ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-517/20 от 17.02.2021 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-189/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж 17 февраля 2021 г.

Воронежский областной суд в составе

председательствующего судьи Привалова А.А.,

при секретаре Стороженко Е.В.,

с участием представителя

административного ответчика Пахмелкиной М.В.,

прокурора Сергеевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Берга О.В. к Воронежской городской думе о признании недействующим в части пункта 2.2.38 Положения об Управлении жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 26.09.2012 г. № 939-III,

установил:

решением Воронежской городской Думы от 26.09.2012 г. № 939-III утверждено Положение об управлении жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж.

Текст документа опубликован в издании «Воронежский курьер», № 111, 04.10.2012.

Пунктом 2.2.38 названного Положения к функциям Управления отнесено принятие в установленном законодательством порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, выдача уведомлений собственникам о переводе жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения. Подготовка и выдача актов приемочной комиссии, подтверждающих завершение работ по переустройству, и (или) перепланировке, и (или) иных работ в переводимых помещениях.

Административный истец Берг О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 2.2.38 в части требования представления проекта переустройства и (или) перепланировки, в случае, когда Управлением не доказана необходимость переустройства и (или) перепланировки, принять решение, содержащее вывод о несоответствии применения оспариваемого акта истолкованию данного акта, выявленному судом с учетом его места в системе нормативных правовых актов.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает его право на перевод нежилого помещения в жилое без выполнения незаконного требования представления проекта переустройства и (или) перепланировки. Применение оспариваемого нормативного акта к административному истцу подтверждается тем, что ему отказано в удовлетворении заявления о переводе нежилого помещения в жилое, расположенное по адресу: <адрес>.

По мнению административного истца, исходя из практики применения Положения Управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж, оспариваемая норма содержит требование о представлении заявителем проекта переустройства и (или) перепланировки помещения во всех случаях, а не только в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обоснования использования такого помещения в качестве жилого, что противоречит части 2 статьи 23 ЖК РФ.

Административный истец Берг О.В. надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В судебном заседании представитель административного ответчика Пахмелкина М.В. полагала, что оспариваемое решение принято Воронежской городской Думой в пределах полномочий, в установленной законом форме, опубликовано в установленном порядке. Оспариваемый административным истцом пункт Положения устанавливает полномочия Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж, и не возлагает на него обязанности по предоставлению проекта переустройства и (или) перепланировки при осуществлении перевода нежилого помещения в жилое.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора Сергеевой О.А., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, приказом Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 20.01.2021 № 27 Бергу О.В. отказано в переводе нежилого здания № 32, расположенного по адресу: Воронеж, пер. Малярный, в жилое помещение на основании п. 1 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ, в связи с непредставлением определенных п. 5 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ документов, а именно, подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (л.д. 88-90).

Таким образом, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и гарантируется, в том числе запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст. ст. 12, 130 (ч. 1), 132 (ч. 1) и 133).

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

На основании пункта 6 части 1 статьи 16 указанного федерального закона осуществление иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесено к вопросам местного значения городского округа.

Пунктами 6, 7 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями в области жилищных отношений по принятию в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Представительным органом муниципального образования город Воронеж является Воронежская городская Дума (далее - городская Дума), имеющая полномочия по установлению общеобязательных правил на территории города Воронеж (статьи 28, 29 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 г. № 150-1).

В соответствии с частью 1 статьи 56 Устава городского округа город Воронеж Воронежская городская Дума по вопросам, отнесенным к ее полномочиям федеральными законами, законами Воронежской области и Уставом городского округа город Воронеж, принимает решения.

Решением Воронежской городской Думы от 26.09.2012 № 939-III учрежден отраслевой орган администрации городского округа город Воронеж - Управление жилищных отношений, одной из задач деятельности которого является принятие в установленном законодательством порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, выдача уведомлений собственникам о переводе жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения; подготовка и выдача актов приемочной комиссии, подтверждающих завершение работ по переустройству, и (или) перепланировке, и (или) иных работ в переводимых помещениях (пункт 2.2.38 Положения об управлении жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж).

На основании части 3 статьи 31, части 1 статьи 56 Устава городского округа город Воронеж, суд приходит к выводу, что порядок принятия решения соблюден (л.д. 49-71, 128-157).

Данное решение опубликовано в газете «Воронежский курьер» от 04.12.2012 № 111 (часть 11 статьи 55 Устава) (л.д. 72-73).

Следовательно, наделение управления названными правами является способом реализации вопросов местного значения.

При таких обстоятельствах оспариваемое истцом правовое регулирование принято в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правил введения его в действие; положениям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, не противоречит и не влечет нарушение прав и законных интересов Берга О.В.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта части 2 статьи 23 ЖК РФ суд отклоняет по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований названного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Часть 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод.

Пункт 5 части 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает предоставление в орган местного самоуправления для переводимого помещения подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

В данном случае представительный орган муниципального образования Воронежская городская Дума на основании пункта 15 части 2 статьи 29 Устава городского округа город Воронеж реализовала предоставленные ей полномочия по утверждению структуры администрации городского округа, принятию решения о наделении правами юридического лица структурных подразделений администрации городского округа.

Оспариваемый административным истцом пункт 2.2.38 Положения закрепляет функции Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж, отнесенные пунктами 6, 7 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации и законодательством о градостроительной деятельности, что нашло отражение в оспариваемом пункте ссылкой на принятие решений в установленном законодательством порядке.

Споры в этой сфере правового регулирования, связанные с оценкой обстоятельств обоснованности требования уполномоченного органа о предоставлении проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, когда, по мнению органа, переустройство и (или) перепланировка требуется для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, разрешаются в ином судебном порядке.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом не установлено противоречия оспариваемого приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оснований к удовлетворению административного иска у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления Берга О.В. к Воронежской городской Думе о признании недействующим пункта 2.2.38 Положения об Управлении жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 26.09.2012 № 939-III, в части требования предоставления проекта переустройства и (или) перепланировки в случае, когда управлением не доказана необходимость переустройства и (или) перепланировки.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.А. Привалов

Мотивированное решение составлено 20 февраля 2021 г.