ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-312/2023 от 12.12.2023 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-601/2023

УИД 36OS0000-01-2023-000433-74

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж 12 декабря 2023 г.

Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Сошиной Л.А.,

при секретаре Жуковской И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью Борисоглебского котельно-механического завода «Торговый дом «Олимп» к государственному бюджетному учреждению Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области», министерству имущественных и земельных отношений Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Борисоглебского котельно-механического завода «Торговый дом «Олимп» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просили установить в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью 496 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственной базы (магазина «Хозтовары» ОАО «БКМЗ»), кадастровую стоимость, равную его рыночной стоимости в размере 854000 руб.,

земельного участка с кадастровым номером площадью 533 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, торговые комплексы, выставочные комплексы, кадастровую стоимость, равную его рыночной стоимости в размере 917000 руб.,

земельного участка с кадастровым номером площадью 1673 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, кадастровую стоимость, равную его рыночной стоимости в размере 2879000 руб.,

земельного участка с кадастровым номером площадью 471 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, кадастровую стоимость, равную его рыночной стоимости в размере 811000 руб.,

земельного участка с кадастровым номером площадью 1551 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, торговые комплексы, выставочные комплексы, кадастровую стоимость, равную его рыночной стоимости в размере 2669000 руб.,

земельного участка с кадастровым номером площадью 879 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, торговые комплексы, выставочные комплексы, кадастровую стоимость, равную его рыночной стоимости в размере 1513000 руб.,

земельного участка с кадастровым номером площадью 1379 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, торговые комплексы, выставочные комплексы, кадастровую стоимость, равную его рыночной стоимости в размере 2373000 руб.,

земельного участка с кадастровым номером площадью 2165 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, торговые комплексы, выставочные комплексы, кадастровую стоимость, равную его рыночной стоимости в размере 3726000 руб.

В подтверждение заявленных требований административным истцом были представлены отчеты <данные изъяты> об оценке рыночной стоимости указанных объектов недвижимости, составленные Обществом с ограниченной ответственностью «СТАТУС».

В качестве правового обоснования заявленных требований административный истец ссылается на положения Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», согласно которому основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в том числе, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административный истец полагает, что содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о размере кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , являются завышенными, что приводит к увеличению земельного налога, и, как следствие, затрагивает права и обязанности общества как собственника объектов недвижимости.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом и своевременно извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались.

Учитывая изложенное, в силу статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу требований части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности, поскольку закон предоставляет возможность заинтересованным лицам применять вместо определенной методами массовой оценки кадастровой стоимости установленную по их инициативе кадастровую стоимость в размере рыночной, имеющей большую точность и позволяющей наиболее экономически обоснованно определить одну из основных экономических характеристик объекта недвижимости по сравнению с государственной кадастровой оценкой.

В статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости лицами, чьи права и обязанности затрагивает такая стоимость, устанавливает один из способов реализации закрепленного статьей 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, под которой в силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об оценочной деятельности) понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В силу пункта 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью Борисоглебского котельно-механического завода «Торговый дом «Олимп» является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 496 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственной базы (магазина «Хозтовары» ОАО «БКМЗ»), расположенного по адресу: <адрес>, запись регистрации права собственности <данные изъяты>

земельного участка с кадастровым номером площадью 533 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, торговые комплексы, выставочные комплексы, расположенного по адресу: <адрес>, запись регистрации права собственности <данные изъяты>

земельного участка с кадастровым номером площадью 1673 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, расположенного по адресу: <адрес>, запись регистрации права собственности <данные изъяты>

земельного участка с кадастровым номером площадью 471 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, расположенного по адресу: <адрес>, запись регистрации права собственности <данные изъяты>

земельного участка с кадастровым номером площадью 1551 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, торговые комплексы, выставочные комплексы, расположенного по адресу: <адрес>, запись регистрации права собственности <данные изъяты>

земельного участка с кадастровым номером площадью 879 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, торговые комплексы, выставочные комплексы, расположенного по адресу: <адрес>, запись регистрации права собственности <данные изъяты>

земельного участка с кадастровым номером площадью 1379 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, торговые комплексы, выставочные комплексы, расположенного по адресу: <адрес>, запись регистрации права собственности <данные изъяты>

земельного участка с кадастровым номером площадью 2165 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, торговые комплексы, выставочные комплексы, расположенного по адресу: <адрес>, запись регистрации права собственности <данные изъяты>

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации). Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена по состоянию на 1 января 2022 г. и составляет в отношении земельного участка

с кадастровым номером в размере 2443281,12 руб.,

с кадастровым номером в размере 2455403,08 руб.,

с кадастровым номером в размере 7732053,91 руб.,

с кадастровым номером в размере 2168992,68 руб.,

с кадастровым номером в размере 7182913,65 руб.,

с кадастровым номером в размере 4073848,56 руб.,

с кадастровым номером в размере 6378729,98 руб.,

с кадастровым номером в размере 9985196,50 руб.

Результаты определения кадастровой стоимости одновременно в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков на территории Воронежской области, по состоянию на 1 января 2022 г. утверждены приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 18.10.2022 № 2631.

Следует отметить, что указом Губернатора Воронежской области от 06.10.2023 г. № 245-у «Об оптимизации структуры исполнительных органов Воронежской области» департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области переименован в министерство имущественных и земельных отношений Воронежской области (пункт 1.7). Указанные сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости 17 октября 2023 г.

Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В подтверждение заявленных требований административным истцом представлены отчеты об оценке <адрес>, выполненные Обществом с ограниченной ответственностью «СТАТУС», согласно которым по состоянию на 1 января 2022 г. определена рыночная стоимость земельного участка

с кадастровым номером в размере 854000 руб.,

с кадастровым номером в размере 917000 руб.,

с кадастровым номером в размере 2879000 руб.,

с кадастровым номером в размере 811000 руб.,

с кадастровым номером в размере 2669000 руб.,

с кадастровым номером в размере 1513000 руб.,

с кадастровым номером в размере 2373000 руб.,

с кадастровым номером в размере 3726000 руб.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).

Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В целях устранения возникших сомнений относительно величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости определением Воронежского областного суда от 17 июля 2023 г. по делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено экспертам федерального бюджетного учреждения Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста России.

Согласно заключению эксперта федерального бюджетного учреждения Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста России <данные изъяты> в отчетах об оценке Общества с ограниченной ответственностью «СТАТУС» <данные изъяты> допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к методам расчета рыночной стоимости объектов оценки, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе, неправильно определены факторы, влияющие на стоимость объектов недвижимости, информация, использованная оценщиком, не является достаточной, проверяемой, - нарушение п.п. 2 п. 2, п. 8 ФСО VI, в связи с чем была определена по состоянию на 1 января 2022 г. рыночная стоимость земельного участка

с кадастровым номером в размере 1790 560 руб.,

с кадастровым номером в размере 1639 508 руб.,

с кадастровым номером в размере 5684 854 руб.,

с кадастровым номером в размере 1705 020 руб.,

с кадастровым номером в размере 4521 165 руб.,

с кадастровым номером в размере 2637 000 руб.,

с кадастровым номером в размере 4045 986 руб.,

с кадастровым номером в размере 6207 055 руб.

Оценивая заключение судебной экспертизы по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ответил на поставленные перед ним вопросы, мотивировал свои выводы. Определенная в заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом применен сравнительный подход к оценке, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключение эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют определить рыночную стоимость объектов.

Экспертное заключение выполнено экспертом ФИО7 которая имеет высшее образование, экспертную квалификацию по специальности 16.1 «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, с целью определения рыночной и иной стоимости», 27.1 «Исследование объектов землеустройства, в том числе с определением их границ на местности», стаж экспертной работы с 2012 г., стаж в оценочной деятельности с 2006 г., предупреждена об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

В свою очередь, ни административным истцом, ни административными ответчиками каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.

На основании изложенного суд считает возможным принять заключение судебной экспертизы в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2022 г., и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной экспертизы.

Принимая решение об установлении кадастровой стоимости, равной ее рыночной стоимости, суд вправе установить рыночную стоимость в другом размере, чем указано в административном исковом заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (абзац 2 пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28).

С учетом изложенного и, поскольку доводы административного истца о превышении кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости над их рыночной стоимостью нашли свое подтверждение, заявленное им требование об установлении кадастровой стоимости в размере менее учтенной в Едином государственном реестре недвижимости подлежит удовлетворению с установлением кадастровой стоимости объектов в размере, равном определенному заключением судебной экспертизы.

Поскольку заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости было подано в суд 22 мая 2023 г., то указанную дату следует считать датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, и в соответствии с правилами Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, а также статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда, таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 496 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации производственной базы (магазина «Хозтовары» ОАО «БКМЗ»), равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 1790560 (один миллион семьсот девяносто тысяч пятьсот шестьдесят) руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 533 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, торговые комплексы, выставочные комплексы, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 1639508 (один миллион шестьсот тридцать девять тысяч пятьсот восемь) руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 1673 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 5684854 (пять миллионов шестьсот восемьдесят четыре тысячи восемьсот пятьдесят четыре) руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 471 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 1705020 (один миллион семьсот пять тысяч двадцать) руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 1551 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, торговые комплексы, выставочные комплексы, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 4521165 (четыре миллиона пятьсот двадцать одна тысяча сто шестьдесят пять) руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 879 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, торговые комплексы, выставочные комплексы, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 2637000 (два миллиона шестьсот тридцать семь тысяч) руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 1379 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, торговые комплексы, выставочные комплексы, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 4045986 (четыре миллиона сорок пять тысяч девятьсот восемьдесят шесть) руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 2165 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, торговые комплексы, выставочные комплексы, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 6207055 (шесть миллионов двести семь тысяч пятьдесят пять) руб.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 22 мая 2023 г.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий Л.А. Сошина

Мотивированное решение составлено 26.12.2023.