ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-388/2022 от 05.10.2022 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-618/2022

36OS0000-01-2022-000548-04

Строка № 3.011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 октября 2022 года город Воронеж

Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Чечи И.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Стороженко Е.В.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Воронежской области СергеевойО.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Шабановой Е.В. к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, заинтересованное лицо государственное унитарное предприятие Воронежской области «Облкоммунсервис» о признании приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.01.2021 № 1 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров» недействующим в части,

установил:

приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (далее – Департамент ЖКХиЭ Воронежской области) от 12.01.2021 № 1 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров.

Индивидуальный предприниматель Шабанова Е.В. (далее – ИПШабановаЕ.В. или административный истец) обратилась в Воронежский областной суд с административным исковым заявлением к Департаменту ЖКХиЭ Воронежской области о признании указанного приказа от 12.01.2021 № 1 недействующим в части.

Требования мотивированы тем, что ИП Шабанова Е.В. использует на праве аренды часть нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в котором осуществляет медицинскую деятельность. Административный истец получал от государственного унитарного предприятия Воронежской области «Облкоммунсервис» счета на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за 2021 год, основанные на нормативах накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Департамента ЖКХиЭ Воронежской области № 1 от 12.01.2021, в связи с чем является субъектом отношений, регулируемых указанным нормативным актом. Указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов». Полагает, что установленный обжалуемым приказом норматив накопления твердых коммунальных отходов для категории «поликлиника, амбулатория, диспансер» подлежит отмене по причинам отсутствия оснований для установления норматива для данной категории. Поскольку оспариваемый приказ распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2021, полагает, что оспариваемые положения должны быть признаны недействующими с указанной даты.

Административный истец ИПШабанова Е.В., ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, просит признать недействующим с 01.01.2021 приказ Департамента ЖКХиЭ Воронежской области от 12.01.2021 № 1 в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории «поликлиника, амбулатория, диспансер» по Лискинскому межмуниципальному экологическому отходоперерабатывающему кластеру.

Представитель административного истца ИП Шабановой Е.В. Давыдов М.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика Департамента ЖКХиЭ Воронежской области Мещерякова М.В. в судебном заседании признала административные исковые требования.

Другие участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом и заблаговременно, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, их явка не была признана судом обязательной.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.

Выслушав пояснения участников судебного заседания, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего подлежащим удовлетворению административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 01.01.2021 ИП Шабанова Е.В. использует на праве аренды часть нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 15).

Шабанова Е.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которой является стоматологическая практика, дополнительными видами деятельности – производство аппаратов, применяемых в медицинских целях, основанных на использовании рентгеновского, альфа-, бета- и гамма-излучений; торговля оптовая фармацевтической продукцией, торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) и другое (л.д. 19-25).

Шабанова Е.В. как индивидуальный предприниматель имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-18).

Таким образом, административный истец ИП Шабанова Е.В. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом в соответствующей части (Лискинский межмуниципальный экологический отходоперерабатывающий кластер).

Согласно частям 2, 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации). Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 16 Закона Воронежской области от 03.11.2015 № 147-ОЗ «Об отходах производства и потребления на территории Воронежской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Воронежской области в сфере обращения с отходами производства и потребления» установлено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются уполномоченным органом в сфере твердых коммунальных отходов.

Статьей 2 Закона Воронежской области от 17.10.2012 № 111-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Воронежской области» установлено, что в систему исполнительных органов государственной власти Воронежской области входят:

1) высший исполнительный орган государственной власти Воронежской области - правительство Воронежской области;

2) иные исполнительные органы государственной власти Воронежской области: департаменты, управления, инспекции, представительство Воронежской области.

Согласно части 1 статьи 4 указанного закона № 111-ОЗ исполнительные органы государственной власти Воронежской области являются органами специальной компетенции, формируются правительством Воронежской области и осуществляют на всей территории Воронежской области государственное управление в отдельных (подведомственных) сферах в пределах своих полномочий.

Постановлением Правительства Воронежской области от 26.11.2014 № 1056 утверждено Положение о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (далее – Департамент ЖКХиЭ Воронежской области).

Департамент ЖКХиЭ Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области в сферах жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (пункт 1.1 Положения).

К функциям Департамента ЖКХиЭ Воронежской области отнесено установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов (пункт 3.1.22 Положения).

Закон Воронежской области от 01.02.1995 № 11-з «О нормативных правовых актах Воронежской области» определяет понятия и виды нормативных правовых актов Воронежской области, регулирует иные вопросы, связанные с принятием и действием нормативных правовых актов Воронежской области.

В соответствии со статьей 9 данного закона Воронежской области № 11-з приказом является нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам компетенции исполнительных органов государственной власти Воронежской области, издаваемый руководителем соответствующего исполнительного органа государственной власти Воронежской области.

Статья 6 (абзац 2) закона Воронежской области от 07.07.2006 № 86-ОЗ «Опорядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации» устанавливает, что официальным опубликованием нормативных правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Воронежской области считается первая публикация их полного текста в периодических печатных изданиях, с которыми заключен государственный контракт, предусматривающий официальное опубликование нормативных правовых актов Воронежской области, либо в официальных периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти Воронежской области, либо первое размещение (опубликование) в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Реализуя указанные полномочия, 12.01.2021 Департаментом ЖКХиЭ Воронежской области принят приказ № 1, которым утверждены нормативы накопления ТКО на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров.

В частности, приказом № 1 от 12.01.2021 с 01.01.2021 установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов «поликлиника, амбулатория, диспансер», в том числе для Лискинского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера определен в размере <данные изъяты> куб.м/год или И.В. кг/год.

Оспариваемый приказ Департамента ЖКХиЭ Воронежской области от 12.01.2021 № 1 опубликован 22.01.2021 в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» https://www.govvrn.ru, что сторонами по делу не оспаривается.

При рассмотрении Воронежским областным судом административных дел №№ 3а-270/2021, 3а-71/2021, 3а-108/2022 исследовался вопрос о процедуре принятия оспариваемого приказа № 1 от 12.01.2021. Вступившими в законную силу решениями Воронежского областного суда от 02.06.2021 (дело № 3а-270/2021), от 02.06.2021 (дело № 3а-71/2021), 02.03.2022 (дело № 3а-108/2022), сделан вывод о соблюдении процедуры принятия оспариваемого приказа.

Пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установлено, что указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).

Таким образом, обстоятельства, относительно соблюдения процедуры принятия не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела.

Исходя из анализа указанных выше правовых норм, суд приходит к выводу о том, что Департамент ЖКХиЭ Воронежской области при принятии оспариваемого нормативного правового акта действовал в пределах своей компетенции и предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения в действие.

Проверяя соответствие оспариваемого приказа федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающие в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (далее - Правила №269).

Согласно пункту 4 названных Правил нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а)территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил № 269).

Пунктом 7 Правил № 269 установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил № 269.

Правила № 269 устанавливают последовательность определения нормативов, заключающуюся в том, что первоначально определяются объекты, на которых образуются отходы (пункт 5), в целях определения нормативов выбираются участки для замеров исходя из численности населения (пункт 7), затем определяются объекты каждой категории для производства замеров (пункт 8).

Согласно пункту 11 Правил № 269 замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.

Понятие «сезона» определено в пункте 9 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 № 524/пр (далее - Методические рекомендации), которые не содержат положений обязательного характера и разработаны в целях оказания методического содействия органам исполнительно власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.

В данном пункте определены следующие сроки проведения замеров: зима - декабрь, январь, весна – апрель, лето - июнь, июль, осень - сентябрь, октябрь.

Из изложенного следует, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов рассчитываются с учетом всех четырех сезонов года.

На выбранные объекты, на которых образуются отходы, перед проведением замеров рекомендуется составлять паспорта, примерная форма которых представлена в приложении 2 к Методическим рекомендациям (пункт 5).

Результаты замеров по каждому объекту рекомендуется заносить в специальный бланк, примерная форма которого представлена в приложении 3 к Методическим рекомендациям (пункт 10).

Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложениях 4 и 5 к Методическим рекомендациям (пункт13).

Согласно пунктам 12, 13 Правил № 269 полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта соответствующей категории суммируются по дням недели. Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункты 12, 13 Правил № 269).

Формулы определения среднесуточного норматива за сезон, среднесезонного суточного норматива, выраженных в количественных показателях массы или объема на одну расчетную единицу, приведены в пунктах 15-18 Правил № 269.

Одним из заложенных в формулах показателей для определения норматива является масса или объем отходов каждого объекта соответствующей категории, накопленных за период проведения замеров отходов.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

Среднемесячный норматив исчисляется путем деления годового норматива на количество месяцев в году (пункты 21, 22 Правил № 269).

Пунктом 3 Методических рекомендаций предусмотрено, что органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется запрашивать от органов местного самоуправления в письменной форме необходимую информацию с указанием перечня, формы и сроков ее представления.

Следовательно, с учетом бремени доказывания административный ответчик должен подтвердить достоверными и достаточными доказательствами, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов для категории «поликлиника, амбулатория, диспансер» определены с учетом порядка и процедуры их определения, установленными Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента ЖКХиЭ Воронежской области по доверенности Мещерякова М.В. признала административный иск в полном объеме, указав на отсутствие доказательств, подтверждающих, что приказ от 12.01.2021 № 1 в части утверждения норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории «поликлиника, амбулатория, диспансер» принят в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Порядок и последствия рассмотрения заявления о признании административного иска определяются по правилам, установленным статьей157КАС РФ.

Исходя из положений части 4 статьи 157 КАС РФ, в случае непринятия или невозможности принятия судом признания административного иска суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.

Согласно статье 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично (часть 3).

Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5).

В силу части 1 статьи 217.1 КАС РФ административные дела об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, рассматриваются и разрешаются судом в порядке, установленном главой 21 названного кодекса («Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»), с особенностями, определенными этой статьей.

В части 10 статьи 213 КАС РФ закреплено, что отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченной организацией или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

В соответствии с положениями статьи 46 КАС РФ указанное признание административного иска со стороны административного ответчика не противоречит закону, не нарушает права других лиц, поскольку в данном случае судом разрешался вопрос законности нормативного правового акта по административному иску, поданному в соответствии со статьей 208 КАС РФ в порядке абстрактного нормоконтроля, при рассмотрении которого подлежит оценка законности этого акта вне привязки к конкретным правоотношениям, конкретным нарушениям прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в деле, и проведена проверка на соответствие его нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Признание административным ответчиком административного иска не влечет в данном случае прекращения производства по делу, поскольку административное дело об оспаривании нормативного правового акта, затрагивает права, свободы и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц (то есть имеется публичный интерес), а также касается реализации государственных и иных властных полномочий.

Вышеизложенное позволяет признать приказ Департамента ЖКХиЭ Воронежской области от 12.01.2021 № 1 в части утверждения норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории «поликлиника, амбулатория, диспансер» для Лискинского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера противоречащим действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В данном случае установленные по делу обстоятельства указывают на допущенные административным ответчиком существенные нарушения при принятии оспариваемого нормативного акта, в связи с чем суд приходит к выводу о признании его недействующим со дня принятия, что позволит восстановить нарушенные права административного истца, поскольку определение иной даты признания его недействующим не отвечает имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной обязанности в разрешении спора по существу без необходимости использования иных средств судебной защиты.

Следует отметить, что часть 4 статьи 216 КАС РФ закрепляет право суда возложить на орган государственной власти обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим полностью или в части, при этом отсутствие в решении суда соответствующего указания не исключает обязанности Департамента ЖКХиЭ Воронежской области по урегулированию рассматриваемых административных правоотношений.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу подлежит опубликованию административным ответчиком в том же средстве массовой информации, в котором опубликован указанный нормативный правовой акт.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования индивидуального предпринимателя Шабановой Е.В. удовлетворить.

Признать недействующим с 01.01.2021 приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.01.2021 № 1 «Обутверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров» в части утверждения норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории «поликлиника, амбулатория, диспансер» для Лискинского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера.

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции (город Москва) через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 10.10.2022.

Судья И.В. Чеча