Дело № 3а-572/2022
УИД 36OS0000-01-2022-000481-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 29 сентября 2022 г.
Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сошиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горбоконь А.С.,
с участием прокурора Кривцова В.А.,
представителей административного истца – Общества с ограниченной ответственностью «Энерговид» по доверенности Милютина Е.А., директора общества Бовыкина Л.Д.,
представителей административного ответчика – департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по доверенности Садиковой Е.Н., Майоровой Е.М.,
представителя заинтересованного лица – департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области по доверенности Сноповой И.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Энерговид» к департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области о признании недействующим нормативного правового акта в части,
УСТАНОВИЛ:
Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 15.06.2022 № 114 внесены изменения в приказ от 28.06.2021 № 109 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области» (опубликован 27.06.2022).
Данным приказом установлены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Воронежской области. В частности, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных и жилых домов с централизованной системой горячего водоснабжения (открытой, закрытой) с неизолированными стояками и с полотенцесушителями составил 0,0671 Гкал на 1 куб. м.
Общество с ограниченной ответственностью «Энерговид» обратилось в суд с административным исковым заявлением, указывая на то, что общество является ресурсоснабжающей организацией и по договорам осуществляет горячее водоснабжение в многоквартирные дома в г. Воронеже. Считает оспариваемый приказ незаконным, поскольку были внесены изменения в недействующую часть приказа, кроме того, необоснованно объединены в общую категорию многоквартирные дома с открытой и закрытой системой горячего водоснабжения, нарушен порядок сбора информации, необходимой для утверждения норматива на подогрев. Также выражает несогласие с размером норматива, который был определен расчетным методом.
В связи с изложенным просят признать недействующим со дня принятия приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 15.06.2022 № 114 «О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 № 109» в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в размере 0,0671 Гкал на 1 куб. м для многоквартирных и жилых домов с централизованной системой горячего водоснабжения (открытая, закрытая) с неизолированными стояками и с полотенцесушителями, обязать департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий приказ от 15.06.2022 № 114 в оспариваемой части.
В судебном заседании представители административного истца – Общества с ограниченной ответственностью «Энерговид» по доверенности Милютин Е.А., директор общества Бовыкин Л.Д. поддержали заявленные требования.
Представители административного ответчика – департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по доверенности Садикова Е.Н., Майорова Е.М. в судебном заседании административный иск не признали, позиция по делу изложена в письменных возражениях, полагали оспариваемый нормативный акт принятым в соответствии с требованиями закона, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица – департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области по доверенности Снопова И.М. в судебном заседании в разрешении дела полагалась на усмотрение суда.
Выслушав представителей сторон, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 3.1.1. Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 26.11.2014 № 1056, к полномочиям департамента относится утверждение нормативов отопления, горячего и холодного водоснабжения.
При разрешении заявленных административных исковых требований суд исходит из того, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом – департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, в установленной форме - приказ, с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликования. При этом по этим основаниям нормативный правовой акт административным истцом не оспаривается.
В соответствии с пунктом 9 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, (далее – Правила № 306) установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.
В силу подпункта «д» пункта 4 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
Пункты 10 и 11 Правил № 306 предусматривают, что нормативы потребления устанавливаются: в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к Правилам № 306.
Согласно таблице № 6 «Форма для установления нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению» приложения № 2 к Правилам № 306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется с учетом этажности многоквартирного жилого дома, года постройки (до 1999 года и после 1999 года), материала стен (камень, кирпич, панели, блоки, дерево, смешанные и другие материалы).
На основании пунктов 13 и 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению № 1 к Правилам № 306.
Пункт 21 Правил № 306 предусматривает, что метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
В силу пунктов 31 и 32 Правил № 306 определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах. Уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными Правилами № 306 требованиями.
Информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг (пункт 32(2) Правил № 306).
Из пункта 22 Правил № 306 следует, что расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
С учетом изложенного, суд отмечает, что метод аналогов имеет приоритет над расчетным методом, поэтому регулирующий орган вправе выбрать расчетный метод только в случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Таким образом, установление нормативов предусматривает соблюдение последовательности названных процедур.
Как усматривается из материалов административного дела, Общество с ограниченной ответственностью «Энерговид» является теплоснабжающей организацией, поставляет по двухкомпонентному тарифу горячую воду на нужды в целях предоставления коммунальных услуг собственникам и иными пользователям жилых и нежилых помещений многоквартирных жилых домов в г. Воронеже.
Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 № 109 были утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области, в частности, норматив для многоквартирных и жилых домов с централизованной системой горячего водоснабжения (открытой, закрытой) с неизолированными стояками и полотенцесушителями составлял 0,0673 Гкал на 1 куб. м.
Решением Воронежского областного суда от 20 декабря 2021 г. приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 № 109 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области» признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части установления указанного норматива, на департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий оспариваемый приказ.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2022 г. решение Воронежского областного суда от 20 декабря 2021 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области – без удовлетворения.
15.06.2022 департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области издан приказ за № 114 «О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 № 109», которым утвержден норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области для многоквартирных и жилых домов с централизованной системой горячего водоснабжения (открытой, закрытой) с неизолированными стояками и с полотенцесушителями в размере 0,0671 Гкал на 1 куб. м.
В данном случае никто из лиц, участвующих в деле, не отрицал наличие у административного истца права на оспаривание утвержденного приказом от 15.06.2022 № 114 норматива по расходу тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в силу положений Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В судебном заседании сторона административного ответчика – департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области – указала на то, что рассчитать указанный норматив методом аналога в месячный срок, начиная с 28.04.2022 (дата, с которой ранее изданный приказ от 28.06.2021 № 109 считается недействующим в части данного норматива) невозможно, в связи с чем определение норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных и жилых домов с централизованной системой горячего водоснабжения (открытой, закрытой) с неизолированными стояками и с полотенцесушителями произведено расчетным методом.
Согласно материалам административного дела с целью установления норматива потребления для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Воронежской области административным ответчиком указано на то, что в адрес глав администраций муниципальных районов и городских округов Воронежской области направлялся запрос от 17.05.2021 № 65-11/2956 о предоставлении информации об оснащенности многоквартирного дома изолированными и неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории муниципального района или городского округа в соответствии с формой приложений № 1, 2 к данному письму. Данную информацию просили предоставить в срок до 04.06.2021.
Повторно данная информация была запрошена департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области 08.08.2022 исх. № 65-11/5018 со сроком исполнения до 31.08.2022.
Кроме того, 20.07.2022 № 65-11/4491 у руководителей управляющих организаций (ТСЖ, ТСН, ЖСК и т.п.) в соответствии с приложенным списком (порядковые номера 1-593) административным ответчиком была запрошена информация о конструктивных параметрах, степени благоустройства многоквартирного дома и снятии показаний приборов учета для определения нормативов потребления коммунальных услуг со сроком исполнения до 31.08.2022.
В судебное заседание сторона административного истца предоставила поступивший на имя директора Общества с ограниченной ответственностью «Энерговид» Бовыкина Л.Д. запрос департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 24.05.2022 № 65-11/2990, в котором просили в срок до 30.06.2022 предоставить сведения о конструктивных особенностях многоквартирных домов, об объемах потребления горячей воды (куб. м) и количестве тепловой энергии, содержащейся в горячей воде (Гкал) (либо пошедшей на нагрев), об объемах потребления тепловой энергии на отопление, определенных исходя из показаний общедомовых приборов учета горячего водоснабжения, отопления за отопительный период 2021-2022 г.г.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что регулирующий орган в нарушение пунктов 9, 9.1, 31, 32, 32.2, 33 Правил № 306 не предпринял своевременные и необходимые меры для формирования необходимого объема выборки многоквартирных домов или жилых домов, по снятию показаний приборов учета и по истребованию показаний приборов учета от органов местного самоуправления, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, товариществ собственников жилья и потребителей, в связи с чем отказ от применения метода аналогов нельзя признать обоснованным. Также суд лишен возможности проверить правильность определения объема выборки, поскольку необходимая информация не была запрошена и, соответственно, отсутствовала на момент издания оспариваемого нормативного правового акта. Кроме того, действия административного ответчика по соблюдению порядка получения и изучения информации о типах домов для целей формирования выборки, в точности, по направлению запроса от 17.05.2021, получили оценку суда при разрешении предыдущего административного дела, о чем отражено в решении Воронежского областного суда от 20 декабря 2021 г.
Таким образом, административным ответчиком не представлено достаточных доказательств, подтверждающих невозможность применения метода аналогов (являющегося приоритетным) для расчета нормативов потребления коммунальных услуг по расходу тепловой энергии для многоквартирных и жилых домов с централизованной системой горячего водоснабжения (открытой, закрытой) с неизолированными стояками и с полотенцесушителями.
На основании изложенного, признавая заявленные требования обоснованными, суд исходит из того, что административным ответчиком не представлено доказательств невозможности использования при определении спорного норматива потребления коммунальных услуг метода аналогов, являющегося в рассматриваемой ситуации приоритетным, а применение расчетного метода не подтверждено отсутствием условий представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Относительно доводов стороны административного ответчика о том, что оспариваемый нормативный акт департамент принял во исполнение судебного решения от 20 декабря 2021 г. суд считает необходимым указать на следующие требования закона и фактические обстоятельства.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложение судом обязанности на орган, принявший оспариваемый акт, принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим, связано с выявленной недостаточной правовой урегулированностью административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
По мнению суда, выявленное нарушение установленного порядка определения норматива для осуществления регулируемого вида деятельности административным истцом свидетельствует о недостаточной правовой урегулированности данных публичных правоотношений и является основанием для применения указанной нормы процессуального права.
Как отмечено в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2022 г., Верховный Суд РФ в апелляционных определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 25.04.2019 № 14-АПА19-3 об оставлении без изменения решения Воронежского областного суда от 20 декабря 2018 г., которым было удовлетворено административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Энерговид» о признании недействующим приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 14.11.2017 № 259 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области» и от 22.01.2020 № 14-АПА19-15 об оставлении без изменения решения Воронежского областного суда от 21 августа 2019 г., которым был признан недействующим приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 18.06.2019 № 107 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области» в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных или жилых домов с системой горячего водоснабжения (открытая, закрытая), с неизолированными стояками и с полотенцесушителями в размере 0,0642 Гкал на 1 куб. м дважды указывал уполномоченному органу исполнительной власти на необходимость соблюдения последовательности процедуры установления оспариваемого норматива.
Аналогичные выводы приведены в апелляционном определении Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 февраля 2021 г., которым оставлено без изменения решение Воронежского областного суда от 29 октября 2020 г. о признании недействующим в части приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 30.07.2020 № 120 «О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 18.06.2019 № 107» в части утверждения норматива расхода тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в размере 0,0646 Гкал на 1 куб. м для многоквартирных или жилых домов с системой горячего водоснабжения (открытая, закрытая), с неизолированными стояками и с полотенцесушителями.
Соответственно, сложившаяся судебная практика не позволяет признать состоятельной ссылку административного ответчика на то, что оспариваемый приказ является заменяющим нормативным актом, принятым во исполнение судебного решения, а установленный судом срок делал невозможным применение метода аналога при его утверждении, поскольку данные доводы неоднократно отклонялись судами разных инстанций при разрешении административных дел с участием тех же сторон.
Кроме того, решениями Арбитражного суда Воронежской области от 24.11.2021, от 28.09.2021 взысканы с Воронежской области в лице департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области за счет казны Воронежской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Энерговид» убытки в размере 787 698 руб. 52 коп. и 1048176 руб. 94 коп. Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Воронежской области исходил из того, что нарушение департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области действующего законодательства при издании приказа от 14.11.2017 № 259 и, соответственно, приказа от 18.06.2019 № 107 привело к установлению экономически необоснованного норматива, который не обеспечил эффективное функционирование и полное возмещение затрат Общества при производстве тепловой энергии, что привело к убыткам последнего.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований о возложении на орган регулирования обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим приказ, с целью преодоления недостаточной правовой урегулированности спорных публичных правоотношений, способной повлечь нарушение прав и законных интересов и Общества, и потребителей тепловой энергии.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
С учетом того, что оспариваемые положения нормативного правового акта применялись при расчетах за оплату коммунальных услуг, суд полагает необходимым признать оспариваемый нормативный правовой акт в части не действующим со дня вступления в законную силу решения суда, что соответствует требованиям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениям, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
В силу положений статей 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административному истцу подлежит возмещению за счет административного ответчика уплаченная при подаче административного искового заявления государственная пошлина в размере 4500 руб. При разрешении вопроса о распределении судебных расходов суд учитывает разъяснения, изложенные в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике применения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела».
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Энерговид» удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 15.06.2022 № 114 «О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 № 109» в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных или жилых домов с централизованной системой горячего водоснабжения (открытая, закрытая) с неизолированными стояками и с полотенцесушителями.
Обязать департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 15.06.2022 № 114 «О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 № 109» в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных или жилых домов с централизованной системой горячего водоснабжения (открытая, закрытая) с неизолированными стояками и с полотенцесушителями.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Энерговид» расходы на оплату государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий Л.А. Сошина
Мотивированное решение составлено 06.10.2022.