ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-287/20 от 09.09.2020 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-471/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж 09 сентября 2020 года

Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Трофимовой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тезиковой Е.О.,

с участием прокурора Бойкова Р.В.

представителя административного ответчика – Избирательной комиссии Воронежской области, Окружной избирательной комиссии по одномандатному округу №10 по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва по доверенности Тюниной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мешкова П.С. к Избирательной комиссии Воронежской области, Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 10 по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва о защите избирательных прав,

установил:

постановлением Воронежской областной Думы от 11.06.2020 № 2154-VI-ОД в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Уставом Воронежской области и законом Воронежской области «Избирательный кодекс Воронежской области» на 13.09.2020 назначены выборы в Воронежскую областную Думу седьмого созыва.

03.06.2020 года решением Избирательной комиссии Воронежской области № 130/841-6 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва по одномандатному округу № 10, осуществляющей в том числе регистрацию кандидатов по соответствующему округу, возложены на Территориальную избирательную комиссию Коминтерновского района города Воронежа.

07.09.2020 административный истец Мешков П.С. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором просит признать неправомерными, незаконными действия членов Окружной избирательной комиссии № 10 и Избирательной комиссии Воронежской области, которые не рассмотрели его заявления, поданные одновременно с заявлением о самовыдвижении, а именно: об отводе членов избирательных комиссии, о предоставлении возможности собирать подписи в поддержку своего выдвижения в электронной форме, через сайт избирательной комиссии, о регистрации в качестве кандидата в депутаты без сбора подписей в случае отказа избирательной комиссии в удовлетворении заявления о предоставлении возможности собирать подписи в электронной форме, об обращении членов комиссии в Конституционный Суд РФ; признать неправомерными, незаконными решение Окружной избирательной комиссии № 10 от 07.08.2020 № 105/376-6 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Воронежской областной Думы седьмого созыва, решение Избирательной комиссии Воронежской области от 24.08.2020 № 162/1048 об отказе в удовлетворении жалобы и отменить эти решения; принять решение о регистрации административного истца кандидатом в депутаты Воронежской областной Думы седьмого созыва.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что решением Окружной избирательной комиссии №10 от 07.08.2020 ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Воронежской областной Думы седьмого созыва, с чем он не согласен, полагает указанное решение неправомерным, незаконным, антиконституционным, поскольку в избирательную комиссию им были поданы все документы, которые необходимы для регистрации кандидатом в депутаты, при этом не были рассмотрены и не удовлетворены его заявления об отводе членов комиссии, о предоставлении возможности собирать подписи избирателей в электронной форме, о регистрации его в качестве кандидата в депутаты без сбора подписей в случае отказа в сборе подписей в электронной форме, об обращении членов комиссии в Конституционный Суд РФ, поданные им одновременно с уведомлением о самовыдвижении в качестве кандидата в депутаты.

Административный истец полагает решение Избирательной комиссии Воронежской области от 24.08.2020, которым отказано в удовлетворении его жалобы на решение Окружной избирательной комиссии № 10 от 07.08.2020, неправомерным, незаконным, антиконституционным, поскольку оно отрицает нормы Конституции Российской Федерации, согласно которым он имеет абсолютное право собирать подписи в свою поддержку в электронной форме, а государственные органы - члены избирательных комиссий обязаны обеспечить ему эту возможность, соответственно, необеспечение административному истцу членами избирательной комиссии возможности собирать подписи в электронной форме, а затем отказ в регистрации кандидатом в депутаты по той причине, что не были представлены подписные листы, является несоблюдением обязанностей, возложенных на членов избирательных комиссий нормами Конституции Российской Федерации и нарушением прав и свобод административного истца.

Административный истец Мешков П.С., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, заявлений об отложении судебного заседания от него не поступило.

Представитель административных ответчиков по доверенности Тюнина Ю.Г. в судебном заседании против административного иска возражала, ссылаясь на законность оспариваемых действий членов избирательных комиссий и решений от 07.08.2020 и от 24.08.2020, а также указала на пропуск срока, предусмотренный частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), на обращение в суд с данными требованиями.

Учитывая, что явка административного истца в судебное заседание не была признана судом обязательной и неявка административного истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, в связи с чем суд, руководствуясь частью 3 статьи 243 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Мешкова П.С.

Выслушав пояснения представителя административных ответчиков Тюнину Ю.Г., исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав заключение прокурора Бойкова Р.В., полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 17.07.2020 в Территориальную избирательную комиссию Коминтерновского района города Воронежа, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 10 по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва, поступило уведомление Мешкова П.С. о самовыдвижении в качестве депутата Воронежской областной Думы седьмого созыва по одномандатному округу № 10 с приложением заверенной копии паспорта, копии диплома о профессиональном образовании, а также поступили заявления об отводе членов избирательной комиссии, об обращении членов избирательной комиссии в Конституционный суд РФ, о представлении возможности подать документы через сайт госуслуги, о предоставлении возможности осуществления сбора подписей в свою поддержку в электронном виде, об освобождении от сбора на бумажные листы подписей в поддержку своего выдвижения и регистрации без сбора подписей создания избирательного фонда, права внесения избирательного залога для регистрации в качестве кандидата на выборах Воронежской областной Думы седьмого созыва (л.д. 152-166).

Территориальная избирательная комиссия Коминтерновского района города Воронежа, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 10 по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва, рассмотрев обращения Мешкова П.С., направила ему 21.07.2020, 31.07.2020 сообщения об отсутствии оснований для удовлетворения данных заявлений, поскольку требования, содержащиеся в них, не предусмотрены действующим законодательством (л.д.101 - 104).

Решением Территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района города Воронежа, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 10 по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва, от 17.07.2020 № 99/338-6, кандидату в депутаты Воронежской областной Думы седьмого созыва по одномандатному округу № 10 Мешкову П.С. открыли специальный счет для формирования избирательного фонда (л.д.169-170).

Решением Территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района города Воронежа, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 10 по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва, от 07.08.2020 № 105/376-6, Мешкову П.С., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Воронежской областной Думы седьмого созыва в связи с не предоставлением необходимых документов для регистрации кандидата, предусмотренных частью 1 статьи 51 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87-ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» (л.д.167-168). Копия данного решения комиссии направлена Мешкову П.С. 07.08.2020.

Из протокола заседания Территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района города Воронежа, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 10 по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва, № 105 от 07.08.2020, видно, что на заседании комиссии было обращено внимание на то, что заявления Мешкова П.С. об отводе Окружной избирательной комиссии, об обращении в Конституционный суд РФ, о предоставлении права подавать документы по электронной почте через личный кабинет на сайте госуслуг, внесении избирательного залога, о регистрации Мешкова П.С. в порядке самовыдвижения без сбора подписей, не представляется возможным рассмотреть в рамках полномочий комиссии, поскольку выборы организуются в рамках, определенных избирательным законодательство, о чем заявителю Мешкову П.С. были даны ответы по существу с разъяснениями (л.д.93-100).

Решением Избирательной комиссии Воронежской области от 24.08.2020 № 162/1048-6 оставлены без удовлетворения жалобы Мешкова П.С. (б/н от 18.08.2020, 18.08.2020, 20.08.2020,21.08.2020 года), в том числе на решение Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва по одномандатному округу № 10 от 07.08.2020 № 105/376-6 «Об отказе в регистрации Мешкову П.С. кандидатом в депутаты Воронежской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу». Копия данного решения комиссии была направлена Мешкову П.С. 24.08.2020 (л.д.121-125).

Из мотивировочной части решения Избирательной комиссии Воронежской области от 24.08.2020 № 162/1048-6 усматривается, что на заседании комиссии было доложено, что Мешков П.С. неоднократно информировался избирательными комиссиями о том, что отвод избирательным комиссиям, подача документов в избирательные комиссии через сайт госуслуг, освобождение об сбора подписей и регистрация без сбора подписей, предоставление права внести избирательный залог и иные требования, содержащие в жалобах Мешкова П.С. в отношении Окружной избирательной комиссии, Избирательной комиссии Воронежской области, не предусмотрены Законом Воронежской области от 27 июня 2007 года №87-ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» и противоречат действующему законодательству.

Согласно части 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в такой регистрации, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.

Указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (часть 7 статьи 240 КАС РФ).

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 24 марта 2020 года № 12-П часть 4 статьи 240 КАС РФ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 32 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она предусматривает отказ в рассмотрении (в удовлетворении) судом административного искового заявления, касающегося решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, в связи с пропуском заявителем (кандидатом) десятидневного срока обращения в суд, установленного данным Кодексом, в случае предварительного обжалования таким заявителем (кандидатом) решения об отказе в регистрации в вышестоящую избирательную комиссию. При этом федеральному законодателю рекомендовано, исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в указанном Постановлении, - внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, направленные на обеспечение эффективного судебного оспаривания решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, либо посредством разумного согласования с возможностью обжалования такого решения в вышестоящую избирательную комиссию, либо путем введения по аналогии с решением избирательной комиссии о регистрации кандидата правила о его отмене только судом. Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из данного Постановления, административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, после истечения закрепленного частью 4 статьи 240 КАС Российской Федерации срока, может быть подано в суд заявителем (кандидатом) в случае предварительного обжалования такого решения в установленном законом порядке в вышестоящую избирательную комиссию в предусмотренный пунктом 2 статьи 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в пятидневный срок со дня принятия вышестоящей избирательной комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения.

Из материалов дела следует, что решение Избирательной комиссии Воронежской области № 162/1048-6, которым оставлены без удовлетворения жалобы Мешкова П.С. на решение Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва по одномандатному округу № 10 от 07.08.2020 № 105/376-6 «Об отказе в регистрации Мешкову П.С. кандидатом в депутаты Воронежской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу» принято 24.08.2020, а с настоящим административным исковым заявлением административный истец Мешков П.С. обратился 07.09.2020, то есть с пропуском, предусмотренного частью 4 статьи 240 КАС РФ и Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 24 марта 2020 года № 12-П, срока на обращение в суд с данными требованиями.

При таких обстоятельствах, поскольку пропуск срока на обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, то в силу части 10 статьи 240 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований Мешкова П.С. о признании незаконными решения Территориальной избирательной комиссии Коминтерновского района города Воронежа, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 10 по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва, от 07.08.2020 № 105/376-6, решения Избирательной комиссии Воронежской области от 24.08.2020 № 162/1048-6, поскольку срок, установленный пунктом 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, частью 4 статьи 240 КАС РФ является пресекательным, исчисляется с даты принятия избирательной комиссией решения, и в соответствии с положениями частей 7, 9, 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации восстановлению не подлежит независимо от причин его пропуска.

Разрешая требования административного истца о регистрации Мешкова П.С. кандидатом в депутаты Воронежской областной Думы седьмого созыва, суд, исходя из установленных обстоятельств по административному делу, не находит оснований для удовлетворения данных требований, поскольку в силу подпункта «в» пункта 8 статьи 25 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, статьи 32 закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87-ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» решение о регистрации кандидата принимается Окружной избирательной комиссией.

Доводы административного истца о том, что административными ответчиками не были рассмотрены заявления, поданные им одновременно с уведомлением о самовыдвижении в качестве кандидата в депутаты Воронежской областной Думы седьмого созыва, опровергаются материалами дела.

Суд также полагает необходимым отметить, что действующее законодательство не возлагает на избирательные комиссии обязанности по направлению запроса в Конституционный суд Российской Федерации, а также не предусматривает право кандидата в депутата сбора подписей избирателей в электронном виде, поскольку согласно положений пункта 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ избиратель собственноручно ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Мешкова П.С.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Мешкова П.С. к Избирательной комиссии Воронежской области, Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 10 по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва о защите избирательных прав - отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий: Трофимова М.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2020 года.