Дело № 3а-457/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 22 мая 2019 г.
Воронежский областной суд в составе
председательствующего судьи Привалова А.А.,
при секретаре Юрловой Л.В.,
с участием представителя административных истцов ФИО1,
представителей административного ответчика ФИО2, ФИО3,
прокурора Савельевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО5 к департаменту предпринимательства и торговли Воронежской области о признании недействующим в части приказа от 29 декабря 2016 г. № 134 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год»,
установил:
департамент предпринимательства и торговли Воронежской области приказом от 29 декабря 2016 г. № 134 утвердил перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год (далее - Перечень на 2017 год).
В пункты 4475, 4476, 4477 Перечня на 2017 год включено встроенное помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
ФИО4, ФИО5, являясь сособственниками вышеуказанного нежилого помещения (по ? доле в праве каждый), обратились в Воронежский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими с момента принятия приказа департамента предпринимательства и торговли Воронежской области о признании недействующим в части приказа от 29 декабря 2016 г. № 134 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» в части включения нежилого помещения в пункты 4475, 4476, 4477 Перечня на 2017 год.
В обоснование административного иска административные истцы сослались на то, что включенное в Перечень на 2017 год нежилое помещение не обладает признаками объекта налогообложения, наличие которых является основанием для включения в перечень. Принадлежащее административным истцам нежилое помещение расположено на земельном участке с разрешенным использованием «многоквартирный многоэтажный дом». Данный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение торговых объектов, нежилое помещение не обладает признаками объекта налогообложения и не подлежало включению в перечень.
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО1 поддержал заявленные административные исковые требования.
Представители административного ответчика ФИО2, ФИО3 просили отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Савельеву С.А., полагавшую административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
ФИО4 и ФИО5 на праве общей собственности (по ? доле в праве каждому) принадлежит нежилое встроенное помещение II с кадастровым номером №, назначение: нежилое, площадью 743.3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Право общей собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 08.11.2011 сделаны записи о регистрации № (л.д. 12-17).
При утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, названное выше нежилое помещение включено в перечень под номерами 4475, 4476, 4477 (л.д. 32-33).
Административные истцы являются плательщиками налога на имущество физических лиц за 2017 год (л.д. 48).
Таким образом, административные истцы, как сособственники нежилого встроенного помещения, включенного в перечень, являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Конституция Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «и» части 1 статьи 72).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу прямого указания, содержащегося в пункте 7 статьи 378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет его в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
Статьей 19 Устава Воронежской области определено, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти Воронежской области по предметам ведения Воронежской области, определяются Уставом Воронежской области, законами Воронежской области и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Воронежской области.
В соответствии со статьей 25 Устава в систему органов государственной власти области входят:
Воронежская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Воронежской области;
правительство Воронежской области - высший исполнительный орган государственной власти, возглавляемый губернатором Воронежской области - высшим должностным лицом Воронежской области;
иные органы государственной власти Воронежской области, созданные в соответствии с Уставом Воронежской области и законами Воронежской области.
Порядок формирования, полномочия и организация деятельности органов государственной власти Воронежской области определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Воронежской области и нормативными правовыми актами Воронежской области.
Статьей 2 закона Воронежской области от 17.10.2012 № 111-ОЗ (ред. от 11.03.2013) «О системе исполнительных органов государственной власти Воронежской области» установлено, что в систему исполнительных органов государственной власти Воронежской области входят:
1) высший исполнительный орган государственной власти Воронежской области - правительство Воронежской области;
2) иные исполнительные органы государственной власти Воронежской области: департаменты, управления, инспекции, представительство Воронежской области.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона исполнительные органы государственной власти Воронежской области являются органами специальной компетенции, формируются правительством Воронежской области и осуществляют на всей территории Воронежской области государственное управление в отдельных (подведомственных) сферах в пределах своих полномочий.
Постановлением Правительства Воронежской области от 11.03.2015 № 149 утверждено Положение о департаменте предпринимательства и торговли Воронежской области (далее – Департамент).
К функциям Департамента отнесено определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пп. 3.1.8 введен постановлением правительства Воронежской области от 30.12.2016 № 1014).
До внесения дополнений в Положение Департамент являлся уполномоченным органом по формированию перечня по поручению первого заместителя председателя правительства Воронежской области от 21.11.2016, действующего на основании полномочий, предоставленных статьей 21 закона Воронежской области от 30.09.2008 № 77-ОЗ «О правительстве Воронежской области» (л.д. 77-78).
Департамент возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности указом губернатора области (пункт 6.1 Положения).
Руководитель Департамента подписывает документы от имени Департамента, изданные в пределах его компетенции (пункт 6.2.4 Положения).
Закон Воронежской области от 01.02.1995 № 11-з «О нормативных правовых актах Воронежской области» определяет понятия и виды нормативных правовых актов Воронежской области, регулирует иные вопросы, связанные с принятием и действием нормативных правовых актов Воронежской области.
В соответствии со статьей 4 данного закона приказом является нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам компетенции исполнительных органов государственной власти Воронежской области, издаваемый руководителем соответствующего исполнительного органа государственной власти Воронежской области.
Статья 6 закона Воронежской области от 07.07.2006 № 86-ОЗ «О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации» устанавливает, что официальным опубликованием нормативных правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Воронежской области считается первая публикация их полного текста в периодических печатных изданиях, с которыми заключен государственный контракт, предусматривающий официальное опубликование нормативных правовых актов Воронежской области, либо в официальных периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти Воронежской области, либо первое размещение (опубликование) в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Приказ официально опубликован в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) 30 декабря 2016 г., номер опубликования 360620168813 (л.д. 96).
Исходя из системного анализа указанных выше норм, суд приходит к выводу, что, принимая оспариваемый нормативный правовой акт, Департамент действовал в пределах своей компетенции и предоставленных ему полномочий при утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
Проверяя соответствие оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.
Пунктом 3 статьи 402 поименованного кодекса установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Воронежской области от 19.06.2015 № 105-ОЗ 1 января 2016 г. установлено единой датой применения на территории Воронежской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением Воронежской городской Думы от 26.11.2015 № 52-IV установлен и введен в действие на территории городского округа город Воронеж с 1 января 2016 г. налог на имущество физических лиц (пункт 1). Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (пункт 2).
Для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, налоговая ставка установлена в размере 2,0 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения (подпункт 4 пункта 3 Решения № 52-IV).
Пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) установлены особенности определения налоговой базы по налогу на объекты недвижимого имущества в отношении отдельных объектов.
К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
Национальный стандарт Российской Федерации «Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-2013», утвержденный приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст, выделяет в том числе следующие типы торговых предприятий: магазин (п. 38), специализированный магазин (п. 40) и магазин-салон (п. 46).
При этом магазин – это стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Судом установлено, что из всех оснований, установленных пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ, нежилое помещение включено в Перечень по назначению, предусматривающему размещение магазина, которое содержится в наименовании объекта недвижимости.
В декабре 2016 года Управлением Росреестра по Воронежской области в порядке межведомственного взаимодействия Департаменту были предоставлены содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о встроенно-пристроенном помещении – магазин ТОО фирма «Глиф», с кадастровым номером №, площадью 743.3 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 97).
Данное нежилое помещение расположено в многоквартирном жилом доме (л.д. 24-27).
По сообщению Управления Росреестра по Воронежской области от 14.05.2019 № 11-7576-ЮТ сведения о данном объекте недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости в 2012 году на основании информации, направленной в орган кадастрового учета органом технической инвентаризации, подготовленной по результатам оцифровки технических документов с указанием наименования – встроенно-пристроенное помещение – магазин ТОО фирма «Глиф». Изменения в записи ЕГРН в части наименования объекта недвижимости внесены в январе 2019 года на основании заявлений собственников объекта недвижимости (л.д. 98-99).
Представленный административными истцами кадастровый паспорт помещения по состоянию на 02.09.2015, не опровергает установленных судом обстоятельств наличия в Едином государственном реестре недвижимости на дату утверждения Перечня сведений о нежилом помещении, предусматривающим размещение торгового объекта.
Таким образом, наименование объекта недвижимости предусматривало размещение в нем торгового объекта, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ.
Не имеют правового значения доводы административных истцов о необходимости проверки административным ответчиком фактического использования объекта недвижимости, поскольку в данном случае объект недвижимости включен в Перечень по его наименованию, предусматривающему размещение торгового объекта, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
Включение нежилого помещения в перечень трижды само по себе не свидетельствует о нарушении прав административных истцов, поскольку уплата налога на имущество производится по одному объекту недвижимости.
Довод административного ответчика об отсутствии предмета спора в связи с признанием оспариваемого нормативного акта утратившим силу и наличии оснований для прекращения производства по делу судом отклоняется.
Приказом департамента предпринимательства и торговли Воронежской области приказом от 13 декабря 2018 г. приказ от 29 декабря 2016 г. № 134 признан утратившим силу в целях упорядочения нормативных правовых актов, опубликован 27.12.2018, номер опубликования 3606201814835 (л.д. 60-61)
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Уплата административными истцами налога на имущество физических лиц за 2017 год предусматривает применение налоговой ставки в размере 2,0 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 4 пункта 3 Решения Воронежской городской Думы от 26.11.2015 № 52-IV).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку судом не установлено противоречия оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав и законных интересов административных истцов, оснований к удовлетворению административного иска у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО4, ФИО5 к департаменту предпринимательства и торговли Воронежской области о признании недействующим с момента принятия приказа от 29 декабря 2016 г. № 134 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» в части включения в перечень пунктов 4475, 4476, 4477.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Привалов
Мотивированное решение составлено 27 мая 2019 г.