ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-313/2017 от 19.09.2017 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-560/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«19» сентября 2017 года Воронежский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Раковой В.Е.

при секретаре Юрловой Л.В., -

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «ОКТАВА» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, правительству Воронежской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости равной рыночной,

у с т а н о в и л:

13 июня 2017 года административный истец ООО «ОКТАВА» обратился в суд с названным выше административным иском, указывая, что на основании договора аренды земельного участка от *, договора перенайма земельного участка б/н от * г., является арендатором земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. *, площадью 841 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – земли запаса (неиспользуемые), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним * г. сделана запись регистрации №*.

Кадастровая стоимость земельного участка, установленная по состоянию на 20 марта 2014 года, составляет 6 727 428, 12 рублей.

Ссылаясь на то, что административный истец как арендатор земельного участка обязан уплачивать арендную плату исходя из размера его кадастровой стоимости, установленной на основании данных постановления правительства Воронежской области от 11.12.2015 г. № 970 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области», которая значительно превышает размер его рыночной стоимости на дату оценки, просит установить в отношении указанного земельного участка кадастровую стоимость, равную его рыночной стоимости, установленной в отчете оценщика ООО «Эксперт» №03311-17-013, получившем положительное экспертное заключение СРОО, в размере 2 276 000 рублей.

В качестве заинтересованных лиц по иску указаны: департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, администрация городского округа город Воронеж.

В порядке подготовки к судебному разбирательству по делу на основании определения суда от 30 июня 2017 года была проведена судебная экспертиза на предмет соответствия отчета оценщика требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.

На время проведения экспертизы производство по делу приостанавливалось.

В настоящем судебном заседании производство по делу возобновлено определением, вынесенным в протокольной форме.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.

Представитель административного истца по доверенности Холодов В.Ю. по телефону выразил просьбу рассмотреть дело в отсутствие административного истца и установить кадастровую стоимость объекта согласно заключению эксперта.

Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Администрация городского округа город Воронеж ранее представила письменные возражения против заявленных требований, поскольку многократное уменьшение кадастровой стоимости земельного участка приведет к значительному уменьшению доходной части бюджета городского округа город Воронеж, так как в соответствии со ст. 62 Бюджетного кодекса РФ доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах городского округа, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, поступают в бюджет городского округа по нормативу 100 процентов. В соответствии с частью 1 статьи 61.2 Бюджетного кодекса РФ доходы от уплаты земельного налога зачисляются в бюджет городского округа по нормативу 100 процентов.

От иных лиц каких-либо заявлений, пояснений, ходатайств не поступило.

В соответствии с положениями части 4 статьи 247, статьи 150 КАС РФ судом постановлено рассмотреть указанное дело в отсутствие сторон и заинтересованных лиц.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, административный истец на основании договора аренды земельного участка *, договора перенайма земельного участка б/н от * г., является арендатором земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. *, площадью 841 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – земли запаса (неиспользуемые), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним * г. сделана запись регистрации №*.

Кадастровая стоимость земельного участка, установленная по состоянию на 20 марта 2014 года, составляет 6 727 428, 12 рублей.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в суде путём их пересмотра по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.

Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как плательщика арендной платы в силу пунктов 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и условий договора аренды, поскольку кадастровая стоимость земельного участка используется в качестве базового показателя для определения размера арендной платы.

На основании части 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации результаты кадастровой оценки объектов недвижимости, утвержденных постановлением правительства Воронежской области от 11.12.2015 № 970, с 1 января 2017 года подлежат применению для целей налогообложения, связи с чем суд приходит к выводу о наличии у административного истца права на пересмотр кадастровой стоимости принадлежащего им земельного участка.

В силу абзаца первого статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в суде только после обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия).

11 мая 2017 года административный истец обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость. Решением Комиссии от 24 мая 2017 года № 182 вышеназванное заявление было отклонено, после чего административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

Актуальные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области утверждены Постановлением Правительства Воронежской области от 11.12.2015 № 970 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области» по состоянию на 01 января 2014 года.

В соответствии с частью 1 статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости объектов недвижимости производится органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

На территории Воронежской области органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик является Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области в соответствии с пунктом 2.2.6 Положения об этом органе, утвержденного приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 25 октября 2011 года № 128.

Принимая во внимание, что кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области в соответствии с положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», он является надлежащим административным соответчиком по заявленным требованиям.

Возможность удовлетворения административного иска о пересмотре кадастровой стоимости основана на положениях пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Под рыночной стоимостью объекта оценки на основании статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Представленный административным истцом отчет оценщика вызвал у суда сомнения в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объекта оценки по причине наличия существенной разницы между определенной оценщиком рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью.

В связи с этим на основании определения суда экспертом ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста РФ» была выполнена оценка отчета оценщика на предмет его соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности и оценка рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.

Согласно заключению эксперта *. № 7039/6-4 от 25 августа 2017 года, в представленном отчете оценщика выявлены несоответствия в методе расчета рыночной стоимости спорного объекта, в частности при применении корректировок, а также несоответствия разделу III ФСО-3, пункту 5 ФСО №3, влияющие на итоговую стоимость объекта исследования. Рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 20 марта 2014 года составляет 3 383 340 (три миллиона триста восемьдесят три тысячи триста сорок) рублей.

Оценивая заключение эксперта по правилам, установленным статьей 84 КАС РФ, суд учитывает, что оно выполнено экспертом специализированного экспертного учреждения, который имеет соответствующую квалификацию и образование, длительный стаж экспертной работы. Эксперт предупрежден об ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ, за дачу заведомо ложного заключения. Экспертное заключение содержит выводы по всем поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов, а также иные сведения, предусмотренные статьёй 82 КАС РФ.

С учетом изложенного суд считает возможным принять названное экспертное заключение в качестве надлежащего доказательства определения достоверной рыночной стоимости объекта недвижимости на дату оценки.

Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

На основании изложенного суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной заключением судебного эксперта.

Доводы органа местного самоуправления при этом не имеют правового значения для оценки обоснованности заявленных требований.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и в силу статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, - до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 25 Постановления его Пленума от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления является дата обращения в Комиссию, датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Для исчисления налоговой базы установленная судом кадастровая стоимость используется за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего оспариваемую кадастровую стоимость, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Согласно требованиям пункта 4 части 6 статьи 180, 103, 106 КАС РФ резолютивная часть решения суда должна содержать указание на распределение судебных расходов, которые состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, в том числе сумм, подлежащих уплате экспертам, расходов на оплату услуг представителей, других признанных судом необходимыми расходов.

Исходя из содержания статей 111, 114, 247 КАС РФ в их системной связи, разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», а также с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в Постановлении 11.07.2017 № 20-П, в пользу административного истца с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей и оплате проведения судебной экспертизы по оценке рыночной стоимости земельного участка в размере 18 388 рублей.

Разрешая заявление ФГБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» о возмещении расходов на проведение судебной экспертизы в размере 22 386 рублей суд исходит из следующего.

В силу части 5 статьи 247, 248 КАС РФ обязанность доказывания в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, лежит на административном истце. В этой связи при вынесении определения о назначении по делу судебной экспертизы по оценке отчета и определению рыночной стоимости спорного земельного участка суд возложил обязанность по оплате её проведения на административного истца.

Определение суда вступило в законную силу, однако в части оплаты расходов на проведение экспертизы по оценке отчета в размере 22 386 рублей остаётся неисполненным.

Принимая во внимание изложенное, а также учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ о невозможности возложения на административного истца некомпенсируемого бремени несения судебных расходов при установленном судом значительном превышении кадастровой оценки над рыночной стоимостью, а также исходя из содержания части 1 статьи 111 и части 1 статьи 114 КАС РФ в их совокупности, суд полагает возможным взыскать 22 386 рублей в счет возмещения расходов на производство судебной экспертизы с административного ответчика.

При этом суд принимает во внимание, что ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость спорного объекта значительно (на 50 %) превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что может, по мнению Конституционного Суда РФ, свидетельствовать о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.

Суд учитывает при этом, что с точки зрения профессиональных стандартов разумный и допустимый диапазон отклонений между кадастровой и рыночной стоимостью в настоящее время не установлен. Между тем, из содержания пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263 следует, что в досудебной практике оспаривания кадастровой стоимости разумным и допустимым признаётся диапазон отклонений между кадастровой и рыночной стоимостью не более чем на тридцать процентов.

Суд учитывает также, что понесенные административным истцом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи административного иска.

Обсуждая вопрос о том, с кого конкретно из административных ответчиков подлежат взысканию судебные расходы, суд учитывает, что по смыслу главы 10 КАС РФ, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу. При предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них (пункты 1, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).

Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Применительно к обстоятельствам данного дела и положениям статьи 24.17 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует вывод, что акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости был издан правительством Воронежской области.

Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области осуществил определение кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.19 названного Федерального закона, используя результаты определения кадастровой стоимости, утвержденные правительством Воронежской области.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области применительно к положениям статьи 247 КАС РФ в данном случае не является надлежащим административным ответчиком по заявленным требованиям.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 245, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности», суд

р е ш и л:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «ОКТАВА» к правительству Воронежской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости равной рыночной, - удовлетворить.

Установить на период с 01 января 2017 года до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. *, площадью 841 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – земли запаса (неиспользуемые), по состоянию на 20 марта 2014 года в размере 3 383 340 (три миллиона триста восемьдесят три тысячи триста сорок) рублей.

Датой подачи заявления считать 11 мая 2017 года.

Отказать административному истцу в удовлетворении требований, заявленных к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области.

Взыскать в пользу административного истца ООО «ОКТАВА» с правительства Воронежской области в счет возмещения судебных расходов 20 388 (двадцать тысяч триста восемьдесят восемь) рублей.

Взыскать с правительства Воронежской области в пользу Федерального бюджетного учреждения «Воронежский региональный центр судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации в счет возмещения расходов на проведение судебной экспертизы 22 386 (двадцать две тысячи три ста восемьдесят шесть) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий: В.Е. Ракова