Дело № 3а-559/2022
УИД 36OS0000-01-2022-000472-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 сентября 2022 года город Воронеж
Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Дёминой О.В.,
при секретаре судебного заседания Стороженко Е.В.,
с участием:
представителя административного истца по доверенности и ордеру адвоката Дунаева В.Ю.,
представителя административного ответчика департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по доверенности Мещеряковой М.В.,
прокурора отдела прокуратуры Воронежской области Бескакотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Планета» о признании недействующим приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области № 1 от 12 января 2021 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров» в части утверждения норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории «аптека» для Панинского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера,
установил:
приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области № 1 от 12 января 2021 года утверждены нормативы накопления твердых бытовых отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров.
Приказ опубликован в информационной системе «Портал Воронежской области в сети «Интернет» www.govvrn.ru 22 января 2021 года.
06 июля 2022 года в Воронежский областной суд в виде электронного образа документа через систему ЕСИА, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью представителем административного истца по доверенности Дунаевым В.Ю., поступило административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Планета» (далее по тексту - ООО «Планета») о признании недействующим приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области № 1 от 12 января 2021 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров» в части утверждения норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории «аптека» для Панинского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера с 01 января 2021 года.
В обоснование административных исковых требований указано, что
ООО «Планета» в 2020-2021 годах осуществляло свою деятельность - торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) в аптеке, расположенной по адресу: <адрес>,
<адрес>.
23 июня 2022 года от ООО «Вега» административному истцу поступила претензия с требованием об оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами регионального оператора за период с 1 января 2020 года по 1 июля 2022 года, с приложением договора № 000507/22-А, счетами на плату услуг и актами о приеме выполненных работ (оказанных услуг). ООО «Планета» предъявленные счета не оплатила.
ООО «Вега» является региональным оператором по вывозу твердых коммунальных отходов (далее по тексту - ТКО), действующих на территории Панинского отходоперерабатывающего кластера Воронежской области, куда включен Аннинский район. Исходя из содержания счетов на оплату услуг по вывозу ТКО за 2020 год, ООО «Вега» при взимании платы за услугу руководствуется нормативом накопления ТКО для аптек в размере 206,01 куб.м.
С учетом того, что норматив накопления твердых коммунальных отходов, утвержденный приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области № 184 от 08 октября 2019 года, для категории объектов образования ТКО «аптека» признан недействующим решением Воронежской областного суда от 04 апреля 2022 года, при расчете объема оказанных услуг по вывозу ТКО от ООО «Планета» применен установленный действующим приказом норматив накопления ТКО по категориям объектов «аптека».
Таким образом, с учетом выставленных счетов на оплату услуг по вывозу ТКО административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Административный истец считает оспариваемый нормативный правовой акт не действующим в части, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающие в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
Согласно пункту 4 названных Правил нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил № 269).
Процедура собора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8-12 Правил № 269.
Административный истец указывает, что департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области информация по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, не запрашивалась.
Исходя из существующей в Воронежской области судебной практики по оспариванию нормативов накопления судом при рассмотрении административных дел № 3а-71/2021, 3а-371/2022 были приняты решения о признании оспариваемого нормативного акта не действующим с момента его начала действия, с 1 января
2021 года. Основанием для признания приказа недействующим послужило установление факта нарушения порядка определения норматива накопления твердых коммунальных отходов для определенной категории. Полагает, что неправомерно рассчитанный норматив обязывает административного истца производить завышенную плату за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и нарушает его права.
В письменных пояснениях на административное исковое заявление департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области признает административные исковые требования в части признания недействующим приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области № 1 от 12 января 2021 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров» в части утверждения норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории «аптека» для Панинского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера (л.д.70-71).
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Планета» по доверенности и ордеру адвокат Дунаев В.Ю. административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по доверенности Мещерякова М.В. признала административные исковые требования.
Заслушав объяснения представителя административного истца Дунаева В.Ю., представителя административного ответчика Мещеряковой М.В., исследовав материалы дела, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, учитывая заключение прокурора отдела прокуратуры Воронежской области Бескакотовой А.В., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется нормативными правовыми актами экологического законодательства.
Законодательство об охране окружающей среды (экологическое законодательство) отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Закон № 89-ФЗ) предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Так, пунктами 3.1, 22 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 26 ноября 2004 года № 1056, установлено, что департамент, являясь отраслевым исполнительным органом государственной власти Воронежской области, наделен полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО.
Частью 2 статьи 16 Закона Воронежской области от 03 ноября 2015 года
№ 147-ОЗ «Об отходах производства и потребления на территории Воронежской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Воронежской области в сфере обращения с отходами производства и потребления» установлено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются уполномоченным органом в сфере твердых коммунальных отходов.
Статьей 2 Закона Воронежской области от 17 октября 2012 года № 111-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Воронежской области» установлено, что в систему исполнительных органов государственной власти Воронежской области входят: 1) высший исполнительный орган государственной власти Воронежской области - правительство Воронежской области; 2) иные исполнительные органы государственной власти Воронежской области: департаменты, управления, инспекции, представительство Воронежской области.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона исполнительные органы государственной власти Воронежской области являются органами специальной компетенции, формируются правительством Воронежской области и осуществляют на всей территории Воронежской области государственное управление в отдельных (подведомственных) сферах в пределах своих полномочий.
Постановлением правительства Воронежской области от 26 ноября 2014 года № 1056 утверждено Положение о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области в сферах жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (пункт 1.1 Положения). К функциям департамента отнесено установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов (пункт 3.1.22 Положения).
Закон Воронежской области от 01 февраля 1995 года № 11-з «О нормативных правовых актах Воронежской области» определяет понятия и виды нормативных правовых актов Воронежской области, регулирует иные вопросы, связанные с принятием и действием нормативных правовых актов Воронежской области.
В соответствии со статьей 4 данного закона приказом является нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам компетенции исполнительных органов государственной власти Воронежской области, издаваемый руководителем соответствующего исполнительного органа государственной власти Воронежской области.
Реализуя указанные полномочия, 12 января 2021 года департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области принят приказ № 1, которым утверждены нормативы накопления ТКО на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров.
В частности, приказом № 1 от 12 января 2021 года с 01 января 2021 года установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов для объекта «аптека», в том числе для Панинского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера определен в размере 1,03 куб. м/год или 114 кг/год на 1 кв. метр общей площади.
Приказ опубликован в информационной системе «Портал Воронежской области в сети «Интернет» www.govvrn.ru 22 января 2021 года.
При рассмотрении Воронежским областным судом административных дел
№ 3а-270/2021, № 3а-71/2021 был исследован вопрос о процедуре принятия оспариваемого приказа № 1 от 12 января 2021 года. Вступившими в законную силу решениями Воронежского областного суда от 02 июня 2021 года (дело № 3а-270/2021), от 02 июня 2021 года (дело № 3а-71/2021) сделан вывод о соблюдении процедуры принятия оспариваемого приказа.
Пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря
2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установлено, что указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).
Таким образом, обстоятельства, относительно соблюдения процедуры принятия не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела.
Исходя из анализа указанных выше норм, суд приходит к выводу, что, принимая оспариваемый нормативный правовой акт, департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области действовал в пределах своей компетенции и предоставленных ему полномочий при утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения в действие.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов административного дела, ООО «Планета» зарегистрировано в качестве юридического лица 25 декабря 2012 года (ОГРН №, адрес юридического лица: <адрес>), основной вид деятельности - торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 03 июля 2022 года (л.д. 37-40), Уставом ООО «Планета», утвержденного решением единственного участника № 1 от 18 декабря 2012 года (л.д. 43-50).
На основании договора безвозмездного пользования нежилого помещения, заключенного между Юрьевой Ю.И. и ООО «Планета» 01 января 2018 года, акта приема-передачи нежилого помещения, административный истец осуществлял пользование нежилым помещением, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, с осуществлением деятельности в виде розничной торговли лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (л.д. 14-15, л.д. 12 оборот).
Региональным оператором ООО «Вега» по вывозу твердых коммунальных отходов, действующим на территории Панинского отходоперерабатывающего кластера Воронежской области, в который включен Аннинский район Воронежской области, ООО «Планета» выставлены счета на оплату услуг по обращению с ТКО, исходя из оспариваемого норматива накопления твердых коммунальных отходов за январь - декабрь 2020 года, январь - декабрь 2021 года, январь - июнь 2022 года (л.д. 21-22), а также направлена претензия об оплате задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами от 16 июня 2022 года (л.д. 24).
Соответственно, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным актом, в связи с чем вправе ставить вопрос о его соответствии иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя соответствие оспариваемого приказа федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» установлено, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2).
Исходя из пункта 5 указанных Правил, коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При этом согласно пункту 3 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.
Так, согласно пункту 4 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ, порядок определения нормативов накопления ТКО устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 4 названных Правил нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы; г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов накопления ТКО).
Как следует из положений пункта 7 Правил определения нормативов накопления ТКО, в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают: а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек; б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 - 500 тыс. человек; в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.
Процедура сбора данных о массе и объеме накопления отходов с учетом сезонных изменений регулируется пунктами 8-12 Правил определения нормативов.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяется по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил, как произведение, соответственно, среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
В соответствии с пунктами 11, 12 Правил замеры по объему каждой категории осуществляется каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.
Категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложение № 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года № 524/пр (пункт 4 Методических рекомендаций).
Приложение № 1 к Методическим рекомендациям являются перечнем категорий объектов, в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов. В указанном перечне среди объектов общественного назначения «аптека» не выделена, только отражены предприятия иных отраслей промышленности.
На выбранные объекты, на которых образуются отходы, перед проведением замеров рекомендуется составлять паспорта, примерная форма которых представлена в приложении 2 к Методическим рекомендациям (пункт 5).
Согласно пунктам 9, 15 Методических рекомендаций работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет; замеры рекомендовано производить в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.
Результаты замеров по каждому объекту рекомендуется заносить в специальный бланк, примерная форма которого представлена в приложении 3 к Методическим рекомендациям (пункт 10).
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано запрашивать от органов местного самоуправления в письменной форме необходимую информацию с указанием перечня, формы и сроков ее представления (пункт 3 Методических рекомендаций).
Также рекомендовано определять не менее двух участков поселений и городских округов по численности населения (пункт 7 Методических рекомендаций).
Следовательно, с учетом бремени доказывания административный ответчик должен подтвердить достоверными и достаточными доказательствами, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов для категории «аптека» определены с учетом порядка и процедуры их определения, установленными Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного ответчика департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по доверенности Мещерякова М.В. признала административный иск в полном объеме, указав на отсутствие доказательств, подтверждающих, что приказ № 1 от 12 января 2021 года в оспариваемой части принят в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок и последствия рассмотрения заявления о признании административного иска определяются по правилам, установленным статьей 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из положений части 4 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае непринятия или невозможности принятия судом признания административного иска суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.
Согласно статье 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично (часть 3).
Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5).
В силу части 1 статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, рассматриваются и разрешаются судом в порядке, установленном главой 21 названного кодекса («Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»), с особенностями, определенными этой статьей.
В части 10 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено, что отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченной организацией или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.
В соответствии с положениями статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанное признание административного иска со стороны административного ответчика не противоречит закону, не нарушает права других лиц, поскольку в данном случае судом разрешался вопрос законности нормативного правового акта по административному иску, поданному в соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке абстрактного нормоконтроля, при рассмотрении которого подлежит оценка законности этого акта вне привязки к конкретным правоотношениям, конкретным нарушениям прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в деле, и проведена проверка на соответствие его нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Признание административным ответчиком административного иска не влечет в данном случае прекращения производства по делу, поскольку административное дело об оспаривании нормативного правового акта, затрагивает права, свободы и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц (то есть имеется публичный интерес), а также касается реализации государственных и иных властных полномочий.
Вышеизложенное позволяет признать приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области № 1 от 12 января 2021 года в оспариваемой части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории «аптека» для Панинского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера противоречащим действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В данном случае установленные по делу обстоятельства указывают на допущенные административным ответчиком существенные нарушения при принятии оспариваемого нормативного акта, в связи с чем суд приходит к выводу о признании его недействующим со дня принятия, что позволит восстановить нарушенные права административного истца, поскольку определение иной даты признания его недействующим не отвечает имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной обязанности в разрешении спора по существу без необходимости использования иных средств судебной защиты.
Следует отметить, что часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закрепляет право суда возложить на орган государственной власти обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим полностью или в части, при этом отсутствие в решении суда соответствующего указания не исключает обязанности департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по урегулированию рассматриваемых административных правоотношений.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу подлежит опубликованию административным ответчиком в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Планета» удовлетворить.
Признать недействующим с 01 января 2021 года приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области № 1 от 12 января 2021 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров» в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории «аптека» для Панинского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера.
Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Дёмина
Решение суда в окончательной форме изготовлено 06.09. 2022 года.