ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-255/17 от 14.06.2017 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-512/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«14» июня 2017 года Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Раковой В.Е.

при секретаре Юрловой Л.В.

с участием прокурора Бескакотова А.А.,

представителя административного истца Акционерного общества «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» - Ходыкиной Е.А.,

представителя административного ответчика правительства Воронежской области - Восковой Л.В.,-

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному иску Акционерного общества «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» (АО «ППК «Черноземье») к правительству Воронежской области об оспаривании пункта 5 «Порядка предоставления за счет средств областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров на компенсацию части потерь в доходах вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в 2017 году», утвержденного постановлением правительства Воронежской области №200 от 20.03.2017г. (в редакции от 05 июня 2017 г. № 444) в части установления корректирующего коэффициента Ккор,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» (далее - АО «ППК «Черноземье», Компания, Общество) с 01.07.2011 г. является перевозчиком пассажиров в пригородном сообщении на территории Воронежской области, на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (серия ПП № 3407408 от 12.04.2016г.).

30 декабря 2016 г. между акционерным обществом «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» и Департаментом транспорта и автомобильных дорог Воронежской области (Далее - Департамент транспорта) заключен договор на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Воронежской области в 2017 г. №*

В соответствии с п. 1.1., п. 1.2. заключенного Договора АО «ППК «Черноземье» осуществляет перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Воронежской области, согласно размерам движения пригородных поездов, определенным Заказчиком, в соответствии с Приложением № 1 к договору, и по тарифам, установленным уполномоченным органом государственной власти Воронежской области, а Заказчик обязуется компенсировать в полном объеме потери в доходах Исполнителя, возникшие в результате установления тарифа ниже экономически обоснованного уровня, в сумме, определенной уполномоченным органом по государственному регулированию тарифов Воронежской области.

Согласно п. 6.1. Договора порядок и условия предоставления субсидий и осуществление расчетов производится в соответствии с Порядком предоставления за счет средств областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров, на компенсацию части потерь в доходах вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденным постановлением Правительства Воронежской области.

20 марта 2017 г. Правительством Воронежской области принято Постановление № 200 «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров, на компенсацию части потерь в доходах вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении» (Далее - Постановление № 200 от 20.03.2017 г.).

Согласно пункту 5 утвержденного Порядка предоставления за счет средств областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров, на компенсацию части потерь в доходах вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее – Порядок), субсидии предоставляются Перевозчику ежемесячно и рассчитываются по формуле:

С = (Тэо - Тп) x Пф / 10 x Ккор.,

где:

Тэо - установленный управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее - УРТ) экономически обоснованный уровень тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Воронежской области за одну десятикилометровую зону;

Тп - установленный УРТ предельный максимальный уровень тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Воронежской области за одну десятикилометровую зону;

Пф - фактически выполненный объем перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по территории Воронежской области, осуществленный Перевозчиком за отчетный месяц (далее - пассажирооборот). Общий объем фактического пассажирооборота за год не может превышать объем пассажирооборота, который был принят в заключении УРТ при установлении экономически обоснованного уровня тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Воронежской области. В этом случае значение Пф за текущий месяц принимается равным 0;

10 - одна десятикилометровая зона;

Ккор. - корректирующий коэффициент, равный отношению предусмотренной Перевозчикам законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год на текущий год и плановый период суммы Субсидии (Сб) к расчетной величине потерь в доходах (Ср), принятой УРТ, при определении экономически обоснованного уровня затрат: Ккор. = Сб / Ср.

Первоначальный текст документа опубликован в изданиях Информационная система «Портал Воронежской области в сети Интернет» http://www.govvrn.ru, 23.03.2017, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.03.2017.

Постановлением Правительства Воронежской области от 05.06.2017 № 444, опубликованным в Информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» http://www.govvrn.ru, 06.06.2017, Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.06.2017, в названное выше Постановление № 200 от 20.03.2017 г. внесены изменения, в соответствии с которыми:

- наименование постановления изложено в следующей редакции: «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров, на компенсацию части потерь в доходах вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в 2017 году» (пункт 1.1.);

- в преамбуле слова «законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период» заменены словами «Законом Воронежской области от 23.12.2016 N 182-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» ( пункт1.2);

- пункт 1 дополнен словами «в 2017 году» (пункт 1.3);

- наименование Порядка предоставления за счет средств областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров, на компенсацию части потерь в доходах вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - Порядок) дополнено словами «в 2017 году» (пункт 1.4.);

- в абзаце первом пункта 1 раздела I Порядка после слова «сообщении» дополнен словами «в 2017 году» (пункт1.5.);

- в пункте 3 раздела I Порядка слова «законом Воронежской об областном бюджете на текущий год и плановый период» заменены словами «Законом Воронежской области от 23.12.2016 N 182-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (пункт 1.6).

Акционерное общество «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» (АО «ППК «Черноземье») обратилось в Воронежский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просило признать недействующим со дня вступления в силу пункт 5 «Порядка предоставления за счет средств областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров на компенсацию части потерь в доходах вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в 2017 году», утвержденного постановлением правительства Воронежской области №200 от 20 марта 2017г. (в редакции от 05 июня 2017 г. № 444) в части установления корректирующего коэффициента Ккор, полагая его противоречащим пункту 5 статьи 790 ГК РФ, пунктам 1,3 статьи 8 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», абзацу 9 Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)», и создающим угрозу нарушения права АО «ППК «Черноземье» на возмещение потерь в доходах, возникших вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного истца Акционерного общества «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» Ходыкина Е.А. заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика - правительства Воронежской области Воскова Л.В. возражала против удовлетворения иска, полагая оспариваемую норму принятой уполномоченным органом в пределах его компетенции, соответствующей законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не нарушающей прав административного истца.

Прокурор Бескакотов А.А. в своём заключении просил суд иск удовлетворить.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд считает заявленные требования административного иска обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный акт, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иным правовым актам.

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении судом административного дела об оспаривании нормативного правового акта, помимо нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, подлежат выяснению обстоятельства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).

Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» порядок возмещения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации потерь в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникших в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования либо в результате установления таких тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня принимается соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона Воронежской области от 30.09.2008 № 77-ОЗ «О правительстве Воронежской области» правительство Воронежской области является высшим исполнительным органом государственной власти Воронежской области.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят правительством Воронежской области в пределах его компетенции.

Требования к виду и форме нормативного правового акта, порядку его подписания и опубликования, предусмотренные статьёй 18 Закона Воронежской области от 30.09.2008 № 77-ОЗ «О правительстве Воронежской области», статьёй 6 Закона Воронежской области от 07.07.2006 № 86-03 «О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации», в данном случае также соблюдены.

Проверяя содержание оспариваемой нормы на предмет соответствия законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд учитывает, что в силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено полное возмещение затрат и недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта, возникающих в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании законов субъектов Российской Федерации.

Установление в оспариваемом нормативном правовом акте правительства Воронежской области при расчете субсидии корректирующего коэффициента, равного отношению предусмотренной Перевозчикам законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год на текущий год и плановый период суммы Субсидии (Сб) к расчетной величине потерь в доходах (Ср), принятой органом по регулированию тарифов, при определении экономически обоснованного уровня затрат противоречит приведенным положениям закона о полном возмещении затрат и недополученных доходов.

Обжалуемый пункт 5 Порядка содержит возможность ограничения размера ежемесячной субсидии на компенсацию потерь в доходах перевозчика в силу следующего.

В 2017 году перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в Воронежской области осуществляется по тарифам на проезд пассажиров, утвержденным Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области №58/5 от 19.12.2016 г. «Об установлении тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении для АО «ППК «Черноземье» на территории Воронежской области».

Данным Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области №* от 19.12.2016 г. установлен экономически обоснованный уровень тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Воронежской области для АО «ППК «Черноземье» в размере 35 руб. 52 коп. за одну десятикилометровую зону.

Предельный максимальный уровень тарифа установлен в размере 20 руб. 60 коп. за одну десятикилометровую зону.

Выпадающие доходы, связанные с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, по заключению Управления по регулированию тарифов Воронежской области, составят 311 283 тыс. рублей.

Согласно абзацу второму пункта 1, пункту 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 указанной статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Статьёй 14 Закона Воронежской области от 23.12.2016 № 182-03 «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» предусматривается предоставление организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров, субсидий на компенсацию части потерь в доходах вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.

Размер субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров, на компенсацию части потерь в доходах вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, в бюджет Воронежской области на 2017 год заложен в сумме 311 283 тыс. рублей.

Таким образом, размер корректирующего коэффициента, рассчитываемый по утвержденной постановлением правительства Воронежской области формуле, в настоящее время составляет «1» (311 283: 311 283=1).

Тем не менее, добавленная правительством Воронежской области в формулу расчета субсидии составляющая - Ккор. - корректирующий коэффициент, ставит организацию железнодорожного транспорта в зависимость от предусмотренной законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий 2017 финансовый год суммы субсидии.

Несмотря на то, что в настоящее время на данный момент в бюджете Воронежской области предусмотрена полная компенсация выпадающих доходов Перевозчика, угроза нарушения его прав на полное возмещение потерь в доходах сохраняется в случае, если предусмотренная законом Воронежской области об областном бюджете на текущий 2017 финансовый год сумма субсидий окажется в меньшем размере, чем сумма потерь в доходах, принятая регулирующим органом при установлении экономически обоснованного уровня тарифа.

В силу положений статей 59, 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации возможность изменения расходных обязательств в бюджете области на текущий финансовый год в настоящее время сохраняется.

В силу положений Приказа ФСТ России от 19.08.2011 № 506-Т (ред. от 23.07.2013) «Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также перечня документов, представляемых для их установления (изменения)» равным образом сохраняется возможность изменения установленных регулирующим органом размеров тарифов и суммы потерь в доходах, принятой регулирующим органом при установлении экономически обоснованного уровня тарифа.

При таких обстоятельствах сохраняется угроза нарушения прав административного истца на полное возмещение потерь в доходах вследствие регулирования тарифов, предусмотренных частью 3 статьи 8 ФЗ от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» при действующей формулировке пункта 5 оспариваемого Порядка в части применения корректирующего коэффициента при расчете размера субсидии.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выносит решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд считает возможным признать норму пункта 5 Порядка в оспариваемой части не действующей со дня её вступления в силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

признать недействующим со дня вступления в силу, то есть с 23 марта 2017 года, пункт 5 «Порядка предоставления за счет средств областного бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров на компенсацию части потерь в доходах вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в 2017 году», утвержденного постановлением правительства Воронежской области №200 от 20 марта 2017г. (в редакции от 05 июня 2017 г. № 444) в части установления корректирующего коэффициента Ккор.

Обязать правительство Воронежской области опубликовать сообщение о принятом судебном решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в Информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (http://www.govvrn.ru).

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 19 июня 2017 года.

Председательствующий: В.Е. Ракова