Дело № 3а-476/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 сентября 2020 года город Воронеж
Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Дёминой О.В.,
при секретаре судебного заседания Тезиковой Е.О.,
с участием прокурора прокуратуры Воронежской области Руденко И.И.,
представителя административного ответчика Избирательной комиссии Воронежской области по доверенности Тюниной Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мешкова Петра Станиславовича к Избирательной комиссии Воронежской области о защите избирательных прав,
установил:
Мешков П.С. обратился в Воронежский областной суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что 11 июня 2020 года постановлением (решением) Воронежской областной Думы № 2154-VI-ОД на 13 сентября 2020 года назначено проведение выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва.
15 июня 2020 года Избирательной комиссией Воронежской области было вынесено решение № 134/883-6, которым утвержден «Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва», согласно которому проведение голосования на выборах было определено 13 сентября 2020 года с 8 часов до 20 часов.
29 июля 2020 года Избирательная комиссия Воронежской области вынесла новое решение № 154/995-6 «О календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва», в котором внесла изменения в предыдущее решение, в частности, определила, что голосование на выборах будет проводиться не один день (13 сентября 2020 года), а три дня - 11, 12, 13 сентября 2020 года. Данное решение было мотивировано и обосновано постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года № 280/1916-7, которым была установлена норма о трехдневном голосовании.
Считает, что постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года № 280/1916-7 и утвержденный этим постановлением Порядок являются неправомерными и незаконными в части утверждения, что выборы депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва могут и должны проводиться в течении трех дней, поскольку противоречит и не соответствует Федеральному закону от 31 июля 2020 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статье 63.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В данном случае Избирательной комиссией, организующей выборы депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва, и имеющей право принимать решение о голосовании с течение трех дней подряд, является Избирательная комиссия Воронежской области, и такое решение может быть ею принято не позднее 21 июня 2020 года, то есть в течение 10 дней с момента опубликования постановления (решения) Воронежской областной Думы № 2154-VI-ОД от 11 июня 2020 года о назначении выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва на 13 сентября 2020 года.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 24 июля 2020 года № 280/1916-7 в части утверждения и назначения проведения в течение трех дней - 11, 12, 13 сентября 2020 года выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва также является незаконным, вынесенным не по подведомственности, поскольку Центральная избирательная комиссия РФ не является избирательной комиссией, организующей эти выборы.
Считает, что совершенные Избирательной комиссией Воронежской области нарушения закона и избирательных прав административного истца свидетельствуют о нежелании членов Избирательной комиссии Воронежской области соблюдать Конституцию Российской Федерации, конституционные и избирательные права граждан и конституционные обязанности, возложенные на членов избирательных комиссий.
На основании изложенного, административный истец просит признать:
- неправомерными, незаконными действия членов Избирательной комиссии Воронежской области, издавших 29 июля 2020 года постановление № 154/995-6 «О календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва», в котором они в целях реализации Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума, с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 24 июля 2020 года № 260/1916-7, решили внести изменения в решение Избирательной комиссии Воронежской области от 15 июня 2020 года № 134/883-6 «О календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва», в котором утвердили проведение выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва в течение трех дней - 11, 12, 13 сентября 2020 года;
- признать неправомерным, незаконным и отменить решение Избирательной комиссии Воронежской области от 29 июля 2020 года № 154/995-6 «О календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва», в части, в которой этим решением отменено решение этой комиссии от 15 июня 2020 года № 134/883-6, которым был утвержден «Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва», в котором утвердили проведение выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва», согласно которому проведение голосования на выборах депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва было определено 13 сентября 2020 года с 8 часов до 20 часов и утверждено и назначено проведение выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва в течение трех дней;
- вынести решение о расформировании Избирательной комиссии Воронежской области;
- признать неправомерным, незаконным и отменить постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года № 280/1916-7 и утвержденный этим постановлением Порядок в части утверждения и назначения проведения трехдневного голосования 11, 12, 13 сентября 2020 года при проведении выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва, областных законодательных собраний субъектов Российской Федерации и других законодательных собраний, в которых Центральная избирательная комиссия РФ не является Избирательной комиссией, организующей выборы.
Определением судьи Воронежского областного суда от 09 сентября 2020 года отказано в принятии административного искового заявления Мешкова П.С., поданного в интересах неопределенного круга лиц - всех граждан Российской Федерации - жителей одномандатного округа № 10 по выборам депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва, прокуратуры Воронежской области, прокурора Воронежской области, в части административных исковых требований о расформировании Избирательной комиссии Воронежской области. Административное исковое заявление Мешкова П.С. к Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о признании неправомерным, незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года № 280/1916-7 и утвержденного этим постановлением Порядка возвращено административному истцу.
09 сентября 2020 года административный иск в части требований к Избирательной комиссии Воронежской области о признании неправомерными, незаконными действий членов Избирательной комиссии Воронежской области и отмене решения Избирательной комиссии Воронежской области от 29 июля 2020 года № 154/995-6 «О календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва» в части проведения голосования на выборах депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва в течение трёх дней принят к производству Воронежского областного суда и по нему возбуждено административное дело.
Административный истец Мешков С.П. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом путем направления извещения по электронной почте согласно его ходатайству, изложенному в административном исковом заявлении, об уважительных причинах неявки суду не сообщил (л.д. 109-110, 112).
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Воронежской области по доверенности Тюнина Ю.Г. возражала против удовлетворения административных исковых требований и пояснила в судебном заседании, что оспариваемые действия членов Избирательной комиссии Воронежской области и решение Избирательной комиссии Воронежской области от 29 июля 2020 года являются законными и обоснованными.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 150, 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося административного истца.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика по доверенности Тюниной Ю.Г., исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Воронежской области Руденко И.И., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав) закреплены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определены принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума.
Согласно части 1 статьи 11 Закона об основных гарантиях избирательных прав законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, Конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
На территории Воронежской области гарантии избирательных прав граждан, порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти Воронежской области и в органы местного самоуправления устанавливаются указанным выше Федеральным законом, а также Законом Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87-ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области».
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 27 Закона Воронежской области № 87-ОЗ Избирательная комиссия Воронежской области является государственным органом Воронежской области, организующим подготовку и проведение выборов в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами, настоящим Законом Воронежской области, а также иными законами Воронежской области.
Избирательная комиссия Воронежской области формируется в составе четырнадцати членов комиссии с правом решающего голоса сроком на пять лет, действует на постоянной основе и является юридическим лицом.
В соответствии со статьей 24 Закона Воронежской области № 87-ОЗ комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов на территории Воронежской области (часть 1).
Комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов (часть 5).
Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Воронежской области, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации (часть 10).
В силу положений статьи 28 Закона Воронежской области № 87-ОЗ Избирательная комиссия Воронежской области в ходе подготовки и проведения выборов органов государственной власти Воронежской области обеспечивает на территории Воронежской области реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов (пункт 5), осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом Воронежской области (пункт 33).
Судом установлено, что 11 июня 2020 года постановлением Воронежской областной Думы № 2154-IV-ОД назначены выборы в Воронежскую областную Думу на 13 сентября 2020 года.
Решением Избирательной комиссии Воронежской области от 15 июня 2020 года № 134/883-6 утвержден Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва (далее - Календарный план мероприятий).
Пунктом 109 Календарного плана мероприятий определена дата проведения голосования - 13 сентября 2020 года с 8 часов до 20 часов.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года № 260/1916-7 утвержден Порядок досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года.
В целях реализации Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года решением Избирательной комиссии Воронежской области от 29 июля 2020 года № 154/995-6 внесены изменения в решение Избирательной комиссии Воронежской области от 15 июня 2020 года № 134/883-6, изложив Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва в новой редакции.
Так, пунктом 107 Календарного плана мероприятий предусмотрено проведение голосования 11, 12, 13 сентября 2020 года с 8 часов до 20 часов.
Решение было размещено на официальном сайте Избирательной комиссии Воронежской области в сети Интернет – www.voronezh.izbirkom.ru.
По мнению административного истца, действия членов Избирательной комиссии Воронежской области по изданию решения от 29 июля 2020 года № 154/995-6 и само решение Избирательной комиссии Воронежской области, которым утверждено проведение выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва в течение трёх дней - 11, 12, 13 сентября 2020 года, являются незаконными, противоречат Федеральному закону от 31 июля 2020 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статье 63.1 Закона об основных гарантиях избирательных прав.
Между тем при рассмотрении дела судом обстоятельств, в силу которых оспариваемое решение подлежало бы отмене, не установлено.
Порядок принятия решения Избирательной комиссией Воронежской области соблюден, оспариваемое решение принято правомочным составом, единогласно и не нарушает права административного истца на участие в выборах.
Доводы административного истца о подобных нарушениях основаны на предположениях о их возможном наличии, а не на сведениях об установлении таких фактов компетентными органами, в том числе самой Избирательной комиссией Воронежской области.
При этом утверждение административного истца, что оспариваемым решением и действиями членов Избирательной комиссии Воронежской области нарушено избирательное право граждан Российской Федерации не может быть признано состоятельным.
Доказательства фактов таких нарушений не представлены в судебном заседании.
Оснований полагать, что действия членов Избирательной комиссии Воронежской области по принятию решения от 29 июля 2020 года № 154/995-6 «О календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва» являются незаконными, у суда не имеется, доказательств обратного не представлено.
Доводы административного истца о несоответствии решения Избирательной комиссии Воронежской области от 29 июля 2020 года № 154/995-6 положениям Федерального закона от 31 июля 2020 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статье 63.1 Закона об основных гарантиях избирательных прав, несостоятельны, поскольку вышеуказанный Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 267-ФЗ был принят и вступил в силу 31 июля 2020 года, то есть после принятия оспариваемого решения Избирательной комиссии Воронежской области.
Таким образом, административное исковое заявление Мешкова С.П. не содержит доводов, которые указывали бы на наличие правовых оснований для отмены оспариваемого решения Избирательной комиссии Воронежской области в части определения трёх дней голосования - 11, 12, 13 сентября 2020 года.
В силу части 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска, если установит, что оспариваемые решение, действие являются законными.
С учетом заявленных административных исковых требований, анализа обстоятельств административного дела, исходя из требований норм Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87-ОЗ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления Мешкова С.П. о признании незаконными действий членов Избирательной комиссии Воронежской области по принятию решения от 29 июля 2020 года № 154/995-6 «О календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва» и признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии Воронежской области от 29 июля 2020 года № 154/995-6 «О календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Воронежской областной Думы седьмого созыва».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Мешкова Петра Станиславовича к Избирательной комиссии Воронежской области о защите избирательных прав отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Дёмина
Мотивированное решение суда изготовлено 10.09.2020 года.