Дело № 3а-369/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«20» декабря 2016 года Воронежский областной суд в составе
председательствующего судьи Раковой В.Е.
при секретаре Юрловой Л.В., -
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «*» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, правительству Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
13 сентября 2016 года ООО «*» посредством почтовой связи обратилось в суд с названным выше административным иском, указывая, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером *, площадью 10 948 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – производственная база, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. *.
Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2014 года составляет * руб.
Ссылаясь на то, что в настоящее время административный истец как арендатор земельного участка обязан уплачивать арендные платежи исходя из размера его кадастровой стоимости, установленной постановлением правительства Воронежской области от 11.12.2015 г. №970 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области», которая значительно превышает размер его действительной рыночной стоимости, просит установить в отношении указанного земельного участка кадастровую стоимость, равную его рыночной стоимости в размере * руб., установленной в отчете оценщика ООО «ОК» № * от 21.04.2016 года по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости – 01 января 2014 года.
Заинтересованными лицами по иску привлечены филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области и администрация городского округа город Воронеж.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились.
Представитель административного истца * представила заявление об уточнении заявленных требований, в котором просила установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере, определённом в заключении судебного эксперта.
В представленных ранее письменных пояснениях на заявленные требования административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, а также заинтересованное лицо филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области против удовлетворения административного иска по существу не возражали.
От иных лиц каких-либо заявлений, пояснений, ходатайств не поступило.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247, статьи 150 КАС РФ судом постановлено рассмотреть указанное дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером *, площадью 10 948 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – производственная база, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. *, что подтверждается копией договора аренды земельного участка № * от 22.08.2005 года, договора № * уступки прав и передачи обязанностей по договору аренды земельного участка от 02 августа 2006 года, дополни тельного соглашения к договору аренды от 21 мая 2007 года, договора № * уступки прав и передачи обязанностей по договору аренды от 10.02.2012 года, договора № * уступки прав и передачи обязанностей по договору аренды от 05 декабря 2014 года.
Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере * руб. по состоянию на 01 января 2014 года, - дату массовой кадастровой оценки.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в суде путём их пересмотра по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как плательщика арендной платы в силу пунктов 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и условий договора аренды, поскольку кадастровая стоимость земельного участка используется в качестве базового показателя для определения размера арендной платы.
В силу абзаца первого статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только после обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия).
08 августа 2016 года административный истец обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость. Решением Комиссии от 23 августа 2016 года № * вышеназванное заявление было отклонено, после чего административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Актуальные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области утверждены Постановлением Правительства Воронежской области от 11.12.2015 № 970 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области» по состоянию на 01 января 2014 года.
Согласно пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Возможность удовлетворения административного иска, заявленного по отношению к правительству Воронежской области и Управлению Росреестра по Воронежской области о пересмотре кадастровой стоимости основана на положениях пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки на основании статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представленный административным истцом отчет оценщика вызвал у суда сомнения в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объекта оценки по причине наличия существенной разницы между определенной оценщиком рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью, а также по причинам отклонения его Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В связи с этим на основании определения суда экспертом ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста РФ» была выполнена оценка рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.
Согласно поступившему в суд 06 декабря 2016 года заключению судебного эксперта ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России Исаевой В.В. № * от 25 ноября 2016 года, рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2014 года составляет * рублей.
Оценивая заключение эксперта по правилам, установленным статьей 84 КАС РФ, суд учитывает, что оно выполнено экспертом специализированного экспертного учреждения, который имеет соответствующую квалификацию и образование, длительный стаж экспертной работы. Эксперт предупрежден об ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ, за дачу заведомо ложного заключения. Экспертное заключение содержит выводы по всем поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов, а также иные сведения, предусмотренные статьёй 82 КАС РФ.
С учетом изложенного уд считает возможным принять названное экспертное заключение в качестве надлежащего доказательства определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
На основании изложенного суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной заключением судебного эксперта.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и в силу статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, - до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 245, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд
р е ш и л:
административный иск общества с ограниченной ответственностью «*» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, правительству Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, - удовлетворить частично.
Установить на период с 01 января 2016 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *, площадью 10 948 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – производственная база, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. *, по состоянию на 01 января 2014 года в размере * рублей.
Датой подачи заявления считать 08 августа 2016 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий: В.Е. Ракова