ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-278/20 от 29.10.2020 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-464/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж 29 октября 2020 года

Воронежский областной суд в составе

председательствующего судьи Трофимовой М.В.,

при секретаре судебного заседания Тезиковой Е.О.,

с участием прокурора Хром И.В.,

представителя административного истца ООО «Энерговид» по доверенности ФИО1,

представителя административного ответчика департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по доверенности ФИО2,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Энерговид» о признании недействующим нормативного правового акта,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Энерговид» (далее - ООО «Энерговид», общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) просит признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (далее - департамент) от 30.07.2020 № 120 «О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 18 июня 2019 года № 107» в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в размере 0,0646 Гкал на 1 куб.м для многоквартирных или жилых домов с системой горячего водоснабжения (открытая, закрытая), с неизолированными стояками и с полотенцесушителями; обязать департамент в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу принять нормативный акт, заменяющий приказ департамента от 30.07.2020 № 120 «О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 18 июня 2019 года № 107» в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных или жилых домов с системой горячего водоснабжения (открытая, закрытая), с неизолированными стояками и с полотенцесушителями, взыскать с департамента в пользу общества расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 500 руб.

В обоснование заявленных исковых требований административный истец указывает, что общество является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым приказом, поскольку осуществляет горячее водоснабжение многоквартирных домов на территории г. Воронежа. Приказом департамента от 30.07.2020 № 120 внесены изменения в приказ от 18.06.2019 № 107 и установлены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Воронежской области, определенные расчетным методом, однако данный приказ не соответствует Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее - Правила № 306), поскольку департаментом не были выполнены в установленной последовательности предусмотренные указанными Правилами процедуры, которые привели к неправомерному использованию расчетного метода.

Административный истец также считает, что при определении оспариваемого норматива расчетным методом департаментом допущены ошибки в расчете составляющих формул, приведших к неверному определению размера норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных или жилых домов с системой горячего водоснабжения (открытая, закрытая), с неизолированными стояками и с полотенцесушителями. Указанные нарушения привели к утверждению экономически необоснованного норматива, нарушению законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, образованию значительных убытков из-за нарушения баланса между потребляемым объектом коммунальных услуг и объемом услуг, подлежащих оплате.

По мнению административного истца, оспариваемый приказ опубликован с нарушением срока, предусмотренного п. 17 Правил № 306, и данным приказом внесены изменения в недействующую часть приказа департамента от 18.06.2019 № 107, что также является основанием для признания нормативного акта недействующим (т. 1 л.д. 8-16, т. 7 л.д. 4-19).

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2, не соглашаясь с доводами административного истца, полагала, что оспариваемый приказ принят в пределах полномочий департамента, в установленной законом форме, опубликован в установленном порядке, при определении оспариваемого норматива департаментом обоснованно применен расчетный метод.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Хром И.В., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, предусмотрен главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ). В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении судом административного дела об оспаривании нормативного правового акта, помимо нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, подлежат выяснению обстоятельства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), федеральными законами и нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определены Правилами № 306.

Согласно пункту 3 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО «Энерговид» является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет горячее водоснабжение в многоквартирные жилые дома по улицам: Калининградская, дом 100, 100А, 102, 108, Электровозная, <...>, 8 12А, Богатырская, <...>, 34А, 36, г. Воронежа (т. 1 л.д. 32 - 41, 43 - 52,54 - 63, 87 - 90, 92 - 95,97 - 100,102 - 195,107 - 110,113 - 115).

Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 18.12.2018 № 54/90 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и установления тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для ООО «Энерговид», осуществляющего горячее водоснабжение с использованием централизованной системы в границах городского округа город Воронеж, на период 2019-2023 годов» установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на горячую воду с использованием метода индексации и тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) для ООО «Энерговид», осуществляющего горячее водоснабжение с использованием централизованной системы в границах городского округа город Воронеж, на период 2019-2023 годов (т. 1 л.д. 29 - 30).

Решением Воронежского областного суда от 21.08.2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 22.01.2020 № 14-АПА19-15, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ департамента от 18.06.2019 № 107 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области» в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных или жилых домов с системой горячего водоснабжения (открытая, закрытая), с неизолированными стояками с полотенцесушителями в размере 0,0642 Гкал на 1 куб.м, на департамент возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий приказ департамента от 18.06.2019 № 107 в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных или жилых домов с системой горячего водоснабжения (открытая, закрытая), с неизолированными стояками с полотенцесушителями (т. 1 л.д. 65 - 73, 120 - 126).

Приказом департамента от 30.07.2020 № 120 «О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 18 июня 2019 года № 107» утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области, определенные расчетным методом, в размере 0, 0646 Гкал на 1 куб.м для многоквартирных или жилых домов с системой горячего водоснабжения (открытая, закрытая), с неизолированными стояками и с полотенцесушителями (т. 1 л.д. 78 - 79).

Статьей 2 закона Воронежской области от 17.10.2012 № 111 - ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Воронежской области» установлено, что в систему исполнительных органов государственной власти Воронежской области входят:

1) высший исполнительный орган государственной власти Воронежской области - правительство Воронежской области;

2) иные исполнительные органы государственной власти Воронежской области: департаменты, управления, инспекции, представительство Воронежской области.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона исполнительные органы государственной власти Воронежской области являются органами специальной компетенции, формируются правительством Воронежской области и осуществляют на всей территории Воронежской области государственное управление в отдельных (подведомственных) сферах в пределах своих полномочий.

Постановлением Правительства Воронежской области от 26.11.2014 № 1056 утверждено Положение о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, который является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области в сферах жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (пункт 1.1 Положения).

К функциям департамента отнесено утверждение нормативов потребления отопления, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения (пункт 3.1.1 Положения).

Закон Воронежской области от 01.02.1995 № 11-з «О нормативных правовых актах Воронежской области» определяет понятия и виды нормативных правовых актов Воронежской области, регулирует иные вопросы, связанные с принятием и действием нормативных правовых актов Воронежской области.

В соответствии со статьей 4 данного закона приказом является нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам компетенции исполнительных органов государственной власти Воронежской области, издаваемый руководителем соответствующего исполнительного органа государственной власти Воронежской области.

Статья 6 Закона Воронежской области от 07.07.2006 № 86-ОЗ «О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации» устанавливает, что официальным опубликованием нормативных правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Воронежской области считается первая публикация их полного текста в периодических печатных изданиях, с которыми заключен государственный контракт, предусматривающий официальное опубликование нормативных правовых актов Воронежской области, либо в официальных периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти Воронежской области, либо первое размещение (опубликование) в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Приказ департамента от 30.07.2020 № 120 был опубликован 21.08.2020 в официальной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (http://www.govvrn.ru, номер опубликования: 3606202019451), на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru, номер опубликования ) и вступил в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.

Исходя из анализа указанных выше норм и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что, принимая оспариваемый нормативный правовой акт, департамент действовал в пределах своей компетенции и предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия, официального опубликования и вступления в силу.

При этом довод административного истца о том, что департаментом допущены нарушения срока опубликования оспариваемого приказа, установленного пунктом 17 Правил № 306, предусматривающим, что решения уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также утвержденные ими нормативы по формам, предусмотренным приложением № 2 к настоящим Правилам, публикуются в 10-дневный срок после их принятия в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет с указанием даты введения в действие указанных нормативов, не опровергает факт доведения приказа департамента от 30.07.2020 № 120 надлежащим образом до всеобщего сведения и данный довод административного истца сам по себе не является в силу положений статей 213, 215 КАС РФ основанием для признания оспариваемого приказа недействующим, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которым целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.

Проверяя соответствие оспариваемого приказа федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В силу пункта 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к данным Правилам, исходя из показаний приборов учета горячей воды, а при их отсутствии - исходя из норматива потребления горячей воды.

При этом из пункта 26 приложения 2 к Правилам № 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В свою очередь, компонент на тепловую энергию при расчете платы за коммунальную услугу определяется по нормативу на подогрев, установленному Правилами № 306 в соответствии с методикой расчета.

В соответствии с пунктами 13, 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению № 1 к этим Правилам.

В соответствии с пунктом 21 Правил № 306 метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.

Данный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует Правилам пользования жилыми помещениями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями», и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (абзац второй пункта 21 Правил № 306).

Измерения проводятся при сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов (пункты 33 и 36 Правил № 306).

Объем выборки рассчитывается по формулам, приведенным в пунктах 1 и 2 приложения № 1 к названным Правилам (пункт 34 Правил № 306), представительность выборки определяется количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил № 306).

Описание последовательности и формулы расчета при определении объема выборки, необходимой для применения метода аналогов, приведены в приложении к Правилам (формулы 1 - 4).

Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил № 306).

Таким образом, определение способа установления нормативов предусматривает соблюдение последовательности названных процедур, при определении нормативов потребления коммунальных услуг субъект Российской Федерации вправе выбрать расчетный метод лишь в случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. Переход к расчетному методу не может быть осуществлен без обоснования причин, которые делают невозможным использование метода аналогов.

Как следует из представленных административным ответчиком письменных возражений и пояснений в судебном заседании представителя департамента ФИО2, возможность установления оспариваемого норматива методом аналогов на момент принятия приказа от 30.07.2020 №120 отсутствовала в связи с недостаточностью данных для формирования выборки в соответствии с требованиями Правил № 306, что и послужило основанием для применения расчетного метода (т. 1 л.д. 135 - 151, т. 7 л.д. 128 - 129).

Однако доказательств невозможности использования метода аналогов при утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, административным ответчиком в суд не представлено, несмотря на то, что такая обязанность в соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ возлагается на органы государственной власти и должностных лиц, которые приняли нормативный правовой акт.

Порядок получения и изучения информации о типах домов для целей формирования выборки регулируется пунктами 31 - 32(2) Правил № 306.

В частности, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, устанавливается с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов: а) неизолированные стояки и полотенцесушители; б) изолированные стояки и полотенцесушители; в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.

При этом информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг (п.32 (2) Правил № 306).

Представленные департаментом в суд запросы от 03.10.2019 № 65-11/5334, от 11.06.2020 № 65-11/3450 свидетельствуют о том, что информация, необходимая для расчета норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, запрашивалась от теплоснабжающих (ресурсоснабжающих) организаций (т. 1 л.д. 152 - 155, 163 - 168), между тем обращение к исполнителям коммунальных услуг предусмотрено Правилами № 306 только в случае отсутствия необходимых сведений в проектной документации, о чем департаменту в установленном порядке должно быть доведено по запросу органами местного самоуправления.

Из положений пункта 9 Правил № 306 следует, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса.

Ресурсоснабжающая организация, управляющая организация обязаны предоставлять по запросу уполномоченного органа сведения, необходимые для установления нормативов потребления коммунальных услуг, предусмотренные пунктом 38, с учетом сроков, предусмотренных пунктом 37, в соответствии с осуществляемыми этими организациями видами деятельности (пункт 9(1) Правил № 306).

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что департаментом для проведения работы по расчету норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению методом аналогов, были направлены запросы 03.10.2019 № 65-11/5334, 11.06.2020 № 65-11/3450 в адрес теплоснабжающих (ресурсоснабжающих) организаций (по списку - 51), в которых руководителям было предложено организовать совместно с управляющими организациями проведение измерений и снятий показаний приборов учета за отопительный период 2019-2020 годов и после окончания отопительного периода 2019-2020 годов в виде прилагаемых 4 приложений, указав, что:

- приложение 1 - относится к многоквартирным домам с централизованным холодным и горячим водоснабжением;

- приложение 2 - относится к многоквартирным домам с централизованным холодным водоснабжением, самостоятельным исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном дома;

- приложение № № 3, 4 - заполняется общее количество многоквартирных домов с централизованным горячим водоснабжением или самостоятельным исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению в разбивке от наличия изолированных и неизолированных стояков и полотенцесушителей, наличия или отсутствия общедомовых приборов учета на территории городского округа, муниципального района и находящихся на обслуживании ресурсоснабжающей организации (т. 1 л.д. 152 - 159,160 - 162, 163 - 164).

Следует отметить, что в Правилах № 306 отсутствует норма, предусматривающая обязанность управляющих организаций предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для утверждения норматива потребления коммунальных услуг.

Основным условием применения метода аналогов для определения нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для выделенных групп домов, является наличие достаточных сведений о фактических измерениях объемов потребления тепловой энергии и горячей (холодной) воды по данным приборов учета. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки.

Предусмотренное пунктом 31 Правил № 306 выборочное наблюдение связано с представительностью выборки и позволяет распространить результаты расчетов по выборке на всю совокупность домов в группе.

Установлено и представителем департамента не оспаривается, что ответ на запросы департамента поступил от 35 ресурсоснабжающих организаций, из которых 2 организации сообщили об отсутствии информации для расчета, 6 организаций сообщили о том, что МКД, находящиеся на обслуживании, не оборудованы ОДПУ, фиксирующими объем горячей воды и расход тепловой энергии в горячей воде, либо фиксируют суммарный объем тепловой энергии на отопление и производство горячей воды, 16 организаций предоставили сведения по объемам горячей воды и тепловой энергии по многоквартирным домам, остальные ресурсоснабжающие организации не предоставили данные по иным причинам или представили ответы с частичной информацией.

Сравнительный анализ представленного департаментом списка теплоснабжающих (ресурсоснабжающих) организаций, в которые были направлены соответствующие запросы о представлении информации для определения норматива, и анализ нормативно-правовых актов департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области, которыми установлены тарифы для организаций, осуществляющих централизованное горячее водоснабжение на территории Воронежской области (т. 1 л.д. 160 - 162, т. 7 л.д. 58 - 103), показывает, что департаментом не всем ресурсоснабжающим организациям были направлены запросы от 03.10.2019 № 65-11/5334, от 11.06.2020 № 65-11/3450 о представлении необходимых сведений для расчета норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, что свидетельствует о том, что полученные сведения о конструктивных и технических параметрах многоквартирных жилых домов и показаниях приборов учета не могут считаться достаточными для определения объема выборки и подтверждать необходимость установления норматива расчетным методом.

Кроме того, на нарушение установленного пунктом 31 Правил № 306 принципа выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах указывает также тот факт, что показания приборов учета были запрошены одновременно со сведениями, использовавшимися для формирования выборки.

Таким образом, доводы представителя административного ответчика о невозможности использования метода аналогов, являющегося приоритетным, и применения расчетного метода отсутствием условий представительности выборки для проведения необходимых измерений, не состоятельны.

Рассматривая доводы административного истца об экономической необоснованности оспариваемого норматива, установленного расчетным методом, суд исходит из того, что расчетный метод не должен являться произвольным, а должен подтверждаться достоверными и достаточными фактическими данными.

В силу пункта 43 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения № 1 к названным Правилам.

Согласно пункту 24(1) приложения № 1 к Правилам № 306 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб.м), при применении расчетного метода определяется по формуле 23.1.

Используемые в формуле 23.1 значения учитывают физические свойства коммунального ресурса: удельную теплоемкость воды; плотность воды; температуру горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения; температуру холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения; коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем горячего водоснабжения.

Одной из переменной формулы 23.1 является температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения, определяемая в соответствии с пунктом 25 приложения № 1 к названным Правилам № 306.

Согласно пункту 25 приложения № 1 к Правилам № 306 средняя температура холодной воды в сети водопровода определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы. При отсутствии достоверных данных средняя температура определяется по формуле, содержащейся в названном пункте.

Судом установлено и представителем департамента не отрицается, что департамент на момент определения оспариваемого норматива не обращался в орган гидрометеорологической службы за соответствующими сведениями, в связи с чем, суд полагает, что при отсутствии сведений, предоставленных органами гидрометеорологической службы, департамент не вправе был переходить к расчету температуры по формуле 24 пункта 25 Приложений № 1 к Правилам № 306.

Представленное департаментом в суд сообщение начальника Воронежского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиала ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС» от 26.10.2020 № 808 (т. 7 л.д. 132) не подтверждает факт выполнения административным ответчиком требований, изложенных в пункте 25 приложения № 1 к Правилам № 306, на момент определения оспариваемого норматива.

Кроме того, департамент, рассчитывая среднюю температуру холодной воды в сети водопровода по формуле 24 пункта 25 раздела II приложения 1 Правил № 306, где: - температура холодной воды в водопроводной сети в отопительный период, равная 5 °C; - температура холодной воды в водопроводной сети в неотопительный период, равная 15 °C; n - количество суток в году (365 или 366); nот - продолжительность отопительного периода (суток), определил продолжительность отопительного периода - 201 сутки как среднеарифметическое значение за предыдущие 5 отопительных периодов подряд, между тем, как видно из запросов департамента от 03.10.2019 № 65-11/5334, от 11.06.2020 № 65-11/3450 наблюдаемым периодом для расчета норматива являлся только один отопительный период 2019-2020 годов, что изменяет первоначальную продолжительность периода наблюдения, которая является существенным условием для правильного установления норматива.

Также судом установлено, что административный истец оказывает услуги по централизованному горячему водоснабжению многоквартирных домов, которые относятся к категории с наружными сетями горячего водоснабжения с неизолированными стояками и полотенцесушителями.

Рассматривая довод административного истца о том, что департаментом неправомерно при определении оспариваемого норматива применен коэффициент, учитывающий потери трубопроводами систем горячего водоснабжения без наружной сети горячего водоснабжения, в размере 0,3, приведенный в таблице 5.2 Приложения № 1 к Правилам № 306, суд находит его заслуживающим внимания, поскольку приведенные в таблице 5.2 Приложения № 1 к Правилам № 306 коэффициенты, учитывающие потери трубопроводами систем горячего водоснабжения, дифференцированы, в том числе от вида системы горячего водоснабжения - без наружной сети горячего водоснабжения и с наружной сетью горячего водоснабжения, учитывая, что в соответствии с пунктом 11 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к Правилам № 306. При наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении № 2 к настоящим Правилам, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены.

Административным истцом представлены суду расчеты убытков, которые несет организация из-за применения оспариваемого норматива, и указанные расчеты административным ответчиком не оспорены.

Таким образом, поскольку департамент в нарушение положений пунктов 9, 9(1), 31, 32, 32(1), 33 Правил № 306 не выполнил в установленной указанными Правилами последовательности все процедуры, что свидетельствует об отсутствии оснований для применения расчетного метода при определении оспариваемого норматива, а также учитывая то, что при расчете оспариваемого норматива расчетным методом департаментом использована неполная и недостоверная информация, предусмотренная Правилами № 306, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ департамента от 30.07.2020 № 120 в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в размере 0,0646 Гкал на 1 куб.м для многоквартирных или жилых домов с системой горячего водоснабжения (открытая, закрытая) с неизолированными стояками и с полотенцесушителями противоречит Правилам № 306.

В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что оспариваемый приказ применяется с 01.09.2020 до настоящего времени, на его основании реализуются права граждан и организаций, данный приказ следует признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления в законную силу решения суда.

Частью 4 статьи 216 КАС РФ определено, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд полагает необходимым возложить на департамент обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий недействующий приказ от 30.07.2020 № 120 в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных или жилых домов с системой горячего водоснабжения (открытая, закрытая) с неизолированными стояками и с полотенцесушителями, установив срок для принятия такого акта в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Довод административного истца о том, что решением Воронежского областного суда от 21.08.2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 22.01.2020 № , признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ департамента от 18.06.2019 № 107, в связи с чем оспариваемый приказ вносит изменения в недействующую часть основного приказа, не состоятелен, поскольку указанным решением Воронежского областного суда приказ департамента от 18.06.2019 № 107 признан недействующим только в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных или жилых домов с системой горячего водоснабжения (открытая, закрытая), с неизолированными стояками и с полотенцесушителями.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», понесенные административным истцом расходы в сумме 4500 рублей в виде уплаченной при подаче в суд административного искового заявления государственной пошлины подлежат взысканию с департамента в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 30.07.2020 № 120 «О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 18 июня 2019 года № 107» в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в размере 0,0646 Гкал на 1 куб.м для многоквартирных или жилых домов с системой горячего водоснабжения (открытая, закрытая), с неизолированными стояками и с полотенцесушителями.

Обязать департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 30.07.2020 № 120 в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных или жилых домов с системой горячего водоснабжения (открытая, закрытая), с неизолированными стояками и с полотенцесушителями.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Энерговид» расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.В. Трофимова

Решение в окончательной форме изготовлено 05 ноября 2020 года.