ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-264/2017 от 09.10.2017 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-529/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«09» октября 2017 года Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Раковой В.Е.

при секретаре Юрловой Л.В.

с участием представителя административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области Рудаковой И.А.,

представителя административных ответчиков Федеральной службы судебных приставов РФ и Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области Киселевой Н.В.,

представителя административных ответчиков администрации городского округа город Воронеж и Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж Казьмина А.Я.,

представителя заинтересованного лица МКУ городского округа город Воронеж «Городская дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства» Мела О.Н.,-

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному иску Борзакова Александра Ильича к Ленинскому районному отделу судебных приставов-исполнителей г. Воронежа, Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Воронежской области, Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области, администрации городского округа город Воронеж и Управлению финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

05 мая 2017 года Борзаков А.И. через Центральный районный суд г. Воронежа обратился в Воронежский областной суд с административным иском к Ленинскому РОСП г. Воронежа и Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области (далее - СПИ МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области) о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая, что решением Центрального районного суда г. Воронежа от 28 апреля 2010 года на администрацию городского округа город Воронеж возложена обязанность выполнить капитальный ремонт дома № * г. Воронежа, в срок до 10 октября 2011 года, которое до настоящего времени остаётся неисполненным.

Считая действия судебных приставов-исполнителей по исполнению судебного решения недостаточными и неэффективными, просил принять решение о начислении компенсации в размере 285,6 тыс. рублей.

Судом к участию в рассмотрении дела привлечены в качестве административных соответчиков Управление Федеральной службы судебных приставов России по Воронежской области, Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области, администрация городского округа город Воронеж и Управление финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж.

В качестве заинтересованного лица на стороне административных ответчиков привлечено МКУ городского округа город Воронеж «Городская дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства».

Определением И.о. председателя Воронежского областного суда от 11 сентября 2017 года в соответствии с частью 2 статьи 141 Кодекса административного судопроизводства РФ срок рассмотрения и разрешения административного дела продлён до 11 октября 2017 года.

В настоящее судебное заседание административный истец не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие, поддержав заявленные исковые требования.

Суд посчитал возможным рассматривать административное дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Воронежской области по доверенности Рудакова И.А., представитель административных ответчиков Федеральной службы судебных приставов РФ и Управления Федеральной службы судебных приставов по Воронежской области по доверенности Киселева Н.В., представитель административных ответчиков администрации городского округа город Воронеж и Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж по доверенности Казьмин А.Я., представитель заинтересованного лица МКУ городского округа город Воронеж «Городская дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства» по доверенности Мелла О.Н. заявленные требования посчитали необоснованными и просили отказать в их удовлетворении.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы настоящего административного дела, материалы дела Центрального районного суда г. Воронежа №2-713/10 по иску Борзакова Александра Ильича к администрации городского округа город Воронеж об обязании выполнить предусмотренные ФЗ № 1541-1 обязанности и произвести в 2010 году капительный ремонт дома № * г. Воронежа, а также материалы исполнительного производства №308/17/36017-ИП, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) взыскатели при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Аналогичное право лица, полагающего нарушенным его право на исполнение судебного акта в разумный срок, предусмотрено частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КС РФ).

Согласно частям 2, 3 статьи 1 Закона о компенсации, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Применительно к части 3 статьи 258 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом правовой и фактической сложности дела (действий по исполнению судебного акта); поведения административного истца и иных участников судебного процесса; достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общей продолжительности неисполнения судебного акта.

Из исследованных доказательств следует, что решением Центрального районного суда г. Воронежа от 28 апреля 2010 года, вступившим в законную силу 23 сентября 2010 года, на администрацию городского округа город Воронеж возложена обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома № * г. Воронежа в срок до окончания третьего квартала 2011 года, то есть до 1 октября 2011 года (дело № 2-713/10 л.д. 90-94, 147-148).

Содержанием принятого по делу судебного акта не установлено конкретного перечня работ, которые необходимо провести в рамках капитального ремонта жилого дома. Между тем, в мотивировочной части решения районный суд указал, что в соответствии с п. 2.4.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонта» при капитальном ремонте производится комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания, оборудования, установка приборов учета и т.д. согласно приложения №8.

Районный суд указал также, что в соответствии с п. 2.4.4 названного Постановления плановые сроки начала и окончания капитального ремонта жилых зданий должны устанавливаться по нормам продолжительности капитального ремонта зданий. Согласно п. 10 Приказа Минкоммунхоза РСФСР от 14.04.1969 года 3149 продолжительность капитального ремонта устанавливается в месяцах, как функция от объема работ в денежном выражении.

Определяя срок проведения капитального ремонта жилого дома по адресу г. Воронеж ул. *, Центральный районный суд указал, что капитальный ремонт должен быть завершен в разумный срок, с учётом времени, необходимого для утверждения бюджета на очередной 2011 финансовый год и существующий плановый период времени, необходимого для выполнения своих обязанностей единого заказчика подконтрольным администрации городского округа МУ «ГорДЕЗ ЖКХ», а также времени продолжительности работ, необходимость проведения которых будет выявлена в результате обследования спорного жилого дома.

Оценивая правовую и фактическую сложность действий, необходимых к совершению по исполнению судебного акта, Воронежский областной суд учитывает следующие обстоятельства.

Администрация городского округа город Воронеж, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципальной власти, обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Воронежской области, Уставом городского округа город Воронеж, решениями городской Думы, постановлениями главы городского округа и иными муниципальными правовыми актами городского округа.

В силу положений ст.ст. 48, 44 Устава городского округа город Воронеж администрация городского округа реализует исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления в лице ее структурных подразделений.

В частности, согласно п. п. 2.1 - 2.2 Устава МКУ "ГорДЕЗ ЖКХ" данное учреждение создано с целью выполнения от имени главы города функций единого заказчика по капитальному ремонту муниципального жилого фонда. Предметом деятельности Учреждения являются: исполнение функций заказчика при проведении работ по капитальному ремонту муниципального жилого фонда; осуществление технического надзора за проведением работ по капитальному ремонту; разработка проектно-сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту; приемка выполненных работ и оценка их качества в соответствии с условиями договоров, а также текущий контроль выполнения работ подрядными организациями; контроль деятельности подрядных организаций в части объемов, качества и сроков выполняемых работ, применение к ним мер по возмещению ущерба при несоблюдении условий, установленных договорами; ведение технической документации на курируемых объектах.

Статья 6 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 22.10.2008 № 313-II, и действовавшего до 20 ноября 2013 года, определяла бюджетные полномочия администрации городского округа по обеспечению составления проекта бюджета городского округа на очередной финансовый год и плановый период; исполнению бюджета городского округа; установлению порядка разработки, утверждения и реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ (подпрограмм), реализуемых за счет средств бюджета городского округа; определению порядка формирования муниципальных заданий и финансового обеспечения муниципальных заданий.

Из материалов дела и исполнительного производства следует, что:

ДД.ММ.ГГГГ, после вступления судебного решения в законную силу, администрацией городского округа город Воронеж издано распоряжение №1218-р «Об исполнении решений судов по комплексному капитальному ремонту многоквартирных домов в 2011 году» (материалы исполнительного производства).

На основании названного распоряжения по результатам проведенного 22.04.2010 года технического обследования на предмет определения технического состояния и виде требуемого ремонта специалистами МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ» разработана проектно-сметная документация на капитальный ремонт вышеуказанного дома (материалы исполнительного производства).

18.05.2011 года администрацией городского округа город Воронеж издано распоряжение от №318-р, которым утверждено пообъектное распределение ассигнований бюджета городского округа город Воронеж на 2011 год на проведение капитального ремонта объектов жилищного фонда и теплоэнергетического хозяйства. Данным распоряжением в 2011 году на капитальный ремонт многоквартирного дома № * было предусмотрено 1 810 тыс. рублей (материалы исполнительного производства).

01.06.2011 в связи с недостаточным финансированием объектов жилищного фонда по исполнению судебных решений в 2011 году утверждено распоряжение администрации городского округа город Воронеж от № 350-р «О заключении долгосрочного муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома № *города Воронежа». Предельный срок выполнения работ по капитальному ремонту дома определен – 30 декабря 2012 года. Предельный объем средств на выполнение долгосрочного муниципального контракта установлен в размере 11 046 тыс. рублей, в том числе: 2011 год -1 810 тыс. рублей, 2012 год – 923 тыс. рублей (материалы исполнительного производства).

07.06.2011 года МУ «Гор ДЕЗ ЖКХ» подготовлено и согласовано задание № 40 задание на размещение заказа на проведение открытого аукциона на поставку товаров, выполнение работ для муниципальных нужд в соответствии с процедурой, предусмотренной Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (материалы исполнительного производства).

23.08.2011 года между МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ» и победителем открытого аукциона подрядной организацией ООО «Нефта-Камень» был заключен контракт №219 на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома № * в 2011-2012 годах, который предусматривал, в том числе:

2011 год - ремонт шиферной кровли и системы внутреннего электроосвещения;

2012 год - общестроительные работы; замена нижней разводки системы отопления; замена системы горячего водоснабжения; замена системы холодного водоснабжения; ремонт системы канализации (том 1 л.д. 108-114, 133).

28.09.2011 года, 14.10.2011 года и 25.11.2011 года по актам КС-2 были приняты выполненные работы по ремонту шиферной кровли, а также по ремонту системы внутреннего электроосвещения (том 1 л.д. 117-118, 295-300, 303-315).

22.03.2012 года администрацией городского округа город Воронеж издано распоряжение № 821-р «об утверждении пообъектного распределения ассигнований бюджета городского округа город Воронеж на 2012 год на проведение капитального ремонта объектов жилищного фонда и теплоэнергетического хозяйства», которым на капитальный ремонт спорного дома предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 8 261 тыс. рублей (материалы исполнительного производства).

28.09.2012 года МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ» сообщило об обращении в арбитражный суд с иском к подрядной организации о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ (материалы исполнительного производства).

03.12.2012 года и 19.12.2012 года по актам КС-2 были приняты выполненные общестроительные работы и работы по замене нижней разводки системы отопления (том 1 л.д. 117-118, 65-75, 79-90).

Остальные работы по контракту (замена системы горячего водоснабжения; замена системы холодного водоснабжения; ремонт системы канализации) Учреждением не приняты в связи с ненадлежащим исполнением контракта, выразившимся в неисполнении части работ по контракту и выполнении работ с ненадлежащим качеством.

25.02.2013 года администрацией городского округа город Воронеж издано распоряжение № 154-р «Пообъектное распределение ассигнований бюджета городского округа город Воронеж на 2013 год на проведение капитального ремонта объектов жилищного фонда и теплоэнергетического хозяйства» (материалы исполнительного производства).

03.06.2013 года распоряжением №417-р в него внесены изменения. В соответствии с названными актами на капитальный ремонт спорного дома предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 3 795 тыс. рублей (материалы исполнительного производства).

30.08.2013 года по оставшимся неисполненным работам был заключен муниципальный контракт № 2013.145945 с победителем открытых торгов ООО «Контактстрой» на выполнение следующих работ: ремонт системы отопления; ремонт системы холодного водоснабжения; ремонт системы горячего водоснабжения; ремонт системы канализации; общестроительные работы; установка узла учета тепловой энергии (под. 1 -4); установка узла учета тепловой энергии (под. 5-6); установка приборов учета холодного водоснабжения (т. 2 л.д. 3-10).

11.11.2013 и 11.12.2013 года Согласно актам КС-2 работы выполнены следующие работы: ремонт системы отопления; ремонт системы холодного водоснабжения; ремонт системы горячего водоснабжения; ремонт системы канализации; общестроительные работы; установка узлов учета тепловой энергии (т. 2 л.д. 152-160; 163-170; 173-179, 182-189; 191-197; 200-207, 210-232, 236-255).

Как указало МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ», работы по установке общедомовых приборов учета холодного водоснабжения не выполнялись в связи с тем, что общедомовой прибор учета холодного водоснабжения был установлен ранее.

19.12.2013 года комиссией в составе представителей МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ», ООО «Контактсрой», ОАО «УК Ленинского района» и взыскателя Борзакова А.И. составлен акт о приёмке в эксплуатацию выборочного капитального ремонта спорного жилого дома. Согласно акту, к приемке были предъявлены законченные капитальным ремонтом система отопления (смена пр. отопления), системы канализации, лежаки подъездов 1, 2, 3, 6, стояк <адрес>, стояки ХГВС <адрес>; общестроительные работы (смена огражд. балк. 28 шт), установка пр. учета тепловой энергии и ХВС (материалы исполнительного производства).

08.07.2015 года специалистами МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ» совместно с взыскателем Борзаковым А.И. и привлеченным независимым специалистом *., обладающим специальными познаниями, проведен осмотр вышеуказанного дома на предмет соответствия реально выполненных работ работам, указанным в проектно-сметной документации и актам приемки выполненных работ.

31.07.2015 года по результатам осмотра специалистом * составлено заключение по объему и качеству капитального ремонта мкд № *, согласно которому «Капитальный ремонт дома выполнен, незначительные недостатки не препятствуют эксплуатации дома».

06.09.2016 года апелляционным определением административной коллегии Воронежского областного суда указано на невыполнение должником в полной мере работ по капитальному ремонту спорного многоквартирного жилого дома, со ссылкой на заключение специалиста от 31.07.2015 года, согласно которому в капитальном ремонте были выявлены недостатки, которые подлежали дальнейшему устранению, либо требовали дополнительно юридической оценки спорной ситуации (вопросы № 1 по утеплению стен фасада в соответствии с ФЗ-261 «Об энергосбережении...», № 2 по замене сантехприборов в соответствии с актом технического состояния дома от 22.04.2010, № 7 по перестилке выполненных с браком метлахских полов, № 10 по замене стояков горячего водоснабжения, выполненных из полипропиленовых труб без компенсаторов, № 12-13 относительно окончания замены старых металлических труб отопления, включая гнутые участки сушки полотенец (кв. *) и замене не проектных полипропиленовых труб отопления, включая перемычки, на проектные металлические, № 16 относительно послеремонтного контрольного замера сопротивления растекания тока контура заземления в подъезде №3, № 20 по восстановлению демонтированных при замене оконных заполнений по лестничным клеткам предохранительных решеток, № 23-25 по поводу устранения причин появления мокроты на потолках в квартирах №№* (5 этаж), установке подоконных отливов по квартирам №* замены трубы стояка отопления в пределах квартиры №*).

По сообщению МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ», по результатам проведенного обследования установлена целесообразность дополнительно выполнить работы по устранению недостатков, отраженных в заключении специалиста в п.п. 7,10,16 и 20 (замена покрытия полов керамической плиткой в подъездах, установка компенсаторов на стояках ГВС, замер сопротивления растеканию тока контура заземления). Общая стоимость данных работ составляет 467 664,68 руб.

По состоянию на 28.09.2017 года внесены изменения в распоряжение администрации городского округа город Воронеж от 17.03.2017 №197-р «Об утверждении пообъектного распределения ассигнований бюджета городского округа город Воронеж на 2017 год на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках исполнения судебных решений», с целью включения мкд № * в перечень для проведения общестроительных работ (установка компенсаторов на стояках ГВС, пуско-наладочные работы) (т. 3 л.д. 100-102).

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» срок проведения электронного аукциона по определению подрядной организации на выполнение указанных работ назначен на 02.10.2017 года (т. 3 л.д. 100-102).

Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что финансирование мероприятий по капитальному ремонту жилого дома осуществляется за счет средств бюджета городского округа город Воронеж, что влечёт за собой необходимость соблюдения процедур, предусмотренных законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, суд приходит к выводу, что осуществление действий по исполнению постановленного Центральным районным судом г. Воронежа решения представляло определенную правовую и фактическую сложность.

При этом, по мнению суда, поведение административного истца Борзакова А.И. никаким образом не повлияло на общую длительность исполнения судебного решения.

Оценивая достаточность и эффективность действий администрации городского округа город Воронеж, осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

При вынесении решения Центральный районный суд не установил конкретного перечня работ по капитальному ремонту, указав, что необходимость проведения работ будет выявлена в результате обследования спорного жилого дома.

Из материалов исполнительного производства следует, что по результатам проведенного 22.04.2010 года технического обследования на предмет определения технического состояния и виде требуемого ремонта специалистами МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ» разрабатывалась проектно-сметная документация на капитальный ремонт спорного дома.

11.11.2013 и 11.12.2013 года комиссией заказчика были приняты выполненные подрядчиком работы по завершению капительного ремонта жилого дома.

19.12.2013 года был составлен акт о приёмке в эксплуатацию выборочного капитального ремонта спорного жилого дома с участием взыскателя Борзакова А.И..

Однако апелляционным определением административной коллегии Воронежского областного суда от 06.09.2016 года установлено невыполнение должником в полной мере работ по капитальному ремонту спорного многоквартирного жилого дома.

Мероприятия по дополнительному выполнению работ по устранению недостатков, отраженных в указанном выше заключении специалиста, должником осуществляются до настоящего времени.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия администрации городского округа город Воронеж, осуществляемые в целях своевременного исполнения судебного акта, были недостаточными.

Принимая во внимание, что комиссия МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ» 11.11.2013 и 11.12.2013 года приняла выполненные работы от подрядной организации при наличии недостатков, на наличие которых впоследствии было указано в заключении специалиста и суда апелляционной инстанции, действия должника по исполнению судебного решения нельзя также признать эффективными.

Оценивая общую продолжительность неисполнения администрацией городского округа город Воронеж судебного акта, суд учитывает, что решением районного суда срок для проведения капитального ремонта определен до 01 октября 2011 года. С 1 октября 2011 года до даты обращения административного истца с настоящим административным иском (05 мая 2017 года) период неисполнения судебного акта составляет 5 лет 7 месяцев, или 67 месяцев.

Тем не менее, учитывая указание статьи 1 Закона о компенсации о том, что нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, суд полагает необходимым принять во внимание следующие обстоятельства.

Согласно пункту 10 Приказа Минкоммунхоза РСФСР от 14.04.1969 года 3149 продолжительность капитального ремонта устанавливается в месяцах, как функция от объема работ в денежном выражении.

Воронежским областным судом при подготовке настоящего административного дела к судебному разбирательству на администрацию городского округа город Воронеж возложена обязанность произвести расчет нормативных сроков проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома № * по исполнению судебного решения.

Расчет предельных норм времени на изготовление проектно-сметной документации, включая обследование, произведен в соответствии с п.3 Порядка определения стоимости разработки проектно-сметной документации, осуществляемой муниципальным казенным учреждением «Городская дирекция единого заказчика ЖКХ», утвержденным распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 07.06.2013 г. № 437-р.

Расчетная продолжительность работ по изготовлению проектно-сметной документации в месяцах составила 5,38.

Продолжительность работ по внесению изменений в проектно-сметную документацию в целях устранения недостатков допущенных ООО «Нефта-Камень» по контракту от 23.08.2011 № 218 определена в соответствии с п.3.15 Порядка определения стоимости разработки проектно-сметной документации, осуществляемой муниципальным казенным учреждением «Городская дирекция единого заказчика ЖКХ», утвержденным распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 07.06.2013 г. № 437- р и составила 2,69 месяца.

Продолжительность работ по получению технических условий – 1 месяц и согласованию проекта установки приборов учета – 1 месяц.

Общая продолжительность работ по составлению проектно-сметных работ в месяцах составила 10,07.

Расчет продолжительности строительно-монтажных работ произведен в соответствии с «Нормами продолжительности капитального ремонта жилых общественных зданий и объектов городского благоустройства», утвержденными Минжилкомхозом РСФСР от 04.01.1982 г., установленными для проведения комплексного капитального ремонта (табл. 2).

Продолжительность строительно-монтажных работ в месяцах составила 23,45.

Кроме того, следует учитывать, что при исполнении положений ст.ст. 21, 27-29 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действовавшего до 1 января 2014 года, предельная продолжительность заключения контракта на выполнение работ для муниципальных нужд составляла 70 дней.

Принимая во внимание необходимость заключения двух контрактов на осуществление капитального ремонта спорного жилого дома, общая расчетная продолжительность их заключения составила 140 дней, или 4,66 месяца.

Таким образом, общая расчетная продолжительность работ по исполнению судебного решения по проведению комплексного капитального ремонта - 38,18 месяцев.

Применительно к разъяснениям, содержащимся в пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, Законом об исполнительном производстве, для принудительного исполнения.

Заявление Борзакова А.И. о направлении исполнительного листа для исполнения в службу судебных приставов поступило в Центральный районный суд г. Воронежа 20 декабря 2010 года (л.д. 163 дела №2-713/10).

В эту же дату администрация городского округа город Воронеж фактически приступила к исполнению судебного акта, издав распоряжение №1218-р «Об исполнении решений судов по комплексному капитальному ремонту многоквартирных домов в 2011 году».

Соответственно, при исчислении с 20 декабря 2010 года, расчётный срок окончания работ истекал к 25 февраля 2014 года.

С 25 февраля 2014 года до даты обращения административного истца с настоящим административным иском (05 мая 2017 года) период неисполнения судебного акта составляет 3 года 2 месяца 10 дней, или 38 месяцев 10 дней. Этот срок превышает установленный в настоящем решении необходимый расчетный период для осуществления капитального ремонта, и, по мнению суда, не является разумным.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о нарушении администрацией городского округа город Воронеж права административного истца Борзакова А.И. на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно пункту 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами.

Оценивая доводы административного иска о недостаточности и неэффективности действий судебных приставов-исполнителей по исполнению судебного решения, суд находит их несостоятельными.

Так, из материалов настоящего административного дела, исполнительного производства №308/17/36017-МП Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Воронежской области следует, что исполнительный лист Центрального районного суда г. Воронежа №2-713/10 о возложении обязанности на администрацию городского округа г. Воронеж по проведению капитального ремонта поступил в Ленинский РОСП 03 июня 2011 года и в этот же день судебным приставом-исполнителем *Г.Г. по нему было возбуждено исполнительное производство , администрации городского округа город Воронеж установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения судебного акта, что соответствует положениям статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

17.06.2011 года приставом получено сообщение заместителя главы администрации городского округа город Воронеж о выполненном техническом обследовании жилого дома, разработке проектно-сметной документации, издании акта о распределении денежных средств и подготовке задания о размещении заказа на проведение открытого аукциона на капитальный ремонт на долгосрочный период 2011-2012 г.г.

23.05.2012 года приставом получено сообщение заместителя главы администрации городского округа город Воронеж о дополнительных мерах по исполнению судебного акта, заключении контракта на выполнение работ с ООО «Нефта-Камень» от 23.08.2011 года со сроком исполнения по 2012 год включительно и выполнении подрядной организацией соответствующих работ.

23.05.2012 года судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП * составлен акт совершения исполнительных действий, в ходе которых с выходом по адресу нахождения жилого дома им установлено, что ведутся работы по капитальному ремонту вышеуказанного дома, установлены строительные леса по фасаду дома, заменена кровля крыши дома, заменена внутренняя электрика, ведутся работы по грунтовке фасада дома и ремонт подъездов, ведутся подготовительные работы по ремонту отопления.

Судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП *в адрес администрации направлено требование о постановке на контроль работ по осуществлению капитального ремонта на спорном доме.

25.09.2012 года судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП * составлен акт совершения исполнительных действий, в ходе которых с выходом по адресу нахождения жилого дома им установлено, что ведутся работы по капитальному ремонту вышеуказанного дома.

28.09.2012 года старшим судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП получено сообщение МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ» о допущенных нарушениях сроков выполнения работ со стороны подрядной организации, что явилось основанием к обращению в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании неустойки.

02.11.2012 года судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП * получено сообщение руководителя управления ЖКХ о том, что вопрос по капитальному ремонту спорного дома находится на контроле в администрации городского округа город Воронеж.

23.11.2012 года судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП * составлен акт совершения исполнительных действий, в ходе которых с выходом по адресу нахождения жилого дома им установлено, что работы по капитальному ремонту дома ведутся.

17.06.2013 года судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП * в адрес администрации городского округа город Воронеж направлено требование о предоставлении исчерпывающей информации о совершении действий по исполнению судебного акта с представлением соответствующей документации, в том числе проектно-сметной.

25.06.2013 года судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП * получены копии актов о приемке выполненных работ КС-2 от 03.12.2012 № 1, от 03.12.2012 № 2, от 19.12.2012 № 3, сообщение о невыполнении подрядной организацией ООО «Нефта-Камень» обусловленных работ в установленные договором сроки и о начале процедуры заключения нового контракта на работы по капитальному ремонту жилого дома.

25.06.2013 года судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП * в адрес администрации городского округа город Воронеж направлено повторное требование о предоставлении исчерпывающей информации о совершении действий по исполнению судебного акта с представлением соответствующей документации, в том числе проектно-сметной, копий контрактов, графика производства работ по капитальному ремонту в 2013 году.

В эту же дату судебный пристав направил должнику извещение о вызове на прием к 10-00 часам 27 июня 2013 года.

27.06.2013 года судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП * составлен акт о неявке представителя должника на прием к судебному приставу.

26.07.2013 года судебным приставом вынесено постановление о распределении денежных средств, взысканных с должника в качестве исполнительского сбора в сумме 5 000 рублей.

27.06.2013 года судебным приставом-исполнителем получено сообщение зам. руководителя управления ЖКХ о том, что вопрос по капитальному ремонту спорного дома находится на контроле в администрации городского округа город Воронеж, что муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома будет заключен с победителем торгов в соответствии с процедурой, предусмотренной Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и после его заключения копия контракта будет представлена в адрес РОСП.

11.02.2014 должником в материалы исполнительного производства представлены копии муниципального контракта от 30 августа 2013 года, заключенного на проведение работ по капитальному ремонту жилого дома с ООО «Контрактсрой», актов КС-2 от 11.11.2013 и 11.12.2013 года о приемке работы выполненных работ, акта о приёмке в эксплуатацию выборочного капитального ремонта спорного жилого дома, составленного 19.12.2013 года комиссией в составе представителей МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ», ООО «Контактсрой», ОАО «УК Ленинского района» и взыскателя Борзакова А.И., а также выражена просьба об окончании исполнительного производства.

28.07.2014 года судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП * вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.

17.03.2015 года старшим судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП * постановление судебного пристава-исполнителя от 28.07.2014 года об окончании исполнительного производства отменено. Возобновлено исполнительное производство. Судебному приставу-исполнителю поручено принять меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа.

В качестве основания к вынесению постановления старший судебный пристав-исполнитель сослался на часть 9 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

23.09.2015 года судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП * от уполномоченного органа должника получена копия заключения специалиста * от 08.07.2015 года на предмет соответствия реально выполненных работ работам, указанным в проектно-сметной документации и актам приемки выполненных работ.

13.10.2015 года судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП * от уполномоченного органа должника получено сообщение об исполнении судебного решения с просьбой окончить исполнительное производство.

28.12.2015 года судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП * на основании постановления руководителя УФССП России по Воронежской области от 12 сентября 2014 года вынесено постановление о передаче исполнительного производства в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам.

15.01.2016 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области * вынесено постановление о принятии исполнительного производства к своему исполнению.

10.02.2016 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области * от уполномоченного органа должника получено сообщение об исполнении судебного решения с просьбой окончить исполнительное производство.

15.02.2016 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области * составлен акт совершения исполнительных действий, в ходе которых установлено исполнение решения Центрального районного суда г. Воронежа и завершение капитального ремонта спорного жилого дома.

16.02.2016 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области * вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.

20.05.2016 года Центральный районный суд г. Воронежа отказал Борзакову А.И. в удовлетворении административного иска об оспаривании постановления об окончании исполнительного производства.

06.09.2016 года апелляционная инстанция административной коллегии Воронежского областного суда отменила вышеназванное решение Центрального районного суда и признала незаконным постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области от 16.02.2016 года об окончании исполнительного производства.

23.01.2017 года старшим судебным приставом МОСП по Воронежской области * постановление об окончании исполнительного производства от 16.02.2016 года отменено.

В эту же дату, 23.01.2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области * вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, в соответствии с которым администрации городского округа город Воронеж установлен срок для исполнения требований исполнительного документа до 27.03.2017 года.

27.03.2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области * получено сообщение от уполномоченного органа должника о поручении МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ» провести обследование общего имущества многоквартирного дома № * по обозначенным в заключении специалиста от 31.07.2015 года замечаниям, по результатам которого будет рассмотрен вопрос о принятии соответствующих мер по их устранению.

В эту же дату, 27.03.2017 года 27.03.2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области * составлен акт совершения исполнительных действий, согласно которому установлено, что решение суда не исполнено.

27.03.2017 года 27.03.2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области *составлен протокол № 133 об административном правонарушении в отношении администрации городского округа город Воронеж, выразившемся в неисполнении судебного решения.

В эту же дату, 27.03.2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области * должнику назначен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 31.05.2017 года.

30.03.2017 года начальником отдела – старшим судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам вынесено постановление о признании администрации городского округа город Воронеж виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

18.05.2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области * должнику назначен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 17.07.2017 года.

19.05.2017 года составлен протокол об административном правонарушении № 197.

30.05.2017 года начальником отдела – старшим судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам вынесено постановление о признании администрации городского округа город Воронеж виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

25.07.2017 года начальником отдела – старшим судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам вынесено постановление о признании администрации городского округа город Воронеж виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

02.08.2017 года судебным приставом совершены исполнительные действия, в ходе которых установлено, что судебный акт не исполнен, должнику установлен новый срок для исполнения судебного решения до 02.10.2017 года

02.10.2017 года составлен акт совершения исполнительных действий, в соответствии с которым установлено, что решение суда не исполнено, должнику назначен новый срок для исполнения до 04.12.2017 года, в отношении должника составлен протокол об административном правонарушении.

Как усматривается из изложенного, в подразделении судебных приставов исполнительный документ был своевременно принят на исполнение, по нему совершены действия, предусмотренные частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Впоследствии судебным приставом контролировалось исполнение администрацией городского округа город Воронеж судебного решения до окончания срока действия контракта на выполнение работ по капитальному ремонту спорного дома.

При выявлении обстоятельств, вызывающих сомнение в фактическом исполнении судебного акта исполнительное производство своевременно возобновлялось и по нему проводились действия, предусмотренные частью 2 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Само по себе обстоятельство отмены постановления об окончании исполнительного производства апелляционной инстанцией областного суда не свидетельствует о недостаточности и неэффективности действий судебного пристава-исполнителя, поскольку, как указала судебная коллегия, выявление фактического завершения работ по капитальному ремонту требовало дополнительно юридической оценки.

Принимая во внимание, что при вынесении решения Центральный районный суд не установил конкретного перечня работ по капитальному ремонту, сославшись на необходимость обследования спорного жилого дома, фактическое завершение капитального ремонта следует определять исходя из совокупного анализа результатов проведенного 22.04.2010 года технического обследования на предмет определения технического состояния и виде требуемого ремонта, проектно-сметной документации на капитальный ремонт спорного дома, разработанной специалистами МКУ «ГорДЕЗ ЖКХ», о которых сообщалось судебному приставу в письме заместителя главы администрации городского округа город Воронеж от 17.06.2011 года, содержания заключения по объему и качеству капитального ремонта специалиста * от 31.07.2015 года, а также исходя из объема фактически выполненных впоследствии работ.

Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для присуждения Борзакову А.И. компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем, установив недостаточность и неэффективность действий администрации городского округа город Воронеж по исполнению судебного решения, и признав в данном случае нарушенным право административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, суд считает необходимым определить размер подлежащей присуждению компенсации за счет средств бюджета городского округа город Воронеж с учетом положений части 3 статьи 4, части 2 статьи 2 Закона о компенсации.

Согласно части 2 статьи 2 названного Закона, размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Исходя из требований административного иска, установленных по делу обстоятельств и продолжительности неисполнения судебного акта, суд определяет значимость последствий допущенного нарушения для административного истца с учетом следующих обстоятельств.

Из содержания пункта 2.4.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонта», пунктов 5.1, 5.11 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 следует, что капитальный ремонт направлен на устранение неисправностей и улучшение эксплуатационных показателей здания.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что основные работы по капитальному ремонту жилого дома были выполнены и приняты в декабре 2013 года, то есть, по мнению суда, в пределах разумного расчетного срока для выполнения данного вида работ.

По заключению специалиста * выявленные им 31.07.2015 года незначительные недостатки капитального ремонта не препятствуют эксплуатации дома.

Таким образом, за пределами разумного срока исполнения судебного акта административным ответчиком выполняются работы по устранению недостатков работ по капитальному ремонту жилого дома, которые не препятствуют его эксплуатации.

С учетом изложенного, а также с учетом принципов разумности и справедливости суд полагает достаточным определить размер подлежащей присуждению компенсации в сумме 30 000 рублей.

При этом суд учитывает, что рассмотренные в практике Европейского Суда по правам человека ситуации не имели аналогичных обстоятельств, полностью совпадающих с установленными по настоящему делу.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Согласно части 4 статьи 4 Закона о компенсации судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

взыскать с администрации городского округа город Воронеж в лице Управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж в пользу Борзакова Александра Ильича компенсацию зха нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей и 300 (триста) рублей в счет возмещения судебных расходов, а всего – 30 300 (тридцать тысяч триста) рублей.

В удовлетворении требований о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета Российской Федерации, - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 13 октября 2017 года.

Председательствующий: В.Е. Ракова