ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-42/2021 от 07.07.2021 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-362/2021

УИД № OS0000-01-2021-000050-27

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж 7 июля 2021 г.

Воронежский областной суд в составе

председательствующего судьи Привалова А.А.,

при секретаре Стороженко Е.В.,

с участием

представителя

административного истца Хизвера В.Р.,

представителя

административного ответчика Минаковой О.А.,

прокурора Бойкова Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хизвера Р.Г. к правительству Воронежской области о признании недействующим в части приложения № 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы - Перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном правительством Российской Федерации порядком аварийными и подлежащими сносу, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 06.03.2014 № 183 (в редакции постановления правительства Воронежской области от 22.12.2020 № 1118),

установил:

постановлением правительства Воронежской области от 06.03.2014 № 183 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы (далее - Региональная программа).

Приложением к названной Региональной программе является Перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном правительством Российской Федерации порядком аварийными и подлежащими сносу (далее - Перечень).

В соответствии с первоначальным Перечнем проведение капитального ремонта многоквартирного дома <адрес> запланировано на 2014 - 2019 годы (пункт 100 Перечня по городскому округу город Воронеж).

Постановлениями правительства Воронежской области от 27.10.2014 № 953, от 27.02.2015 № 111, от 06.09.2016 № 657 приложение № 1 к региональной программе проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы излагалось в новой редакции, не затрагивая плановый период капитального ремонта названного выше многоквартирного дома на 2014 – 2019 годы.

Постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2016 № 983 внесены изменения в постановление правительства Воронежской области от 06.03.2014 № 183 в части изложения приложения № 1 к региональной программе в новой редакции.

Региональная программа (в редакции от 23.12.2016 № 983) предусматривала ремонт фасада многоквартирного дома <адрес> в 2023 - 2025 годах (пункт 3520 Перечня).

Постановлением правительства Воронежской области от 22.12.2020 № 1118 приложение № 1 к региональной программе изложено в новой редакции. Срок ремонта фасада названного многоквартирного дома не изменился и ограничен плановым периодом 2023 - 2025 годы (пункт 2985 Перечня).

Административный истец Хизвер Р.Г., являясь сособственником квартиры в названном выше многоквартирном доме, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом последующих уточнений, просит признать незаконным Приложение № 1 к региональной программе с момента принятия постановления правительства Воронежской области от 23.12.2016 № 983 (в редакции постановления правительства Воронежской области от 22.12.2020 № 1118) в части установления очередности и планового периода капитального ремонта фасада <адрес> как противоречащее требованиям части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 4 Закона Воронежской области от 08.07.2013 № 106-ОЗ «О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области».

По мнению административного истца, решение о переносе периода проведения капитального ремонта фасада дома на более поздний период принято в отсутствие решения общего собрания собственников помещений.

Административный истец Хизвер Р.Г. извещен о месте и времени рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель административного истца Хизвер В.Р. поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика Минакова О.А. полагала, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий, в предусмотренной законом форме, опубликовано в установленном порядке. Основанием для принятия указанного нормативного акта послужило внесение изменений Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ в пункт 3 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса, который устанавливает правила определения в региональных программах планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заключение прокурора Бойкова Р.В., полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, Хизверу Р.Г. на праве общей долевой собственности принадлежит <адрес> (л.д. 97).

Постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2016 № 983 внесены изменения в постановление правительства Воронежской области от 06.03.2014 № 18 в части изложения приложения № 1 к региональной программе в новой редакции, в результате чего произошло изменение сроков капитального ремонта фасада в названном выше многоквартирном доме.

Таким образом, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, права которого нарушены в результате изменения срока капитального ремонта.

Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Жилищный кодекс Российской Федерации регулирует отношения в том числе по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 11.1 части 1 статьи 4), и относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, наряду с другими, определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения такого ремонта, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на его проведение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности его проведения (часть 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации), формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (пункт 1 части 2 статьи 168 названного кодекса).

Статьей 3 закона Воронежской области от 17.10.2012 № 111-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Воронежской области» установлено, что правительство Воронежской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Воронежской области.

Аналогичная норма содержится в статье 1 закона Воронежской области от 30.09.2008 № 77-ОЗ «О правительстве Воронежской области» (в редакции, действовавшей на дату принятия постановления от 23.12.2016 № 983).

В соответствии со статьей 2 Закона Воронежской области от 08.07.2013 № 106-ОЗ «О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области» региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается правительством Воронежской области.

В силу статьи 18 закона Воронежской области от 30.09.2008 № 77-ОЗ «О правительстве Воронежской области» правительство Воронежской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Устава Воронежской области, федерального и областного законодательства издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (часть 1). Постановления и распоряжения правительства Воронежской области подписываются губернатором Воронежской области (часть 2).

Согласно части 4 статьи 18 названного закона датой официального опубликования постановления правительства Воронежской области считается дата первой публикации его текста в официальном печатном издании, определяемом законом Воронежской области, либо первое размещение (опубликование) в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Статья 6 закона Воронежской области от 07.07.2006 № 86-ОЗ «О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации» устанавливает, что официальным опубликованием постановления правительства Воронежской области считается первая публикация их полного текста в газете «Воронежский курьер» либо первое размещение (опубликование) в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Постановление правительства Воронежской области от 06.03.2014 № 183 опубликовано в информационной системе Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) 17.03.2014, номер опубликования 360520141352; постановление правительства Воронежской области от 23.12.2016 № 983 опубликовано в той же системе 28.12.2016, номер опубликования 360520168767; постановление правительства Воронежской области от 22.12.2020 № 1118 опубликовано в той же системе 23.12.2020, номер опубликования 3605202020901.

Исходя из анализа указанных выше норм, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление правительства Воронежской области принято уполномоченным органом в пределах компетенции, установленной нормами федерального и регионального законодательства, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения его в действие.

Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (части 1 и 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с указанным кодексом.

В развитие приведенных положений федерального законодательства принят закон Воронежской области от 08.07.2013 № 106-ОЗ «О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области».

Критерии очередности проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома определены в статье 4 упомянутого закона Воронежской области.

Частью 3 статьи 4 данного закона установлено, что очередность и плановый период осуществления каждого вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяются исходя из продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов многоквартирного дома, которая исчисляется с даты ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, а также с учетом последней даты осуществления соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением правительства Воронежской области от 06.03.2014 № 183 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы.

Названной региональной программой на основании сведений, предоставленных органами местного самоуправления, исходя из критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, определенных приведенными выше положениями части 3 статьи 4 Закона Воронежской области от 08.07.2013 № 106-ОЗ, был установлен плановый период проведения капитального ремонта многоквартирного дома <адрес> - 2014 - 2019 годы.

В дальнейшем постановлением правительства Воронежской области от 28.12.2016 № 983 «О внесении изменения в постановление правительства Воронежской области от 06.03.2014 № 183», планируемый период проведения работ по капитальному ремонту общедомового имущества многоквартирного жилого дома <адрес> перенесен на более поздний срок: ремонт системы водоотведения, ремонт подвальных помещений, ремонт фундамента - 2020 - 2022 годы; ремонт фасада, ремонт системы газоснабжения – 2023 – 2025 годы; ремонт системы электроснабжения – 2029 – 2031 годы; ремонт системы теплоснабжения, ремонт системы ХВС, ремонт крыши – 2038 – 2040 года.

Эти же периоды проведения капитального ремонта общего имущества данного многоквартирного дома сохраняются и в действующей на дату рассмотрения дела редакции постановления правительства Воронежской области от 22.12.2020 № 1118.

Исходя из обстоятельств дела, суд считает, что изменение очередности проведения капитального ремонта общего имущества дома, где находится принадлежащее административному истцу жилое помещение, произведено произвольно, без учета правовых, фактических и объективных оснований для переноса на более поздний срок планового периода проведения капитального ремонта отдельных элементов в многоквартирном жилом доме <адрес>.

По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.

Аналогичная норма содержится в части 5 статьи 4 Закона Воронежской области от 08.07.2013 № 106-ОЗ.

Решение о переносе периода проведения капитального ремонта системы теплоснабжения указанного многоквартирного жилого дома на более поздний срок общим собранием собственников помещений дома не принималось.

Предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, которые могли послужить основанием для принятия такого постановления в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, по делу не установлено.

Ссылка правительства Воронежской области на то, что указанное решение принято на основании пункта 12 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.06.2015 № 176-ФЗ), в связи с чем не требовало согласования вопроса о переносе периода проведения капитального ремонта с собственниками помещений многоквартирного дома, не требовалось, судом отклоняется.

На основании приведенной нормы в течение 2015 - 2016 годов без согласования с собственниками помещений многоквартирного дома допускалась актуализация региональных программ капитального ремонта в целях приведения этих программ в соответствие с требованиями пункта 3 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ).

Пункт 3 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ) устанавливает правила определения в региональных программах планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ. Согласно данной норме такой плановый период может определяться указанием либо на календарный год, либо на период, в течение которого должен быть проведен такой ремонт, при этом данный период не должен превышать трех лет. До введения в действие Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации не ограничивал плановый период проведения капитального ремонта общедомового имущества многоквартирного жилого дома трехлетним сроком.

Первоначально, при утверждении постановлением правительства Воронежской области от 06.03.2014 № 183 региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 – 2044 годы плановый период проведения капитального ремонта в многоквартирном доме <адрес> был определен 2014 – 2019 годами.

Исходя из содержания положений пункта 12 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ, пункта 3 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции данного федерального закона), части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в их системном истолковании, без согласования с собственниками помещений многоквартирных жилых домов в 2015 - 2016 годах могла быть проведена актуализация региональных программ капитального ремонта в целях сокращения продолжительности плановых периодов проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах до трехлетнего срока. Названные нормы не предоставляют уполномоченным государственным органам исполнительной власти право переносить уже установленные региональными программами, исходя из критериев очередности проведения таких работ, плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздние сроки в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений этих многоквартирных домов.

При приведении положений региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Воронежской области, на 2014 - 2044 годы, утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 06.03.2014 № 183, в соответствие с требованиями пункта 3 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ) запланированный названной программой плановый период проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома <адрес> (пять лет) подлежал сокращению до трех лет в пределах ранее установленных этой программой временных рамок (2014 - 2019 годы).

Иных предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации оснований для принятия решения о переносе установленного региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Воронежской области планового периода проведения капитального ремонта фасада многоквартирного дома <адрес> (2014 - 2019 годы) на более поздний срок (2023 - 2025 годы) в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений этого многоквартирного дома, административный ответчик не указал.

Довод административного ответчика об исчислении нового срока ремонта фасада с использованием автоматизированной системы «БАРС ЖКХ» суд отклоняет, поскольку суду не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность переноса срока капитального ремонта на поименованный в перечне срок в соответствии с критериями очередности проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, закрепленными в статье 4 закона Воронежской области от 08.07.2013 № 106-ОЗ, и, тем самым, исключающие произвольный характер действий органа государственной власти при изменении периода капитального ремонта и переносе его на более поздний срок.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые Хизвером Р.Г. положения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Воронежской области, на 2014 - 2044 годы, утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 06.03.2014 № 183 (в редакции от 22.12.2020 № 1118), противоречат части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 12 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», части 5 статьи 4 Закона Воронежской области от 08.07.2013 № 106-ОЗ, и, как следствие, нарушают права административного истца на проведение капитального ремонта системы фасада многоквартирного дома <адрес>.

Определяя момент, с которого оспариваемое положение нормативного правового акта признается не действующим, суд учитывает, что оно применялось лишь к собственникам помещений многоквартирного дома, порождая для них правовые последствия, следовательно, оспариваемое положение Перечня к региональной программе подлежит признанию не действующим со дня принятия правительством Воронежской области 23 декабря 2016 г. постановления, которым были внесены изменения в региональную программу в части переноса планового периода проведения капитального ремонта фасада многоквартирного дома.

Согласно части 4 статьи 216 КАС РФ суд вправе возложить на орган государственной власти, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части, в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Перечисленных в названной выше норме оснований для возложения обязанности принять новый нормативный правовой акт по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать не действующим со дня принятия 23 декабря 2016 г. одиннадцатый столбец пункта 2985 Перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном правительством Российской Федерации порядком аварийными и подлежащими сносу, - приложение к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Воронежской области, на 2014 - 2044 годы, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 06.03.2014 № 183, с изменениями в редакции постановления от 22.12.2020 № 1118, в части переноса планового периода проведения капитального ремонта фасада многоквартирного дома <адрес> на 2023 - 2025 годы.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.А. Привалов

Мотивированное решение составлено 12 июля 2021 г.