ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-242/20 от 21.10.2020 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-434/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж 21 октября 2020 года

Воронежский областной суд в составе председательствующего судьи Лесничевской Е.В.,

при секретаре Высоцкой Е.А.,

с участием прокурора Бескакотовой А.В.,

представителя административного истца ИП ФИО1 по доверенности ФИО3,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании нормативного правового акта в части недействующим,

УСТАНОВИЛ:

ИП ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующих со дня принятия приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходов перерабатывающих кластеров» от 08.10.2019 № 184 в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) для промтоварного магазина.

В обоснование заявленных исковых требований административный истец указывает, что департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики <адрес> в оспариваемом приказе установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуницинальных экологических отходоперерабатывающих кластеров.

Данный приказ размещен (опубликован) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и на информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет»

Административный истец осуществляет розничную торговлю промышленными товарами на территории Воронежской области, для этой цели арендует помещения, соответственно, в процессе этой деятельности образуются отходы, и как любой потребитель обязана заключить договор с региональным оператором.

Договор (-В на оказание услуг по обращению с ТКО), полученный от регионального оператора ГУП ВО «Облкоммунсервис», содержит расчет платы за услуги регионального оператора исходя из нормативов накопления ТКО, установленных на территории <адрес> для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров.

Норматив накопления ТКО для всех промтоварных магазинов на территории <адрес> для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров установлен в размере 1,4 куб. м. на 1 кв. м. общей площади в год, что в разы превышает норматив накопления ТКО в других регионах России. Административный истец полагает, что такие различия в нормативах накопления ТКО по субъектам РФ приводят к установлению необоснованной платы за вывоз отходов. Это, в свою очередь, создает неравные конкурентные условия, увеличивает нагрузку на предпринимательскую деятельность.

Административный истец имеет ряд договоров на оказание услуг по обращению с отходами, действующими до установления норматива накопления ТКО, которые свидетельствуют о фактическом объеме образуемых отходов: на объекте , расположенном по адресу: <адрес>, среднегодовой норматив образования отходов, при общей площади 171,4 кв. м составляет 239,96 куб. м (171,4 х 1,4=239,96). Аналогичная ситуация складывается и по объекту , расположенному по адресу: <адрес> среднегодовой норматив образования отходов, при общей площади 130 кв. м. составляет 182 куб. м (130 х 1,4=182). При этом по данным договора на транспортирование отходов от 17.05.2018, действовавшего до начала оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО, среднегодовой объем образуемых ТКО на объектах составлял 30 куб. м.

Существенное различие реально образуемого объема ТКО и рассчитанного исходя из нормативов накопления ТКО, по мнению административного истца, позволяет сделать вывод о том, что норматив накопления ТКО для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров является завышенным, экономически необоснованным и не соответствует требованиям действующего законодательства, в частности Постановлению Правительства от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления ТКО», нарушает права административного истца в сфере предпринимательской деятельности, поскольку административным ответчиком нарушена методика расчетов норматива ТКО на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров.

Неправомерно рассчитанный норматив обязывает административного истца производить завышенную плату по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и ставит его в неравное положение по сравнению с другими субъектами торговли, осуществляющими деятельность на территории Воронежской области, которые оплачивают вывоз ТКО исходя из фактического объема ТКО.

В связи с этим, оспариваемый нормативный правовой акт - приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров» от 08.10.2019 № 184 подлежит признанию недействующим в части установления норматива накопления ТГКО для промтоварного магазина со дня его принятия.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО7 заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, и уточнила, что они просят признать оспариваемый нормативный акт недействующим в части с даты его применения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 5-7).

Административный истец ИП ФИО1 и представитель административного ответчика департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель административного ответчика департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики <адрес> по доверенности ФИО5 в представленных суду письменных возражениях против удовлетворения иска возражала, считая оспариваемый нормативный правовой акт вынесенным в пределах компетенции и с соблюдением законодательства, имеющего большую юридическую силу (т. 1л.д. 122-126).

Прокурор Бескакотова А.В. полагала административный иск подлежащим удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Согласно положениям статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) нормативный акт, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействующим, если он не соответствует закону или иным правовым актам.

Как следует из материалов дела, ФИО2 является индивидуальным предпринимателем (т. 1 л.д. 43).

Согласно представленным суду документам, ИП. ФИО2 на праве аренды принадлежат нежилые здания магазинов продовольственных товаров, расположенные в <адрес> и по <адрес> (т. 1 л.д. 179-202, 203-219).

Региональным оператором Государственным унитарным предприятием Воронежской области «ОБЛКОММУНСЕРВИС» ИП ФИО2 представлен для заключения договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами -В, в соответствии с которым выставляются счета на оплату услуг, исходя из оспариваемого норматива накопления твердых коммунальных отходов в размере 1,4 куб.м/год (т. 1 л.д. 21-26).

Таким образом, оспариваемым приказом затрагиваются права административного истца, осуществляющего розничную торговлю в промтоварном магазине, в части установления нормативов накопления ТКО для промтоварных магазинов.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ, Закон «Об отходах производства и потребления») предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется данным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Частью 2 статьи 16 Закона Воронежской области от 03.11.2015 № 147-ОЗ «Об отходах производства и потребления на территории Воронежской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Воронежской области в сфере обращения с отходами производства и потребления» установлено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются уполномоченным органом в сфере твердых коммунальных отходов.

Статьей 2 Закона Воронежской области от 17.10.2012 № 111-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Воронежской области» установлено, что в систему исполнительных органов государственной власти Воронежской области входят: 1) высший исполнительный орган государственной власти Воронежской области - правительство Воронежской области; 2) иные исполнительные органы государственной власти Воронежской области: департаменты, управления, инспекции, представительство Воронежской области.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона исполнительные органы государственной власти Воронежской области являются органами специальной компетенции, формируются правительством Воронежской области и осуществляют на всей территории Воронежской области государственное управление в отдельных (подведомственных) сферах в пределах своих полномочий.

Постановлением Правительства Воронежской области от 26.11.2014 № 1056 утверждено Положение о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (далее – департамент).

Департамент является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области в сферах жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (пункт 1.1 Положения). К функциям департамента отнесено установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов (пункт 3.1.22 Положения).

Закон Воронежской области от 01.02.1995 № 11-з «О нормативных правовых актах Воронежской области» определяет понятия и виды нормативных правовых актов Воронежской области, регулирует иные вопросы, связанные с принятием и действием нормативных правовых актов Воронежской области.

В соответствии со статьей 4 данного закона приказом является нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам компетенции исполнительных органов государственной власти Воронежской области, издаваемый руководителем соответствующего исполнительного органа государственной власти Воронежской области.

Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 08.10.2019 № 184 (далее – Приказ) утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходов перерабатывающих кластеров (л.д. 45-48).

Согласно пункту 2 данного Приказа он вступает в силу с 01.01.2020.

Статья 6 Закона Воронежской области от 07.07.2006 № 86-ОЗ «О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации» устанавливает, что официальным опубликованием нормативных правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Воронежской области считается первая публикация их полного текста в периодических печатных изданиях, с которыми заключен государственный контракт, предусматривающий официальное опубликование нормативных правовых актов Воронежской области, либо в официальных периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти Воронежской области, либо первое размещение (опубликование) в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Данный приказ был опубликован ДД.ММ.ГГГГ в информационной системе «<адрес> в сети Интернет», номер публикации 3606201917583.

Исходя из анализа указанных выше норм, суд приходит к выводу, что, принимая оспариваемый нормативный правовой акт, департамент действовал в пределах своей компетенции и предоставленных ему полномочий при утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения в действие.

Проверяя соответствие оспариваемого приказа федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется нормативными правовыми актами экологического законодательства.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды (экологическое законодательство) отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1). В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

Исходя из пункта 5 указанных Правил, коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.

При этом согласно пункту 3 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.

Так, согласно пункту 4 статьи 24.10 Закона «Об отходах производства и потребления», порядок определения нормативов накопления ТКО устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления ТКО (далее – Правила № 269).

В соответствии с пунктом 4 названных Правил нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образовании) и зон деятельности региональных операторов по обращению с ТКО; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов накопления ТКО).

Как следует из положений пункта 7 Правил № 269 для определения нормативов накопления ТКО в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают: а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек; б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 - 500 тыс. человек; в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.

В силу пункта 8 Правил № 269 определения нормативов накопления ТКО на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 9 - 12 Правил № 269.

Как усматривается из представленных в материалы дела документов и объяснений представителя административного ответчика в судебном заседании, размер нормативов накопления ТКО, указанных в оспариваемом нормативном правовом акте определен на основании представленной ООО «НПО «МЕГАПОЛИС» генеральной схемы санитарной очистки на территории Борисоглебского городского округа Воронежской области, раздел 5 которой содержит разработку нормативов накопления твердых коммунальных отходов Борисоглебского городского округа Воронежской области (т. 1 л.д. 150-158).

Для расчетов нормативов по категории предприятия торговли исполнителем были выделены следующие подкатегории: продовольственные магазин; промтоварные магазины; универсальный магазин, магазин хозтоваров, супермаркет; киоск, киоск-остановка; киоск-латок, палатка; магазин-остановка, павильон, магазин смешанных товаров; рынок стационарный; торговля с машин; склад, оптовый магазин, оптово-розничная база.

При этом, как следует из описательной части указанной научно-исследовательской работы, нормативы накопления ТКО по выбранным подкатегориям были разработаны без проведения натурных измерений. Кроме того, как следует из оспариваемого приказа, нормативы накопления ТКО утверждены для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров, вместе с тем, каких-либо документов, подтверждающих проведение измерений и в отношении иных районов кроме Борисоглебского, суду не представлено.

Таким образом в судебном заседании установлено, что в полном объеме и в установленной последовательности действия, предусмотренные Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, административным ответчиком не осуществлены. В нарушение пунктов 7-13 Правил департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области не принял все необходимые меры для выбора участков, на которых надлежало провести замеры, какие-либо измерения и расчеты при установлении оспариваемого норматива вообще не производилось, что привело к утверждению экономически необоснованного норматива накопления твердых коммунальных отходов.

При таких обстоятельствах доводы представителя административного истца о том, что применение экономически необоснованных нормативов приводит к значительному завышению оплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, являются обоснованными.

Так, магазин продовольственных товаров, расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь 171,4 кв. м, следовательно годовой объем ТКО с учетом оспариваемого норматива, составляет 239,96 куб.м (171,4 х 1,4 = 239, 96 куб. или 19,997 куб.м в месяц). Стоимость услуг регионального оператора по Борисоглебскому району в первом полугодии 2020 года составляет 566,30 руб., соответственно, ежемесячная оплата по данному объекту для административного истца составляет 11 324, 30 руб.

Магазин продовольственных товаров, расположенный по адресу: <адрес>, имеет площадь 130 кв. м, следовательно годовой объем ТКО с учетом оспариваемого норматива, составляет 239,96 куб.м (130 х 1,4 = 182 куб. или 15,167 куб.м в месяц). Стоимость услуг регионального оператора по <адрес> в первом полугодии 2020 года составляет 566,30 руб., соответственно, ежемесячная оплата по данному объекту для административного истца составляет 8 589,07 руб. (т. 2 л.д. 8-16).

Стоимость аналогичных услуг для ИП ФИО2 до даты применения оспариваемого норматива составляла 1 395,15 руб. в месяц (л.д. 28-33).

Давая оценку исследованным в судебном заседании доказательствам, суд приходит к выводу о том, что приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходов перерабатывающих кластеров» от 08.10.2019 № 184 в оспариваемой части противоречат положениям Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правилам определения нормативов накопления ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269, в связи с чем, заявленные ИП ФИО2 административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно пункта 1 части 2 статьи 215 и части 1 статьи 216 КАС РФ суд самостоятельно определяет дату, с которой положения нормативного правового акта не применяются.

В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Между тем, суд полагает, что признание акта недействующим с даты вступления решения суда в законную силу в рассматриваемой ситуации не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Как пояснила в судебном заседании представитель административного истца, региональным оператором ФИО2 представлен на подписание договор на оказание слуг по обращению с твердыми бытовыми отходами, который до настоящего времени не подписан административным истцом в связи с наличием разногласий именно по примененному региональным оператором нормативу накопления твердых коммунальных отходов. Вместе с тем, региональным оператором ФИО2 выставляются счета на оплату указанных услуг, исходя из оспариваемого норматива.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым признать Приказ в оспариваемой части недействующим с даты вступления его в силу, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в целях восстановления нарушенных прав административного истца, определение иной даты признания его недействующим не отвечает имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной обязанности в разрешении спора по существу без необходимости использования иных средств судебной защиты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

признать недействующим с 01.01.2020 приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходов перерабатывающих кластеров» от 08.10.2019 № 184 недействующим в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для промтоварного магазина.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В. Лесничевская

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.