ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-267/2021 от 22.09.2021 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-452/2021

УИД 36OS0000-01-2021-000286-95

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж 22 сентября 2021 г.

Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Сошиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нестеровой М.Н.,

с участием прокурора Катцына А.А.,

представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2,

представителя административного ответчика – правительства Воронежской области и заинтересованного лица – департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к правительству Воронежской области об оспаривании нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 № 349 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Текст документа опубликован в изданиях: в газете «Молодой коммунар» № 47 от 06.05.2008, № 5 от 17.01.2013, в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» 04.12.2013 № 3605201300887, 02.04.2018 № 3605201812375.

Постановление в оспариваемой части действовало в редакциях постановлений правительства Воронежской области от 14.01.2013 № 18 (раздел 2 Положения изложен в новой редакции), от 03.12.2013 № 1056 (абзац второй в пункте 2.2 исключен), от 29.03.2018 № 277 (абзац девятый пункта 2.2 Положения утратил силу).

Постановлением правительства Воронежской области от 06.09.2021 № 506 в пункте 2.2 раздела 2 Положения абзац третий изложен в новой редакции, абзац седьмой признан утратившим силу.

Данное постановление является нормативным правовым актом, что сторонами не оспаривается.

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании абзаца третьего пункта 2.2 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 (в редакции постановления Правительства Воронежской области от 14.01.2013 № 18), указав на то, что оспариваемые положения не соответствуют пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности», поскольку не соответствуют, в том числе, принципу экономической обоснованности.

Установленный постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 № 349 в редакции постановления правительства Воронежской области от 14.01.2013 № 18 расчет арендной платы земельного участка нарушает его права, так как этот расчет применен в договоре аренды от 21.08.2012 № 2264-12/гз, согласно которому ему в пользование был предоставлен земельный участок площадью 2932 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для размещения физкультурно-оздоровительных сооружений, без права возведения объектов капитального строительства, регистрации имущественных прав на них и изменения разрешенного использования.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 уточнила заявленные требования и просила признать недействующим пункт 2.2. Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 № 349 (в редакции постановления правительства Воронежской области от 14.01.2013 № 18), с момента принятия.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о дне слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного ответчика – правительства Воронежской области по доверенности ФИО3, также действующая на основании доверенности от имени заинтересованного лица – департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, административный иск не признала, позиция по делу изложена в письменных возражениях, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица – управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, позиция по делу изложена в письменном отзыве на административное исковое заявление, возражали против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является, в том числе, арендная плата.

В силу пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержден постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 № 349 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Постановление правительства Воронежской области от 14.01.2013 № 18 «О внесении изменений в постановление администрации Воронежской области от 25.04.2008 № 349», которым раздел 2 указанного Положения был изложен в новой редакции, было издано во исполнение норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Согласно договору аренды земельного участка от 21.08.2012 № 2264-12/гз департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области в аренду Открытому акционерному обществу «Связьстрой-1» предоставлен земельный участок с кадастровым номером площадью 2932 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для размещения физкультурно-оздоровительных сооружений без права возведения объектов капитального строительства, регистрации имущественных прав на них и изменения разрешенного использования.

По договору от 09.11.2017 права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 21.08.2012 № 2264-12/гз переданы ФИО1

Дополнительным соглашением от 29.04.2020, заключенным между департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (арендодатель) и ФИО1 (арендатор), расторгнут договор аренды земельного участка от 21.08.2012 № 2264-12/гз.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 18 февраля 2019 г. взысканы с ФИО1 в пользу управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж задолженность по арендной плате по договору аренды земельного участка за период с 20.04.2018 по 30.09.2018 в размере 652 823,22 руб., пени за период с 26.04.2018 по 25.09.2018 в размере 66 716,13 руб., в доход местного бюджета – государственная пошлина в размере 10 395,39 руб.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 24.06.2019 взысканы с ФИО1 в пользу управления имущественных и земельных отношений Воронежской области задолженность по арендной плате по договору аренды земельного участка от 21.08.2012 № 2264-12/гз за период с 01.10.2018 по 31.03.2019 в размере 744 590,94 руб., пени за период с 26.09.2018 по 06.03.2019 в размере 51 000 руб., в доход местного бюджета – государственная пошлина в размере 11 155,90 руб.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 30 января 2020 г. взысканы с ФИО1 в пользу управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж задолженность по арендной плате по договору аренды земельного участка от 21.08.2012 № 2264-12/гз за период с 01.04.2019 по 30.09.2019 в размере 760 262,70 руб., пени за период с 07.03.2019 по 26.07.2019 в размере 25 000 руб., в доход местного бюджета – государственная пошлина в размере 11 052,62 руб.

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 29 декабря 2020 г. взысканы с ФИО1 в пользу управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж задолженность по арендной плате за период с 01.10.2019 по 28.04.2020 в размере 892 139,04 руб., пени за период с 27.07.2019 по 16.11.2020 в размере 60 000 руб., в доход местного бюджета – государственная пошлина в размере 12 721,38 руб.

Как видно из судебных актов, размер годовой арендной платы за использование земельного участка с кадастровым номером был рассчитан в соответствии с пунктом 2.2. раздела 2 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 № 349 в редакции постановления правительства Воронежской области от 14.01.2013 № 18 (далее - Положение).

В судебном заседании нашли свое подтверждение обстоятельства того, что оспариваемое Положение принято уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования, и по этим основаниям не обжалуется.

Пунктом 2.2. раздела 2 Положения, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 № 349 в редакции от 14.01.2013, установлено, что в случае заключения договоров аренды земельных участков, предоставленных в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) для целей, не связанных со строительством, годовой размер арендной платы рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности по формуле:

Аг = С х Р х Кинф х К1 х К2,

где Аг – величина годовой арендной платы;

С – рыночная стоимость земельного участка, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности;

Р – ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка;

Кинф – коэффициент инфляции, определяемый в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции, предусмотренным в федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением года, в который был заключен договор аренды земельного участка. В год заключения договора аренды земельного участка применяется К, равный 1;

К1 – корректирующий (повышающий) коэффициент, установленный пунктом 2.11 настоящего Положения;

К2 – корректирующий (понижающий) коэффициент, установленный пунктом 2.12 настоящего Положения.

Впоследствии, постановлением правительства Воронежской области от 29.03.2018 № 277 абзац 9 пункта 2.2 раздела 2 Положения, закрепляющий применение корректирующего (повышающего) коэффициента, утратил силу, в связи с чем годовой размер арендной платы подлежал расчету по формуле:

Аг = С х Р х Кинф х К2.

В действующей редакции с учетом постановления правительства Воронежской области от 06.09.2021 № 506 «О внесении изменений в постановление администрации Воронежской области от 25.04.2008 № 349» абзац третий пункта 2.2 раздела 2 Положения изложен следующим образом: «Аг = С х Кинф х К2»; абзац седьмой (относительно ставки рефинансирования) признан утратившим в силу.

Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством РФ.

Указанные принципы названы в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Данное Постановление Правительства РФ является общеобязательным при установлении размера арендной платы за использование всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 предусмотрен в качестве одного из основополагающих принципов определения арендной платы – принцип экономической обоснованности. Этот принцип предполагает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (абзац 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582).

Пунктом 2 утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 29.12.2017 № 710 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Таким образом, ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

При принятии нормативного правового акта об установлении размера арендной платы должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофункциональный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Решением Воронежского областного суда от 24 марта 2016 г. отказано в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Воронежсельмаш» к правительству Воронежской области о признании недействующим пункта 2.2 Положения о порядке определения размера арендной платы, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 № 349 в редакции постановления правительства Воронежской области от 14.01.2013 № 18, в части определения величины годовой арендной платы, исходя из рыночной стоимости земельного участка, как несоответствующего Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 № 173-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

При разрешении предыдущего административного дела суд установил, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не направлен на ухудшение положения субъектов земельных отношений и не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, при этом исходил из того, что установление оспариваемых ставок арендной платы исходя из рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, подразумевает соблюдение принципа экономической обоснованности, что было признано доказанным административным ответчиком путем предоставления документов, содержащих анализ характеристик земельных участков, влияющих на уровень их доходности.

Оспариваемым пунктом Положения предусмотрена возможность расчета арендной платы как произведения рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Вместе с тем, применение этой ставки к рыночной стоимости земельного участка, как его экономической составляющей, не исключает требования экономического обоснования самой ставки применительно к сдаче имущества в аренду.

Процентная ставка рефинансирования (учетная ставка) это ставка процента при предоставлении Центральным банком РФ кредитов коммерческим банкам, которая была введена 01.01.1992, и использовавшаяся в том числе в целях налогообложения и расчета пеней и штрафов. С 01.01.2016 Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставок рефинансирования.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1340 к отношениям, регулируемым актами Правительства РФ, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 01.01.2016 вместо ставки рефинансирования применяется ключевая ставка Банка России.

Ключевая ставка это процентная ставка по основным операциям Банка России по регулированию ликвидности банковского сектора, являющаяся основным индикатором денежно-кредитной политики; была введена Банком России в 2013 г. как один из инструментов денежно-кредитной политики Банка России (информация Банка России от 13.09.2013 «О системе процентных инструментов денежно-кредитной политики Банка России»).

В настоящее время ключевая ставка является основным инструментов денежно-кредитной политики Банка России, который принимает решения об уровне ключевой ставки для достижения цели денежно-кредитной политики – сохранения планируемой годовой инфляции. Решение по ключевой ставке базируется на макроэкономическом прогнозе.

Таким образом, включение в формулу расчета арендной платы за земельные участки такого показателя как ставка рефинансирования не может служить экономическим критерием в сфере земельно-имущественных отношений.

Следует отметить, что Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, предусматривалась возможность расчета арендной платы как произведения рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Однако, в силу разграничения компетенции Правительство РФ уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, в связи с чем утвержденные Постановлением № 582 указанные Правила подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации. Соответственно, действие Правил не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 05.05.2017 № 531 в Правила были внесены изменения, в соответствии с которыми федеральный законодатель отказался от использования ставки рефинансирования Центрального банка РФ в механизме расчета арендной платы. Соответствующие изменения в пункт 2.2 раздела 2 Положения были внесены постановлением правительства Воронежской области от 06.09.2021 № 506.

Следовательно, возможность применения ставки рефинансирования в силу ее экономической природы в качестве ставки арендной платы не является допустимой.

Коэффициент (индекс) инфляции отражает изменение во времени стоимости товаров, работ и услуг и призван приводить размер арендной платы в соответствие с текущим уровнем инфляции и системой цен.

Само по себе применение коэффициентов, отражающих уровень инфляции, не противоречит нормам федерального законодательства. Вместе с тем, письменные пояснения стороны административного ответчика о необходимости повышения арендной ставки в связи с выравниванием доходов бюджета, о чем указано в письменном отзыве управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж, при отсутствии экономического обоснования включения в формулу расчета годовой арендной платы такого показателя как коэффициент инфляции, не свидетельствует об обеспечении баланса частных и публичных интересов и о соблюдении принципа экономической обоснованности при принятии оспариваемой нормы в данной части, что противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Кроме того, формула расчета годовой арендной платы (редакция от 14.01.2013) включала использование таких показателей как К1 – корректирующий (повышающий) коэффициент, установленный пунктом 2.11 Положения; К2 – корректирующий (понижающий) коэффициент, установленный пунктом 2.12 Положения.

Пунктом 2.11 Положения было закреплено, что в случае, если по истечении сроков проектирования и строительства, реконструкции объектов недвижимости, установленных при первоначальном предоставлении земельного участка, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на земельном участке объект недвижимости, начисление арендной платы производится с применением корректирующего (повышающего) коэффициента «2» в течение первого года превышения срока проектирования и строительства, с применением корректирующего (повышающего) коэффициента «3» - в течение второго и последующих годов.

Пунктом 2.12 Положения предусмотрено, что размер арендной платы за аренду земельных участков может быть временно уменьшен путем применения корректирующего (понижающего) коэффициента от 0 до 1 в части средств, поступающих в соответствующие бюджеты. Решение об уменьшении размера арендной платы принимается экспертным советом по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития области до начала финансового года.

При расчете годового размера арендной платы за пользование земельным участком в соответствии с условиями договора аренды от 21.08.2012 № 2264-12/гз, как видно из решений Центрального районного суда г. Воронежа, районным судом не применялись корректирующие коэффициенты (К1 и К2), предусмотренные пунктами 2.11 и 2.12 Положения, использовались значения равные 1.

Действующим законодательством не определены порядок и условия установления коэффициентов к базовым ставкам арендной платы за землю. В данном случаев, в отсутствие единых правил расчета дифференциация ставок арендной платы органом исполнительной власти Воронежской области осуществлена не произвольно, применение повышающего коэффициента связано с объектами недвижимости, возводимыми на земельном участке, предоставленном для строительства, в соответствии с процедурой предварительного согласования места размещения объекта, а применение понижающего коэффициента производится при наличии соответствующего решения, соответственно, сам смысл дифференциации не искажается.

При таких обстоятельствах требования административного истца следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению в части признания недействующим пункта 2.2 раздела 2 Положения в части применения при расчете годовой арендной платы таких показателей как ставка рефинансирования, коэффициент (индекс) инфляции.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе решение, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определяемой судом даты.

Определяя дату, с которой оспариваемая часть нормативного правового акта является недействующей, суд исходит из разъяснений, содержащихся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», где указано, что оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно статье 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

Оценивая факт частичной утраты силы правовой нормы, а именно пункта 2.2 раздела 2 Положения в редакции от 14.01.2013, оспариваемой административным истцом, в связи с изданием постановления правительства Воронежской области от 06.09.2021, суд считает, что производство по делу не подлежит прекращению по данному основанию, поскольку частично утратившая силу редакция нормативного правового акта затрагивает права и законные интересы ФИО1 в связи с наличием судебных актов о взыскании с него задолженности по арендной плате за период с 20.04.2018 по 28.04.2020.

Учитывая, что пункт 2.2 раздела 2 Положения в редакции постановления правительства Воронежской области от 14.01.2013 применен при рассмотрении Центральным районным судом г. Воронежа гражданских дел по предъявленным к ФИО1 искам о взыскании задолженности по арендной плате, то он должен быть признан недействующим в части со дня принятия оспариваемого нормативного акта.

В противном случае не будут достигнуты цели судебной защиты нарушенных права административного истца при обоснованности заявленного им административного иска в части.

Следует отметить, что частичное удовлетворение заявленных требований влечет невозможность применения пункта 2.2 Положения, в том числе и в действующей редакции, поскольку исключает возможность использования формулы определения итоговой величины размера арендной платы в процентном отношении от рыночной стоимости с применением ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, где все последующие коэффициенты были направлены на корректировку базового размера самой ставки арендной платы.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит публикации в официальном печатном издании административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать недействующим и неподлежащим применению с момента принятия пункт 2.2 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 № 349 в редакции постановления правительства Воронежской области от 14.01.2013 № 18, в части применения при расчете годового размера арендной платы земельных участков, предоставленных в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов), ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, и коэффициента инфляции, определяемого в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции, предусмотренным в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Опубликовать сообщение о принятии данного решения в официальном печатном издании правительства Воронежской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий Л.А. Сошина

Мотивированное решение составлено 01.10.2021.