ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-39/2016 от 06.04.2016 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-84/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«6» апреля 2016 года Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Селиверстовой И.В.

при секретаре Козьяковой М.Ю.

с участием прокурора ФИО3,

а также с участием представителей административного истца ФИО4 и

ФИО5

представителя административного ответчика ФИО6, -

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» к Управлению по государственному регулированию тарифов Воронежской области о признании недействующим нормативного правового акта в части,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее – ООО «<данные изъяты>») обратилось в Воронежский областной суд с административным иском, в котором, с учетом уточнений, просит признать недействующим с 1 января 2016 года пункт 3 приказа № 62/72 от 18 декабря 2015 года Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее – УРТ) «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и установления тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для ООО «<данные изъяты>», осуществляющего горячее водоснабжение с использованием централизованной системы в границах городского округа город Воронеж, на период 2016-2018 годов» (далее – Приказ № 62/72) в части установления однокомпонентного тарифа на горячую воду исходя из стоимости за 1 куб. метр.

В обоснование требований указано, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует частям 2 и 9 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении), пунктам 88, 89, 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 406 от 13 мая 2013 года (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения) и пункту 109 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам России № 1746-э от 27 декабря 2013 года (далее – Методические указания № 1746-э).

ООО «<данные изъяты>» ссылается на нарушение оспариваемой нормой его прав и законных интересов в сфере горячего водоснабжения на экономически обоснованный тариф на горячее водоснабжение, как ресурсоснабжающей организации, осуществляющей горячее водоснабжение объектов, расположенных в г. Воронеже (т. 1, л.д. 5-11).

В судебном заседании представители административного истца ФИО4 и ФИО5 поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика ФИО6 возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая оспариваемый приказ принятым в пределах компетенции исполнительного органа Воронежской области и в соответствии с законодательством, имеющим большую юридическую силу, поддержав письменные возражения (т. 1, л.д. 182-189, 203-205).

Выслушав участвующих в деле лиц, свидетеля, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора ФИО3, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона от
6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Основанием для признания нормативного правового акта недействующим является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Применительно к требованиям частей 8, 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств по соблюдению требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Судом установлено, что тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) для ООО «<данные изъяты>», осуществляющего горячее водоснабжение с использованием централизованной системы в границах городского округа город Воронеж, на период 2016-2018 годов утверждены Приказом № 62/72, пункт 3 которого предусматривает установление для бюджетных и прочих потребителей двухкомпонентного тарифа на горячую воду, состоящего из компонента на холодную воду исходя из стоимости за 1 куб. метр и компонента на тепловую энергию, рублей/Гкал, и одновременно одноставочного тарифа исходя из стоимости за 1 куб. метр горячей воды; для населения (с учетом НДС) – одноставочного тарифа исходя из стоимости за 1 куб. метр. (т. 1, л.д. 13-15).

Суд приходит к выводу, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права Общества, осуществляющего горячее водоснабжение объектов, расположенных в г. Воронеже (т. 1, л.д. 40-139, 172-176).

Исходя из положений подпункта 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, подпункта 1 части 1 статьи 5, части 5 статьи 31 Закона о водоснабжении, подпункта 3.1.41 раздела 3 Положения об УРТ, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 18 мая 2009 года № 397, в их системной взаимосвязи, следует, что на территории Воронежской области соответствующими полномочиями в сфере тарифного регулирования наделено УРТ.

В соответствии со статьями 4, 9, 12 Закона Воронежской области от 1 февраля 1995 года № 11-з «О нормативных правовых актах Воронежской области», пункта 3.17 Положения о Правлении (коллегии) УРТ, утвержденного приказом УРТ от 14 октября 2015 года № 34-Р, оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме приказа.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения вправе устанавливать тарифы на горячую воду, а исполнительным органом государственной власти Воронежской области в области государственного регулирования тарифов является УРТ, решения которого по вопросам, входящим его в компетенцию, принимаются в форме приказов.

Процедура принятия оспариваемого акта, предусмотренная положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 16 июля 2014 года № 1154-э, также соблюдена (т. 1, л.д. 16-39, 216-233).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий УРТ, являющегося уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов водоснабжения, соответствует форме и виду его принятия.

Оспариваемый документ был опубликован в соответствии со статьями 5, 6 Закона Воронежской области от 29 июня 2006 года № 86-ОЗ «О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации» путем первого размещения (опубликования) в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) 21 декабря 2015 года (т. 1, л.д. 234), вступил в силу по истечении десяти дней с момента опубликования и распространяет свое действие на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. На настоящее время он не отменен и не признан утратившим силу.

Проверяя соответствие оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом о водоснабжении.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Закона о водоснабжении порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 9 статьи 32 Закона о водоснабжении тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Особенности установления тарифов на горячую воду урегулированы принятыми во исполнение названного Федерального закона Основами ценообразования в сфере водоснабжения, которые вступили в силу 23 мая 2013 года.

Исходя из содержания пункта 1 Основы ценообразования в сфере водоснабжения определяют систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Законом о водоснабжении, а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Особенности установления тарифов на горячую воду регулируются разделом XI Основ ценообразования в сфере водоснабжения.

Так, в соответствии с пунктами 88, 89, 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).

Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.

Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих: тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность); расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.

Пунктом 109 Методических указаний № 1746-э также установлено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Порядок расчета тарифов определен пунктами 110-114.

Таким образом, Основы ценообразования в сфере водоснабжения и Методические указания № 1746-э предусматривают установление двухкомпонентных тарифов на горячую воду.

Внесение Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 200-ФЗ в часть 9 статьи 32 Закона о водоснабжении изменения: слово «устанавливается» заменено на слова «могут быть установлены», - не может свидетельствовать о том, что тарифный орган наделен полномочиями по установлению однокомпонентного и двухкомпонентного тарифа по своему усмотрению.

Данная норма закона является отсылочной. Порядок установления тарифов на горячую воду определен Основами ценообразования в сфере водоснабжения и Методическими указаниями № 1746-э, которые обязывают орган регулирования тарифов устанавливать двухкомпонентный тариф.

Доводы представителя административного ответчика и пояснения свидетеля ФИО7 о правомерности применения Методических рекомендаций по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года № 47 (далее – Методические указания № 47), которыми предусмотрена возможность установления одноставочного тарифа, представляющего собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. м горячей воды, суд находит необоснованными.

Методические указания № 47 приняты в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от
14 июля 2008 года № 520.

Подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 установлено, что к отношениям, связанным с регулированием тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса не применяются со дня вступления в силу этого Постановления, то есть с 23 мая 2013 года.

Следовательно, Методические указания № 47 не подлежали применению при установлении тарифов на 2016-2018 года, поскольку они не регулируют отношения по установлению тарифов в сфере водоснабжения, так как в этой сфере действует специальный федеральный закон и принятые в соответствии с ним Основы ценообразования в сфере водоснабжения.

Также суд не может принять ссылки представителя административного ответчика и пояснения свидетеля ФИО7 в подтверждении правомерности установления однокомпонентного тарифа на горячую воду на положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), поскольку они не регулируют правоотношения в сфере регулирования установления тарифов.

Так, в соответствии с пунктом 1 Правил № 354 предметом регулирования данного постановления являются общественные отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

При этом подпунктом 2 пункта 31 Правил № 354 обязанность производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги возложена на исполнителя.

Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, но по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (пункты 36, 38, 67, 69 Правил № 354).

Также суд не может принять во внимание разъяснения ФАС России, содержащиеся в письме от 31 марта 2016 года № 13К/21153/16, поскольку они не являются федеральным законодательством и носят рекомендательный характер (т. 2, л.д. 53-54).

Кроме того, ни на день принятия оспариваемого акта, ни на день рассмотрения дела судом какие-либо изменения в Основы ценообразования в сфере водоснабжения не внесены.

Установление для бюджетных и прочих потребителей наряду с двухкомпонентным тарифом на горячую воду одновременно и одноставочного тарифа в рублях за 1 куб. метр горячей воды порождает неопределенность, поскольку неясно, какие же тарифы, имеющие разные ценовые значения, следует применять при расчете платы за оказанные услуги потребителям.

Таким образом, суд приходит к выводу, что федеральным законодательством в сфере водоснабжения не предусмотрена возможность установления одноставочного тарифа на горячую воду в виде стоимости 1 куб. метра горячей воды, равно как не предусмотрен и расчет итогового тарифа в указанной единице измерения на основе двух компонентов.

Согласно пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с частью 1 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

Принимая во внимание, что приказом УРТ от
18 декабря 2015 года № 62/72 установлены и введены в действие тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) на период с 1 января 2016 года, а, следовательно, с этой даты пункт 3 оспариваемого нормативного правового акта в части установления однокомпонентного тарифа на горячую воду подлежит признанию недействующим.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о данном решении подлежит опубликованию в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку оспариваемый нормативный акт был официально впервые размещен в данной информационной системе.

В соответствии с положениями статей 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу административного истца также подлежат взысканию судебные расходы, понесенные им по оплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления в суд, в размере рублей (т. 1, л.д. 12).

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

признать недействующим с 1 января 2016 года, как не соответствующий федеральному законодательству, пункт 3 приказа № 62/72 от
18 декабря 2015 года Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и установления тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для ООО «<данные изъяты>», осуществляющего горячее водоснабжение с использованием централизованной системы в границах городского округа город Воронеж, на период 2016-2018 годов» в части установления однокомпонентного тарифа на горячую воду.

Взыскать с Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в счет возмещения судебных расходов ) рублей.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 8 апреля 2016 года.

Председательствующий И.В. Селиверстова