ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-393/2023 от 04.12.2023 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-666/2023

УИД 36OS0000-01-2023-000529-77

Строка 3.123

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 декабря 2023 года город Воронеж

Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,

при секретаре Леоновой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Прометей» к государственному бюджетному учреждению Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области», министерству имущественных и земельных отношений ФИО3<адрес> об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,

установил:

13.06.2023 в Воронежский областной суд поступило вышеуказанное административное исковое заявление, предъявленное к государственному бюджетному учреждению Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» (далее – ГБУ ВО «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области»), к департаменту имущественных и земельных отношений по Воронежской области (после переименования на основании Указов Губернатора Воронежской области от 06.10.2023 № 245-у и № 246-у министерство имущественных и земельных отношений Воронежской области, далее – МИЗО Воронежской области) в котором административный истец просит установить кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости – здания (незавершенное строительство, степень готовности 90%) с кадастровым номером: , назначение: торговый центр, площадь застройки кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2021 в размере 7216299 руб. 80 коп.

В обоснование административных исковых требований ООО «Прометей» указало, что является собственником указанного объекта недвижимости.

Кадастровая стоимость утверждена приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 13.10.2021 № 2271 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Воронежской области».

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 01.01.2021 в размере 17759129 руб. 69 коп.

ООО «Прометей» обратилось к оценщику общества с ограниченной ответственностью «Ассоциация независимой оценки» в целях определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.

Согласно отчету об оценке № 23/кн-04-2023 от 12.05.2023 рыночная стоимость объекта недвижимости – здания (незавершенное строительство, степень готовности 90%) с кадастровым номером: , назначение: торговый центр, площадь застройки 439,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> определена в размере 7216299 руб. 80 коп.

ООО «Прометей», ссылаясь на то, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, так как влечет увеличение налоговых платежей, просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости.

Определением Воронежского областного суда от 05.07.2023 по административному делу назначена судебная экспертиза на предмет соответствия представленного отчета оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости объекта недвижимости, производство по административному делу приостановлено (л.д. 106, 107-108).

Определением Воронежского областного суда от 04.12.2023 производство по административному делу возобновлено в связи с поступлением в суд заключения судебного эксперта № 4873/6-4 от 11.10.2023.

Административный истец ООО «Прометей» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом и в установленном порядке, от представителя административного истца директора ООО «Прометей» Кондрухова М.В. в суд поступило заявление, в котором просит рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца, заключение судебного эксперта № 4873/6-4 от 11.10.2023 не оспаривает.

Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Воронежской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом и в установленном порядке, в том числе посредством размещения информации на сайте суда в сети «Интернет», о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался; возражений по существу заявленных требований, заключения судебной экспертизы, доказательств наличия иной величины рыночной стоимости здания не представлено, ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.

Представитель административного ответчика ГБУ Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом и в установленном порядке, в том числе посредством размещения информации на сайте суда в сети «Интернет», о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался; возражений по существу заявленных требований, заключения судебной экспертизы, доказательств наличия иной величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости не представлено, ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.

Ранее представлены письменные пояснения на административное исковое заявление, в соответствии с которыми указывает, что кадастровая стоимость спорного нежилого здания утверждена уполномоченным органом в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 13.10.2022 № 2271 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Воронежской области».

Истец обратился ГБУ ВО «ЦГКО ВО» с заявлением об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 28.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

На основании решения Учреждения от 16.02.2023 был издан приказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 22.03.2023 № 737 «О внесении изменений в приказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 13.10.2021 № 2271», согласно которому кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости составила 17303882,93 руб., в связи с чем являются ненадлежащим административным ответчиком по делу (л.д. 90-91).

Представитель заинтересованного лица публично-правовой компании «Роскадастр» в лице филиала по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом и в установленном порядке, в том числе посредством размещения информации на сайте суда в сети «Интернет», о причинах неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался.

Представитель заинтересованного администрации Верхнеикорецкого сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом и в установленном порядке, в том числе посредством размещения информации на сайте суда в сети «Интернет», о причинах неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался.

Учитывая изложенное, суд в силу части 2 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные доказательства, суд считает заявленные требования об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере рыночной стоимости подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии со статьями 14, 399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 372.1 настоящего Кодекса. Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно статье 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «Огосударственной кадастровой оценке» (далее - Закон № 237-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

Частью 7 статьи 22 Закона № 237-ФЗ закреплено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов административного дела, ООО «Прометей» является собственником объекта недвижимости – здания (незавершенное строительство, степень готовности 90%) с кадастровым номером: , назначение: торговый центр, площадь застройки . м, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 17.12.2019 (л.д. 10-14).

Объект недвижимости с кадастровым номером включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется кадастровая стоимость, утвержденным приказом ДИЗО Воронежской области от 13.10.2021 №2271 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Воронежской области».

Учитывая, что кадастровая стоимость нежилого здания используется, в том числе для целей налогообложения, суд усматривает наличие у административного истца ООО «Прометей» заинтересованности в оспаривании результатов кадастровой оценки принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости.

Из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10.04.2023 следует, что оспариваемая кадастровая стоимость нежилого здания установлена по состоянию на 01.01.2021 и составляет 17759 129 руб. 69 коп. (л.д. 15).

Указанная кадастровая стоимость указана также в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 07.04.2023 (л.д. 10-14).

Результаты определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером утверждены приказом ДИЗО Воронежской области от 13.10.2021 №2271 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Воронежской области».

Согласно пояснениям административного ответчика ГБУ ВО «ЦГКО ВО», истец обратился ГБУ ВО «ЦГКО ВО» с заявлением об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 28.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

На основании решения Учреждения от 16.02.2023 № 52/3-11/296 был издан приказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 22.03.2023 № 737 «О внесении изменений в приказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 13.10.2021 № 2271», согласно которому кадастровая стоимость указанного объекта капитального строительства составила 17303882,93 руб. (л.д. 90-91).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости – это полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В силу пунктов 1.2, 1.7 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.05.2017 № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», изданного в соответствии со статьей 5 Закона о государственной кадастровой оценке, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.

Кадастровая стоимость представляет собой наиболее вероятную цену объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом. При использовании для определения кадастровой стоимости наблюдаемых на рынке цен такие цены не корректируются на затраты, связанные с особенностями проведения сделки.

Аналогичные положения закреплены в пункте 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» (действовавшего на момент составления отчета об оценке), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508.

Массовой оценкой недвижимости именуется процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке (пункт 6 ФСО № 4).

Для построения модели оценки оценщик осуществляет сбор достаточной и достоверной рыночной информации об объектах недвижимости. При построении модели оценки оценщик использует ценовую информацию, соответствующую сложившемуся уровню рыночных цен (пункт 11 ФСО № 4).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Обоценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

При этом рыночная стоимость в силу прямого указания приведенного выше закона может быть установлена в результате оценочной деятельности, то есть профессиональной деятельности субъектов оценочной деятельности, направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

Из приведенных выше определений кадастровой и рыночной стоимостей следует, что при определении стоимости объекта недвижимости методом массовой оценки все его индивидуальные характеристики не учитываются, а сама стоимость определяется исходя из построенной на основании полученной информации о рынке объекта оценки и ценообразующих факторов модели оценки, тогда как определение рыночной стоимости объекта оценки, напротив, всегда учитывает все индивидуальные характеристики конкретного объекта.

Следовательно, по своей сути определение рыночной стоимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости является уточнением результата, полученного при кадастровой оценке методом массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, и на достоверность его кадастровой стоимости не влияет.

Обязанность по доказыванию размера действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости возложена законом на административного истца (часть 5 статьи 247, пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28).

С учетом положений статьи 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки.

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, который составляется по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет об оценке объекта оценки должен содержать точное описание объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата.

Оспаривая кадастровую стоимость рассматриваемого нежилого здания, административный истец в обоснование своих требований представил суду отчет об оценке /кн-04-2023 от 12.05.2023, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Ассоциация независимой оценки», согласно которому по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость объекта недвижимости – здания (незавершенное строительство, степень готовности 90%) с кадастровым номером: , назначение: торговый центр, площадь застройки 439,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> определена в размере 7216299 руб. 80 коп. (л.д. 16-67).

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Представленный административным истцом отчет вызвал у суда сомнения в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объекта оценки по причине наличия существенной разницы между определенной оценщиком их рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью.

В связи с этим определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, в которой эксперту предложено определить соответствует ли предоставленный истцом отчет об оценке требованиям действующего законодательства в области оценочной деятельности, и, если не соответствует, определить рыночную стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2021.

Согласно заключению эксперта от 11.10.2023, выполненному экспертом ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы» Минюста России, в отчете об оценке № 23/кн-04-2023 от 12.05.2023, выполненным оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Ассоциация независимой оценки» не выявлены нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости, в том числе ошибки при выполнении математических действий.

Выявлены нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к определению факторов, влияющих на стоимость объекта недвижимости, несоответствия п. 9 ФСО VI (не внесены значения единиц сравнения корректировки для устранения различий между объектом оценки и аналогами) ст. 11135-ФЗ (отчет не должен вводить в заблуждение, не должен допускать неоднозначного толкования), влияющие на итоговую стоимость объекта оценки.

Одновременно экспертом определена рыночная стоимость объекта недвижимости – здания (незавершенное строительство, степень готовности 90%) с кадастровым номером: , назначение: торговый центр, площадь застройки 439,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2021 в размере 8526 140 рублей.

В силу статьи 25 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «Огосударственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) в заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

В соответствии со статьей 8 Закона № 73-ФЗ эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью (25 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ).

Таким образом, заключение эксперта, содержащее вывод о рыночной стоимости объекта оценки, должно быть выполнено с соблюдением требований Закона об оценочной деятельности и обязательных для применения федеральных стандартов оценки, а также других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.

Заключение эксперта ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы» Минюста РФ № 4873/6-4 от 07.09.2023 соответствует законодательству об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки.

Оснований не доверять представленному заключению эксперта у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Экспертом применен сравнительный и доходный подходы при расчете стоимости объекта оценки, отказ от затратного подхода мотивированно обоснован.

Поиск информации производился в сети Интернет на сайтах объявлений, скриншоты которых отражены в заключении, что свидетельствует о возможности проверки данных сведений.

В результате анализа характеристик сравнительным и доходного подходов выбраны аналоги с наиболее подходящими своим функциональным, физическим и экономическим характеристикам с объектом оценки, имеющие схожее местоположение, площадь и назначение, сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик и произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога, составил таблицу корректировок и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.

В силу положений, закрепленных в части 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 КАС РФ, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение эксперта ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы» Минюста Российской Федерации № 4873/6-4 от 11.10.2023 соответствует требованиям Закона № 73-ФЗ, Закона об оценочной деятельности.

Заключение эксперта основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости; определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации. Выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.

Кроме того, в данном случае судебная экспертиза проведена экспертом государственной судебно-экспертной организации, что соответствует требованиям распоряжения Правительства РФ от 16.11.2021 № 3214-р «О Перечне видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями».

С учетом изложенного суд считает возможным принять названное экспертное заключение в качестве надлежащего доказательства определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что экспертное заключение является недостоверным, содержит необоснованные научные выводы, математические и методологические ошибки, сторонами по делу не представлено, об их наличии суду не заявлено.

Участвующими в деле лицами заключение эксперта не оспорено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной судебной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости от них не поступало. Выводы судебной экспертизы не опорочены и не опровергнуты, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих соответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанной в выписке из ЕГРН, рыночной стоимости данного объекта недвижимости ими не представлено.

На основании изложенного суд считает возможным установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания (незавершенное строительство, степень готовности 90%) с кадастровым номером: , назначение: торговый центр, площадь застройки .м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2021 в размере 8526 140 рублей, определенном заключением эксперта № 4873/6-2 от 11.10.2023.

В силу статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 25 постановления Пленума от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления является дата обращения в Комиссию, датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 03.07. 2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Поскольку административное исковое заявление сдано в организацию почтовой связи 06.06.2023 (л.д. 75), фактически поступило в суд 13.06.2023 (л.д. 6), то датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать 06.06.2023.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, решение суда, вступившее в законную силу, будет являться основанием для внесения в ЕГРН соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах административные исковые требования ООО «Прометей» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.

Вместе с тем суд не находит оснований для удовлетворения требований ООО «Прометей», предъявленных к ГБУ Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области», поскольку результаты определения кадастровой стоимости в отношении спорного объекта недвижимости изначально утверждены приказом департамента имущественных и земельных отношений в Воронежской области от 13.10.2021 № 2271 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Воронежской области», затем издан приказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 22.03.2023 № 737 «О внесении изменений в приказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 13.10.2021 № 2271».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Прометей» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания (незавершенное строительство, степень готовности 90%) с кадастровым номером: , назначение: торговый центр, площадь застройки .м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2021 в размере 8526 140 рублей.

Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать 06.06.2023.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.

В удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Прометей» к государственному бюджетному учреждению Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции (город Москва) через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.Ю. Курындина

Решение суда в окончательной форме принято 18.12.2023.