Дело № 3а-505/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 10 июля 2019 г.
Воронежский областной суд в составе
председательствующего судьи Привалова А.А.,
при секретаре Юрловой Л.В.,
с участием представителя
административного ответчика ФИО1,
прокурора Бескакотова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Воронежской городской Думе о признании недействующими отдельных положений Правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 № 190-II,
установил:
решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 № 190-II утверждены Правила благоустройства территорий городского округа город Воронеж (далее – Правила).
Пункт 9.1.2 названных Правил устанавливает, что внешний вид фасадов зданий (сооружений), расположенных по красной линии (линии застройки) основных магистральных улиц городского округа город Воронеж, определенных в приложении № 2 к данным Правилам, должен соответствовать паспорту фасада здания (сооружения).
Внешний вид фасадов зданий (сооружений), строительство или реконструкция которых планируется на территории городского округа город Воронеж в случаях, установленных решением Воронежской городской Думы, регулирующим порядок согласования архитектурно-градостроительного облика объекта, определяется архитектурным решением, согласованным уполномоченным органом местного самоуправления, путем предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта.
Уполномоченным органом местного самоуправления по предоставлению решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта является администрация городского округа город Воронеж в лице управления главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж.
Пунктом 9.1.4 Правил предусмотрено, что форма паспорта фасада здания (сооружения), требования к конструктивным элементам и дополнительному оборудованию фасадов, информационным элементам и устройствам фасадов зданий (сооружений), рекламным конструкциям на фасадах, порядку их размещения, а также их технические характеристики устанавливаются нормативными правовыми актами администрации городского округа город Воронеж.
В пункте 9.3.15.1 ответственность за технически исправное и надлежащее санитарное состояние ограждений скверов, парков, производственных баз, предприятий, организаций, учреждений и т.д. возлагается на их владельца либо на лиц, эксплуатирующих и обслуживающих данные объекты.
ФИО2, являющийся собственником нежилого помещения и автомоечного комплекса, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных предписаний Правил ввиду их несоответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, считая, что оспариваемые положения Правил приняты Воронежской городской Думой с превышением полномочий.
По мнению административного истца, подлежат признанию недействующими пункт 9.1.2 в части требования соответствия внешнего вида фасадов зданий и сооружений решению о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта и паспорту фасада, утвержденным администрацией городского округа город Воронеж; пункты 9.1.4, 9.3.15.1 в целом.
Административный истец ФИО2 направил в суд письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1 полагал, что оспариваемые нормы Правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж соответствуют требованиям действующего законодательства и оснований для признания их недействующими не имеется.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора Бескакотова А.А., полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, ФИО2 на праве собственности принадлежат: нежилое помещение в здании, расположенном по адресу: <адрес>; автомоечный комплекс, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 90-103).
Таким образом, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и гарантируется, в том числе запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. ст. 12, 130 (ч. 1), 132 (ч. 1) и 133).
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 25 части 1 статьи 16 поименованного закона к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа, а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно абзацу двадцать первому части 1 статьи 2 этого же закона правилами благоустройства территории муниципального образования является муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Представительным органом муниципального образования город Воронеж является Воронежская городская Дума (далее - городская Дума), имеющая полномочия по установлению общеобязательных правил на территории города Воронеж, включая утверждение правил благоустройства территории городского округа (часть 1 статьи 28, пункт 12 части 1 статьи 29 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 г. № 150-1).
В соответствии с частью 1 статьи 56 Устава городского округа город Воронеж Воронежская городская Дума по вопросам, отнесенным к ее полномочиям федеральными законами, законами Воронежской области и Уставом городского округа город Воронеж (далее – Устав), принимает решения.
В целях реализации полномочий по принятию нормативных правовых актов, обеспечения благоустройства территорий городского округа город Воронеж и определения порядка уборки и содержания городских территорий решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 № 190-II утверждены Правила благоустройства территорий городского округа город Воронеж.
Данное решение опубликовано в газете «Воронежский курьер» от 10.07.2008 № 76 (часть 11 статьи 55 Устава).
Вступившим в законную силу решением Воронежского областного суда от 28.09.2016 г. полномочия городской Думы по принятию названного нормативного правового акта и соблюдение требований к его форме, порядку принятия, опубликования и введения в действие подтверждены.
Решением Воронежской городской Думы от 01.11.2017 № 663-IV утверждена новая редакция Правил. Данное решение опубликовано в газете «Берег» от 10.11.2017 г. № 83.
Абзац второй пункта 9.1.2 Правил действует в редакции решения Воронежской городской Думы от 04.04.2018 № 817-IV (л.д. 65-88).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом № 131-ФЗ, с соблюдением процедуры, порядка и формы принятия правового акта.
Проверяя соответствие оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Обосновывая позицию о несоответствии оспариваемого пункта 9.1.2 Правил, административный истец ссылается на противоречие части 2 статьи 6 ГрК РФ, постановлению Правительства РФ от 30.04.2014 № 403.
Суд находит данные доводы основанными на неверном толковании закона.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36).
Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений и сооружений, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38 ГрК РФ).
Правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (абзац двадцать первый части 1 статьи 2 Федерального закона №N 131-ФЗ), могут регулировать в том числе вопросы внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства (пункты 2 и 3 части 2 статьи 45.1 поименованного закона).
Правила благоустройства территорий городского округа город Воронеж устанавливают единые и обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренних производственных территорий, для всех юридических и физических лиц (пункт 1.1 Правил).
Вопреки мнению административного истца об утверждении внешнего вида фасадов и ограждений конкретных зданий, строений и сооружений, Уставом городского округа город Воронеж полномочия по утверждению правил благоустройства отнесены к исключительной компетенции Воронежской Городской Думы (пункт 12 части 1 статьи 29), а администрация городского округа реализует исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления по организации благоустройства территории городского округа (пункт 32 части 1 статьи 48).
В связи с этим установление непосредственных требований к внешнему виду фасадов зданий и сооружений могут быть переданы представительным органом в пределах собственного усмотрения иным органам местного самоуправления городского округа, в данном случае - администрации городского округа город Воронеж.
Предусмотренная оспариваемым положением обязанность собственников зданий и сооружений выполнять требования соответствия внешнего вида фасада здания, сооружения паспорту фасада путем предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта уполномоченным органом местного самоуправления, не может рассматриваться как реализация Воронежской городской Думой правоприменительных полномочий вместо нормативно-правового регулирования.
Устанавливая требования к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, оспариваемый пункт Правил регулирует общественные отношения в сфере обеспечения эстетического состояния территории муниципального образования.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 403 утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, а Правила не устанавливают каких-либо требований к объектам жилищного строительства ввиду регулирования иных правоотношений.
Оспаривая пункт 9.1.4 Правил, административный истец указывает на то, что городская Дума не могла передать администрации городского округа город Воронеж полномочия по принятию нормативного правового акта, устанавливающего форму паспорта фасада здания (сооружения), требования к конструктивным элементам и дополнительному оборудованию фасадов, информационным элементам и устройствам фасадов зданий (сооружений), рекламным конструкциям на фасадах, порядку их размещения, а также их технические характеристики, что противоречит п. 2 ч.1 ст. 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ.
Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральным законом от 29.12.2017 № 463-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, а также организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
Под правилами благоустройства территории муниципального образования в редакции названного Федерального закона понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Федеральным законом от 29.12.2017 № 463-ФЗ в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также введена статья 45.1, предусматривающая содержание правил благоустройства территории муниципального образования.
Согласно положениям статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования и могут регулировать вопросы, приведенные в части 2 данной статьи, а также иные вопросы, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
На основании пункта 2 части 2 статьи 45.1 указанного федерального закона правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений.
Оспариваемые положения пункта 9.1.4 Правил приняты в пределах полномочий Воронежской городской Думы по вопросам внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.
Представительный орган местного самоуправления в рамках предоставленных ему полномочий вправе самостоятельно определить порядок регулирования внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе путем предоставления исполнительному органу местного самоуправления права устанавливать единые и обязательные для исполнения требования по содержанию фасадов зданий и сооружений, определять типы и виды элементов, допустимых и не допустимых к размещению на фасадах зданий и сооружений, требования к внешнему виду и установке (размещению) указанных элементов на фасадах зданий и сооружений, в целях обеспечения комплексного решения существующей архитектурной среды, сохранения архитектурно-исторического наследия, формирования целостного архитектурно-эстетического облика города, что согласуется с наличием у администрации городского округа исполнительно-распорядительных полномочий местного самоуправления в области организации благоустройства территории городского округа (пункт 32 части 1 статьи 48 Устава городского округа город Воронеж).
Довод административного истца о неопределенности пункта 9.3.15.1 Правил, что является основанием для признания его недействующей, судом отклоняется
Данная норма устанавливает субъектный состав лиц, несущих ответственность за технически исправное и надлежащее санитарное состояние ограждений скверов, парков, производственных баз, предприятий, организаций, учреждений и т.д. При этом надлежащее состояние ограждений перечисленных объектов определяется на основании иных норм Правил, возлагающих соответствующие обязанности на субъектов отношений в области благоустройства.
Оспариваемые пункты Правил не могут рассматриваться как нарушение имущественных прав административного истца как собственника объектов недвижимости, установленных статьей 209 ГК РФ, поскольку требования к внешнему виду и содержанию фасадов зданий и сооружений, установленные названными пунктами, имущественными отношениями, подлежащими урегулированию гражданским законодательством, не являются, а носят публичный характер.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (пункт 1 статьи 1, пункт 1 статьи 2 ГК РФ).
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к административным отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (пункт 3 статьи 2 ГК РФ).
Следовательно, мнение административного истца о нарушении его прав на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом со ссылкой на пункт 1 статьи 209 ГК РФ, является ошибочным.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку судом не установлено противоречия оспариваемых Правил нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав и законных интересов административного истца, оснований к удовлетворению административного иска у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Воронежской городской Думе о признании недействующими пункта 9.1.2 в части, пунктов 9.1.4, 9.3.15.1 Правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 № 190-II (в редакции от 04.04.2018).
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.А. Привалов
Мотивированное решение составлено 15 июля 2019 г.