ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-341/2021 от 28.09.2021 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-520/2021

УИД 36OS0000-01-2021-000364-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2021 года город Воронеж

Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Дёминой О.В.,

при секретаре судебного заседания Жуковской И.В.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Воронежской области Бойкова Р.В.,

представителя административного истца по доверенности от 29 ноября 2019 года ФИО1,

представителя административного ответчика Воронежской городской Думы по доверенности от 10 августа 2021 года ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Воронежской городской Думе о признании недействующими Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25 декабря 2009 года № 384-II, в части отнесения земельного участка к территориальной зоне Р-1 - «Зона земельных насаждений общего пользования»,

установил:

решением Воронежской городской Думы от 25 декабря 2009 года № 384-II утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж (далее - Правила землепользования и застройки), включающие карту градостроительного зонирования территории городского округа город Воронеж (статья 17).

Согласно карты градостроительного зонирования территории городского округа город Воронеж земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, относится к территориальной зоне Р 1 - «Зона земельных насаждений общего пользования».

В соответствии с Генеральным планом городского округа город Воронеж на 2021-2024 годы, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 25 декабря 2020 года № 137-V, земельный участок с кадастровым номером расположен в функциональной зоне «Коммунально-складская зона».

ФИО3 обратился в Воронежский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденные решением Воронежской городской Думы от 25 декабря 2009 года № 384-II, как не соответствующие Градостроительному кодексу Российской Федерации и Генеральному плану городского округа город Воронеж в части отнесения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> к территориальной зоне Р 1 - «Зона зеленых насаждений общего пользования».

В обоснование административных исковых требований ФИО3 указывает, что ему на праве аренды принадлежит вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером на основании договора аренды земельного участка № 4740-17/гз от 15 декабря 2017 года, заключенного между ним и департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Решением Воронежской городской Думы от 25 декабря 2009 года № 384-II утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж.

Согласно карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденной решением Воронежской городской Думы от 17 марта 2021 года № 200-V, указанный земельный участок относится к территориальной зоне Р 1 - «Зона зеленых насаждений общего пользования».

Решением Воронежской городской Думы от 25 декабря 2020 года № 137-V «Об утверждении Генерального плана городского округа город Воронеж на 2021-2024 годы» утвержден Генеральный план городского округа город Воронеж.

На карте Генерального плана «Карта функциональных зон городского округа город Воронеж» земельный участок с кадастровым номером относится к функциональной зоне «Коммунально-складская зона».

Таким образом, карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки не соответствует Генеральному плану в части размещения в функциональной зоне «Коммунально-складская зона» территориальной зоны Р 1 - «Зона земельных насаждений общего пользования». Установленная Правилами землепользования и застройки территориальная зона Р 1, в границах которой расположен земельный участок административного истца с кадастровым номером , не соответствует Генеральному плану, где та же территория обозначена как «Коммунально-складская зона».

В возражениях на административное исковое заявление с учетом дополнений представитель Воронежской городской Думы просит отказать в удовлетворении требований, поскольку оспариваемое решение принято Воронежской городской Думой в соответствии с действующим законодательством и в пределах ее компетенции, не противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации. Кроме того, административный истец не обладает правом на оспаривание нормативного правового акта, поскольку ФИО3 не представлены доказательства нарушения его прав, свобод и законных интересов либо реальной угрозы их нарушения. Право аренды на земельный участок зарегистрировано 07 февраля 2018 года, тогда как оспариваемый нормативный акт был опубликован 12 января 2010 года. Указанные факты свидетельствуют об отсутствии нарушения каких-либо прав административного истца. Кроме того, при принятии Правил землепользования и застройки, которыми изменено территориальное зонирование, у административного истца сохраняется возможность продолжать использовать земельный участок, имевшее место до такого изменения. На земельном участке с кадастровым номером расположен объект капитального строительства - нежилое здание ГРП, принадлежащее на праве собственности ФИО3 Учитывая, что градостроительным регламентом территориальной зоны Р1 вид использования земельного участка «газораспределительные пункты (ГРП, ШРП), линейные объекты, инженерные коммуникации газоснабжения» отнесен к запрещенным видам использования земельных участков, расположение вышеуказанного объекта на земельном участке свидетельствует о возможности его использования.

Определением Воронежского областного суда от 29 июля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Определением Воронежского областного суда от 26 августа 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, его явка не была признана судом обязательной.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 административные исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что ФИО3 обращался в администрацию городского округа город Воронеж с заявлением о выдаче разрешения на строительство комплекса АЗС с автомойкой на арендуемом им земельном участке, в чём ему было отказано, поскольку в соответствии с генеральным планом рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером располагается в территориальной зоне Р1 и в данной территориальной зоне размещение комплекса АЗС с автомойкой не предусмотрено. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 02 июня 2020 года ФИО3 отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения администрации городского округа город Воронеж об отказе в выдаче разрешения на строительство и разъяснено право на оспаривание действующих Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж в порядке, предусмотренном статьями 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В связи с чем у административного истца имеется право на оспаривание нормативного правового акта в части.

В судебном заседании представитель административного ответчика Воронежской городской Думы по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях с учетом представленных дополнений.

Представитель заинтересованного лица Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, его явка не была признана судом обязательной.

Представитель заинтересованного лица департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, его явка не была признана судом обязательной.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав объяснения представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, исследовав материалы дела, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, учитывая заключение прокурора отдела прокуратуры Воронежской области Бойкова Р.В., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии со статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как установлено частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Как следует из материалов административного дела, ФИО3 на основании договора аренды земельного участка № 4740-17/гз от 15 декабря 2017 года, заключенного с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области, является арендатором земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: проектирование и строительство стационарной АЗС.

Постановлением главы городского округа город Воронеж № 665 от 16 мая 2007 года утвержден проект границ вышеуказанного земельного участка для проектирования и строительства стационарной АЗС.

Земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет 12 сентября 2007 года.

Постановлением главы городского округа город Воронеж № 1282 от 02 октября 2008 года разрешено проектирование строительства АЗС на ранее предоставленном земельном участке по адресу: <адрес>.

В соответствии с градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером , утвержденным Приказом заместителя главы администрации городского округа город Воронеж от 30 апреля 2010 года № 269, разрешенное использование данного участка - проектирование и строительство стационарной АЗС.

На земельном участке с кадастровым номером расположен объект капитального строительства - нежилое здание ГРП, принадлежащее на праве собственности ФИО3

Административный истец обращался в администрацию городского округа город Воронеж с заявлением о выдаче разрешения на строительство комплекса АЗС на земельном участке, однако в выдаче разрешения на строительство ему было отказано письмом от 12 ноября 2019 года, в том числе по тем основаниям, что рассматриваемый земельный участок располагается в границах территориальной зоны с индексом Р1 - «Зона зеленых насаждений общего пользования».

ФИО3 было разъяснено на возможность оспорить действующие Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж в установленном порядке.

Оспаривая нормативный акт, административный истец полагает, что установленная в отношении его земельного участка территориальная зона Р-1 в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж не соответствует функциональной зоне «Коммунально-складская зона», установленной Генеральным планом.

Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица (часть 1 статьи 5 ГрК РФ).

Статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Таким образом, судом установлен факт применения в отношении административного истца оспариваемого нормативного правового акта, в связи с чем доводы административного ответчика об отсутствии у ФИО3 права на оспаривание нормативного правового акта в части являются несостоятельными.

Исходя из положений статей 1, 7, 14, 35, 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органом местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

К вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.

Представительный орган местного образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа местного самоуправления не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно статье 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Пунктом 3 части 3 статьи 8 ГрК РФ определено, что утверждение правил землепользования и застройки городских округов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.

Законом Воронежской области от 31 октября 2005 года № 66-ОЗ муниципальное образование город Воронеж наделено статусом городского округа.

В соответствии со статьями 1, 12, 28, 29, 55, 56 Устава городского округа город Воронеж, принятого постановлением Воронежской городской Думы от 27 октября 2004 года № 150-I, город Воронеж является административным центром Воронежской области и самостоятельным муниципальным образованием - городской округ город Воронеж.

Представительным органом местного самоуправления городского округа является Воронежская городская Дума.

К полномочиям городской Думы относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки городского округа.

Нормативные правовые акты принимаются Воронежской городской Думой в форме решений.

Решения городской Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, а также решения по иным вопросам, отнесенным к компетенции городской Думы федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, настоящим Уставом, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов городской Думы, если иное не установлено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления городского округа, вступают в силу после официального опубликования (обнародования) в газетах «Воронежский курьер» или «Берег». Для официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления городского округа вправе также использовать сетевое издание, в том числе портал Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (pravo.minjust.ru) в сети «Интернет».

Решением Воронежской городской Думы от 25 декабря 2009 года № 384-II утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, включающие карту градостроительного зонирования территории городского округа город Воронеж.

Решение опубликовано в газете «Воронежский курьер» 12 января 2010 года.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж в оспариваемой части приняты Воронежской городской Думой в пределах предоставленных законом полномочий с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие.

Относительно соответствия Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (пункт 1 статьи 4 ГрК РФ).

К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (пункт 3 статьи 4 ГрК РФ).

Градостроительное зонирование ГрК РФ определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункты 6, 8 части 1 статьи 1 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются, в частности, территориальные зоны, градостроительные регламенты (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 ГрК РФ).

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2017 года № 10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.

Зонирование территории, являясь частью процесса по развитию территории (в том числе городов и иных поселений), одновременно выступает одним из направлений градостроительной деятельности органов власти. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условия для устойчивого развития территорий населенных пунктов, вместе с тем призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки (пункт 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ). Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки - обеспечить справедливый баланс между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), отражающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ). При этом несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).

Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территории и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Согласно части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.

В Генеральном плане городского округа город Воронеж предусмотрены семь основных групп видов функциональных зон: общественные, жилые, производственные, природные, смешанные, сельскохозяйственные и специального назначения. Также выделены зоны внешнего транспорта и зоны водных поверхностей (ст. 3.1.2) (т. 1 л.д. 83 оборот-84).

Для формирования природных функциональных зон устанавливаются: зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) (701010601); лесопарковая зона (701010604); зона лесов (701010605); зона озелененных территорий специального назначения (701010703).

Для формирования производственных функциональных зон устанавливаются: производственная зона (701010401); коммунально-складская зона (701010402); зона инженерной инфраструктуры (701010404); производственная зона сельскохозяйственных предприятий (701010503); производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур (701010400).

Вид функциональной зоны определяется по совокупности преобладающих видов разрешенного использования земельных участков, разделенных на группы территорий объектов (жилого, общественного, производственного назначения), попавших в каждую функциональную зону.

Перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории городского округа <адрес>, приведен в статье 15 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, в соответствии с которой на территории города Воронежа устанавливаются, в том числе, следующие виды территориальных зон: зона Р 1 - зона зеленых насаждений общего пользования, зона П 1 - зона промышленных и коммунальных предприятий; зона ИТ 2 - зона размещения объектов инженерной инфраструктуры и т.д.

Статьей 19 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж даны характеристики территориальных зон, перечень мероприятий и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. В качестве основных видов разрешенного использования территориальной зоны Р1 указаны: мемориальные комплексы, парки, скверы, сады, бульвары, городские лесопарки. Условно разрешенный вид использования указанной территориальной зоны предполагает размещение линейных объектов телефонизации (кабель). Вспомогательный вид разрешенного использования предполагает размещение следующих объектов: цирки-шапито, летние театры, эстрады, элементы благоустройства, малые архитектурные формы, общественные туалеты, пешеходные улицы и дороги, парковые дороги, проезды, велосипедные дорожки некапитальные вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха (статья 20 Правил землепользования и застройки) (т. 3 л.д. 265-274).

Из представленных суду документов следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет 12 сентября 2007 года с видом разрешенного использования «проектирование и строительство стационарной АЗС». Границы земельного участка на местности определены, на участке имеется объект капитального строительства - нежилое здание ГРП.

Согласно карте градостроительного зонирования территории городского округа город Воронеж, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки, принадлежащий административному истцу на праве аренды земельный участок расположен в территориальной зоне Р 1 - «Зона зеленых насаждений общего пользования».

Согласно картографической части Генерального плана городского округа город Воронеж на 2021-2024 годы, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 25 декабря 2020 года № 137-V, земельный участок с кадастровым номером расположен в функциональной зоне «Коммунально-складская зона» № 2058 (код объекта 701010402).

В нарушение названных норм федерального законодательства отнесение на карте градостроительного зонирования территории городского округа город Воронеж Правил землепользования и застройки земельного участка с кадастровым номером к территориальной зоне Р-1 «Зона земельных насаждений общего пользования» не соответствует функциональной зоне «Коммунально-складская зона», установленной для этого участка Генеральным планом городского округа город Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 25 декабря 2020 года № 137-V, таблица 3.1.3.1, номер функциональной зоны 2058 (701010402) (т. 2 л.д. 137, 138).

Таким образом, Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Воронежской городской Думы от 25 декабря 2009 года № 384-II (в действующей редакции), в той мере, в которой земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, отнесен к территориальной зоне Р-1 «Зона земельных насаждений общего пользования», не соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

Оспариваемые положения Правил землепользования и застройки в части отнесения земельного участка к территориальной зоне Р-1 создают неопределенность правового режима названного земельного участка, на котором расположено принадлежащие ФИО3 нежилое строение, и препятствует его эксплуатации, в связи с чем не может быть принят во внимание довод административного ответчика об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца на использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования.

Ссылки административного ответчика на введение Правил землепользования и застройки в действие до принятия Воронежской городской Думой решения от 25 декабря 2020 года № 137-V, которым был утвержден Генеральный план городского округа город Воронеж, судом отклоняются, поскольку в силу приведенных выше норм закона несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, требует приведения их в соответствие с указанным документом территориального планирования.

При этом утверждение Генерального плана, о несоответствии которому указано в административном иске, позднее Правил землепользования и застройки не является основанием для освобождения от данной обязанности.

Довод административного ответчика и заинтересованного лица Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж об отнесении спорного земельного участка к территориальной зоне Р-1, поскольку Генеральный план городского округа город Воронеж допускает расположение в границах функциональной коммунально-складской зоны территорий участков, расположенных в границах иных территориальных зон, в частности территории озеленения, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований не является.

Пунктом 12 статьи 1 ГрК РФ территория общего пользования определена как территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

При принятии оспариваемого нормативного правового акта Воронежская городская Дума не учла формирование и постановку земельного участка на кадастровый учет в 2007 году с видом разрешенного использования «проектирование и строительство стационарной АЗС», сведения о котором на момент принятия оспариваемого решения имелись в учреждениях регистрации.

Территориальная зона Р 1, исходя из статьи 20 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, не предполагает наличие среди основных, условно разрешенных и вспомогательных видов использования, такого вида разрешенного использования как «проектирование и строительство стационарной АЗС».

Поскольку земельный участок был поставлен на кадастровый учет до момента утверждения Правил землепользования и застройки и на нем располагается объект недвижимости, правовых оснований для отнесения земельного участка к территории общего пользования не имелось.

При этом из постановления администрации городского округа город Воронеж от 01 апреля 2003 года № 669 «О сохранении, развитии и благоустройстве зеленых зон общего пользования г. Воронежа», не следует, что земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> относится к территории общего пользования.

Как указывалось ранее, согласно части 3 статьи 9, части 9 и 10 статьи 31, пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление ФИО3 о признании недействующими Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25 декабря 2009 года № 384-II, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к территориальной зоне Р-1 «Зона земельных насаждений общего пользования» подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд исходит из следующего.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.

Учитывая, что Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж в оспариваемой редакции применялись, суд полагает необходимым признать Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденные решением Воронежской городской Думы от 25 декабря 2009 года № 384-II, в оспариваемой части недействующими с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу подлежит опубликованию Воронежской городской Думой в том же средстве массовой информации, в котором были опубликован указанный нормативный правовой акт.

Поскольку суд находит административные исковые требования ФИО3 обоснованными, то судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 руб. на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат взысканию с административного ответчика Воронежской городской Думы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО3 к Воронежской городской Думе о признании недействующими Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25 декабря 2009 года № 384-II, в части отнесения земельного участка к территориальной зоне Р-1 «Зона земельных насаждений общего пользования» удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решение Воронежской городской Думы от 25 декабря 2009 года № 384-II (в действующей редакции) «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж» в той мере, в которой земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, отнесен к территориальной зоне Р-1 «Зона земельных насаждений общего пользования».

Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Воронежской городской Думой в том же средстве массовой информации, в котором были опубликован указанный нормативный правовой акт.

Взыскать с Воронежской городской Думы в пользу Попова В..И. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Дёмина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 06 октября 2021 года.