ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-231/20 от 23.09.2020 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-460/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж 23 сентября 2020 г.

Воронежский областной суд в составе

председательствующего судьи Привалова А.А.,

при секретаре Стороженко Е.В.,

с участием представителя

административного истца ФИО1,

представителя

административного ответчика ФИО2,

прокурора Бойкова Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Воронежской областной Думе о признании недействующими в части пунктов 14, 14.1 части 1 статьи 1 закона Воронежской области от 11.06.2003 № 28-ОЗ «О предоставлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории Воронежской области»,

установил:

законом Воронежской области от 11.06.2003 № 28-ОЗ «О предоставлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории Воронежской области» установлено, что от уплаты транспортного налога освобождаются:

организации, зарегистрированные на территории Воронежской области и осуществляющие деятельность по финансовому лизингу авиационной техники и (или) предоставлению в аренду самолетов без экипажа, - в отношении авиационной техники, в том числе самолетов, являющихся предметом финансового лизинга и (или) аренды (пункт 14 части 1 статьи 1) (в редакции закона Воронежской области от 02.03.2016 № 15-ОЗ);

организации, зарегистрированные на территории Воронежской области и осуществляющие деятельность по финансовому лизингу авиационной техники и (или) предоставлению в аренду самолетов без экипажа, - в отношении самолетов российского производства, не участвующих в лизинговых операциях и находящихся на хранении (пункт 14.1 части 1 статьи 1 введен законом Воронежской области от 06.04.2017 № 17-ОЗ).

Административный истец ФИО3 обратился в суд с названным выше административным иском, в котором, с учетом последующего уточнения, просил признать недействующими пункт 14 части 1 статьи 1 Закона Воронежской области от 11.06.2003 № 28-ОЗ со дня принятия закона Воронежской области от 02.03.2016 № 15-ОЗ, пункт 14.1 части 1 статьи 1 Закона Воронежской области № 28-ОЗ со дня принятия закона Воронежской области от 06.04.2017 № 17-ОЗ.

В обоснование требований ФИО3 указал, что является правообладателем воздушного судна, самолет типа АН-30, серийный номер , назначение – спецприменение. 01.06.2020 ФИО3 обратился в МИФНС № 13 по Воронежской области с заявлением о предоставлении налоговой льготы по транспортному средству на принадлежащее ему воздушное судно. По сообщению налогового органа для физических лиц, в том числе имеющих статус индивидуального предпринимателя, льгота по транспортному налогу по основаниям, перечисленным в названных выше подпунктах, не предусмотрена.

По мнению административного истца, пункты 14, 14.1 части 1 статьи 1 названного закона не соответствуют пунктам 1, 2, 3, 4 статьи 3 и пункту 1 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации.

Административный истец ФИО3 извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, направил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика – Воронежской областной Думы ФИО2 в судебном заседании просила в иске отказать в связи с отсутствием оснований для признания закона Воронежской области недействующим в части.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Бойкова Р.В., полагавшего административный иск не подлежим удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, ФИО3 на праве собственности принадлежит самолет типа АН-30, серийный номер , переданный по договору аренды во временное пользование организации (л.д. 28-35).

ФИО3 относится к субъектам правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, что свидетельствует о возможности защиты нарушенных прав в рамках оспаривания нормативного правового акта.

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5).

В силу статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (пункт 1). Региональными налогами признаются налоги, которые установлены данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены данным Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются данным Кодексом. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 3).

Статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог относится к региональным налогам.

Статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Судом установлено, что закон Воронежской области «О предоставлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории Воронежской области» принят депутатами на заседании 6 марта 2003 г. в первом чтении, 29 мая 2003 г. в целом, подписан главной администрации Воронежской области 11 июня 2003 г. (л.д. 65-75).

В соответствии со статьей 3 закона Воронежской области от 21.11.1994 № 4-з «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов государственной власти Воронежской области», действовавшего на дату опубликования, областной закон № 28-ОЗ официально опубликован в газете «Коммуна» № 89 от 20.06.2003.

26 февраля 2016 г. Воронежской областной Думой в двух чтениях принят закон о внесении изменений в закон № 28-ОЗ в части изложения пункта 14 в новой редакции, закон подписан губернатором Воронежской области 2 марта 2016 г. (л.д. 76-87).

30 марта 2017 г. Воронежской областной Думой в двух чтениях принят закон о дополнении части 1 статьи 1 закона № 28-ОЗ пунктом 14.1, закон подписан губернатором Воронежской области 6 апреля 2017 г. (л.д. 88-101).

В соответствии со статьей 6 Закона Воронежской области от 07.07.2006 № 86-ОЗ «О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации» законы №№ 15-ОЗ, 17-ОЗ официально опубликованы в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (http://www.govvrn.ru), 03.03.2016, 06.04.2017, номера опубликования 360220166261, 360220179343.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт и изменения к нему приняты в пределах компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти Воронежской области, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.

Оценивая доводы административного истца о том, что оспариваемые им положения закона Воронежской области № 28-ОЗ носят дискриминационный характер, являются противоречащими нормам налогового законодательства, суд приходит к следующему.

В силу положений пункта 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

В пункте 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Статьей 6 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для признания нормативного правового акта о налогах и сборах не соответствующим данному Кодексу.

Согласно статьям 14 и 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате только на территории субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных упомянутым Кодексом, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, являющаяся исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льгота адресована определенной категории налогоплательщиков, и ее установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы. Льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, и, поскольку установление льгот не является обязательным, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления (постановления от 21.03.1997 № 5-П, от 28.03.2000 № 5-П и от 02.12.2013 № 26-П; определения от 05.07.2001 № 162-О и от 28.03.2017 № 686-О).

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации).

Факт предоставления на территории субъекта Российской Федерации льгот по уплате транспортного налога организациям, осуществляющим лизинговую деятельность, - в отношении авиационной техники, являющейся предметом лизинга, свидетельствует о реализации полномочий соответствующим представительным органом власти по предмету его ведения в области налоговых отношений, но не ставит под сомнение законность проверяемых по настоящему делу нормативных положений закона Воронежской области от 11.06.2003 № 28-ОЗ.

Названные льготы предоставлены определенной в областном законе категории налогоплательщиков и не носят индивидуального характера.

Позиция административного истца о том, что оспариваемые нормы областного закона противоречат пунктам 1, 2, 3, 4 статьи 3, пункту 1 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации, является ошибочной, поскольку перечисленные им нормы регулируют основные начала установления самих налогов, а не основания предоставления по ним льгот.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом не установлено противоречия оспариваемого закона субъекта Российской Федерации нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оснований к удовлетворению административного иска у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Воронежской областной Думе о признании недействующими со дня принятия пункта 14 части 1 статьи 1 закона Воронежской области от 11.06.2003 № 28-ОЗ (в редакции закона Воронежской области от 02.03.2016 № 15-ОЗ), пункта 14.1 части 1 статьи 1 Закона Воронежской области от 11.06.2003 № 28-ОЗ (введен законом Воронежской области от 06.04.2017 № 17-ОЗ).

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.А. Привалов

Мотивированное решение составлено 28 сентября 2020 г.