ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-480/2021 от 21.12.2021 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-624/2021

36OS0000-01-2021-000512-96

Строка № 3.009

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 декабря 2021 года город Воронеж

Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Чечи И.В.,

при секретаре судебного заседания Жуковской И.В.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Воронежской области Бескакотова А.А.,

представителя административного ответчика Воронежской городской Думы Пахмелкиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Комаровой Светланы Валериевны, Берга Дмитрия Олеговича к Департаменту архитектуры и градостроительства Воронежской области, Воронежской городской Думе о признании недействующими приказа Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 09.10.2017 № 45-01-04/115 в части, решения Воронежской городской Думы от 22.11.2017 № 704-IV в части,

установил:

Комарова С.В. и Берг Д.О. обратились в Воронежский областной суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Воронежской области, Воронежской городской Думе о признании недействующими приказа Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области (далее – Управление архитектуры и градостроительства или Управление АиГ Воронежской области) от 09.10.2017 № 45-01-04/115 в части, решения Воронежской городской Думы от 22.11.2017 №704-IV в части.

Требования мотивированы тем, что Комарова С.В. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, поскольку ей на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области. Между Комаровой С.В. и Бергом Д.О. заключен договор совместной деятельности от 11.01.2018.

Ранее действующий пункт 5.2.3 Региональных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных приказом Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 01.11.2016 № 45-01-04/433, не был включен в следующую редакцию Региональных нормативов градостроительного проектирования 2017 года (оспариваемый приказ Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 09.10.2017 № 45-01-04/115). Требование «территория, занимаемая площадками промышленных предприятий и других производственных объектов, учреждениями и предприятиями обслуживания должна составлять, как правило, не менее 60% всей территории промышленной зоны (района)», имевшееся в архитектурно-строительных требованиях градостроительного регламента зоны П1 Правил землепользования и застройки первоначальной редакции от 25.12.2009, не было включено в следующую редакцию в архитектурно-строительных требований градостроительного регламента зоны П1 Правил землепользования и застройки от 22.11.2017.

Незаконность оспариваемых приказа Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области и решения Воронежской городской Думы в части дат, с которых отменяется спорное положение, подтверждается тем, что положение о площади территории площадок промышленных предприятий является не градостроительным, а техническим регламентом (СНиП), что подтверждается его наличием в СП 42.13330.2011. Поскольку это требование является элементом технического регламента, а не градостроительного, оно не может быть включено ни в Правила землепользования и застройки, ни в градостроительный план земельного участка, так как нормы технического регламента являются техническими, а нормы градостроительного регламента (Правила землепользования и застройки) являются правовыми. Указанное требование не может относиться к отдельным земельным участкам, так как площадь каждого земельного участка, расположенного на территории промышленной зоны (района) не может составлять не менее 60% площади промышленной зоны (района). Оспариваемое решение Воронежской городской Думы является незаконным по аналогичным основаниям. Указывают, что оспариваемые акты нарушают права истцов на свободное пользование земельным участком по установленному виду разрешенного использования и его выкуп с прекращением обязанности по уплате арендной платы.

Административные истцы Комарова С.В. и Берг Д.О., ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 46 КАСРФ, просят:

- признать недействующими пункты 3-4 приказа Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 09.10.2017 № 45-01-04/115 об отмене приказа Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 01.11.2016 № 45-01-04/433 «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области» в части отмены пункта 5.2.3 Региональных нормативов 2016 года не с даты утверждения этих нормативов 01.11.2016, а со дня официального опубликования приказа Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 09.10.2017,

- признать недействующим решение Воронежской городской Думы от 22.11.2017 № 704-IV в части исключения архитектурно-строительных требований градостроительного регламента территориальной зоны П1 (статья 19 Правил землепользования и застройки) требование «территория, занимаемая площадками промышленных предприятий и других производственных объектов, учреждениями и предприятиями обслуживания должна составлять, как правило, не менее 60% всей территории промышленной зоны (района)», не с даты принятия Правил землепользования и застройки 25.12.2009, а со дня официального опубликования решения Воронежской городской Думы от 22.11.2017,

- принять решение, содержащее вывод о несоответствии применения оспариваемого акта, истолкованию данного акта, выявленному судом с учетом его места в системе нормативных правовых актов (т. 1 л.д. 11-12, 187, 194-195, т. 2 л.д.10).

Представитель административного ответчика Воронежской городской Думы Пахмелкина М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам письменных возражений.

Другие участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом и заблаговременно, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, их явка не была признана судом обязательной.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.

Выслушав пояснения участников судебного заседания, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Положениями статьи 13 ГК РФ и главы 21 КАС РФ предусмотрено, что нормативный акт, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иным правовым актам.

В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Ранее действовавшим пунктом 5.2.3 Региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области, утвержденных приказом Управления АиГ Воронежской области от 01.11.2016 № 45-01-04/433, устанавливалось, что функционально-планировочную организацию промышленных зон необходимо предусматривать в виде кварталов (в границах красных линий), в пределах которых размещаются основные и вспомогательные производства предприятий, с учетом санитарно-гигиенических и противопожарных требований к их размещению, грузооборота и видов транспорта, а также очередности строительства. Территория, занимаемая площадками промышленных предприятий и других производственных объектов, учреждениями и предприятиями обслуживания, должна составлять, как правило, не менее 60% всей территории промышленной зоны.

Оспариваемым приказом Управления АиГ Воронежской области от 09.10.2017 № 45-01-04/115 «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области» постановлено:

1. Утвердить прилагаемые региональные нормативы градостроительного проектирования Воронежской области…

3. Признать утратившим силу приказ управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 01.11.2016 № 45-01-04/433 «Обутверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области».

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой (т. 1 л.д.13-14).

Статьей 19 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж в недействующей редакции решения Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II ранее устанавливались архитектурно-строительные требования градостроительного регламента территориальной зоны П1, одно из которых «Территория, занимаемая площадками промышленных предприятий и других производственных объектов, учреждениями и предприятиями обслуживания, должна составлять, как правило, не менее 60% всей территории промышленной зоны (района).» (т. 1 л.д. 15, 17).

Оспариваемым решением Воронежской городской Думы от 22.11.2017 №704-IV в указанное решение Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж» внесены изменения, статья 19 «Характеристика территориальных зон, перечень мероприятий и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» градостроительный регламент территориальной зоны П 1 «Зона промышленных и коммунальных предприятий» изложена в новой редакции, где вышеуказанное архитектурно-строительное требование «Территория, занимаемая площадками промышленных предприятий и других производственных объектов, учреждениями и предприятиями обслуживания, должна составлять, как правило, не менее 60% всей территории промышленной зоны (района)» отсутствует (т. 1 л.д. 16, 82-92).

Как следует из материалов дела, административный истец Комарова С.В. на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> на сроком на 10 лет. 11.01.2018 между Комаровой С.В., БергомД.О. и Бергом О.В. заключен договор совместной деятельности по строительству склада на рассматриваемом земельном участке (т. 1 л.д. 23-27, 57-60).

Таким образом, административные истцы является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами (приказом Управления АиГ Воронежской области от 09.10.2017 № 45-01-04/115, решением Воронежской городской Думы от 22.11.2017 №704-IV).

Частью 1 статьи 29.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что региональные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в региональные нормативы градостроительного проектирования утверждаются исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Воронежской области от 31.12.2014 № 1240 утверждено Положение о Департаменте архитектуры и градостроительства Воронежской области.

Департамент архитектуры и градостроительства Воронежской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области в сферах архитектуры и градостроительной деятельности, также является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области по вопросам административно-территориального устройства (пункт 1.1 положения). Департамент является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области, который осуществляет полномочия органов местного самоуправления поселений Воронежской области, городского округа город Нововоронеж, Борисоглебского городского округа по утверждению правил землепользования и застройки (пункт 1.2 положения). Департамент является правопреемником по обязательствам, в том числе и по обязательствам, возникшим в результате судебных решений, переименуемого управления архитектуры и градостроительства Воронежской области (пункт 1.3 положения).

Департамент как исполнительный орган государственной власти издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты - приказы, которые являются обязательными для исполнения на территории Воронежской области (пункт 1.8 положения).

Департамент исполняет государственные функции по утверждению региональных нормативов градостроительного проектирования (пункт 3.1.4 положения).

Оспариваемым приказом Управления АиГ Воронежской области от 09.10.2017 № 45-01-04/115 «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области» в целях актуализации региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Законом Воронежской области от 07.07.2006 № 61-ОЗ «О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области» и пунктом 3.1.4 Положения об управлении архитектуры и градостроительства Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 31.12.2014 № 1240, постановлено:

1. Утвердить прилагаемые региональные нормативы градостроительного проектирования Воронежской области…

3. Признать утратившим силу приказ управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 01.11.2016 № 45-01-04/433 «Обутверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области».

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и гарантируется, в том числе запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статьи 12, 130 и 133).

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки.

Пунктом 3 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 32 ГрК РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся в том числе утверждение правил землепользования и застройки городских округов.

Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Представительным органом муниципального образования город Воронеж является Воронежская городская Дума, имеющая полномочия по установлению общеобязательных правил на территории города Воронеж (статьи 28, 29 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 № 150-I).

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Устава городского округа город Воронеж Воронежская городская Дума по вопросам, отнесенным к ее полномочиям федеральными законами, законами Воронежской области и Уставом городского округа город Воронеж, принимает решения.

Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки, их утверждения, порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки регламентированы статьями 31-33 ГрК РФ.

Из материалов дела следует, что 29.08.2016 в Воронежскую городскую Думу поступило предписание Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 26.08.2016 об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, отраженных в акте проверки от 26.08.2016, в том числе в части установления в отношении территориальной зоны П1 максимального процента застройки в границах земельного участка, определяемого как соотношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей его площади (т. 1 л.д. 100-102).

В соответствии с частью 4 статьи 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки 30.06.2016 рассмотрены на заседании комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Воронеж, по результатам которого принято решение о принятии предложений и даче заключения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж в части установления предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства (т. 1 л.д. 103-105, 106).

С учетом содержащихся в заключении комиссии рекомендаций и на основании части 5 статьи 33 ГрК РФ главой городского округа город Воронеж вынесено распоряжение № 746-р от 23.09.2016 «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж», которое опубликовано в газете «Берег» от 27.09.2016 (т. 1 л.д. 107, 108).

01.11.2017 проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж во исполнение части 12 статьи 31 ГрКРФ и постановления главы городского округа город Воронеж от 11.10.2017 №32 рассмотрен на публичных слушаниях, о чем составлен соответствующий протокол публичных слушаний (т. 1 л.д. 109-119, 120, 121-124).

Заключением комиссии по землепользованию и застройке городского округа город Воронеж от 02.11.2017 по результатам публичных слушаний решено представить рассматриваемый проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в Воронежскую городскую Думу (т. 1 л.д. 138-139, 140).

В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Устава городского округа город Воронеж право внесения проектов правовых актов принадлежит только субъектам правотворческой инициативы. К субъектам правотворческой инициативы относятся депутаты городской Думы, глава городского округа, прокурор города Воронежа, Контрольно-счетная палата городского округа город Воронеж по вопросам, отнесенным к ее компетенции, органы территориального общественного самоуправления, инициативные группы граждан.

Проект оспариваемого решения Воронежской городской Думы внесен в Думу главой городского округа город Воронеж.

На заседании Воронежской городской Думы четвертого созыва 22.11.2017 присутствовали 32 депутата из избранных 36 депутатов Воронежской городской Думы, то есть кворум имелся. За принятие решения «О внесении изменения в решение Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-П «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж» депутаты голосовали единогласно (т. 1 л.д. 93-99).

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что порядок принятия оспариваемых приказа Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 09.10.2017 № 45-01-04/115 и решения Воронежской городской Думы от 22.11.2017 №704-IV соблюден.

Частью 5 статьи 29.3 ГрК РФ установлено, что утвержденные региональные нормативы градостроительного проектирования подлежат опубликованию в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных нормативов.

Пунктом 5.1 постановления Правительства Воронежской области от 03.03.2016 № 122 «О регистре нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Воронежской области» предусмотрено, что акты в течение 10 дней после дня их государственной регистрации в Регистре подлежат официальному опубликованию исполнительным органом государственной власти в периодических печатных изданиях, с которыми заключен государственный контракт, предусматривающий официальное опубликование нормативных правовых актов Воронежской области, либо в официальных периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти Воронежской области, либо в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

В силу пункта 10 статьи 55 Устава городского округа город Воронеж муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления городского округа, вступают в силу после официального опубликования (обнародования) в газетах «Воронежский курьер» или «Берег». Указанные муниципальные правовые акты должны быть опубликованы (обнародованы) в течение семи рабочих дней со дня их подписания главой городского округа.

Оспариваемый приказ Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 09.10.2017 № 45-01-04/115 опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30.10.2017, «Воронежский курьер», № 49, 5-11 декабря, 2017, решение Воронежской городской Думы от 22.11.2017 № 704-IV опубликовано в газете «Берег» от 05.12.2017 № 90 (т. 1 л.д. 141-143).

При таких обстоятельствах оспариваемые истцами нормативные правовые акты в части приняты в пределах полномочий исполнительного органа государственной власти Воронежской области и представительного органа местного самоуправления соответственно с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре принятия и правил введения их в действие; положениям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, не противоречат и не влекут нарушение прав и законных интересов Комаровой С.В. и Берга О.В.

Доводы административных истцов о «признании недействующими пунктов 3-4 приказа Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 09.10.2017 № 45-01-04/115 об отмене приказа от 01.11.2016 № 45-01-04/433 не с даты утверждения этих нормативов 01.11.2016, а со дня официального опубликования приказа Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 09.10.2017» и «признании недействующим решения Воронежской городской Думы от 22.11.2017 № 704-IV не с даты принятия Правил землепользования и застройки 25.12.2009, а со дня официального опубликования решения Воронежской городской Думы от 22.11.2017» по своей сути направлены на изменение порядка вступления в законную силу оспариваемых нормативных правовых актов.

Однако, как указано в статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1). Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании (часть 2).

В связи с этим, установленный Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ и актами Воронежской области порядок вступления в законную силу нормативных правовых актов прав истцов в данном случае нарушить не может и изменению судом не подлежит.

При несогласии административных истов с приказом управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 01.11.2016 № 45-01-04/433 «Обутверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области» и статьей 19 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж в редакции решения Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II они имели возможность их своевременно оспорить в судебном порядке, однако данным правом не воспользовались.

Доказательств того, что оспариваемые акты нарушают права истцов на свободное пользование земельным участком по установленному виду разрешенного использования и его выкуп с прекращением обязанности по уплате арендной платы, как о том указано в исковом заявлении и дополнениях к нему, истцами не предоставлено.

Поскольку пункт 5.2.3 Региональных нормативов градостроительного проектирования, утвержденный приказом Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 01.11.2016 № 45-01-04/433, и статья 19 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж в оспариваемой редакции решения Воронежской городской Думы от 25.12.2009 №384-II в настоящее время являются недействующими, правовых оснований для их проверки на предмет законности у суда не имеется.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом не установлено противоречия оспариваемых приказа и решения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оснований к удовлетворению административного иска у суда не имеется.

Вопреки доводам истцов, оснований для указания в решении суда вывода о несоответствии применения оспариваемых актов их истолкованию, выявленному судом с учетом их места в системе нормативных правовых актов, не имеется, поскольку при рассмотрении административного дела суд не установил, что применение на практике оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствует истолкованию данного нормативного правового акта или его отдельных положений, выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов (часть 3 статьи 215 КАС РФ).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Комаровой Светланы Валериевны, Берга Дмитрия Олеговича к Департаменту архитектуры и градостроительства Воронежской области, Воронежской городской Думе о признании недействующими приказа Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 09.10.2017 № 45-01-04/115 в части, решения Воронежской городской Думы от 22.11.2017 № 704-IV в части отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции (город Москва) через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 29.12.2021.

Судья И.В. Чеча