администрация Новоусманского муниципального района Воронежской области посредством факсимильной связи представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие его представителя, указывая, что земельные участки, принадлежащие административному истцу на праве собственности, расположены в границах Бабяковского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области.
В связи с этим суд 25 июля 2017 года посредством электронной почты направил администрации Бабяковского сельского поселения разъяснение права вступить в дело в качестве заинтересованного лица.
От администрации Бабяковского сельского поселения и иных лиц каких-либо заявлений, пояснений, ходатайств к началу судебного заседания не поступило.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247, статьи 150 КАС РФ судом постановлено рассмотреть указанное дело в отсутствие сторон и заинтересованных лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником земельных участков:
- с кадастровым номером *, расположенного по адресу: Воронежская обл., Новоусманский район, в северо-восточной части кадастрового квартала *, площадью 267 591кв.м, категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование – для строительства промышленно-индустриального парка, что подтверждается копией свидетельства о праве собственности * от 19 декабря 2013 года;
- с кадастровым номером *, расположенного по адресу: Воронежская обл., Новоусманский район, в северо-восточной части кадастрового квартала *, площадью 117 930 кв.м, категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование – для строительства промышленно-индустриального парка, что подтверждается копией свидетельства о праве собственности * от 19 декабря 2013 года;
- с кадастровым номером *, расположенного по адресу: Воронежская обл., Новоусманский район, в северо-восточной части кадастрового квартала *, площадью 216 755 кв.м, категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для строительства промышленно-индустриального парка, что подтверждается копией свидетельства о праве собственности * от 13 июля 2012 года.
Кадастровая стоимость земельных участков, установленная по состоянию на 01 января 2014 года, составляет 144 365 344,50 руб., 62 850 793,50 руб. и 116 939 322,50 руб. соответственно.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в суде путём их пересмотра по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как налогоплательщика земельного налога в силу пунктов 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 390, пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и используется для определения налоговой базы.
Актуальные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области были определены с участием Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области как органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, и утверждены Постановлением Правительства Воронежской области от 11.12.2015 № 970 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области» по состоянию на 01 января 2014 года.
На основании части 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации результаты кадастровой оценки объектов недвижимости, утвержденных постановлением правительства Воронежской области от 11.12.2015 № 970, с 1 января 2017 года подлежат применению для целей налогообложения, связи с чем суд приходит к выводу о наличии у административного истца права на пересмотр кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
В силу абзаца первого статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в суде только после обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия).
29 декабря 2016 года административный истец обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость. Решением Комиссии от 19 января 2017 года № 34 вышеназванное заявление было отклонено, после чего административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Возможность удовлетворения административного иска о пересмотре кадастровой стоимости основана на положениях пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки на основании статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представленный административным истцом отчет оценщика вызвал у суда сомнения в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объекта оценки по причине наличия существенной разницы между определенной оценщиком рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью, а также по причинам отклонения его Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В связи с этим на основании определения суда экспертом ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста РФ» была выполнена оценка рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.
Согласно поступившему в суд заключению судебного эксперта ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России * № 5434/6-4 от 06 июня 2017 года рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2014 года составляет:
- с кадастровым номером * - 53 785 791 (пятьдесят три миллиона семьсот восемьдесят пять тысяч семьсот девяносто один) руб;
- с кадастровым номером * – 23 703 930 (двадцать три миллиона семьсот три тысячи девятьсот тридцать) руб;
- с кадастровым номером * – 43 567 755 (сорок три миллиона пятьсот шестьдесят семь тысяч семьсот пятьдесят пять) руб.
Оценивая заключение эксперта по правилам, установленным статьей 84 КАС РФ, суд учитывает, что оно выполнено экспертом специализированного экспертного учреждения, который имеет соответствующую квалификацию и образование, длительный стаж экспертной работы. Эксперт предупрежден об ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ, за дачу заведомо ложного заключения. Экспертное заключение содержит выводы по всем поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов, а также иные сведения, предусмотренные статьёй 82 КАС РФ.
С учетом изложенного суд считает возможным принять названное экспертное заключение в качестве надлежащего доказательства определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
На основании изложенного суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной заключением судебного эксперта.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и в силу статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, - до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 25 Постановления его Пленума от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления является дата обращения в Комиссию, датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Для исчисления налоговой базы установленная судом кадастровая стоимость используется за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего оспариваемую кадастровую стоимость, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Согласно требованиям пункта 4 части 6 статьи 180, 103, 106 КАС РФ резолютивная часть решения суда должна содержать указание на распределение судебных расходов, которые состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, в том числе сумм, подлежащих уплате экспертам, расходов на оплату услуг представителей, других признанных судом необходимыми расходов.
Исходя из содержания статей 111, 114, 247 КАС РФ в их системной связи, разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», а также с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в Постановлении 11.07.2017 № 20-П, в пользу административного истца с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины, исчисленные в размере 6 000 рублей за три объекта оценки, доказательство которых имеется в материалах дела.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 245, 249, 111, 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности», суд
р е ш и л:
административный иск ООО УК «Перспектива» к Правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, - удовлетворить.
Установить на период с 01 января 2016 года до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: Воронежская обл., Новоусманский район, в северо-восточной части кадастрового квартала *, площадью 267 591 кв.м, категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование – для строительства промышленно-индустриального парка, по состоянию на 01 января 2014 года в размере 53 785 791 (пятьдесят три миллиона семьсот восемьдесят пять тысяч семьсот девяносто один) рублей.
Установить на период с 01 января 2016 года до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: Воронежская обл., Новоусманский район, в северо-восточной части кадастрового квартала *, площадью 117 930 кв.м, категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование – для строительства промышленно-индустриального парка, по состоянию на 01 января 2014 года в размере 23 703 930 (двадцать три миллиона семьсот три тысячи девятьсот тридцать) рублей.
Установить на период с 01 января 2016 года до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: Воронежская обл., Новоусманский район, в северо-восточной части кадастрового квартала *, площадью 216 755 кв.м, категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для строительства промышленно-индустриального парка, по состоянию на 01 января 2014 года в размере 43 567 755 (сорок три миллиона пятьсот шестьдесят семь тысяч семьсот пятьдесят пять) рублей.
Датой подачи заявления считать 29 декабря 2016 года.
Взыскать в пользу ООО УК «Перспектива» с правительства Воронежской области в счет возмещения судебных расходов 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий: (подпись) В.Е. Ракова