ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-214/2022 от 01.07.2022 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-459/2022

УИД 36OS0000-01-2022-000308-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июля 2022 года город Воронеж

Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Дёминой О.В.,

при секретаре судебного заседания Стороженко Е.В.,

с участием:

представителя административного истца по доверенности и ордеру адвоката Дунаева В.Ю.,

представителя административного ответчика департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по доверенности Мещеряковой М.В.,

прокурора отдела прокуратуры Воронежской области Сбитневой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Черномашенцева Алексея Николаевича о признании недействующим приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 08 октября 2019 года
«Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров» в части утверждения норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории «многоквартирные дома»,

установил:

приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 08 октября 2019 года утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров.

Приказ опубликован в информационной системе «Портал Воронежской области в сети «Интернет» и официальном интернет-портале правовой информации 20 декабря 2019 года.

04 мая 2022 года в Воронежский областной суд поступило административное исковое заявление Черномашенцева А.Н. к департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области о признании недействующим приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 08 октября 2019 года в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории «многоквартирные дома» на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров со дня его принятия.

В обоснование административных исковых требований указано, что Черномашенцев А.Н. является жителем <адрес> и собственником жилого помещения - квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Ежемесячно в адрес административного истца от регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов ФИО8 поступают счета на оплату услуг за вывоз твердых коммунальных отходов (далее – ТКО). ФИО9 является региональным оператором по вывозу ТКО, действующий на территории Панинского отходоперерабатывающего кластера Воронежской области, куда включен Аннинский район. Исходя из содержания счетов на оплату услуг по вывозу ТКО за 2020 год, ФИО10 при взимании платы за услугу руководствуется нормативом накопления ТКО для многоквартирных домов в размере 0,190833 куб. м с одного человека в месяц. В перерасчете на год 2,29 куб. м с одного человека.

Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области № 184 от 08 октября 2019 года утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров.

Пунктом 10.1 указанных нормативов многоквартирным домам установлен годовой норматив накопления ТКО в размере 2,29 куб. м с одного проживающего или 377,85 килограмм с одного проживающего.

Таким образом, с учетом выставленных счетов на оплату услуг по вывозу ТКО административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.

Коммерческий учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется согласно положений пункта 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 года № 505, в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 указанных Правил, коммерческий учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя, в частности, из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.

Административный истец указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», и Приказу Минстроя России от 28 июля 2016 года № 524/пр «Об утверждении методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

Исходя из существующей в Воронежской области судебной практики по оспариванию нормативов накопления по категориям продовольственные магазины, «промтоварные магазины», «супермаркет», в названных частях этих категорий приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 8 октября 2019 года был признан недействующим по тем основаниям, что при определении нормативов не были соблюдены Правила определения нормативов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года .

Полагает, что неправомерно рассчитанный норматив обязывает административного истца производить завышенную плату за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и нарушает его права.

В возражениях на административное исковое заявление департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемое решение принято в соответствии с действующим законодательством и в пределах его компетенции. В целях определения нормативов накопления ТКО в Борисоглебском городском округе были проведены исследования ФИО11 по результатам которого разработаны нормативы накопления твердых коммунальных отходов.

Административный истец Чермашенцев А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом и в установленном порядке, о причинах неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности и ордеру адвокат Дунаев В.Ю. административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по доверенности Мещерякова М.В. возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося административного истца.

Заслушав объяснения представителя административного истца Дунаева В.Ю., представителя административного ответчика Мещеряковой М.В., исследовав материалы дела, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, учитывая заключение прокурора отдела прокуратуры Воронежской области Сбитневой Е.А., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется нормативными правовыми актами экологического законодательства.

Законодательство об охране окружающей среды (экологическое законодательство) отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Так, пунктами 3.1, 22 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 26 ноября 2004 года № 1056, установлено, что департамент, являясь отраслевым исполнительным органом государственной власти Воронежской области, наделен полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО.

Частью 2 статьи 16 Закона Воронежской области от 3 ноября 2015 года
№ 147-ОЗ «Об отходах производства и потребления на территории Воронежской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Воронежской области в сфере обращения с отходами производства и потребления» установлено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются уполномоченным органом в сфере твердых коммунальных отходов.

Статьей 2 Закона Воронежской области от 17 октября 2012 года № 111-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Воронежской области» установлено, что в систему исполнительных органов государственной власти Воронежской области входят: 1) высший исполнительный орган государственной власти Воронежской области - правительство Воронежской области; 2) иные исполнительные органы государственной власти Воронежской области: департаменты, управления, инспекции, представительство Воронежской области.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона исполнительные органы государственной власти Воронежской области являются органами специальной компетенции, формируются правительством Воронежской области и осуществляют на всей территории Воронежской области государственное управление в отдельных (подведомственных) сферах в пределах своих полномочий.

Постановлением правительства Воронежской области от 26 ноября 2014 года № 1056 утверждено Положение о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области в сферах жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (пункт 1.1 Положения). К функциям департамента отнесено установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов (пункт 3.1.22 Положения).

Закон Воронежской области от 01 февраля 1995 года № 11-з «О нормативных правовых актах Воронежской области» определяет понятия и виды нормативных правовых актов Воронежской области, регулирует иные вопросы, связанные с принятием и действием нормативных правовых актов Воронежской области.

В соответствии со статьей 4 данного закона приказом является нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам компетенции исполнительных органов государственной власти Воронежской области, издаваемый руководителем соответствующего исполнительного органа государственной власти Воронежской области.

Реализуя указанные полномочия, 08 октября 2019 года департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области принят приказ которым утверждены нормативы накопления ТКО на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров, вступивший в силу с 1 января 2020 года.

Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован 20 декабря 2019 года в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет».

При рассмотрении Воронежским областным судом административных дел
был исследован вопрос о процедуре принятия оспариваемого приказа . Вступившими в законную силу решениями Воронежского областного суда сделан вывод о соблюдении процедуры принятия оспариваемого приказа.

Пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря
2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установлено, что указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).

Таким образом, обстоятельства, относительно соблюдения процедуры принятия не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела.

Исходя из анализа указанных выше норм, суд приходит к выводу, что, принимая оспариваемый нормативный правовой акт, департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области действовал в пределах своей компетенции и предоставленных ему полномочий при утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения в действие.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов административного дела, Чермашенцев А.Н. является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>,
<адрес> (л.д. 11-12).

ФИО12 является региональным оператором по вывозу твердых коммунальных отходов, действующим на территории Паннинского отходоперерабатывающего кластера <адрес>, в который включен <адрес>.

Пунктом 10.1 приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области № 184 от 08 октября 2019 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров» норматив накопления для многоквартирных домов установлен в размере 2,29 куб.м в год, или 377,85 кг в год на одного человека.

Региональным оператором ФИО13 Чермашенцеву А.Н. выставлены счета на оплату услуг, исходя из оспариваемого норматива накопления твердых коммунальных отходов, в размере 561,50 куб.м/месяц: за февраль 2020 года - 857,22 руб. (сумма долга 857,22 руб.), за май 2020 года - 857,22 руб. (сумма долга 3428,88 руб.), за октябрь 2020 года - 864,69 руб. (сумма долга 7737,39 руб.), за ноябрь 2020 года - 864,69 руб. (сумма долга 9466, 77 руб.), за декабрь 2020 года - 864,69 руб. (сумма долга 10 31,46 руб.), за январь 2022 года - 913,83 руб. (сумма долга - 21621,57 руб.) (л.д. 13-15).

По сообщению ФИО14 от 06.06.2022 года по состоянию на 01 мая 2022 года у потребителя Чермашенцева А.Н. имеется задолженность за период с 01 января 2020 года по 30 апреля 2022 года, по состоянию на 01 июня 2022 года имеется задолженность за период с 01 января 2020 года по 31 мая 2022 года (л.д. 111).

Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12 января 2021 года № 1 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров» признан утратившим силу приказ от 8 октября 2019 года № 184.

Руководствуясь разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», поскольку утративший силу оспариваемый нормативный акт непосредственно затрагивает права и законные интересы административного истца, то вышеизложенное указывает на правомерность обращения Чермашенцева А.Н. в суд с настоящим административным исковым заявлением, кроме того, материалами дела объективно подтвержден тот факт, что он является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Проверяя соответствие оспариваемого приказа федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» установлено, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2).

Исходя из пункта 5 указанных Правил, коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.

При этом согласно пункту 3 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.

Так, согласно пункту 4 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ, порядок определения нормативов накопления ТКО устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления ТКО.

В соответствии с пунктом 4 названных Правил нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;

в) категорий объектов, на которых образуются отходы;

г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов накопления ТКО).

Как следует из положений пункта 7 Правил определения нормативов накопления ТКО, в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают: а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек; б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 - 500 тыс. человек; в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.

Процедура сбора данных о массе и объеме накопления отходов с учетом сезонных изменений регулируется пунктами 8-12 Правил определения нормативов.

В силу пункта 8 Правил определения нормативов накопления ТКО на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории.

В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.

Административным ответчиком не представлено никаких доказательств, подтверждающих, что до принятия оспариваемого приказа производились замеры отходов по объектам «многоквартирные дома» в соответствии с установленным Правилами порядком.

Как усматривается из представленных в материалы дела документов и объяснений представителя административного ответчика, размер нормативов накопления твердых коммунальных отходов, указанных в оспариваемом нормативном правовом акте, определен на основании Генеральной схемы санитарной очистки на териитории Борисоглебского городского округа Воронежской области. Раздел 5. «Разработка нормативов накопления твердых коммунальных отходов Борисоглебского городского округа Воронежской области» (разработчик ФИО15 2017 г.).

Как следует из данного документа, нормы накопления отходов потребления (твердых коммунальных отходов) от населения и организаций социальнокультурной среды Борисоглебского городского округа Воронежской области получены в результате информационно-аналитической работы, без проведения натурных измерений. При этом в таблице рекомендуемых норм накопления твердых коммунальных отходов среди категорий объектов указаны социально-культурные объекты и не значатся многоквартирные дома.

Кроме того, как следует из оспариваемого приказа, нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров установлены только исходя из показателей, полученных для Борисоглебского городского округа Воронежской области, без учета социально-экономических особенностей иных являющихся административными центрами муниципальных районов Воронежской области муниципальных образований.

Возможность использования при установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов сведений, полученных вне процедуры сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов, не предусмотрена, при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для объектов «многоквартирные дома» не выбраны участки, на которых следовало произвести замеры, не проведены измерения и расчеты в иных районах региона, кроме Борисоглебского района Воронежской области.

Применение иных исходных данных, кроме полученных в результате замеров, для расчета нормативов действующим законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах суд считает, что приведенные правовые нормы и установленные обстоятельства свидетельствуют о противоречии положений приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области № 184 от 08 октября 2019 года в части установления норматива твердых коммунальных отходов для категории «многоквартирные дома» действующему законодательству в области установления нормативов твердых коммунальных отходов.

В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В данном случае установленные по делу обстоятельства указывают на допущенные административным ответчиком существенные нарушения при принятии оспариваемого нормативного акта, в связи с чем суд приходит к выводу о признании его недействующим со дня принятия, что позволит восстановить нарушенные права административного истца, поскольку определение иной даты признания его недействующим не отвечает имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной обязанности в разрешении спора по существу без необходимости использования иных средств судебной защиты.

Обстоятельства, требующие применения судом части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и обязания уполномоченного органа принять замещающее правовое регулирование, в данном случае отсутствует. Оспариваемый норматив был установлен на 2020 год, нормативный правовой акт признан утратившим силу.

Следует также отметить, что вышеуказанная норма права закрепляет право суда возложить на орган государственной власти обязанность принять новый нормативный правовой акт, замещающий нормативный правовой акт, признанный недействующим полностью или в части, при этом отсутствие в решении суда соответствующего указания не исключает обязанности департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по урегулированию спорных правоотношений.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу подлежит опубликованию административным ответчиком в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Черномашенцева Алексея Николаевича удовлетворить.

Признать недействующим с 01 января 2020 года приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 08 октября 2019 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров» в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории «многоквартирные дома».

Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Дёмина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 08 июля 2022 года.