ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-271/2018 от 25.06.2018 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-562/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«25» июня 2018 года Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Селиверстовой И.В.

при секретаре Аристовой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Петровский берег» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

у с т а н о в и л:

31 мая 2018 года в Воронежский областной суд поступило названное выше административное исковое заявление, предъявленное к правительству Воронежской области, Управлению Росреестра по Воронежской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиала по Воронежской области, в котором представитель административного истца по доверенности ФИО3 просит установить кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего ООО «Петровский берег» на праве собственности, с кадастровым номером площадью 2 303 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли запаса (неиспользуемые), равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 20 677 000 рублей на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

В обоснование заявленных требований, со ссылкой на положения статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), указывает, что кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года № 970 (далее – Постановление № 970), составляет 26 738 474, 84 рубля. Размер рыночной стоимости подтверждается отчетами об оценке оценщика ООО НК «КОНУС-В» ФИО4 № 035-2/Р/17 от 29 декабря 2017 года и № 001/Р/18 от 2 февраля 2018 года.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости № 100 от 25 января 2018 года заявление ООО «Петровский берег» о пересмотре кадастровой стоимости, поданное 29 декабря 2017 года, отклонено.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости № 111 от 28 февраля 2018 года заявление ООО «Петровский берег» о пересмотре кадастровой стоимости, поданное 15 февраля 2018 года, удовлетворено, кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в размере рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке № 001/Р/18 от 2 февраля 2018 года.

Вместе с тем административный истец как собственник земельного участка обязан уплачивать земельный налог за 2017 года исходя из размера его ранее установленной в результате государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости, которая значительно превышает размер его действительной рыночной стоимости (л.д. 5-9).

1 июня 2018 года административный иск принят к производству Воронежского областного суда и по нему возбуждено административное дело; к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечена администрация городского округа город Воронеж (л.д. 1-3).

Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке (л.д. 147, 151); представитель органа кадастрового учета письменно просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 152-154), иные лица о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались.

Учитывая изложенное, суд в силу части 2 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

В ранее поданном отзыве представитель органа кадастрового учета по существу заявленных требований полагался на усмотрение суда (л.д. 152-154), представитель администрации городского округа город Воронеж возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что многократное уменьшение кадастровой стоимости приведет к значительному уменьшению доходной части бюджета (л.д. 158-159).

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 7 части 1 статьи 1 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65, пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ формами платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата, для целей определения которых устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с положениями статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

В силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.

Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из содержания абзацев 1-3, 9 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, для оспаривания юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости является обязательным.

При этом в силу положений абзаца 28 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при разрешении требований заявителя.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Как следует из материалов административного дела, ООО «Петровский берег» (л.д. 125-136) на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 2 303 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли запаса (неиспользуемые) (л.д. 11-19).

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области были утверждены Постановлением № 970.

Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная указанным нормативным актом по состоянию на 1 января 2014 года, составляет 26 738 474, 84 рубля и внесена в государственный кадастр недвижимости
29 декабря 2015 года (л.д. 20, 152-154).

Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

Статья 391 НК РФ также предусматривает, что сведения о кадастровой стоимости, установленной по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в порядке статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, учитываются при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

В силу статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности, в действующей в настоящее время редакции, предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области № 100 от 25 января 2018 года было отклонено заявление административного истца о пересмотре кадастровой стоимости и установлении ее равной рыночной в размере 20 677 000 рублей, поступившее 29 декабря 2017 года, по тем основаниям, что отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости составляет менее 30 процентов, а именно 23 процента, но оформление и содержание отчета об оценке № 035-2/Р/17 от 29 декабря 2017 года, составленного оценщиком ФИО4, не соответствует требованиям действующего законодательства в области оценочной деятельности (л.д. 70-72).

Названное решение на настоящее время не оспорено и недействительным не признано.

15 февраля 2018 года ООО «Петровский берег» вновь обратилось в названную выше комиссию с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, определенной оценщиком ФИО4 в размере 20 677 000 рублей в отчете об оценке № 001/Р/18 от 2 февраля 2018 года, и решением комиссии № 111 от 28 февраля 2018 года по результатам рассмотрения заявления кадастровая стоимость была определения в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в данном отчете об оценке (л.д. 122-124).

Указанное решение комиссии также не было оспорено и на настоящее время недействительным не признано.

Согласно положениям статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и орган регистрации прав копию указанного решения, а орган регистрации прав осуществляет в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости их внесение в Единый государственный реестр недвижимости; сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, величина кадастровой стоимости спорного земельного участка, определенная по состоянию на 1 января 2014 года, уже была предметом рассмотрения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области и установлена в размере его рыночной стоимости решением комиссии № 111 от
28 февраля 2018 года.

Исходя из анализа положений статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности, законодатель предусмотрел возможность установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной на будущее время. Сведения о такой стоимости могут быть применены по смыслу статьи 66 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания на основании решения комиссии.

Следовательно, определение кадастровой стоимости на дату кадастровой оценки в порядке части 3 статьи 66, статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности имеет правовое значение для восстановления, изменения или прекращения прав и обязанностей лица лишь в том случае, если оспариваемая кадастровая стоимость является действующей и изменяется на дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об иной стоимости, определенной по итогам рассмотрения заявления комиссией.

Учитывая изложенное, требования об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 20 677 000 рублей по состоянию на 1 января 2014 года на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости при наличии установленной кадастровой стоимости равной рыночной по состоянию на 1 января 2014 года решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости удовлетворению не подлежат, так как установление кадастровой стоимости земельного участка на прошедший период при отсутствии спора о незаконности принятого комиссией решения № 111 от 28 февраля 2018 года законом не предусмотрено, такое оспаривание не порождает для заявителя юридических последствий.

Доводы представителя административного истца о том, что у общества, в случае удовлетворения заявленных требований, возникнет право на перерасчет земельного налога на период с 1 января 2017 года, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.

Согласно положениям частей 1 и 3 статьи 245 КАС РФ юридические лица вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Учитывая, что ранее решением комиссии в отношении спорного объекта недвижимости была установлена кадастровая стоимость равная его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, на сведения об искажении данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, административный истец в административном исковом заявлении не ссылался, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных требований.

Кроме того, в соответствии с частью 29 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде по основаниям установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный названной статьей срок.

По смыслу приведенной правовой нормы, наличие решения комиссии об удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости является препятствием к возможности ее оспаривания в судебном порядке.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Петровский берег» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью 2 303 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли запаса (неиспользуемые), равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 20 677 000 рублей на период с 1 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 26 июня 2018 года.

Председательствующий И.В. Селиверстова