ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-452/19 от 18.10.2019 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-643/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж 18 октября 2019 г.

Воронежский областной суд в составе председательствующего Привалова А.А., при секретаре Юрловой Л.В., с участием представителя административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной,

установил:

ИП КФХ ФИО2 обратился в суд с названным выше административным иском, указывая, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки:

- с кадастровым номером , площадью 5 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 24.11.2017 определена в размере 5 368 050 руб.;

- с кадастровым номером , площадью 37 502 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 24.11.2017 определена 40 262 522,22 руб.;

- с кадастровым номером , площадью 2 225 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 24.11.2017 определена в размере 2 388 782,25 руб.;

- с кадастровым номером , площадью 34 744 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 24.11.2017 определена в размере 37 301 505,84 руб.

Ссылаясь на то, что в настоящее время административный истец как собственник земельных участков обязан уплачивать земельный налог исходя из размера их кадастровой стоимости, которая значительно превышает размер его рыночной стоимости, просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной стоимости, установленной в отчете оценщика ООО «Воронежский центр судебной экспертизы» № 238 от 13.05.2019, в размере соответственно 2 235 000 руб., 10 561 000 руб., 995 000 руб., 9 867 000 руб.

В качестве заинтересованного лица на стороне административных ответчиков привлечена администрация Бутурлиновского городского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала заявленные требования.

Глава администрации Бутурлиновского городского поселения Бутурлиновского муниципального района Воронежской области ФИО3 направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Воронежской области ФИО4 направила в суд письменные пояснения, в которых указала, что земельные участки с кадастровыми номерами , , , были образованы 27.11.2017 в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , площадью 84 168 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

25.12.2017 в ЕГРН на основании решения Воронежского областного суда от 07.09.2017 были внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 50 248 296 руб. Просила рассматривать дело в отсутствие представителя учреждения.

Представители иных административных ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

На основании ч. 4 ст. 247 КАС РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами ст. ст. 65 и 66 ЗК РФ, гл. III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Закон об оценочной деятельности в ст. 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 245 КАС РФ.

Постановлением правительства Воронежской области от 11.12.2015 № 970 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области, средний уровень кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области по муниципальным районам.

Из материалов дела следует, что ФИО2 на праве собственности принадлежат четыре земельных участка:

- с кадастровым номером , площадью 5 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.

Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 24.11.2017 сделана запись регистрации (л.д. 65-67);

- с кадастровым номером , площадью 37 502 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.

Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 24.11.2017 сделана запись регистрации (л.д. 68-70);

- с кадастровым номером , площадью 2 225 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.

Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 24.11.2017 сделана запись регистрации (л.д. 71-73);

- с кадастровым номером , площадью 34 744 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обеспечение сельскохозяйственного производства, для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.

Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, о чем 24.11.2017 сделана запись регистрации <адрес> (л.д. 74-75).

Названные выше земельные участки образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 37-64).

Сведения о земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости 24.11.2017.

В отношении исходного земельного участка решением Воронежского областного суда от 07.09.2017 установлена кадастровая стоимость равная рыночной по состоянию на 01.01.2014 в размере 50 248 296 руб. (л.д. 31-36).

Из письменных объяснений представителя ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области следует, что 25.12.2017 в ЕГРН на основании решения Воронежского областного суда от 07.09.2017 были внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 50 248 296 руб.

Таким образом, при разделе земельного участка кадастровая стоимость выделяемых земельных участков была определена по результатам содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений о государственной кадастровой оценке, поскольку сведения о рыночной стоимости на основании решения суда были внесены после постановки на учет выделенных земельных участков.

При рассмотрении настоящего дела представитель административного истца ФИО1 обратилась в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области с просьбой пересмотреть кадастровую стоимость образованных земельных участков в связи с применением для расчета кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков УПКС, отличного от УПКС преобразуемого земельного участка (л.д. 202-206).

По сообщению ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области от 18.09.2019 № 13-06959/19 в отношении объектов с кадастровыми номерами , , , проведена проверка сведений, содержащихся в ЕГРН. В результате проверки выявлена техническая ошибка в части определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Так как земельные участки образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , то в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка, кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости (597 руб./кв.м. преобразуемого земельного участка). Сведения о кадастровой стоимости исходного земельного участка с кадастровым номером в размере 50 248 296 внесены в соответствии с решением Воронежского областного суда от 07.09.2017. Органом регистрации ошибка исправлена и в ЕГРН внесены правильные значения кадастровой стоимости выделенных земельных участков (л.д. 207-208).

Представленные административным истцом выписки подтверждают, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о кадастровой стоимости земельных участков, определенной на основании УПКС преобразуемого земельного участка, рассчитанного в соответствии кадастровой стоимостью, установленной решением Воронежского областного суда от 07.09.2017 (л.д. 209-211, 214-217, 219-221, 224-226).

Установленные судом обстоятельства определения кадастровой стоимости спорных земельных участков административным истцом не оспариваются.

Суд не может согласиться с доводами административного истца о допустимости пересмотра кадастровой стоимости образованных в результате раздела земельных участков по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям, данным в п. 1, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости) на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ), либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (ст. 3 названного закона).

При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.

Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Из системного толкования приведенных норм права следует, что правовые последствия определения судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости заключаются во внесении сведений об этом в единый государственный реестр недвижимости, при этом повторное оспаривание в судебном порядке установленной в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости, не допускается, а установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости действует до момента внесения в единый государственный реестр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.

Правообладатель земельного участка с кадастровым номером ФИО2 реализовал право на пересмотр результатов кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка путем обращения в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной.

Преобразуемые земельные участки следуют судьбе исходного земельного участка, в силу чего внесенные в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости равной рыночной в отношении таких участков не могут быть пересмотрены по мотиву образования нового объекта недвижимости, в отношении которого комиссией либо судом не принималось решение об установлении кадастровой стоимости равной рыночной.

Поскольку в данном случае при рассмотрении заявления ФИО2 суд принял решение, которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером установлена равной рыночной по состоянию на 01.01.2014 в размере 50 248 296 руб., а кадастровая стоимость спорных земельных участков после исправления кадастровой ошибки определена путем умножения площади выделяемых земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости равной рыночной преобразуемого земельного участка, то суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для установления кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 27.11.2017.

При таких обстоятельствах заявленные исковые требования не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении административных исковых требований индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья А.А. Привалов

Мотивированное решение составлено 23 октября 2019 г.