Дело № 3а-616/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«29» ноября 2017 года Воронежский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Раковой В.Е.
при секретаре Юрловой Л.В., -
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Центр Кластерного Развития Регионов» к правительству Воронежской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости равной рыночной,
у с т а н о в и л:
31 мая 2017 года административный истец ООО «Центр Кластерного развития Регионов» обратился в суд с названным выше административным иском, указывая, что является собственником:
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>», площадью 100 000 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства, размещения и эксплуатации торгово-промышленного комплекса, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права №, выданного ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400006:0023, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 100 000 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства, размещения и эксплуатации торгово-промышленного комплекса, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права №, выданного ДД.ММ.ГГГГ.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, установленная по состоянию на 01 января 2014 года, составляет 271 116 000 рублей.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, установленная по состоянию на 01 января 2014 года, составляет 275 531 000 рублей.
Ссылаясь на то, что административный истец как собственник земельных участков обязан уплачивать земельный налог исходя из размера его кадастровой стоимости, установленной постановлением правительства Воронежской области от 11.12.2015 г. № 970 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области», которая значительно превышает размер его рыночной стоимости на дату оценки, просит установить в отношении указанных земельных участков кадастровую стоимость, равную их рыночной стоимости, установленной в отчете оценщика ООО «Агентство независимой оценки» № 73/12-16 от 07 декабря 2016 года, получившем положительное экспертное заключение СРОО, в размере 28 300 000 рублей и 24 900 000 рублей соответственно.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административных ответчиков судом привлечена администрация Усманского 2-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области.
Определением Воронежского областного суда от 03 августа 2017 года была назначена судебная экспертиза на предмет соответствия отчета оценщика требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости объектов оценки по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости.
В настоящее судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились.
28 ноября руководитель административного истца ФИО2 посредством телефонного звонка выразил просьбу о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
В представленных ранее письменных пояснениях на заявленные требования филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области полагался на усмотрение суда, указывая, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
От ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста РФ» поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя, взыскав судебные расходы за проведение судебной экспертизы в размере 59 162 рубля.
От иных лиц каких-либо заявлений, пояснений, ходатайств не поступило.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247, статьи 150 КАС РФ судом постановлено рассмотреть указанное дело в отсутствие сторон и заинтересованных лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником:
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>», площадью 100 000 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства, размещения и эксплуатации торгово-промышленного комплекса, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права №, выданного ДД.ММ.ГГГГ;
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>», площадью 100 000 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства, размещения и эксплуатации торгово-промышленного комплекса, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права №, выданного ДД.ММ.ГГГГ.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, установленная по состоянию на 01 января 2014 года, составляет 271 116 000 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный кадастр недвижимости 29.12.2015.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:16:5400006:0023, установленная по состоянию на 01 января 2014 года, составляет 275 531 000 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный кадастр недвижимости 29.12.2015.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в суде путём их пересмотра по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как налогоплательщика земельного налога в силу пунктов 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 390, пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку кадастровая стоимость земельных участков устанавливается для целей налогообложения и используется для определения налоговой базы.
Актуальные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области были определены с участием Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области как органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, и утверждены Постановлением Правительства Воронежской области от 11.12.2015 № 970 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области» по состоянию на 01 января 2014 года.
На основании части 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации результаты кадастровой оценки объектов недвижимости, утвержденных постановлением правительства Воронежской области от 11.12.2015 № 970, с 1 января 2017 года подлежат применению для целей налогообложения, связи с чем суд приходит к выводу о наличии у административного истца права на пересмотр кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
В силу абзаца первого статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в суде только после обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия).
17 мая 2017 года административный истец обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость. Решением Комиссии от 15 июня 2017 года № 185 вышеназванное заявление было отклонено, после чего административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Определяя обоснованность административных исковых требований, заявленных по отношению к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области, суд учитывает содержание части 1 статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и пункта 2.2.6 Положения об этом органе, утвержденного приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 25 октября 2011 года № 128, в соответствии с которыми Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области является органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик после даты государственной кадастровой оценки.
Принимая во внимание, что кадастровая стоимость спорного земельного участка не определялась Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области в соответствии с положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», он не является надлежащим административным ответчиком по заявленным требованиям.
Возможность удовлетворения административного иска о пересмотре кадастровой стоимости основана на положениях пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки на основании статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представленный административным истцом отчет оценщика вызвал у суда сомнения в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объектов оценки по причине наличия существенной разницы между определенной оценщиком рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью, а также по причинам отклонения его Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В связи с этим на основании определения суда экспертом ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста РФ» была выполнена оценка отчета о рыночной стоимости земельных участков по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости и оценка рыночной стоимости земельных участков по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости.
Согласно поступившему в суд заключению судебного эксперта ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России ФИО3 № 8557/6-4 от 16 октября 2017 года в отчете ООО «Агентство экспертизы недвижимости» № 73/12-16 от 07.12.2016 выявлены несоответствия в методе расчета рыночной стоимости, в частности при применении корректировки на местоположение, а также применении. Данные несоответствия влияют на итоговую стоимость объекта исследования. Выявлены несоответствия разд. п. 5 ФСО № 3, влияющие на итоговую стоимость объекта оценки.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2014 года составляет 29 100 000 (двадцать девять миллионов сто тысяч) рублей.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2014 года составляет 28 600 000 (двадцать восемь миллионов шестьсот тысяч) рублей.
Оценивая заключение эксперта по правилам, установленным статьей 84 КАС РФ, суд учитывает, что оно выполнено экспертом специализированного экспертного учреждения, который имеет соответствующую квалификацию и образование, длительный стаж экспертной работы. Эксперт предупрежден об ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ, за дачу заведомо ложного заключения. Экспертное заключение содержит выводы по всем поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов, а также иные сведения, предусмотренные статьёй 82 КАС РФ.
С учетом изложенного суд считает возможным принять названное экспертное заключение в качестве надлежащего доказательства определения действительной рыночной стоимости объектов недвижимости.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
На основании изложенного суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной заключением судебного эксперта.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и в силу статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, - до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Для исчисления налоговой базы установленная судом кадастровая стоимость используется за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего оспариваемую кадастровую стоимость, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 25 Постановления его Пленума от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления является дата обращения в Комиссию, датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно требованиям пункта 4 части 6 статьи 180, 103, 106 КАС РФ резолютивная часть решения суда должна содержать указание на распределение судебных расходов, которые состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, в том числе сумм, подлежащих уплате экспертам, расходов на оплату услуг представителей, других признанных судом необходимыми расходов.
Вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом исходя из содержания статей 111, 114, 247, 248 КАС РФ в их системной связи, разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», а также с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в Постановлении 11.07.2017 № 20-П.
В данном случае, учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Постановлении 11.07.2017 № 20-П, суд принимает во внимание, что понесенные административным истцом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи административного иска, а материалами дела не доказано, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений.
При таких обстоятельствах в пользу административного истца с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей, подтверждение которых имеется в материалах дела.
Разрешая заявление ФГБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» о возмещении расходов на проведение судебной экспертизы в размере 59 162 (пятьдесят девять тысяч сто шестьдесят два) рубля, суд исходит из следующего.
В силу части 5 статьи 247, 248 КАС РФ обязанность доказывания в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, лежит на административном истце. В этой связи при вынесении определения о назначении по делу судебной экспертизы по определению рыночной стоимости спорного земельного участка суд возложил обязанность по оплате её проведения на административного истца.
Определение суда вступило в законную силу, однако в части оплаты расходов на проведение экспертизы остаётся неисполненным.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ о невозможности возложения на административного истца некомпенсируемого бремени несения судебных расходов при установленном судом значительном превышении кадастровой оценки над рыночной стоимостью, а также исходя из содержания части 1 статьи 111 и части 1 статьи 114 КАС РФ в их совокупности, суд полагает возможным взыскать расходы на производство судебной экспертизы с административного ответчика в лице правительства Воронежской области.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 245, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности», суд
р е ш и л:
административный иск общества с ограниченной ответственностью «Центр Кластерного Развития Регионов» к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости равной рыночной, - удовлетворить.
Установить на период с 01 января 2017 года до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>», площадью 100 000 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства, размещения и эксплуатации торгово-промышленного комплекса, по состоянию на 01 января 2014 года в размере 29 100 000 (двадцать девять миллионов сто тысяч) рублей.
Установить на период с 01 января 2017 года до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>», площадью 100 000 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства, размещения и эксплуатации торгово-промышленного комплекса, по состоянию на 01 января 2014 года, в размере 28 600 000 (двадцать восемь миллионов шестьсот тысяч) рублей.
Датой подачи заявления считать 17 мая 2017 года.
В удовлетворении административного иска, заявленного по отношению к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, - отказать.
Взыскать с правительства Воронежской области в пользу административного истца в счет возмещения судебных расходов 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Взыскать с правительства Воронежской области в пользу ФГБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» судебные расходы на проведение судебной экспертизы в размере 59 162 (пятьдесят девять тысяч сто шестьдесят два) рубля.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий: В.Е. Ракова