ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-333/2021 от 07.10.2021 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-522/2021

УИД 36OS0000-01-2021-000356-79

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж 7 октября 2021 г.

Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Сошиной Л.А.,

при секретаре Высоцкой Е.А.,

с участием прокурора Кривцова В.А.,

представителя административного истца Бердникова В.А. по доверенности Ильиной Е.В.,

представителя административного ответчика – департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по доверенности Мартыновской М.В.,

представителя заинтересованного лица – государственной жилищной инспекции Воронежской области по доверенности Баркаловой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Бердникова Виктора Алексеевича к департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области о признании недействующим в части нормативно-правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 08.10.2019 № 184 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров. Приказ вступает в силу с 01.01.2020. Указанный приказ опубликован 20.12.2019 в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет».

Бердников В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с 01.01.2020 приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области» от 08.10.2019 № 184 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров» в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для физических лиц – пользователей индивидуальными жилыми домами.

В обоснование требований административный истец указал на то, что он как собственник индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, является потребителем коммунальных услуг. Вывоз твердых коммунальных отходов в Бобровском районе осуществляется региональным оператором – ГУП ВО «Облкоммунсервис». Деятельность по вывозу твердых коммунальных отходов относится к Лискинскому межмуниципальному экологическому отходоперерабатывающему кластеру. Размер платы за услуги регионального оператора рассчитывается исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных на территории Бобровского района для Лискинского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера. Он не оплачивал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за 2020 г., поскольку не согласен с размером нормативов, установленным оспариваемым приказом. Он полагает, что департаментом не обоснован одинаковый объем нормативов накопления твердых коммунальных отходов, предъявляемый к оплате для пользователей индивидуальных жилых домов и многоквартирных домов, также невозможность обращения с твердыми коммунальными отходами по фактическому потреблению для жителей частных домов. Считает, что для пользователей частных домовладений установлена необоснованно высокая плата в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

В судебное заседание административный истец Бердников В.А. не явился, о дне слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца Бердникова В.А. по доверенности Ильина Е.В. поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика - департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по доверенности Мартыновская М.В. в судебном заседании административный иск не признала, указала на то, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта ответчик действовал в пределах предоставленных полномочий, нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству.

Представитель заинтересованного лица – государственной жилищной инспекции Воронежской области по доверенности Баркалова Л.В. в судебном заседании в разрешении дела полагалась на усмотрение суда, ссылаясь на то, что жилищной инспекцией по обращению Бердникова В.А. была организована внеплановая документарная проверка в отношении департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области на предмет соблюдения порядка установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов в отношении индивидуальных жилых домов для Лискинского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера, но запрашиваемые документы представлены не были.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством РФ.

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе, установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (статья 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в редакции до Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области издан приказ от 08.10.2019 № 184 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров».

При рассмотрении других административных дел (административное дело № 3а-434/2020) было установлено, что департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области является органом, который на момент издания оспариваемого приказа обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта, при этом порядок его принятия соблюден. В силу положений статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данные обстоятельства не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела, при этом административным истцом не оспариваются.

Как следует из содержания оспариваемого нормативного правового акта, им утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области, включая нормативы накопления твердых коммунальных отходов: многоквартирные дома – для одного проживающего 2,29 м3/год, 377,85 кг/год, индивидуальные жилые дома – для одного проживающего 2,29 м3/год, 377,85 кг/год.

В оспариваемом приказе отражено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов были утверждены во исполнение Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», приказа Минстроя России от 28.07.2016 № 524/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством РФ.

Нормативы определяются в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 (далее – Правила).

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 № 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Норматив накопления твердых коммунальных отходов – среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

В соответствии с требованиями федерального законодательства, согласно Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269, и Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом Минстроя России от 28.07.2016 № 524/пр, нормативы устанавливаются на основании замеров отходов, проводимых в течение 7 дней непрерывно для каждого сезона года (зима, весна, лето, осень).

Нормативы могут устанавливаться дифференцировано по численности населения, проживающего в поселении / городском округе, по категориям потребителей, а также по категориям объектов.

Согласно пункту 4 Правил нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцировано в отношении: территорий субъекта Российской Федерации – муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; категорий потребителей услуги по обращению с отходами – физических и юридических лиц; категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).

Пунктом 7 Правил установлено, что в целях определения нормативов производятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8-12 Правил.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

Таким образом, норматив накопления твердых коммунальных отходов определяется, исходя из данных о массе и объеме отходов, и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу соответственно.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика по доверенности Мартыновской М.В. и представленных ею в материалы дела документов, исходными данными для определения нормативов являлись результаты анализа, отраженные в Генеральной схеме санитарной очистки на территории Борисоглебского городского округа Воронежской области. Раздел 5. «Разработка нормативов накопления твердых коммунальных отходов Борисоглебского городского округа Воронежской области» (разработчик ООО «НПО «МЕГАПОЛИС» 2017 г.).

Как видно из содержания указанного документа, нормы накопления отходов потребления (твердых коммунальных отходов) от населения и организаций социокультурной среды Борисоглебского городского округа Воронежской области получены в результате информационно-аналитической работы, без проведения натурных измерений. При этом необходимо учесть, что в таблице рекомендуемых норм накопления твердых коммунальных отходов среди категорий объектов указаны социально-культурные объекты и не значатся домовладения: индивидуальные жилые дома и многоквартирные дома.

Соответственно, данный документ судом не принимается в качестве надлежащего доказательства, поскольку не отвечает требованиям Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269, и Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минстроя России от 28.07.2016 № 524/пр.

Следовательно, имеющиеся в материалах дела документы с достоверностью не подтверждают экономическую обоснованность нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов. Иных доказательств представлено не было.

Из материалов дела видно, что приказом государственной жилищной инспекции Воронежской области от 20.08.2020 № 1030 было определено провести в период с 27.08.2020 по 11.09.2020 внеплановую документарную проверку в отношении департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области на предмет соблюдения порядка установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов в отношении индивидуальных жилых домов для Лискинского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера. Однако, департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области запрашиваемые жилищной инспекцией документы не представлены, в связи с чем постановлением мирового судьи судебного участка № 2 в Центральном судебном районе Воронежской области от 07.12.2020 должностное лицо департамента – начальник отдела организационной, правовой и кадровой работы был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, с учетом бремени доказывания административный ответчик не подтвердил достоверными и достаточными доказательствами, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов определены с учетом порядка и процедуры их определения, установленными Правительством РФ.

Установленные по делу обстоятельства не свидетельствуют о том, что приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики от 08.10.2019 № 184 в оспариваемой части принят в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов, что не позволяет признать данный нормативный правовой акт в оспариваемой части, а именно, в части утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов, не противоречащим действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.01.2021 № 1 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2021, в связи с чем признан утратившим силу приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 08.10.2019 № 184.

Несмотря на то, что оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, оснований для прекращения производства по административному делу на основании статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не имеется, поскольку данный приказ затрагивает права и законные интересы административного истца.

Как видно из материалов дела, в частности, квитанции об оплате коммунальных услуг за июнь 2021 г., за Бердниковым В.А. числится задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 3220,42 руб. В судебном заседании представитель административного истца Ильина Е.В. пояснила, что до 2020 г. твердые коммунальные отходы собственники индивидуальных жилых домов вывозили на полигон самостоятельно, с 01.01.2020 деятельность на территории Лискинского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера осуществляет ГУП ВО «Облкоммунсервис», с чем Бердников В.А. не согласился, обратившись в районный суд, полагая незаключенным между ними договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, также не оплачивая данные услуги. Данные объяснения представителя административного истца согласуются с материалами дела.

Доводы представителя административного ответчика о пропуске срока для обращения в суд нельзя признать состоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм процессуального права.

С учетом изложенного суд находит заявленные Бердниковым В.А. требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 и части 1 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд самостоятельно определяет дату, с которой положения нормативного правового акта не применяются.

В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В данном случае, при признании акта недействующим с момента вступления решения суда в законную силу не будет достигнута цель восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, что предусмотрено статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца Бердникова В.А. по доверенности Ильина Е.В. подтвердила, что с 2020 г. региональным оператором выставлялись административному истцу счета на оплату услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами, исходя из оспариваемого норматива, которые не оплачены потребителем в связи с несогласием именно с утвержденными нормативами накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов.

С учетом изложенного суд полагает необходимым признать приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики от 08.10.2019 № 184 в оспариваемой части недействующим с даты вступления его в силу, то есть с 01.01.2020, поскольку в целях восстановления нарушенных прав административного истца, определение иной даты признания его недействующим не отвечает имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной обязанности в разрешении спора по существу без необходимости использования иных средств судебной защиты.

В силу положений статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа исполнительной власти Воронежской области.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействующим с 01.01.2020 приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров» от 08.10.2019 № 184 в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 13.10.2021.