ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-245/20 от 26.11.2020 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-435/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж 26 ноября 2020 года

Воронежский областной суд

в составе председательствующего судьи Трофимовой М.В.,

при секретаре судебного заседания Тезиковой Е.О.,

с участием прокурора Сергеевой О.А.,

представителя административного истца - акционерного общества «Оборонэнерго» в лице его филиала «Волго-Вятский» по доверенности Боровик А.Н.,

представителя административного ответчика - департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области по доверенности Цыганковой Е.М.,

представителя заинтересованного лица публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания» по доверенности Муковниковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Оборонэнерго» в лице филиала «Волго-Вятский» о признании нормативного правового акта недействующим,

установил:

ОАО «Оборонэнерго» в лице филиала «Волго-Вятский» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим с даты издания в течение всего периода действия пункт 9 приложения № 1 приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области № 59/5 от 26.12.2019 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями Воронежской области, определённых на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2020-2024 годы», обязать административного ответчика в течение месяца со дня вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу устранить нарушения законодательства путем принятия заменяющего акта, взыскать с департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области государственную пошлину.

По мнению административного истца, оспариваемый нормативный правовой акт в части установления необходимой валовой выручки, индивидуальных тарифов для административного истца для взаиморасчетов с сетевыми организациями на территории Воронежской области не соответствует нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе пункту 1 статьи 6, пунктам 2, 4 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35 - ФЗ «Об электроэнергетике», пунктам 6, 7, 15 - 19, 24 - 29, 31 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, требованиям приказа ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки», требованиям приказа ФСТ от 06.08. 2004 № 20-э/2 «Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке».

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что АО «Оборонэнерго» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории Воронежской области. Размер необходимой валовой выручки, индивидуальные тарифы, а, следовательно, и котловые тарифы рассчитаны с нарушением установленных правовыми актами принципов экономической обоснованности и баланса экономических интересов субъектов электроэнергетики. Оспариваемым приказом административный ответчик исключил из необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» филиал «Волго-Вятский» на 2020 год экономически обоснованные расходы общества в общей сумме 25 288,72 тыс. руб. по следующим статьям расходов: по оплате труда, отчисления на социальные нужды, прибыль на социальное развитие, на работы и услуги производственного характера по ремонту объектов электросетевого хозяйства, на аварийно-страховой запас, на спецодежду и средства индивидуальной защиты, по аренде нежилых помещений, на сертификацию электроэнергии, на формирование охранных зон и границ земельных участков, на материалы для технического обслуживания электросетевого хозяйства, на командировочные расходы, вследствие чего установил экономически не обоснованный объем финансовых средств, необходимых обществу для осуществления регулируемой деятельности в течение 2020 года на территории Воронежской области, и, тем, самым, не обеспечил экономическую обоснованность затрат в установленном тарифе на 2020 год, чем значительно ухудшил условия коммерческой деятельности общества, способные привести к получению убытка по итогам расчетного периода (т. 1 л.д. 8 - 41).

В судебном заседании представитель АО «Оборонэнерго» Боровик А.Н., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные административные исковые требования, просил удовлетворить административный иск по изложенным в административном иске, в письменных пояснениях основаниям.

Представитель департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области Цыганкова Е.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании выразила несогласие с заявленными требованиями и просила в иске отказать, поддержав письменные возражения по делу.

Представитель заинтересованного лица публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания» по доверенности Муковникова А.В. просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и возражений, исследовав материалы тарифного дела, административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 указанной статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 КАС РФ).

В соответствии с частью 8 указанной нормы при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Правоотношения в сфере тарифов на услуги по передаче электрической энергии урегулированы законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, включающим в себя Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) и иные регулирующие отношения в указанной сфере федеральные законы, а также указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике), к числу которых относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов)), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее-Методические указания № 98-э), Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2.

Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области издан приказ от 26.12 2019 № 59/5 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Воронежской области, определенных на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2020-2024 годы» (далее по тексту - Приказ № 59/5), в котором установлены:

- долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы, в том числе для АО «Оборонэнерго» (п. 9 таблицы 1 Приложения 1);

- необходимая валовая выручка (НВВ) территориальных сетевых организаций на долгосрочный период регулирования 2020 – 2024 годы, в том числе для АО «Оборонэнерго» (п. 9 таблицы 1 Приложения 2);

- индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями и ПАО «МРСК Центра», определенные на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годы, в том числе для АО «Оборонэнерго» (п. 9 таблицы 1 Приложение 3).

Таким образом, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актам.

Проверяя полномочия Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее - УРТ, тарифный орган, орган регулирования) на принятие оспариваемого нормативного правового акта, соблюдение процедуры его принятия, суд исходит из следующего.

В соответствии с абзацем 5 пункта 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составленным на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Постановлением правительства Воронежской области от 18.05.2009 № 397 утверждено Положение об управлении по государственному регулированию тарифов Воронежской области, пункт 1 которого предусматривает, что УРТ является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное регулирование цен (тарифов) и контроль за их применением на территории Воронежской области.

В настоящее время указанные полномочия осуществляет департамент государственного регулирования тарифов Воронежской области на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 31.03.2020 № 283.

Закон Воронежской области от 01.02.1995 № 11 - з «О нормативных правовых актах Воронежской области» определяет понятия и виды нормативных правовых актов Воронежской области, регулирует иные вопросы, связанные с принятием и действием нормативных правовых актов Воронежской области.

В соответствии со статьей 4 данного закона приказом является нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам компетенции исполнительных органов государственной власти Воронежской области, издаваемый руководителем соответствующего исполнительного органа государственной власти Воронежской области.

Статья 6 Закона Воронежской области от 07.07.2006 № 86-ОЗ «О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации» устанавливает, что официальным опубликованием нормативных правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Воронежской области считается первая публикация их полного текста в периодических печатных изданиях, с которыми заключен государственный контракт, предусматривающий официальное опубликование нормативных правовых актов Воронежской области, либо в официальных периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти Воронежской области, либо первое размещение (опубликование) в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован 28.12.2019 на «Портале Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru).

Таким образом, исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик по делу является в Воронежской области уполномоченным государственным органом, осуществляющим регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пункт 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике предусматривает, что государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (пункт 38 Основ ценообразования, пункт 8 Методических указаний № 98 - э).

Пунктом 2 Основ ценообразования установлено, что необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Согласно пункта 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.

В соответствии с пунктами 8, 12, 17, 22, 35 Правил государственного регулирования цен (тарифов), организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в орган регулирования предложения (заявления) об установлении тарифов, с приложением обосновывающих документов. Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов.

Решение об установлении тарифа принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной (пункты 25, 27 Правил регулирования цен (тарифов)),

Судом установлено, что на основании представленных административным истцом материалов приказом УРТ от 29.04.2019 открыто дело № 114-Д об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «Оборонэнерго».

По результатам анализа представленных документов органом регулирования составлено экспертное заключение, согласно которому оценка экономических расходов на передачу электроэнергии, принимаемых для расчета тарифов, производилось экспертами УРТ в соответствии с действующим законодательством РФ в сфере ценообразования на электрическую энергию и нормативными правовыми актами, регулирующие отношения в сфере бухгалтерского учета, на основе анализа представленного организацией расчета необходимой валовой выручки (далее - НВВ) с использованием метода долгосрочной индексации, базовый уровень подконтрольных расходов определяется с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов (т.1 л.д. 74 - 99).

Согласно выписке из протокола заседания правления УРТ от 26.12.2019 № 59 для АО «Оборонэнерго» установлена НВВ (без учета оплаты потерь) на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы в сумме 230 954 тыс. руб., в том числе в 2020 г. в размере 46 677,26 тыс. руб., при этом регулирование на 2020 год является первым годом следующего долгосрочного периода регулирования на 2020-2024 годы (т. 2 л.д. 49 - 73).

На основании данного решения Правления УРТ издан оспариваемый Приказ 59/5.

К основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике), которому корреспондирует принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).

Подпунктом 8 пункта 17 Правил регулирования цен (тарифов) установлено что, к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 этих Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают обосновывающие материалы: расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Пунктом 16 Основ ценообразования установлено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Согласно пункту 17 названных Основ в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В силу пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов.

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя расходы на оплату труда и страховые взносы (подпункт 6 пункта 18 Основ ценообразования).

Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Как следует из материалов дела, по статье «Расходы на оплату труда» обществом предложены ко включению в НВВ расходы в размере 29 795,14 тыс. руб., при этом за основу в произведенных расчетах принята планируемая численность персонала - 63 человек

Согласно пункту 8.4 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики «Энергетическая работодательская ассоциация России», Общественной организацией «Всероссийский Электропрофсоюз» 21.12.2018, расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются, исходя из численности работников списочного состава и числа вакантных рабочих мест (но не выше нормативной численности) с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, размера ММТС, среднего тарифного коэффициента по Организации.

Регулирующим органом расходы по указанной статье приняты в сумме 21 140,97 тыс. руб., исходя численности персонала в количестве 49 единиц, что соответствует фактической среднесписочной численности персонала в 2019 году, сведениям статического наблюдения № П - 4 за 2018 год, при этом расчет норматива численности персонала выполнен на основании методики расчета численности промышленно-производственного персонала распределительных электрических сетей, утвержденной АОА «ЦОТЭНЕРГО «РАО «ЕЭС» (т. 2 л.д. 15 - 16), среднемесячная заработная плата определена в размере 37 654,7 руб.

Использование регулирующим органом сведений о фактической среднесписочной численности, не противоречит пункту 26 Основ ценообразования, который предусматривает, что расчет размера данных расходов производится исходя из фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования.

При этом следует отметить, что разногласия в части расходов на оплату труда обусловлены несогласием административного истца с принятой органом регулирования численностью персонала

Доводы и пояснения административного истца о том, что УРТ при расчете численности на 2020 год необоснованно не учтена заявленная обществом численность персонала, не опровергает экономическую обоснованность расчета органа регулирования, при этом общество не лишено права заявить к учету в последующих периодах регулирования расходы, понесенные в связи с увеличением штатной численности, при их экономическом обосновании, учитывая, что обществом за основу в произведенных расчетах приняло планируемую численность без необходимого обоснования.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» - полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.

Тарифы страховых взносов в 2017 - 2020 годах определены статьей 426 Налогового кодекса Российской Федерации и составляют:

1) на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22 процента;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента;

3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

Тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определен Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» и составляет 0,4%.

Установлено, что расходы по статье «Отчисления на социальные нужды» определены тарифным органом на 2020 год в сумме 6730,85 тыс. руб., исходя из скорректированного фонда оплаты труда персонала на 2020 года, при этом тариф страховых взносов определен в размере 30%, ставка отчислений на обязательное социальное страхование - 0,4%.

Поскольку статья затрат «Отчисления на социальные нужды» является расчетной и расходы по ней принимаются в зависимости от принятого размера фонда оплаты труда и дополнительного учета не требуют, то определенный УРТ размер отчислений на социальные нужды соответствует действующему законодательству и обоснованно рассчитан от скорректированного размера расходов на оплату труда.

Согласно пункту 17, подпункту 4 пункта 19 Основ ценообразования в НВВ включаются прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

Административным истцом в составе НВВ по статье «Прибыль на социальное развитие» заявлены расходы в сумме 1462,77 руб., исходя из планируемой численности - 63 человека, административным ответчиком утверждены расходы по данной статье в сумме 1 158,07 руб. на основании принятой численности в 49 человек.

Пояснения административного истца о том, что утвержденная сумма на 2020 год по статье «Прибыль на социальное развитие» не учитывает принятые обязательства ОАО «Обороэнерго» перед своими работниками, не состоятельны, поскольку положения Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики «Энергетическая работодательская ассоциация России», Общественной организацией «Всероссийский Электропрофсоюз» 21.12.2018, предусматривают, что организации, исходя из своих финансовых возможностей, предусматривают предоставление льгот, гарантий и компенсаций, в порядке и на условиях, устанавливаемых непосредственно в Организации.

При этом следует отметить, что заявленные обществом расходы на выплаты работникам при рождении ребенка, при первом вступлении в брак, в случае смерти близких родственников работника, выплаты работнику, достигшему 50, 55, 60 лет, трудовым законодательством не предусмотрены.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении НВВ, включаются расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ.

Согласно пункту 25 Основ ценообразования при определении расходов на ремонт основных средств учитываются: 1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»; 2) цены, указанные в пункте 29 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

При этом, как следует из пункта 24 Правил регулирования цен (тарифов) не представление регулируемыми организациями материалов, предусмотренных названными Правилами, не является безусловным основанием для отказа в установлении цен (тарифов), поскольку регулирующий орган также изучает результаты проверки их хозяйственной деятельности и имеющиеся данные за предшествующие периоды регулирования, использованные в том числе для установления действующих цен (тарифов).

Согласно пунктам 1.6.3, 1.6.4 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденным приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. № 229 (далее - Правила эксплуатации) объем технического обслуживания и планового ремонта, определяется необходимостью поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования, здании и сооружений с учетом их фактического технического состояния. Рекомендуемый перечень и объем по техническому обслуживанию и капитальному ремонту оборудования, а также периодичность и продолжительность всех видов ремонта установлены в правилах организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий, сооружений электростанций и сетей, в технико-экономических нормативах планово-предупредительного ремонта энергоблоков, а также в нормативно-технических документах на ремонт данного вида оборудования.

Обществом заявлены расходы по статье «Работы и услуги производственного характера» в размере 991,98 тыс. руб. с приложением: графика проверки/калибровки измерений филиала «Волго-Вятский» на 2020-2024гг.; протокол заседания закупочной комиссии АО «Оборонэнерго» от 30.08.2018; протокол заседания закупочной комиссии АО «Оборонэнерго» от 06.03.2019; договор на поведение проверки средств измерений от 26.09.2018 № П180751/50-ВЛГ-2018; договор на поведение проверки средств измерений от 11.03.2019 № П190194/50-ВЛГ-2019, которые были проанализированы экспертами УРТ и на основе данного анализа, а также анализа фактических данных за 2018-2019 годы принято решение учесть расходы на работы и услуги производственного характера в размере 981, 53 тыс. руб.

По мнению суда, УРТ, снижая расходы по статье затрат, включаемой в расходы на ремонт основных средств, с 14 868,37 тыс. руб. до 8 171,57 тыс. руб., обосновано учел представленные дефектные акты, планы предупредительных ремонтов и локальные сметные расчеты, выполненные на основании сметных нормативов, не превышающих размер расходов, определенный в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в области топливно-энергетического комплекса, укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетике, и принял как экономически обоснованные работы по ремонту воздушных линий 0,4 и 6 кВ., работы по ремонту кабельных линий 6, 10 Кв., ремонту РУ - 0,4 кВ. согласно планов предупредительных работ на 2020 год.

Как пояснил в суд представитель административного ответчика, при определении расходов по данной статье учитывался фактический расход в предыдущие годы, а также то, что обществом был представлен не полный пакет документов.

Также в состав НВВ общества на 2020 год УТР не включены заявленные административным истцом по статье «Расходы на материалы на техническое обслуживание электросетевого хозяйства» в размере 3793, 63 тыс. руб.

В нарушение требований пункта 29 Основ ценообразования административным истцом не представлены документы, обосновывающие заявленные по данной статье затрат расходы, техническую необходимость мероприятий, а был представлен лишь расчет потребности без подтверждающих и обосновывающих данные расходы документов.

При таких условиях, по мнению суда, корректировка органом регулирования объема финансирования указанных обществом затрат является правомерной.

В соответствии с п. 5.7.24 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 19 июня 2003 г. № 229, в организациях, эксплуатирующих электрические сети, должен храниться неснижаемый аварийный запас материалов и деталей согласно установленным нормам.

При утверждении НВВ на 2020 год по статье «Расходы на аварийно-страховой запас» УРТ не были учтены заявленные обществом расходы по данной статье в размере 3425, 14 тыс. руб. ввиду непредставления расчета с обосновывающими документами.

Из представленных материалов тарифного дела по данной статье расходов следует, что общество указало нормы аварийно-страхового запаса, но при этом не представило документы в подтверждение имеющегося объема аварийно-страхового запаса, необходимость его пополнения в связи с его расходованием.

По статье затрат «Расходы на спецодежду и средства индивидуальной защиты» заявленные обществом расходы в размере 1474,6 тыс. руб., приняты органом регулирования в размере 360,13 тыс. руб., исходя из принятой численности персонала в 49 человек, а также утвержденных по данной статье расходов в предшествующем периоде, учитывая норму ее износа, что согласуется с положениями Типовых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. № 340н.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования расходы на аренду, которые относятся к неподконтрольным расходам, подлежащим включению в необходимую валовую выручку, определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендованному имуществу, а также иных налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

УРТ не включило в состав НВВ заявленные обществом расходы на аренду нежилых помещений в размере 730, 83 тыс. руб., в состав которых были включены расходы за аренду офиса, расположенного в <адрес>, в связи непредставлением административным истцом сведений об амортизации, налоге на имуществе и прочих платежей, подлежащих обязательному представлению, поскольку регулируемая организация представляет в тарифный орган сведения о величине амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу, необходимой для определения расходов на аренду регулирующим органом.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют об обоснованном исключении органом регулирования из состава НВВ общества на 2020 год расходов по указанной выше статье затрат.

Заявляя ко включению в НВВ затраты по сертификации и контролю качества электроэнергии, административный истец сослался на положения пункта 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также на статьи 3,38 Закона об электроэнергетике, статьи 34, 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», раздел 0110 Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982, указав, что, по мнению общества, затраты на сертификацию должны относиться к расходам, связанным производством и реализацией и входить в состав подконтрольных расходов в соответствии с п. 2 Основ ценообразования.

Однако приведенные нормы, устанавливающие обязательность сертификации электроэнергии, сами по себе не подтверждают доводы административного истца о правомерности включения расходов сетевой организации по сертификации передаваемой электроэнергии в объем НВВ при тарификации услуг таких организации.

В соответствии с законодательством, действующим в области электроэнергетике, сетевая организация обязана обеспечивать надежное и качественное энергоснабжение вне зависимости от наличия или отсутствия сертификата соответствия качества электрической энергии. В целях исполнения этих требований в тарифах на услуги по передаче электрической энергии предусмотрены все необходимые средства, обязательность включения в расходы которых предусмотрена Основами ценообразования.

ФАС России отмечает, что законодательство, действующее в области ценообразования в электроэнергетике, не содержат положений, предусматривающих обязательность учета в тарифах средств на получение сертификата соответствия качества электрической энергии, и данная позиция отражена в постановлениях Верховного суда Российской Федерации от 13.05.2016 № 305-АД15-19783 и от 13.05.2016 № 305-АД17-20505

Кроме того, в материалы тарифного дела не представлены документы, подтверждающие несение расходов на сертификацию электроэнергии, поскольку общество не производило сертификацию электроэнергии.

Ссылки административного истца в обоснование довода о необходимости включения расходов по сертификации электроэнергии при определении НВВ на судебную практику, не состоятельны, поскольку из представленных административным истцом судебных актов следует, что отсутствие сертификации влечет привлечение организации к административной ответственности.

Из изложенного следует, что позиция административного истца об обоснованности требований о включении расходов по сертификации основана на ошибочном толковании норм материального права.

В тарифной заявке административного истца для включения в НВВ указаны расходы по статье «расходы на формирование охранных зон и границ земельных участков» в сумме 295,65 тыс. руб., которые включают в себя затраты на подготовку карты плана для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об охранной зоне объектов электроэнергии, затраты на подготовку межевого плана в целях формирования земельных участков.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, в соответствии с пунктом 5 которых охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства, исходя из требований к границам установления охранных зон.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местонахождении границ зон с особыми условиями территории установлен до 1 января 2022 г.

Пунктом 28 Основ ценообразования предусмотрено, что в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг.

Таким образом, поскольку проведение кадастровых и землеустроительных работ по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства является для Общества обязательным, суд полагает, что расходы на проведение названных работ могли быть включены в НВВ на экономически обоснованном уровне.

Вместе с тем, как пояснил представитель административного ответчика, изложив свою позицию в письменных пояснениях, в представленных обществом материалах содержались договоры на оказание данных услуг на территории <адрес>, иных документов, в том числе подтверждающих факт несения данных расходов, представлено не было, что не позволило УТР включить данные расходы в НВВ при установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Воронежской области, что не противоречит пункту 33 Правил регулирования цен (тарифов), предусматривающему, что орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

В состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на служебные командировки, включая оформление виз и уплату сборов (подпункт 6 пункта 6 Основ ценообразования).

Проанализировав представленные административным истцом в подтверждение расходов на командировки расчеты, Положение о гарантиях и компенсациях работников АО «Оборонэнерго», связанных со служебными командировками, утвержденное приказом АО «Оборонэнерго» от 24.06.2015 № 136, орган регулирования расходы на командировки принял в размере 222, 58 тыс. руб. вместо заявленных обществом 492,66 тыс. руб., исходя из сумм затрат на командировки из РЭС «Воронежский» в РЭС «Нижнегородский», <адрес> и обратно.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что регулируемая организация не представила документов, позволяющих подтвердить необходимость несения командировочных расходов на сумму более 222, 58 тыс. руб. и экономическую обоснованность.

Само по себе отсутствие в протоколе оснований, по которым отказано полностью или в части во включении в НВВ отдельных расходов, предложенных обществом, не свидетельствует о существенном нарушении процедуры принятия оспариваемого акта.

Ссылка представителя административного истца о том, что орган регулирования обязан был самостоятельно запросить необходимые документы, основаны на неверном толковании норм права, поскольку именно на сетевую организацию законодательством возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления тарифа.

При оценке иных доводов административного истца суд учитывает, что в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

При установленных обстоятельств, руководствуясь нормами законодательства в области тарифного регулирования об учете лишь экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов регулируемой организации, связанных с ее регулируемой деятельностью, проанализировав мотивы решения административного ответчика об исключении соответствующих затрат, у суда не имеется оснований не согласиться с доводами представителя департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области о том, что размер экономически обоснованных расходов общества, принятых к учету для осуществления тарифного регулирования на 2020 год, установлен в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего правоотношения в указанной сфере, на основании представленных документов, подтверждающих обоснованность этих расходов.

С учетом изложенных обстоятельств, суд не усматривает несоответствия Приказа № 59/5 нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Исходя из вышеизложенного и в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, суд считает необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований акционерного общества «Оборонэнерго» в лице филиала «Волго-Вятский» о признании недействующим с даты издания в течение всего периода действия пункт 9 приложения № 1 приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области № 59/5 от 26.12.2019 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями Воронежской области, определённых на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2020-2024 годы».

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Оборонэнерго» в лице филиала «Волго-Вятский», суд не находит оснований, исходя из положений части 1 статьи 111 КАС РФ, для взыскания с административного ответчика в пользу административного истца судебных расходов по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Оборонэнерго» в лице филиала «Волго-Вятский» о признании недействующим с даты издания в течение всего периода действия пункт 9 приложения № 1 приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области № 59/5 от 26.12.2019 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями Воронежской области, определённых на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2020-2024 годы» отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.В. Трофимова

Решение в окончательной форме изготовлено 04 декабря 2020 года.